Просмотр содержимого документа
«КТП по литературному чтению 4 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, годовым календарным графиком и учебным планом школы, на основе программы под редакцией Л.Ф Климановой и В. Г. Горецкого (Концепция и программы для начальных классов УМК « ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение).
Общая характеристика учебного предмета
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
-воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Особенности учебно-методического комплекта «Школа России»
Авторы проекта «Школа России» видят свою цель в том, чтобы средствами учебно-методического комплекта обеспечить современное образование младшего школьника. Главная идея комплекта - это стать школой духовно-нравственного и обстоятельного образовательного развития. Учебно-методический комплект «Школа России» сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников.
При организации работы комплекта «Школа России» предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При этом подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенок понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности.
Программы и учебники комплекта обеспечивают граждански-ориентированное образование младших школьников. Средствами разных учебных предметов в детях воспитывается любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. УМК «Школа России» знакомит детей с образцами благородного служения Отечеству, стремится показать причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России. Комплект обеспечивает глобально-ориентированное образование младших школьников.
Количество учебных часов
В соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком на учебный предмет «Литературное чтение» предусмотрено 119 часа в год, 3,5 часа в неделю.
Основные содержательные линии
В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.
Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).
Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Результаты обучения
Предметные:
В конце 4 класса обучающиеся должны знать:
- наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
- не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
Обучающиеся должны уметь:
- осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
- понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
-передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
-использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
- составлять план к прочитанному;
-делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
-определять тему и главную мысль произведения;
-озаглавливать иллюстрации и тексты;
- вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
-ставить вопросы к прочитанному;
- самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Учащиеся должны:
- освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
- принимать участие в конкурсах чтецов;
- владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Метапредметные (универсальные учебные действия).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
Знать/ понимать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Уметь:
-различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
IV КЛАСС (119ч.)
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.
Летописи. Былины. Жития
А.С. Пушкин "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"? "И вспомнил Олег коня своего".
Былина. «Ильины три поездочки»
Древнерусская литература. «Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».
А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик-Кериб».
Л.Н. Толстой «Детство».
Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень».
А.П. Чехов «Мальчики».
Поэтическая тетрадь
Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».
А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь».
Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…».
А.Н. Плещеев «Дети и птичка».
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».
И.А. Бунин «Листопад».
Литературные сказки
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
П.П. Бажов «Серебряное копытце».
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Делу время – потехе час
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
В.Ю. Драгунский «Главные реки».
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».
В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства
Б.С. Житков «Как я ловил человечков».
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
М.М. Зощенко «Ёлка».
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».
С.А. Есенин «Бабушкины сказки».
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».
Природа и мы
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
М.М. Пришвин «Выскочка».
Е.И. Чарушин «Кабан».
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь
Б.Л. Пастернак «Золотая осень».
Д.Б. Кедрин «Бабье лето».
С.А. Клычкова «Весна в лесу».
Н.М. Рубцов «Сентябрь».
С.А. Есенин «Лебёдушка».
Родина
И.С. Никитин «Русь».
С.Д. Дрожжин «Родине».
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».
Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».
Страна Фантазия
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».
Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература
Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
Г.-Х. Андерсен «Русалочка».
М. Твен «Приключения Тома Сойера».
С. Лагерлёф «Святая ночь». Сказания о Христе. «В Назарете».
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Литературное чтение» (119 ч)
2017 – 2018 учебный год
№
п/п
.
Дата
Тема урока
Тип урока
Решаемые проблемы
(цели)
Понятия
Рекомендуемые приемы
Предметные результаты
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)
1
Знакомство с учебником «Родная речь». Летописи.
Изучение и первичное закрепление знаний
Цель: Формировать умениенаходить в былине аналогии с реальными историческими событиями.
Загадки,
Пословицы
Дразнилка,
Скороговорка
Знакомство с учебником
система условных обозначений,
содержание учебника,
словарь.
Научатся:
находить в былине аналогии с реальными историческими событиями.
Получит возможность научиться:
передавать свои впечатления о прочитанном.
Регулятивные: самостоятельно формулировать
тему и цели урока;
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную;
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.
Летописи, былины, жития (10 ч )
2
Древнерусские летописи.
Изучение и первичное закрепление знаний
Цель: Формировать знакомство учащихся
с отрывками из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
Летопись,
былинные герои
конкурсы
Научатся:
познакомятся с отрывками из летописей
Получит возможность научиться: понять необходимость знания истории.
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
3
Летопись – источник исторических фактов.
Изучение и первичное закрепление знаний
Цель: формировать знакомство учащихся с отрывками из летописи « Ильины три поездочки», навыки осознанно, правильно, выразительно читать вслух.
Образы былинных героев
Приемы работы с текстовыми источниками информации
Научатся: выразительно читать вслух.
Получит возможность научиться: Самостоятельно читать отрывки из древнерусских летописей.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные: извлекать
информацию, представленную в виде таблицы;
Коммуникативные: высказывать
и обосновывать свою точку зрения;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
4
Сочинение по картине М. В Васнецова «Богатыри».
Цель: Формировать умение описывать картину.
Описание героев
Приемы работы с текстовыми источниками.
Научатся: описывать картину.
Получит возможность научиться: рассказывать о картине в форме устного и письменного сочинения.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: перерабатывать
и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Коммуникативные: слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
стремиться к совершенствованию собственной речи;
5
«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы.
Изучение и первичное закрепление знаний
Цель: Формировать знакомство учащихся об известном историческом событии на основе опорных слов.
Историческое событие
Игровые приемы
Научатся: давать характеристику героя.
Получит возможность научиться: относить прочитанное произведение к определённому периоду.
Регулятивные: самостоятельно
формулировать тему и цели урока;
Познавательные: пользоваться
словарями, справочниками;
Коммуникативные: договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
6
Сравнение текста летописи с текстом
произведения А.С.Пушкина «Песнь о
вещем Олеге».
Цель:
формировать знания сравнивать былины и волшебные сказки.
Волшебные сказки
Приемы работы с
тестами.
Научатся:
составлять план текста.
Получит возможность научиться: сравнить текст летописи с художественным текстом
Регулятивные: самостоятельно
формулировать тему и цели урока;
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную;
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.
7
Сказочный характер былины.
Изучение и первичное закрепление
знаний
Цель: Формировать умениехарактеризовать героя с опорой на текст.
Героическая песня
былина
легенда
библейское предание
Приемы работы с экранными
материалам.
Научатся:
определять сказочный характер былины
Получит возможность научиться:
понимать ценность и значимость литературы.
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
Интерес к чтению,
8
Сравнение поэтического и прозаического текста.
Изучение и первичное закрепление знаний
Цель: формировать умение сравнивать поэтический и прозаический текст.
Поэтический текст,
прозаический текст.
Приемы работы с иллюстративным материалом.
Научатся:
сравнивать поэтический и прозаический текст
Получит возможность научиться:
определять героябылины.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные: извлекать
информацию, представленную в виде таблицы;
Коммуникативные: высказывать
и обосновывать свою точку зрения;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
9
Рассказ о битве на Куликовом поле.
Изучение и первичное закрепление знаний
Цель: Формировать умение составлять летопись современных важных событий.
Куликовское поле
Вербальные
приемы
обучения.
Научатся:
рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов
Получит возможность научиться:
Пересказ от лица героя.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: перерабатывать
и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Коммуникативные: слушать и
слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
10
Проект
« Создание календаря исторических событий».
Изучение и первичное закрепление получит знаний
Цель: Формировать умениеучаствовать в проектной деятельности.
Исторические события
Приемы работы с текстовыми источниками информации
Научатся:
участвовать в проектной деятельности.
Получит возможность научиться: составлять летопись важных событий.
Регулятивные: самостоятельно
формулировать тему и цели урока;
Познавательные: пользоваться
словарями, справочниками;
Коммуникативные: договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Научатся: Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма.
Получит возможность научиться: ведению диалога с автором текста
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
интерес к чтению,
13
Сравнение народной и литературной сказки.
Изучение нового материала
Цель: Формировать умение работать над содержанием сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок».
Смелость
настойчивость
Приемы работы с текстовыми источниками информации.
Научатся:
Понимать идеи произведения.
Получит возможность научиться:
составлять самостоятельно план
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Познавательные: пользоваться
словарями, справочниками;
Коммуникативные: договариваться
и приходить
к общему решению в совместной деятельности;
ведение диалога с автором текста;
14-15
События литературной сказки. Герои сказки.
Изучение нового материала
Цель: Формировать умение понимать поступки героев, давать им характеристики.
Народная сказка
Приемы работы с иллюстративным материалом.
Научатся Самостоятельно давать характеристику героя
Получит возможность научиться: наблюдать за развитием событий в сказке
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные: перерабатывать и
преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Коммуникативные: договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности;
потребность в чтении;
16
Сравнениесловесного и изобразительного искусства. Изучение нового материала
Цель: формировать умение сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.
Житейская мудрость
Игровые приемы
Научатся: сравнивать произведения
Получит возможность научиться:
пересказывать большие по объему произведения.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
17
Авторское отношение к изображаемому.
А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора».
Изучение нового материала
Цель: Формировать знакомство учащихся с творчеством А.С.Пушкина, учить понимать и правильно читать стихи поэта.
Жадный
корыстный
печальный
Приемы работы с экранными материалами.
Научатся:
Развивать внимание к авторскому слову
Получит возможность
научиться:
Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма.
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные: пользоваться
разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
18-19
Характеристика
героев пушкинской сказки и отношение к ним.
Изучение нового материала
Цель: Формировать знакомство учащихся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», учить анализировать поступки героев.
своенравна
капризна
Приемы работы с текстовыми источниками информации.
Научатся:
Точно употреблять слова в поэтической речи.
Получит возможность научиться: выражать своё отношение к героям произведения.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные: извлекать
информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Цель: формировать умение грамотно, выразительно читать, развивать память и речь.
Приключен-ческая
сказка
Приемы работы с иллюстративным материалом.
Научатся:
Аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному
Получит возможность научиться: понимать и определять свои эмоции.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: перерабатывать
и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Коммуникативные: слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
21
Картина природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова.
Изучение нового материала
Цель: Формировать знакомство учащихся с произведением М.Ю.Лермонтова «Дары Терека»,
обучать грамотному, выразительному чтению.
Терек
Ашик
Игровые приемы
Научатся: видеть языковые средства, использованные автором.
Получит возможность научиться:
грамотному, выразительному чтению.
Регулятивные: самостоятельно
формулировать тему и цели урока;
Познавательные: пользоваться
словарями, справочниками;
Коммуникативные: договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
22-23
Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.
Изучение нового материала
Цель: формировать навыки сравнительного анализа.
Иностранные языки
Приемы работы с текстом.
Научатся: видеть особенности сказочного текста
Получит возможность научиться:
Сравнивать русскую и турецкую литературу
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: осуществлять анализ и синтез
Коммуникативные: задавать вопросы.
Проявлять активность в процессе чтения и анализа поэтических произведений.
24
Творчество Л. Н. Толстого.
Изучение нового материала
Цель: Формировать знакомство учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Детство», воспитывать любовь и уважение к маме.
Приемы работы с иллюстративным материалом.
Научатся:
Соотносить автора, его произведения со временем их создания;
Получит возможность научиться:
Любви и уважению к Отечеству
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные: устанавливать
причинно-следственные связи;
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
25
События и характер главного героя повести Л.Н.Толстого
Изучение нового материала
Цель: формировать умение определять основные события повести, характеризовать героев произведения.
Приемы работы с экранными материалами.
Научатся:
определять основные события художественного текста
Получит возможность научиться:
характеризовать героев произведения
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: строить рассуждения;
Коммуникативные: слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
умение осознавать и определять эмоции других людей;
26
Особенности и главная мысль басни Л.Н.Толстого.
Цель: формировать умение определять жанровые особенности басни, называть основную мысли басни.
басня
Приемы работы с текстом
Научатся:
определять жанровые особенности басни, Получит возможность научиться:
формулировать основную мысль басни.
Регулятивные работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные: осуществлять анализ и синтез
Коммуникативные: договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности;
соотносить автора, его произведения со временем их создания
Получит возможность научиться:
раскрывать смысл произведения
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: перерабатывать
и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Коммуникативные: слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
стремиться к совершенствованию собственной речи;
28
Характер героев рассказа «Мальчики».
Изучение нового материала
Цель: Формировать умение характеризовать героев произведения, воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми.
Мустанг
индейцы
москит
термит
чечевица
плантации
Приемы работы с экранными материалами.
Научатся:
Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям.
Получит возможность научиться:
умение осознанно определять свои эмоции.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: перерабатывать
и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Коммуникативные: слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
29
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Чудесный мир классики».
Обобщение изученного материала
Цель: обобщить полученные знания детей по разделу, развивать творческие способности учащихся.
Эрудиты
Приемы работы с текстовыми источниками информации.
Научатся:
Иметь собственные читательские приоритеты.
Получит возможность научиться: уважительно относиться к предпочтениям других.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
Поэтическая тетрадь (9 ч)
30
Эмоциональная окраска в произведениях Ф.И.Тютчева.
Изучение нового материала
Цель: формировать знакомство учащихся с
Творчеством Ф.И.Тютчева «Еще земли печален вид…» и «Как неожиданно и ярко…», обучать правильному чтению стихов.
Воздвигнуться
изнемочь
нега
Приемы работы с иллюстративным материалом.
Научатся:
Видеть языковые средства.
Получит возможность научиться
воспринимать на слух художественное произведение.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные: извлекать
информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Коммуникативные: высказывать
и обосновывать свою точку зрения;
Понимать и ценить красоту поэзии.
31
Картины природы в лирических стихотворениях А. А. Фета
Изучение нового материала
Цель: Формировать умение видеть и замечать прекрасное в природе, обогащать словарный запас.
Очертанье
бархат
Приемы работы с экранными материалами. А. А. Фета « Весенний дождь». «Бабочка».
Научатся
Обеспечить целостное восприятие поэтического текста.
Получит возможность научиться
читать стихи выразительно
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: перерабатывать
и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Коммуникативные: слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Бережно относиться ко всему живому.
32
Передача настроения и чувства у Е. А. Баратынского.
Изучение нового материала.
Цель: Формировать знакомство учащихся с
Творчеством Е.А.Баратынского «Весна», «Где сладкий шёпот», учит видеть прекрасное с помощью поэзии.
Неистовствует
бесчинствует
Игровые приемы
Научатся:
Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее.
Получит возможность научиться
выражать свое отношение.
Регулятивные: самостоятельно
формулировать тему и цели урока;
Познавательные: пользоваться
словарями, справочниками;
Коммуникативные: договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Чувствовать красоту художественного слова.
33
Ритм стихотворения «Дети и птичка» А.Н.Плещеева.
Изучение нового материала.
Цель: Формировать знакомство с жизнью и творчеством А.Н.Плещеева, учить анализировать поэтический текст.
ритм
Приемы работы с текстовыми источниками информации
Научатся:
Иметь собственные читательские приоритеты
Получит возможность научиться:
определить ритм стихотворения и порядок слов как средство отражения особого настроения.
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные: осуществлять
анализ и синтез;
Коммуникативные: задавать вопросы.
Проявлять интерес к поэзии.
34
Изменение картин природы у И.С.Никитина.
Цель: Формировать знакомство учащихся с жизнью и творчеством И.С. Никитина, обучать правильному выразительному чтению
эпитеты
Приемы работы с текстом.
Научатся:
Читать стихи выразительно, отражая чувство лирического героя.
Получит возможность научиться:
Воспринимать на слух тексты
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные: устанавливать
причинно-следственные связи;
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
Понимать и ценить красоту поэзии.
35
Тема детства. Н. А. Некрасов «Школьник».
Изучение нового материал
Цель: формировать знания учащихся о творчестве Н.А.Некрасова, обучать правильному чтению стихов.
Сумерки
салазки
Приемы работы с текстовыми источниками информации.
Научатся:
Читать стихи выразительно, отражая чувство лирического героя.
Получит возможность научиться:
Воспринимать на слух тексты
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные: устанавливать
причинно-следственные связи;
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
Обеспечить целостное восприятие поэтического текста.
Получит возможность научиться
читать стихи выразительно
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: перерабатывать
и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Коммуникативные: слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
37
Картина осени в стихах И.А.Бунина.
Изучение нового материала
Цель: Формировать знакомство учащихся с произведением И.С.Бунина «Листопад», учить чувствовать поэтический мир.
Лиловый
Игровые приемы
Научатся:
Иметь собственные читательские приоритеты
Получит возможность научиться
читать стихи выразительно
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации
Чувствовать красоту художественного слова.
38
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь».
Обобщение изученного материала
Цель: Формировать умение работать с текстом задания, отвечать на вопрос, выполнять задания, оценивать результат.
Поэтическая тетрадь
Приемы работы с текстовыми источниками информации.
Научатся:
Работать с текстом, отвечать на вопросы
Получит возможность научиться
оценивать результат
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные: пользоваться
разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
Проявлять активность в процессе чтения и анализа поэтических произведений.
Литературные сказки (10 ч)
39
Научно – познавательная сказка В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».
Изучение нового материала.
Цель: Формировать знакомство с жизнью и творчеством В.Ф.Одоевского,
умениеработать со статьями, толковыми словарями, словарями устаревших слов, учить определять особенности научно – познавательной сказки.
Табакерка
пестренькая
счесть нельзя уверился
померкли
мудрено
Приемы работы с иллюстративным материалом.
Научатся:
Самостоятельно осваивать незнакомый текст, знать особенности научно – познавательной сказки
Получит возможность научиться находить в тексте незнакомые, устаревшие слова, объяснять их лексическое значение с помощью толкового словаря, чтению про себя.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные: извлекать
информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Коммуникативные: высказывать
и обосновывать свою точку зрения;
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков
40-41
Композиция в сказке В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».
Цель: формировать умение делить текст на части, составлять план сказки, подробно пересказывать.
Учтиво
свод
камин
досадно
Приемы работы с экранными материалами.
Научатся делить текст на части
Получит возможность научиться
Составлять план сказки.
Регулятивные: самостоятельно
формулировать тему и цели урока;
Познавательные: пользоваться
словарями, справочниками;
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Осознавать и принимать ценности и нормы поведения, рекомендуемой русской классикой
42
Особенность произведения «Сказка о жабе и розе».
Изучение нового материала
Цель: Формировать знакомство с произведением В.М.Гаршина, чувство сострадания к другим.
Кол
пика
барбос
Игровые приемы
Научатся:
Приводить доказательство жанровой специфики произведения
Получит возможность научиться чтению про себя,
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные: осуществлять
анализ и синтез;
Коммуникативные: задавать вопросы.
умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать
43
Главная мысль произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе».
Цель: Формировать умение определять главную мысль произведения, понимать смысл красоты в сказке.
повилика
коровяк
Работа по схеме
Научатся:
Рассказать о героях произведения на основе опорных слов, анализа поступков
Получит возможность научиться определять главную мысль текста.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные: устанавливать
причинно-следственные связи;
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
Осознавать силу и смысл красоты
44-
45
Мотивы народной сказки «Серебряное копытце» П.П.Бажова.
Изучение нов. Материала
Цель: формировать знакомство с жизнью и творчеством П.П.Бажова, обучать чтению по ролям.
Взъесться
голубчик
пожитки
похлебка
пособник
Приемы работы с текстовыми источниками информации.
Научатся
ориентироваться в жанрах по определенным признакам.
Получит возможность научиться
чтению по ролям
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: строить рассуждения;
Коммуникативные: слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Понимание ценности семьи.
46
47
Главные герои сказки С.Т. Аксакова.
Изучение нового материала
Цель: Формировать знакомство с жизнью и творчеством С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные: перерабатывать
и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Понимание ответственности по отношению к своим близким;
48
Повторительно – обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».
Цель: Формировать умение работать с текстовыми материалами, выполняя задания самостоятельно.
Приемы работы с текстами.
Научатся:
Знать литературные сказки русских писателей, отличать литературные сказки от народной.
Получит возможность научиться
Делить текст на части, составлять план.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: извлекать
информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Коммуникативные: слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Осознавать учение как познавательный процесс.
Делу время -потехе час (9ч)
49-
50
Нравственный смысл произведения.
« Сказка о потерянном времени» Е. Л. Шварц.
Изучение нового материала
Цель: формировать знакомство с жизнью и творчеством Е.Л.Шварца, учить делить текст на части.
Игровые приемы
Окладистая
керосиновая лампа
ходики
пола
Научатся
ориентироваться в жанрах по определенным признакам.
Получит возможность научиться
делит текс на части
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков
51-
52
Особенности юмористического текста В. Ю. Драгунского.
Изучение нового материала
Цель: формировать знакомство с произведениями «Главные реки»,
«Что любит Мишка»
В. Ю. Драгунского, обучать правильному выразительному чтению.
позор
Приемы работы с текстовыми источниками информации.
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные: пользоваться
разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
53-
54
Смысл заголовка «Никакой я горчицы не ел»
Изучение нового материала
Цель: познакомить с жизнью и творчеством В. В. Голявкина, учить анализировать поступки героев.
Патент
Приемы работы с иллюстративным материалом.
Научатся:
определять
отношение автора к герою;
Получит возможность научиться:
Анализировать поступки героев.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные: извлекать
информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Коммуникативные: высказывать
и обосновывать свою точку зрения;
умение осознавать и определять эмоции других людей;
Получит возможность научиться: Иметь собственные читательские приоритеты.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: перерабатывать
и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Коммуникативные: слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
потребность в чтении;
57
Повторительно обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час».
Обобщение изученного
Цель: обобщить знания учащихся по разделу, воспитывать трудолюбие, развивать память.
Трудолюбие
Игровые приемы
Научатся:
Воспринимать на слух тексты Получит возможность научиться: Иметь собственные читательские приоритеты.
Регулятивные: самостоятельно
формулировать тему и цели урока;
Познавательные: пользоваться
словарями, справочниками;
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
Страна детства (8 ч)
58-
59
Особенности развития сюжета «Как я ловил человечков» Б. С. Житкова
Изучение нового материала
Цель: формировать знакомство учащихся с жизнью и творчеством Б. С. Житкова, обучать беглому выразительному чтению.
Корма
мачта
палуба
полировать
лакировать
Приемы работы с текстовыми источниками информации.
Научатся: формулировать основную мысль текста;
Получит возможность научиться:
беглому чтению
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные: устанавливать
причинно-следственные связи;
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
осознавать и определять эмоции других людей;
60
Герои произведения К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Изучение нового материала
Цель: познакомить с жизнью и творчеством К. Г. Паустовского, обучать правильному выразительному чтению
Приемы работы с иллюстративным материалом
Научатся: Самостоятельно давать характеристику героя
Получит возможность научиться:
составлять простой и сложный план текста
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: строить рассуждения;
Коммуникативные: слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
61
Музыкальное сопровождение Э.Грига текста «Корзина с еловыми шишками».
Цель: формировать умениесравнивать художественный текст и музыкальное произведение.
Аккорд
симфонический
ботфорты
парча
Приемы работы
Научатся: находить в тексте слова, которые помогают слышать музыку
Получит возможность научиться:
составлять диалог о музыке
Регулятивные:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные: строить рассуждения;
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
62-
63
Словесное рисование портретов героев М. М. Зощенко в произведении «Ёлка».
Изучение нового материала
Цель: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, выделять главное в тексте.
Длинновязая
добродушный
Игровые приемы
Научатся: формулировать основную мысль текста;
Получит возможность научиться:
составлять простой и сложный план текста
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Познавательные: перерабатывать
и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков
64
Пересказ текста от лица героев М.М.Зощенко.
Цель:
Формировать умение пересказывать текст от первого лица, выборочное чтение.
Приемы работы с текстом
Научатся: пересказывать текст от первого лица,
Получит возможность научиться:
выборочному чтению.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные: устанавливать
причинно-следственные связи;
Коммуникативные оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
сочувствовать другим людям, сопереживать
65
Повторительно – обобщающий урок по разделу «Страна детства».
Обобщение изученного материала.
Цель: обобщить знания учащихся по разделу, развивать навыки сравнения, логического мышления.
Каверзные вопросы
Приемы работы с текстовыми источниками информации.
Научатся:
Иметь собственные читательские приоритеты, Получит возможность научиться:
уважительно относиться к предпочтениям других
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: перерабатывать
и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Коммуникативные: слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
Поэтическая тетрадь (5ч)
66
Развитие чувства в лирических стихотворениях В. Я Брюсова
Изучение нового материала
Цель: формировать знакомство с произведениями В. Я Брюсова «Опять сон»
Воспринимать на слух тексты Получит возможность научиться:
читать осознанно, правильно, выразительно
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
67
Выразительное чтение стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки» .
Изучение нового материала
Цель: формировать знакомство с жизнью и творчеством С. А. Есенина, умение анализировать стихотворение.
Приемы работы с экранными материалами.
Научатся
читать вслух; Получит возможность научиться:
видеть языковые средства
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные: пользоваться
разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
стремиться к совершенствованию собственной речи;
68- 69
Тема детства в произведениях М. И. Цветаевой
Изучение нового материала
Цель: формировать знакомство с произведениями М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка»,
«Наши царства»,
обучать правильному выразительному чтению.
бугорок
Приемы работы с тестами
Научатся:
Воспринимать на слух тексты Получит возможность научиться:
читать осознанно, правильно, выразительно.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные: извлекать
информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Коммуникативные: высказывать
и обосновывать свою точку зрения;
чувствовать красоту художественного слова,
70
Работа над содержанием и выразительностью. Конкурс чтецов.
Обобщение изученного
Цель: обобщить знания учащихся по разделу, развивать умение читать осознанно, правильно и выразительно.
Ключевое слово
Приемы работы с текстовыми источниками информации.
Научатся:
Воспринимать на слух тексты Получит возможность научиться:
читать осознанно, правильно, выразительно .
Регулятивные: самостоятельно
формулировать тему и цели урока;
Познавательные: пользоваться
словарями, справочниками;
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
стремиться к совершенствованию собственной речи;
Природа и мы (12 ч )
71-
72
Отношение человека к природе в произведениях Д. Н. Мамин-Сибиряка.
Изучение нового материала
Цель: формировать знакомство с произведением Д. Н. Мамин-Сибиряка «Приемыш»,нравственный смысл произведения.
Доспехи
протока
сайма
муштровать
муштра
Приемы работы с иллюстративным материалом.
Научатся
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения
Получит возможность научиться:
осознавать нравственный смысл произведения.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные: устанавливать
причинно-следственные связи;
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему
73-
74
Герои произведения о животных А. И. Куприна «Барбос и Жулька».
Изучение нового материала
Цель: формировать знакомство с жизнью и творчеством А. И. Куприна, учить анализировать поступки героев
Приземистый
сталактит
флирт
фестон
подпалина
лицемерный
Приемы работы с экранными материалами.
Научатся: находить ключевые слова,
Получит возможность научиться:
характеризовать героя произведения на основе поступка.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: строить рассуждения;
Коммуникативные: слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
стремиться к совершенствованию собственной речи;
75-
76
Работа над содержанием произведения М.М.Пришвина «Выскочка».
Изучение нового материала
Цель: формировать знакомство с жизнью и творчеством М. Пришвина , смысл дружбы и верности.
Выскочка
бдительность
радужный
Вербальные приемы обучения
Научатся читать вслух;
Получит возможность научиться:
видеть языковые средства
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные: перерабатывать
и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Коммуникативные оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
77-
78
Характеристика героев на основе их поступков Е. В. Чарушин «Кабан»
Изучение нового материала
Цель: формировать знакомство с жизнью и творчеством Е. В. Чарушина, учить рассказывать о герое и о событии на основе выборочного чтения.
Марал
сопеть
гуськом
небоскреб
Приемы работы с тестами
Научатся:
Рассказывать об авторе на основе прослушанного текста,
Получит возможность научиться:
рассказывать о герое и о событии на основе выборочного чтения
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: извлекать
информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Коммуникативные: слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
стремиться к совершенствованию собственной речи;
79-
80
Анализ произведения В. П. Астафьева. «Стрижонок Скрип»
Изучение нового материала
Цель: формировать знакомство с жизнью и творчеством В. П. Астафьева, учить анализировать текст
Бесцеремонно
заполошно
лепиться
яр
Игровые приемы
Научится:
рассказывать о писателе в форме презентации Получит возможность научиться:
анализировать текст.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
потребность в чтении;
81
Защита проекта «Природа и мы».
Цель: формировать умение находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.
Работа с источниками информации
Научится:
находить нужную информацию Получит возможность научиться: предоставлять свой труд в виде презентации.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: пользоваться
словарями, справочниками;
Коммуникативные: слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения
стремиться к совершенствованию собственной речи;
82
Обобщающий урок по разделу «Природа и мы»
Цель: обобщить знания учащихся по разделу,
Фестон
сталактит
Приемы работы с текстовыми источниками информации.
Научатся:
Иметь собственные читательские приоритеты, Получит возможность научиться:
уважительно относиться к предпочтениям других.
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные: пользоваться
разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
Поэтическая тетрадь (8 ч)
83
Весна как время пробуждение и обновления природы в стихах С.А.Клычкова.
Изучение нового материала
Цель: формировать знакомство с произведением С. А. Клычкова «Весна идет», развивать навыки сравнения, логического мышления.
Утренник
рудый
лом
никнуть
клохтать
сойка
Приемы работы с иллюстративным материалом.
Научатся:
Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
Получит возможность научиться:
читать выразительно.
Регулятивные: самостоятельно
формулировать тему и цели урока;
Познавательные: пользоваться
словарями, справочниками;
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Чувствовать красоту художественного слова,
84
85
Картины осени Б.Л.Пастернака «Золотая осень».
Цель: формировать знакомство с жизнью и творчеством Б.Л.Пастернака, умение читать стихотворение выразительно, выражая настроение и чувства.
Печален
неожиданно
Приемы работы с экранными материалами.
Научатся: читать
осознанно, правильно, Получит возможность научиться:
развивать навыки сравнения,
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные: осуществлять
анализ и синтез;
Коммуникативные: задавать вопросы.
стремиться к совершенствованию собственной речи;
86
Настроение, выраженное в стихах Д.Б.Кедрина «Бабье лето».
Изучение нового материала
Цель: формировать знакомство с жизнью и творчеством Д.Б. Кедрина, учить анализировать лирическое стихотворение
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные: устанавливать
причинно-следственные связи;
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
умение воспринимать красоту природы.
87
Тема природы и Родины в стихах Н.М.Рубцова «Сентябрь».
Изучение нового материала
Цель: формировать знакомство с жизнью и творчеством Н.М.Рубцова ,
развивать навыки сравнения, логического мышления.
Утренник
рудый
лом
никнуть
Игровые приемы
Научатся
находить языковые средства, помогающие создавать картину природы
Получит возможность научиться:
видеть языковые средства
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: строить рассуждения;
Коммуникативные: слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
88-89
Мотивы народного творчества С. А. Есенина «Лебедушка».
Изучение нового материала
Цель: формировать знакомство с жизнью и творчеством С. А. Есенина, обучать правильному выразительному чтению.
Народная песня
Приемы работы с текстовыми источниками информации.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: перерабатывать
и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Коммуникативные: слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
90
Повторительно – обобщающий
урок по разделу «Поэтическая тетрадь»
Цель: обучать правильному выразительному чтению
Приемы работы с иллюстративным материалом.
Авторы
Научатся:
Самостоятельно выбирать и читать детские книги
Получит возможность научиться: владеть элементами анализа поэтического текста.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста
Родина (8 ч)
91
Образ Родины в поэтическом тексте.
Изучение нового материала
Цель: формировать знакомство с произведением И. С. Никитина «Русь», обучать правильному выразительному чтению.
Мурава
казна
курган
Игровые приемы
Научится:
читать стихотворение, отражая настроение поэта
Получит возможность научиться: рассказывать о своей Родине, используя материал стихотворения и дополнительные источники.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы Познавательные: пользоваться
словарями, справочниками; энциклопедиями.
Коммуникативные: слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
92
93
Авторское отношение к изображаемому.С. С. Дрожжин «Родине»
Изучение нового материала
Цель: формировать знакомство с жизнью и творчеством С. С. Дрожжина, умение выразительно читать и выражать своё отношение к поэзии.
Молитвенно
чарующий
приветный
Приемы работы с текстовыми источниками информации.
Получит возможность научиться: понимать и определять средства выражения авторской позиции.
Регулятивные: самостоятельно
формулировать тему и цели урока;
Познавательные: осуществлять
анализ и синтез;
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
стремиться к совершенствованию собственной речи;
94-95
Красота и величие природы в стихотворении А.В.Жигулина.
Изучение нового материала
Цель: формировать знакомство с произведениями А. В. Жигулина «О, Родина в неярком блеске…», учить анализировать стихотворения.
Дрожащий
взволнованный
Приемы работы с иллюстративным материалом.
Научатся: выразительно читать вслух;
Получит возможность научиться: видеть языковые средства, использованные автором.
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные: осуществлять
анализ и синтез;
Коммуникативные: задавать вопросы.
чувствовать красоту художественного слова,
96-97
Проект « Они защищали Родину».
Цель: Формировать умение составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к родине.
Воины
освободители
Приемы работы с экранными материалами.
Научится:
использовать жанр интервью для поиска необходимой информации
Получит возможность научиться:
выполнять проект по заданной теме
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные: устанавливать
причинно-следственные связи;
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
98
Литературный вечер «Россия – Родина моя».
Обобщение изученного
Цель: обобщить знания учащихся по разделу, развивать навыки сравнения, логического мышления.
Кибернетик
кибернетика
контрабас
Приемы работы с текстовыми источниками информации.
Научатся:
кратко передавать прочитанное
Получит возможность научиться:
находить ключевые слова,
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: перерабатывать
и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Коммуникативные: слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Страна фантазии (7 ч)
99
Знакомство с произведением Е.С. Велтистова «Приключение электроника».
Цель: формировать умение создавать тексты на основе серии сюжетных картин.
фантазия
Приемы работы с картинами
Научатся:
создавать тексты на основе серии сюжетных картин.
Получит возможность научиться: составлять текст
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
100
Особенности фантастического жанра.
Изучение нового материала
Цель: формировать умение определять особенности фантастического жанра
Кибернетик
кибернетика
контрабас
Приемы работы с текстовыми источниками информации.
Научатся:
кратко передавать прочитанное
Получит возможность научиться:
определять особенности фантастического жанра.
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные: пользоваться
разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Умение осознавать и определять эмоции других людей;
100
Знакомство с произведением К. Булычева «Путешествие Алисы».
Изучение нового материала
Цель: формировать знакомство с жизнью и творчеством
К. Булычева,
учить анализировать текст
Картинный план
Приемы работы с иллюстративным материалом.
Научится:
кратко передавать прочитанное
Получит возможность научиться:
находить ключевые слова,
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные: извлекать
информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Коммуникативные: высказывать
и обосновывать свою точку зрения;
потребность в чтении;
101
Анализ поступков героев.
Цель: формировать умение характеризовать героев произведения.
прием работы с текстом
Научится:
находить в тексте информацию о событиях и о героях
Получит возможность научиться:
характеризовать героев произведения.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Познавательные: осуществлять
анализ и синтез;
Коммуникативные: задавать вопросы.
стремиться к совершенствованию собственной речи;
102
Сравнение сказки и фантастического рассказа.
Цель: формировать умение определять особенности фантастического произведения, придумывать фантастические истории.
Приемы работы с иллюстративным материалом
Научится:
знать особенности фантастического жанра
Получит возможность научиться: придумывать фантастические истории.
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные: устанавливать
причинно-следственные связи;
Коммуникативные: слушать
и слышать других,
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
103-104
Обобщающий урок по разделу «Страна Фантазия»
Обобщение изученного
Цель: обобщить знания учащихся по разделу, учить работать с текстовыми заданиями.
фразы
Приемы работы с текстовыми источниками информации.
Научатся:
Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения,
Получит возможность научиться:
работать с текстовыми заданиями
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: перерабатывать
и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Коммуникативные:
пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
сочувствовать другим людям, сопереживать.
Зарубежная литература (15ч)
105
Жизнь и творчество Дж.Свифта.
Цель: формировать умениерассказывать о книге по коллективно составленному плану.
Мальчишка Питер Пэн
Пират Джез Крюк
Работа с книгой
Научатся:
рассказывать о книге по коллективно составленному плану.
Получит возможность научиться:
Составлять план
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные: осуществлять
анализ и синтез;
Коммуникативные: задавать вопросы.
умение воспринимать красоту природы,
106
-107
Знакомство с произведением «Путешествие Гулливера».
Изучение нового материала
Цель: познакомить с жизнью и творчеством. Д. Свивта , особенности героев сказки.
Колчан
врассыпную
мальчик-паж
Приемы работы с иллюстративным материалом.
Научатся:
Формулировать основную мысль текста;
Получит возможность научиться:
связно отвечать по плану
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные: устанавливать
причинно-следственные связи;
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
108
Жизнь и творчество Г.Х.Андерсена.
Создание презентации о жизни и творчестве автора
Цель: формировать умение отбирать информацию из разных источников для создания презентации.
Биографические книги, энциклопедии, Интернет, художественные фильмы
Приемы работы с экранными материалам.
Научатся: отбирать информацию из разных источников
Получит возможность научиться:
создавать презентацию
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные: извлекать
информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Коммуникативные: высказывать
и обосновывать свою точку зрения;
чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
111
Рассказ о Русалочке.
Изучение нового материала
Цель: познакомить с творчеством Г. Х. Андерсена, научить находить ответы на вопросы.
Кораллы
янтарь
сан
фейерверк
Приемы работы с экранными материалами.
Научатся:
Формулировать основную мысль текста;
Получит возможность научиться:
связно отвечать по плану.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: строить рассуждения;
Коммуникативные: слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
112
Авторская сказка.
113 -114
Особенности повествования .
М. Твен Приключения Тома Сойера».
Изучение нового материала
Цель: познакомить с жизнью и творчеством М. Твена, учить анализировать текст
Почтительная робость
Игровые приемы
Научится:
самостоятельно давать характеристику героя
Получит возможность научиться:
иметь собственное отношение к герою.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: перерабатывать
и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Коммуникативные: слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
115 116
С. Лагерлеф Святое Семейство.
Иисус и Иуда.
Цель: познакомить с жизнью и творчеством
С. Лагерлеф
Шведская академия
Приемы работы с текстовыми источниками информации.
Научится:
самостоятельно давать характеристику героя
Получит возможность научиться:
иметь собственное отношение к герою.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: перерабатывать
и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Коммуникативные: слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
умение осознавать и определять эмоции других людей;
117
Иллюстрация и ее значение при работе с текстом.
Цель: учить анализировать текст
Околоток
жбан для вина
исподтишка
Научатся:
самостоятельно анализировать текст
Получит возможность научиться:
Оформлять письменносвои мысли
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
118
Проект «В стране литературных героев»
119
КВН по разделу и за год.
Обобщение и контроль изученного
Цель: обобщить знания учащихся по разделу, развивать навыки сравнения
жанры
Игровые приемы
Научатся:
Владеть формами самостоятельной систематизацией
Получит возможность научиться:
Осуществлять анализ и синтез.
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные: пользоваться
разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;