Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы Бунеевых Р.Н. и Е.В., соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебнику «Литературное чтение 3 класс. «В одном счастливом детстве» (авторы Бунеевы Р.Н. и Е.В.: в 2 ч. - М.: Баласс, 2012).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературном чтению для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования (прилагается), авторской программы Бунеевых Р.Н. и Е.В «Литературное чтение», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.) , в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.) .
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе заложен механизм развития интереса обучающихся к чтению заложения основ формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
формирование эстетического отношения к искусству слова;
совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год, в том числе на проведение уроков внеклассного чтения – 8 часов.
Количество часов в неделю 3.
Количество часов в 1 четверти 27.
Количество часов во 2 четверти 21.
Количество часов в 3 четверти 30.
Количество часов в 4 четверти 24.
Для реализации программного содержания используется учебник Бунеевых Р.Н. и Е.В. (Литературное чтение: учебник для 3 класса: в 2 ч. / Р.Н. и Е.В. Бунеевы. - М.: Баласс, 2012). Учебник интересен тем, что позволяет определить уровень языкового образования, умственного и речевого развития обучающихся. Материал учебника развивает умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать, вырабатывается мысленное отношение к употреблению основных единиц речи. Тексты учебника формируют интерес к самому процессу чтения, интеллектуальному и речевому развитию детей, готовят к систематическому изучению литературы. В учебнике учтен принцип актуализации тематики чтения - тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарем.
Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Литературное чтение» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
В 3 классе обучающиеся открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и «взрослой» литературы самых разных жанров: рассказы, отрывки из повестей, сказки, лирические и сюжетные стихотворения, маленькую поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включенные в книгу для чтения «В одном счастливом детстве», позволяют показать детям мир литературы во всем его многообразии: здесь и классика русской и зарубежной детской литературы, и произведения русских писателей и поэтов XX века, доступные для детского чтения, и современная детская литература.
В тематическое планирование включен национально-региональный компонент в объеме 10 % учебного времени. Содержание НРК соответствует темам уроков КТП.
Учебно-тематическое планирование
по литературному чтению
Класс - 3
Учитель - Канева О.М.
Количество часов - 102
Всего 102 час; в неделю - 3 часа.
Плановых - контрольных уроков - 3 ч.;
- проверочных работ - 10 ч.;
Планирование составлено на основе авторской учебной программы Бунеевых Р.Н. и Е.В. (. - М.: Баласс, 2006).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение "Школа 2100" 3 класс »
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы Бунеевых Р.Н. и Е.В., соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебнику «Литературное чтение 3 класс. «В одном счастливом детстве» (авторы Бунеевы Р.Н. и Е.В.: в 2 ч. - М.: Баласс, 2012).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературном чтению для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования (прилагается), авторской программы Бунеевых Р.Н. и Е.В «Литературное чтение», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.) , в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.) .
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе заложен механизм развития интереса обучающихся к чтению заложения основ формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
формирование эстетического отношения к искусству слова;
совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год, в том числе на проведение уроков внеклассного чтения – 8 часов.
Количество часов в неделю 3. Количество часов в 1 четверти 27. Количество часов во 2 четверти 21. Количество часов в 3 четверти 30. Количество часов в 4 четверти 24.
Для реализации программного содержания используется учебник Бунеевых Р.Н. и Е.В. (Литературное чтение: учебник для 3 класса: в 2 ч. / Р.Н. и Е.В. Бунеевы. - М.: Баласс, 2012). Учебник интересен тем, что позволяет определить уровень языкового образования, умственного и речевого развития обучающихся. Материал учебника развивает умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать, вырабатывается мысленное отношение к употреблению основных единиц речи. Тексты учебника формируют интерес к самому процессу чтения, интеллектуальному и речевому развитию детей, готовят к систематическому изучению литературы. В учебнике учтен принцип актуализации тематики чтения - тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарем.
Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Литературное чтение» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
В 3 классе обучающиеся открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и «взрослой» литературы самых разных жанров: рассказы, отрывки из повестей, сказки, лирические и сюжетные стихотворения, маленькую поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой».Произведения, включенные в книгу для чтения «В одном счастливом детстве», позволяют показать детям мир литературы во всем его многообразии: здесь и классика русской и зарубежной детской литературы, и произведения русских писателей и поэтов XX века, доступные для детского чтения, и современная детская литература.
В тематическое планирование включен национально-региональный компонент в объеме 10 % учебного времени. Содержание НРК соответствует темам уроков КТП.
Учебно-тематическое планирование
по литературному чтению
Класс - 3
Учитель - Канева О.М.
Количество часов - 102
Всего 102 час; в неделю - 3 часа.
Плановых - контрольных уроков - 3 ч.;
- проверочных работ - 10 ч.;
Планирование составлено на основе авторской учебной программы Бунеевых Р.Н. и Е.В. (. - М.: Баласс, 2006).
УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков литературного чтения в 3_м классе
по учебнику «В одном счастливом детстве»
(102 ч – 3 часа в неделю)
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
В т.ч. на лабораторные, практические и другие виды работы
1.
Раздел 1.
Прощание с летом
4
2.
Раздел 2.
Летние путешествия и приключения
15
Проверочная работа № 1 Контрольная работа
3.
Раздел 3.
Природа летом
7
Проверочная работа № 2
4.
Раздел 4.
Уроки и переменки
11
Проверочная работа № 3
5.
Раздел 5.
«Глухая пора листопада…»
6
Проверочная работа № 4
Проверка техники чтения
6.
Раздел 6.
«И кот ученый свои мне сказки говорил…»
11
Контрольная работа
Проверочная работа № 5
7.
Раздел 7.
«Поет зима, аукает…»
9
Проверочная работа № 6
8.
Раздел 8.
Животные в нашем доме
6
Проверочная работа № 7
9.
Раздел 9.
Мы с мамой и папой
9
Проверочная работа № 8
10.
Раздел 10.
«Наполним музыкой сердца…»
6
Проверочная работа № 9
11.
Раздел 11.
День смеха
3
12.
Раздел 12.
«О весна, без конца и без краю…»
5
Проверочная работа № 10
13.
Раздел 13.
День Победы
4
Проверка техники чтения
14.
Раздел 14.
Родная земля
6
Контрольная работа
ИТОГО:
102
Выполнение практической части программы по литературному чтению
3 – й класс, 102 ч (3 часа в неделю)
№
Виды работ
I
четверть
II
четверть
III
четверть
IV
четверть
Год
1
Проверка техники чтения
-
1
-
1
2
2
Контрольная работа
1
-
1
1
3
3
Проверочные работы
2
2
4
2
10
4
Внеклассное чтение
1
2
3
2
8
5
Урок развития речи
1
1
1
1
4
5
НРК
2
4
3
2
11
Календарно-тематическое планирование
по литературному чтению в 3 классе
(102 часов – 3 часа в неделю)
№п/п
урока
Тема урока
Количество уроков
Раздел 1. Прощание с летом
4
1
Знакомство с учебником. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю. Кима «Светлый день»
1
2
Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»)
1
3
«Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»)
1
4
Лето волшебное и разное. (Стихотворения К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?»)
НРК Беседа «Лето в Республике Коми»
1
Раздел 2. Летние путешествия и приключения
15
5
Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник»
1
6
Приключения изыскателей. (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)
1
7
Приключения изыскателей. (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)
1
8
Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)
1
9
Повесть о летних путешествиях. (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара - Бумбы»)
1
10
Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)
1
11
Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)
1
12
Внеклассное чтение по разделам 1–3. Игра становилась жизнью. (А. Гайдар «Тимур и его команда»)
1
13
Как слава пришла к А. Гайдару. (Б. Емельянов «Игра»)
1
14
Превращение кота Ворюги в кота Милиционера. (К. Паустовский «Кот-ворюга»)
1
15
Превращение кота Ворюги в кота Милиционера. (К. Паустовский «Кот-ворюга»)
1
16
Необычная жизнь обычных жильцов старого дома. (К. Паустовский «Жильцы старого дома»)
1
17
Необычная жизнь обычных жильцов старого дома. (К. Паустовский «Жильцы старого дома»)
1
18
Обобщение по разделу. Проверочная работа№1 по разделам 1–2
1
19
Контрольная работа.
1
Раздел 3. Природа летом
7
20
Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака«За поворотом»
НРК Стихотворения коми поэтов о лете.
1
21
Краски и звуки лета. (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг»)
1
22
Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)
1
23
Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)
1
24
Картины летнего дня. (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы»)
1
25
Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка» (работа в тетради)
1
26
Обобщение по разделу. Проверочная работа№2 по разделу 3
1
Раздел 4. Уроки и переменки
11
27
Введение в раздел. Необычная школа. (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)
1
28
Введение в раздел. Необычная школа. (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)
1
29
Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» (работа в тетради)
1
30
Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)
1
31
Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)
1
32
Путь в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)
1
33
Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5–12 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)
1
34
Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5–12 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)
1
35
Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста.
НРК Стихи коми поэтов о детях (Козлова Елена Васильевна)
1
36
Обобщение по разделу. Проверочная работа№3 по разделу 4
1
37
Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе.
1
Раздел 5. «Глухая пора листопада…»
6
38
Введение в раздел. Такая разная осень... (Стихотворения А. Пушкина «Осень»,К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»)
1
39
Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом»)
1
40
Стихи о «близости снега». (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)
1
41
Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом»,
С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»)
НРК Беседа «Осень в Республике Коми» (В.Т.Чисталёв «Во гöгöр кытшовтöм»)
1
42
Обобщение по разделу. Проверочная работа№4 по разделу5. Проверка техники чтения.
1
43
Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами
НРК Коми детский журнал «Би кинь»
1
Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…»
11
44
Введение в раздел. Стихотворение Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка»
1
45
«Сказка – ложь, да в ней намёк…» (Русская сказка «Кот и лиса»)
НРК Коми народная сказка «Руч да кöч».
1
46
Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)
1
47
Мир волшебной сказки. (Стихотворение Дж.Р.Р. Толкина «Ещё не выстыл сонный дом…», арабская сказка «Синдбад-Мореход»)
1
48
За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура»)
1
49
Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)
1
50
Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
1
51
Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла»)
1
52
Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Проверочная работа № 5 по разделу 6
1
53
Внеклассное чтение по разделу 6.
1
54
Контрольная работа.
1
Раздел 7. «Поёт зима, аукает...»
9
55
Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворение С. Есенина «Поёт зима, аукает…», «Пороша»)
НРК Беседа «Зима в Республике Коми» (В.И.Лыткин «Медводдза лым»)
1
56
«Подарки» зимы. (Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского «Вечером»)
1
57
В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза»)
1
58
Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапогах» (работа в тетради)
1
59
Зимние впечатления. (Стихотворения Б. Пастернака «Снег идет», А. Башлачева «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний»)
1
60
Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам»)
1
61
Обобщение по разделу. Проверочная работа № 6по разделу 7.
1
62
Обучающее сочинение «Картины зимнего леса».
Урок развития речи
1
63
Внеклассное чтение по разделу 7
1
Раздел 8. Животные в нашем доме
6
64
Введение в раздел. Стихотворение В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира «Морская собака»
1
65
У каждого – своё место в природе. (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»)
1
66
Замечательные собаки (Глава «Ханг Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон»)
1
67
Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин»)
НРК Красная книга Республики Коми.
1
68
Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)
1
69
Обобщение по разделу. Проверочная работа №7 по разделу 8
1
Раздел 9. Мы с мамой и папой
9
70
Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»
1
71
Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы»)
1
72
Подарки – это серьёзное дело. (Ю. Коринец. Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном»)
1
73
Во что нельзя «играть». (И. Дик «Красные яблоки»)
1
74
Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре»)
1
75
Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным»)
1
76
Хорошо, когда рядом – папа! (С. Маршак «Хороший день»). Обучающее сочинение «Моя семья» Урок развития речи
1
77
Внеклассное чтение по разделам 8 и 9
1
78
Обобщение по разделу. Проверочная работа №8 по разделу 9
1
Раздел 10. «Наполним музыкой сердца…»
6
79
Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент)
1
80
Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)
1
81
Волшебная сила бессмертной музыки. (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)
1
82
Сказка о маленьком Моцарте. (Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)
1
83
Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка»)
1
84
Обобщение по разделу. Проверочная работа №9 по разделу 10.
1
Раздел 11. День смеха
3
85.
Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»
1
86
Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)
НРК Елена Габова «Не вставайте с левой ноги».
1
87
Веселые стихи. (О. Григорьева «Двустишия», стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка»). Обучающее сочинение «О смешном случае» Урок развития речи
1
Раздел 12. «О весна, без конца и без краю…»
5
88
Введение в раздел. Как приходит весна. (Стихотворения А. Макаревича «Снег…», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принёс издалёка...»)
1
89
Озорные стихи о весне. (Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши Черного «Зеленые стихи»)
НРК Беседа «Весна в Республике Коми»
1
90
Картины весны. (Б. Окуджава «Весна»). Обучающее сочинение «Пробуждение природы» Урок развития речи
1
91
Проверка уровня развития читательских умений. (А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты») (работа в тетради)
1
92
Обобщение по разделам 11–12. Проверочная работа№10 по разделам 11–12
1
Раздел 13. День Победы
4
93
Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга»
НРК Беседа «Коми поэты о Великой Отечественной войне».
1
94
Трудная тема – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок»)
1
95
Стихи о войне. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»)
1
96
Внеклассное чтениепо разделу 13.
Проверка техники чтения.
1
Раздел 14. Родная земля
6
97
Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие»
1
98
Что такое Родина? (В. Бахревский, г. Цыферов «Дубёнка», М. Цветаева «Домики старой Москвы»)
1
99
Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?»
1
100
Внеклассное чтениепо разделу 14.
1
101
Контрольная работа.
1
102
Резервные уроки, уроки итогового контроля
1
Всего 102 часа
Содержание тем курса.
Прощание с летом. (4 ч).
Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
Летние путешествия и приключения. (15 ч).
Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.
Природа летом. (7 ч).
Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.
Уроки и переменки. (11 ч).
Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
«Глухая пора листопада...». (6 ч).
Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
«И кот ученый свои мне сказки говорил...». (11 ч).
Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
«Поет зима, аукает...». (9 ч).
Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачева, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о зимней природе, ее красках и звуках, о новогоднем празднике.
Животные в нашем доме. (6 ч).
Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.
Мы с мамой и папой. (9 ч).
Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о серьезных проблемах и счастливых днях.
«Наполним музыкой сердца...». (6 ч).
Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о волшебном влиянии музыки на душу человека.
День смеха. (3 ч).
Веселые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о веселых людях и событиях, о чувстве юмора.
«О весна, без конца и без краю...». (5 ч).
Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Черного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.
День Победы. (4 ч).
Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.
Родная земля. (5 ч).
Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других о России, о любви к родной земле.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу III класса
правильно, сознательно, достаточно бегло и выразительно читать целыми словами вслух от 75—80 слов в минуту;
выбирать интонацию, соответствующую строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения;
работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью);
прогнозировать содержание произведения по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам;
самостоятельно придумывать заглавия;
выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом;
составлять простой план (из повествовательных предложений, вопросов, цитат);
сопоставлять структуру текста произведения с планом, данным учителем или составленным обучающимися;
самостоятельно составлять план рассказа о герое;
отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание;
использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию;
самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики героя;
работать над образом литературного героя по плану: портрет; детали биографии (что известно о его жизни); черты личности (какой он?); как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах; речь героя как средство его характеристики; отношение автора к герою; собственное отношение к герою, его обоснование;
высказывать свое отношение к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано);
подробно, кратко, выборочно пересказывать текст по плану;
словесно рисовать картины к художественным текстам;
составлять устные рассказы о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
составлять устные рассказы от имени одного из героев;
заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения и небольшие отрывки прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Перечень учебно-методического обеспечения:
для учителя
№
Автор, год издания
Название пособия
Вид пособия
1.
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., 2012
Литературное чтение.
«В одном счастливом детстве».
Учебник в 2-х частях.
2.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, 2012
Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В одном счастливом детстве».
Уроки литературного чтения в 3-м классе по учебнику «В одном счастливом детстве».
Методические рекомендации для учителя.
4.
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.
Сборник программ
5.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
Пособие для учителя
6.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
Пособие для учителя
7.
Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.3-4 класс.-М.:Баласс, 2012.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Пособие для учителя
для учащихся
№
Автор, год издания
Название пособия
Вид пособия
1.
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., 2012
Литературное чтение. «В одном счастливом детстве».
Учебник в 2-х частях.
2.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В 2012
Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В одном счастливом детстве».
Рабочие тетради в 2-х частях.
КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Проверочная работа №1
по разделу «Путешествия и приключения»
1. Соедини фамилию автора и название произведения.
К. Паустовский
«Нарисованное солнце»
Б.Заходер
«Игра»
М.Твен
«Жильцы старого дома»
Б. Емельянов
«Что красивей всего?»
Г. Сапгир
«Приключения Тома Сойера»
«Кот-ворюга»
2. Кто они? Напиши. Укажи имя автора.
Герои
Авторы
Англичанин Павля
Степан
Том Сойер
Милиционер
Фунтик
Матроскин
3. Назови жанр каждого произведения.
«В дебрях Кара-Бумбы» - это __________________________________________________________________________________
в) «Эдинбург, Шотландия. Делал мастер Гальвестон» ______________________________________________________________________________
5. В чем ты видишь отличие повести от рассказа?
В повести
В рассказе
Проверочная работа №2
по теме «Природа летом»
1. Допиши жанр и соедини фамилию автора с названием произведения, как в образце.
стихотворение
Б. Пастернака
«Голуби»
M. Пришвина
«С добрым утром!»
С. Есенина
«За поворотом»
А. Толстого
«Золотой луг»
И. Тургенева
«Детство Никиты»
2. Из каких произведений взяты эти описания природы? Напиши авторов и названия.
а) «...передо мною - то золотым, то посеребрённым морем раскинулась и пестрела спелая рожь. Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая». ______________________________________________________________________________________
б) «Чернота неба открыла рот и дыхнула белым огнём; тотчас же опять загремел гром; едва он умолк, как молния блеснула... Чёрные лохмотья слева уже поднимались кверху, и одно из них, грубое, неуклюжее, похожее на лапу с пальцами, тянулось к луне». ____________________________________________________________________________
3. Узнай произведения по эпитетам. Напиши названия, авторов.
4. В каких произведениях этого раздела встречается описание грозы, ливня? Напиши названия, укажи авторов. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Запиши ответы на вопросы.
а) На что «включила слух» старому учёномуего внучка? _____________________________________________________________________________________
1.Напиши фамилии авторов и названия двух произведений, в которых события происходят
на уроке
на перемене
2. Составь «тройки»: автор - произведение - герои.
Автор
Произведение
Герои
1) Э. Успенский
2)
«Перемена»
3)
Костя Горохов
4)
«В стране невыученных уроков»
3. Узнай героя, запиши название произведения и фамилию автора.
У этого героя длинный хвост, бирка со знаком «плюс», он с удовольствием ест морковку. Это ______________________________________________.
Автор _______________________________, название ________________________________________.
4. В каком жанре написано каждое произведение? Соедини.
Г. Куликов «Как я влиял на Севку»
рассказ
О. Григорьев «Витамин роста»
повесть
Э. Успенский «Школа клоунов»
стихотворение
О. Григорьев «Кто прав?»
стихотворение
Б. Заходер «Вредный кот»
5. Напиши, чем похожи Севка Мымриков, Виктор Перестукин, Вова («Перемена») и Петя («Вредный кот»). ______________________________________________________________________
«Девочка в цирке»___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________