kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КТП Литературное чтение 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП "Литературное чтение" для 3 класса, разработанная на уровень начального общего образования.Учебник Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий,рассчитан на 68 часов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КТП Литературное чтение 3 класс»


Литературное чтение», разработанной на уровень начального общего образования.

Учебник:Л.Ф. Климанова,В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.БойкинаЛитературное чтение. 3 класс. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2015

КТП рассчитано на 68 ч.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


3класс

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

  • формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

  • осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме?Что я ужеумею?), связывать с индивидуальнойучебнойзадачей;

  • предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7 – 8 предложений;

  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

  • находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

  • сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (7 – 8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • понимать цель своего высказывания;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

  • создавать 3 – 4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;

  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;

  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

  • готовить небольшую презентацию (6 – 7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  • создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

  • находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами;

  • самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

  • рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

  • самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;

  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;

  • делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  • находить в произведениях средства художественной выразительности;

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

  • писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием;

  • пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;

  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте; l осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;

  • находить в произведении средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.



Содержание учебного предмета

3 класс

Разделы учебной программы

Содержание

Количество часов

Аудирование (слушание) –

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

1

Чтение вслух



Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

6





Чтение про себя.


Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.



3



Работа с разными видами текста



Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

3


Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление).

1



Работа с текстом художественного произведения.






















Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.










20























Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.

Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей.Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста.






5

Говорение (культура речевого общения) -

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт.Использование норм речевого этикета в условиях внеучебногообщения.Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

6












Письмо (культура письменной речи)-

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях .

4

Круг детского чтения

Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы,

Представленность разных видов книг:, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов.

5

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)


Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

10

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)


Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

4

Итого:

68

Количество контрольных работ


Виды

контрольных работ

1

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Итого

Контрольная работа

-

-

-

1

1


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Раздел

Тема урока, элемент содержания

К-во

часов

Дата

по плану

по факту

1 четверть -18часов

Библиографическая культура- 1 ч., литературоведческая пропедевтика- 4 ч, чтение вслух-3 ч., работа с текстом художественного произведения- 4 ч., аудирование- 1 ч., круг детского чтения-1 ч., говорение- 3ч.письмо-1ч.

1

Б

Книга как особый вид искусства. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров

Знакомство с учебником по литературному чтению.

1

5.09


2

Лит проп

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы– узнавание, различение, определение основного смысла. Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

1

7.09


3

Лит проп

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда дымковская и богородская игрушка. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

1

12.09


4

Работа с текстом худпроиз

Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Работа с текстом. Главная мысль текста. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1

14.09


5

Работа с текстом худпроиз

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Деление текста на части. Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

1

19.09


6

Чтение вслух

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме..Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1

21.09


7

Работа с учебным

Подробный пересказ текста. Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1

26.09


8

Чтение вслух

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания..Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. Проект «Сочиняем вместе волшебную сказку», «Дополняем литературную сказку своими историями».

1

28.09


9

А

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского).

1

3.10


10

Работа с текстом худпроиз

Осознание понятия «Родина», представления о про­явлении любви к Родине в литерату­ре разных народов (на примере народов России).Выразительное чтение. Русские поэты XIX—XX вв. Ф. Тютчев. «Весенняя гроза» ,«Листья»

1

5.10


11

Г

Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…»­ «Зреет рожь над жаркой нивой...».

1

10.10


12

Лит проп.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова. Прозаическая и стихотворная речь. И. Никитин. «Полно, степь моя...», «Встреча зимы»

1

12.10


13

Г

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Монолог как форма речевого высказывания. И. Суриков. «Детство»,«Зима».

1

17.10


14

Круг дет чт

Обобщение по разделам «Устное народное творчество», «Поэтическая тетрадь 1». Проверочная работа. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов.

1

19.10


15

Г

Работа над ошибками. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. Пушкина».

1

24.10


16

Лит проп

Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). А.Пушкин. Лирические стихотворения А.Пушкин. «Зимнее утро»,

1

26.10


17

Чтение вслух

Лирические стихотворения А.Пушкина. «Зимний вечер». Выразительное чтение.

Внеклассное чтение.


1

07.11


2 четверть – 14 часов

Литературоведческая пропедевтика- 1 ч, чтение вслух- 1 ч., чтение про себя – 2ч., работа с текстом художественного произведения- 5 ч., работа с учебными и научно- популярными и др текстами- 1 ч, круг детского чтение-1ч., работа с разными видами текстов-1 ч, говорение- 2 ч.

18

Работа с текстом худпроиз

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. А.Пушкин.«Сказка о царе Салтане...».

1

9.11


19

Работа с текстом худпроиз

Анализ (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

А.Пушкин.«Сказка о царе Салтане...»

1

14.11


20

Г

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему..А.Пушкин.«Сказка о царе Салтане…»

1

16.11


21

Работа с текстом худпроиз

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Подготовка сообщения о И. Крылове на основе статьи учебника. И. Крылов. «Мартышка и очки»,«Зеркало и Обезьяна».

1

21.11


22

Чтение вслух

И. Крылов «Ворона и Лисица». Выразительное чтение

1

23.11


23

Круг дет чт

Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи (справочно-энциклопедическая литература).М. Лермонтов. Лирические стихотворения. Произведения о Родине.

1

28.11


24

Работа с текстом худпроиз

Характеристика лирического героя с использованием художественно­- выразительных средств данного текста. Л. Толстой. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.

Л. Толстой «Акула»

1

30.11


25

Лит.проп

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: рассуждение (монолог героя, диалог героев). Л. Толстой «Прыжок»

1

5.12


26

П

Представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: рассуждение (монолог героя, диалог героев). Л. Толстой «Лев и собачка».

1

7.12


27

Г

Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Прозаическая и стихотворная речь. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Л. Толстой «Какая бывает роса на траве»,«Куда девается вода из моря».Обобщение по разделу «Великие русские писатели»..

1

12.12


28

Чтение про себя

Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Н.Некрасов. Стихотворения о природе .

1

14.12


29

Работа с разными в тек

Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». Выразительное чтение.


1

19.12


30

Чтение про себя

Умение работать с разными видами информации. К. Бальмонт, И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений.

1

21.12


31

Работа с текстом худпроиз

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Выборочный пересказ текста

Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1

26.12


3 четверть -20 часа

Литературоведческая пропедевтика- 5 ч, работа с текстом художественного произведения- 6 ч., работа с учебными и научно- популярными и др текстами- 2ч,работа с разными видами текстов-1 ч, говорение- 1ч. письмо- 2ч., творческая деятельность- 3ч.

32

Работа с текстом худпроиз

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Деление текста на части. В. Гаршин. «Лягушка-путешественница».Внеклассное чтение.

1

09.01


33

Лит проп

Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям. В. Одоевский. «Мороз Иванович».

1

11.01


34

Т деят.

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям. В. Одоевский. «Мороз Иванович».Обобщение по 1 части учебника. Литературный КВН

1

16.01


35

Письмо

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему. .М.Горький. «Случай с Евсейкой».

1

18.01


36

Работа с текстом худпроиз

Подробный пересказ текста. М.Горький. «Случай с Евсейкой».

1

23.01


37

Работа с текстом худпроиз

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Деление текста на части. К. Паустовский. «Растрёпанный воробей».

1

25.01


38

Работа с текстом худпроиз

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. А.Куприн.«Слон».

1

30.01


39

Работа с разными в

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. А.Куприн.«Слон».

1

1.02


40

Лит проп

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).Выделение средств выразительности в тексте, определения значения в художественной речи. Саша Чёрный. Стихи о животных «Воробей», «Слон» «Утёнок»

1

6.02


41

Лит проп

Средства выразительности: сравнение звукозапись, олицетворение. А. Блок. Картины зимних забав. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». Внеклассное чтение

1

08.02


42

Т. деят

Инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий)

С. Есенин «Черемуха». Обобщение по разделу(урок-викторина).

1

13.02


43

Т деят.

Изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка.

М. Пришвин. «Моя Родина».

1

15.02


44

Письмо

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка. М. Пришвин. «Моя Родина».

1

20.02


45

Работа с учебн

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».

1

22.02


46

Работа с текстом худпроиз

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. И. Соколов-Микитов.

«Листопадничек».

1

27.02


47

Лит проп

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

В. Белов. «Малька провинилась» ,«Ещё про Мальку»

1

1.03


48

Лит проп

Автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.В.Белов. «Малька вернулась»

1

06.03


49

Работа с учеб

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.

В. Бианки. «Мышонок Пик».

1

13.03


50

Г

Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного текста. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. В. Бианки. «Мышонок Пик».

1

15.03


51

Работа с текстом худпроиз

Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста.Б. Житков. «Про обезьянку».


1

20.03


4 четверть-16 ч

Чтение вслух- 2ч., чтение про себя – 1ч, работа с текстом художественного произведения- 5 ч., работа с учебными и научно- популярными и др текстами- 1 ч, работа с разными видами текста- 1ч, круг детского чтение- 3 ч, письмо- 2 ч., творческая деятельность- 1ч

52

Работа с текстом худпроиз

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. В.Дуров «Наша Жучка».

1

22.03


53

П

Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение)

В. Астафьев. «Капалуха».

1

3.04


54

Работа с текстом худпроиз

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. В.Драгунский. «Он живой и светится».

1

5.04


55

Работа с текстом худпроиз

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).В.Драгунский. «Он живой и светится». Обобщение по разделу.

1

10.04


56

Чтение вслух

С. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной...». Выразительное чтение

1

12.04


57

Работа с текстом художпроиз

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка ( с помощью учителя).А. Барто. «Разлука» ,«В театре».

1

17.04


58

Т. деят

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, словесное рисование. С. Михалков. «Если», «Рисунок».Е. Благинина. «Кукушка»,«Котёнок».

1

19.04


59

Чтение вслух

Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения..Б. Шергин. «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». ККР

1

24.04


60

Чтение про себя

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объ­ёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное).Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения. А. Платонов. «Цветок на земле», «Ещё мама».

1

26.04


61

Работа с текстом художпроиз

Анализ (с помощью учителя) мо­тивов поступков персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, помет, имён героев. М. Зощенко. «Золотые слова»,«Великие путешественники»

1

3.05


62

Работа с разными видами т

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»..Обобщение по разделам «Поэтическая тетрадь 2», «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Повторение. Контрольная работа №2 за 3 класс.

1

10.05


63

Круг дет чт

Работа над ошибками.

Представленность разных видов книг: детские периодические издания (по выбору). Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Внеклассное чтение.

1

15.05


64

Круг дет чт

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе. Ю. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки

1

17.05


65

Круг дет чт

Основные темы детского чтения: детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения. Е Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р. Сеф. «Весёлые стихи». Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов .Древнегреческий миф. «Храбрый Персей».

1

22.05


66

Письмо

Контрольная работа за 3 класс.

1

22.05


67

Работа с учеб

Повторение.

1

24.05


68

Работа с тек худ произ

Повторение.

1

24.05


КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ


Источник:https://infourok.ru/


Проверочная работа

Дата:

Цель:

1.Проверка степени извлечения фактической информации, т.е. информации, заданной в явном виде. Выясняется, насколько ученик понимает, о чём идёт речь в тексте.

2. Проверка степени извлечения информации, содержащейся в тексте в неявном виде, проверка умения формулировать выводы на основе явной и скрытой информации. Проверяется умение ребенка понять, что говорится в тексте.

3. Проверка степени успешности анализа языковых средств, элементов текста. Проверяется понимание ребенком употребленных в тексте многозначных слов, слов, употребленных в переносном значении, образных выражений, фразеологических оборотов, на проверку понимания последовательности смысловых частей текста, жанровых особенностей текста.

4. Проверка степени извлечения концептуальной информации, умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию. Проверяется умение понять общий смысл текста, подойти к пониманию основной мысли текста.



Планируемые результаты

Личностные результаты:

-оценивать трудность предлагаемого задания;

- оценивать собственную учебную деятельность.

-понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

-с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

-самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.



Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять самоконтроль своей деятельности.

-читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);


Познавательные УУД:

-определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- выбирать наиболее эффективные способы решения заданий;

- устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий.

-определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

Коммуникативные УУД:

-высказывать свою точку зрения (7 – 8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

- слушать и понимать речь учителя;

- задавать вопросы с целью получения нужной информации;

- осуществлять самопроверку .


Предметныерезультаты:

-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

-осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

-употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

-наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

-рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;

-пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

-самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

-задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

-делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;


Вариант 1

Основная часть (блок «Ученик научится»)

— Прочитайте текст, выполните задания к нему.

* * *

Над сырым полем, в том месте, где особенно много весенних луж, весь день с криком летают чибисы.

Они яростно машут широкими крыльями, ныряют в воздухе вправо, влево, кувыркаются. Кажется, что сильный ветер мешает им лететь.

Но нет в поле ветра. Светит солнце, отражается в гладких сверкаю­щих лужах.

У чибиса необыкновенный полет, игривый. Чибис играет, плещется в воздухе, как плещутся ребята в реке.

Когда чибис садится на землю, сразу и не поверишь, что эта самая птица, которая только что кувыркалась над лужами, валяла дурака. Си­дящий чибис строг и красив, и совсем неожиданным кажется легкомыс­ленный хохолок у него на голове.

Раз я видел, как чибисы гоняли пустельгу. Пустельга неожиданно приблизилась к их гнезду и попала в переплет. Один чибис все кувыр­кался перед ее носом и мешал лететь, а второй налетал сверху и лупил по чему придется. Прогнавши хищника, чибисы опустились на землю и пошли пешком по лужам, помахивая своими гордыми хохолками.

Ю. Коваль

Вопросы и задания

1. Где происходит действие? Подчеркните.

а) на реке;

б) в лесу;

в) на заливном поле.

2. Как бы вы озаглавили текст?

3. Определите жанр этого произведения. Подчеркните.

а) повесть; в) сказка;

б) рассказ; г) пьеса.

4. Разделите текст на три части. Озаглавьте их.

5. Какими словами вы бы могли охарактеризовать чибисов? 3апишите.

6. Сформулируй главную мысль текста.

Дополнительная часть ( блок «Ученик получит возможность научиться»)

7. Объясните значение выражений.

Яростно машут — ... (сильно, быстро).

Валять дурака — ... (дурачиться, резвиться).

Попасть в переплет — ... (попасть в затруднительное положение, в трудную ситуацию).

Вариант 2

Основная часть (блок «Ученик научится»)

— Прочитайте текст, выполните задания к нему.

* * *

Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низ­ко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется.

Спина устала немножко, распрямился я, смотрю — пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живет, я ее всегда вижу, когда она пролетает.

Солнце уже зашло, а светло еще, небо на том месте красное-красное. Тихо вокруг, только кто-то кричит в камышах, не очень громко, а слыш­но далеко: «Ук!» Подождет немножко, и опять «Ук!».

Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обращал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит?

Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет.

Темно скоро будет. Пора домой.

Только немного прошел — и вдруг кричать перестало, не слышно больше.

— Ага, — думаю, — значит, здесь! Притаился я, стою тихо-тихо, чтоб не спугнуть. Долго стоял, наконец, на кочке совсем рядом откликнулось: «Ук!» — и опять тишина.

Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю — лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко.

Поймал я ее, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у нее серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.

Посадил я ее в карман, корзиночку с клюквой взял — и домой.

Г. Снегирев


Вопросы и задания

1. Где происходит действие? Подчеркните.

а) в лесу;

б) в поле;

в) на болоте.

2. Как бы вы озаглавили текст?

3. Определите жанр этого произведения. Подчеркните.

а) повесть; в) сказка;

б) рассказ; г) пьеса.

4. Разделите текст на части. Озаглавьте их.

5. Сформулируйте главную мысль текста.

6. Найдите сравнение в описании лягушки. Запишите. (Брюш­ко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.)

Дополнительная часть ( блок «Ученик получит возможность научиться»)

7. Объясните значение выражений. Притаился — ... (спрятался, затих). Солнце уже зашло — ...(скрылось).

Источник:https://infourok.ru/


Контрольная работа за 3 класс

Дата:

Цель: определить уровень сформированности у учащихся третьего класса начальной школы навыка чтения, выяснив понимание учащимися содержания литературного текста.


Планируемые результаты

Личностные результаты:

-оценивать трудность предлагаемого задания;

- оценивать собственную учебную деятельность.

-понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

-с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

-самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять самоконтроль своей деятельности.

-читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

Познавательные УУД:

-определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- выбирать наиболее эффективные способы решения заданий;

- устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий.

-определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

Коммуникативные УУД:

- высказывать свою точку зрения (7 – 8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

- слушать и понимать речь учителя;

- задавать вопросы с целью получения нужной информации;

- осуществлять самопроверку .


Предметные результаты:

-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

-осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

-употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

-наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

-рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;

-пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

-самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

-задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

-делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;


Итоговая контрольная работа

Вариант 1

Основная часть (блок «Ученик научится»)

Прочитайте текст, выполните задания к нему.

Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в Центральной Австралии и что случилось потом

Очень давно это было. Пришли в страну жара и засуха. И не стало воды ни в одной реке, пруду или ручье. Люди, животные и птицы начали падать и умирать. Исчезли тучи и облака, и единственной тенью на земле была тень смерти.

Перестали охотники гоняться за дичью и умирали вместе с животными.

Собрались те, кто еще был жив, у высохшего главного водопоя и ста­ли обсуждать, куда делась вся вода в стране.

Оказалось, что ее выпила лягушка небывалой величины.

И решили те, кто был еще жив, люди, животные и птицы, рассме­шить лягушку, чтобы вся вода вылилась из нее обратно. Но напрасно хохотала перед лягушкой птица-хохотунья, напрасно смешно прыгал перед ней кенгуру и танцевал на одной ноге журавль. Лягушка небывалой величины крепко сжала рот и не хотела смеяться.

Тогда забрался маленький юркий червячок на ее брюхо и начал ще­котать его кончиком хвоста.

Долго крепилась гигантская лягушка, но наконец не выдержала, за­тряслась от смеха, и вода хлынула водопадом из ее огромного рта.

И сразу наполнились водой реки, пруды и ручьи, и жизнь всего жи­вого была спасена.

Вопросы и задания

1. Где происходит действие?

а) около засохшей реки;

б) у высохшего главного водопоя;

в) около высохшего пруда;

г) у высохшего ручья.

2. Как бы вы озаглавили этот текст?

3. Определите жанр произведения.

а) повесть; в) сказка;

б) рассказ; г) пьеса,

4. Разделите текст на четыре части. Озаглавьте их.

5. Какими словами вы бы могли охарактеризовать лягушку?

6. Сформулируйте главную мысль текста.

Дополнительная часть ( блок «Ученик получит возможность научиться»)

7. Как вы понимаете выражение: «Единственной тенью на земле была тень смерти»?

Вариант 2

Основная часть (блок «Ученик научится»)

— Прочитайте текст, выполните задания к нему.

Позарившись на чужое, потеряешь свое

Купец закупал товары в одном месте и вез их продавать в другое.

Однажды остановился купец возле реки, пообедал, а потом вновь навьючил свой караван и двинулся дальше. Да через некоторое время вспомнил, что оставил на привале кошель с деньгами.

Воротился он быстрее назад, чтобы поискать потерянные сто монет, и повстречал человека. Незнакомец его спрашивает:

— Что ты здесь ищешь?

— Да вот деньги потерял.

— А сколько денег у тебя пропало?

— Сто монет, — ответил купец.

Обрадовался незнакомец:

— Их-то я, видимо, и нашел! Вот твои деньги! Купец взял деньги, а потом и говорит:

— У меня пропало двести монет! Верни мне остальные!

- Не может того быть! Я нашел сто! — удивился незнакомец. Пришлось им идти к царю — пусть сам царь рассудит их. Царь спросил у купца:

— Сколько денег у тебя пропало?

- Двести монет.

- А сколько ты нашел? - обратился царь к незнакомцу.

— Сто, — ответил тот. Тогда царь сказал:

- Раз у тебя, купец, пропало двести монет, спрашивай у того, кто нашел двести. А тот, кто нашел сто, вправе взять их себе, потому что это не твои деньги.

Вопросы и задания

1. Где происходит действие?

а) в лесу; в) у реки;

б) в поле; г) у озера.

2. Как бы вы озаглавили этот текст?

3. Определите жанр произведения.

а) повесть; в) сказка;

б) рассказ; г) пьеса.

4. Разделите текст на четыре части. Озаглавьте их.

5. Какими словами вы бы могли охарактеризовать купца?

6. Сформулируйте основную мысль текста.


Дополнительная часть ( блок «Ученик получит возможность научиться»)

7. Объясните, как вы понимаете заголовок «Позарившись на чужое, потеряешь свое».


Ключи к контрольным работам.

Ответы. Вариант 1. 1 (б), 3 (в), 7 (кругом была опасность: все могли умереть). Вариант 2. 1 (в), 3 (в), 7 (будешь желать чужое -свое потеряешь).






КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ОТВЕТОВ


Чтение и читательская деятельность.

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

-навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);

-умение правильно и выразительно читать текст, пересказывать его. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного языка. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста;

-чтение наизусть стихотворения, прозаическое произведение.

Контролируется и собственно читательская деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т. п.).

Виды контроля по чтению.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть и с листа.

Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением, целесообразно использовать и тестовые задания.

Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.


Критерии оценивания устных ответов учащихся.

Отметка

Комментарий

«5»

Плавное выразительное чтение с соблюдением интонаций, пауз, передачей голосом характера героев, подробный пересказ прочитанного, полные связные ответы на вопросы о поступках героев.

«4»

Плавное чтение с небольшими отклонениями от литературных норм, не влияющие на передачу смысла текста, незначительные затруднения в пересказе и ответах на вопросы.

«3»

Послоговое либо плавное чтение с серьезными нарушениями литературных норм, влияющим на передачу смысла произведения, серьезные затруднения в пересказе текста и ответах на вопросы, привлечение помощи учителя.

«2»

Медленное чтение с серьезными нарушениями, влияющими на передачу смысла текста, серьезные затруднения в пересказе текста даже с помощью учителя, в ответах на вопросы по содержанию.


Критерии оценки проверочных работ учащихся по литературному чтению.

Отметка

Комментарий

«5»

Выполнение читательского задания без ошибок и самостоятельно.

«4»

Выполнение читательского задания самостоятельно и без серьезных ошибок, пересказ содержания близко к тексту, ответы на вопросы по содержанию без помощи учителя, знание авторов произведений с несерьезными ошибками.

«3»

Выполнение читательского задания с серьезными недочетами, неточный пересказ содержания прочитанного, ответ на вопросы по содержанию при помощи учителя, неточное знание авторов и произведений по программе.

«2»

Учащийся не владеет терминологией, не может назвать изученных авторов произведения, владение навыком чтения не соответствует нормам для данного уровня обучения (не понимает прочитанное, не может ответить на вопросы по содержанию)


Тестирование

Характеристика цифровой отметки:

«5» - 85-100 % - высокий уровень освоения

«4» - 65–84 % - средний уровень освоения

«3» - 50–64 % - уровень освоения ниже среднего

«2» - меньше 50% - низкий уровень освоения.


Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценок.

Ошибки:

-искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

- неправильная постановка ударений (более 2);

-чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

-неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

-неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

-нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

-монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочёты:

-не более двух неправильных ударений;

-отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

-неточности при формулировке основной мысли произведения;

-нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
КТП Литературное чтение 3 класс

Автор: Фархаева Зульфия Рависовна

Дата: 29.09.2023

Номер свидетельства: 637415

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "КТП Литературное чтение, 1 класс"
    ["seo_title"] => string(36) "ktp_litieraturnoie_chtieniie_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "460689"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1520181094"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Литературное чтение "Школа 2100" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "litieraturnoie-chtieniie-shkola-2100-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "115790"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412111538"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "КТП Литературное чтение, 2 класс "
    ["seo_title"] => string(36) "ktp-litieraturnoie-chtieniie-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "216015"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432840001"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "КТП по литературному чтению .4 класс УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(57) "ktp-po-litieraturnomu-chtieniiu-4-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "220784"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434881860"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа и КТП по литературному чтению в 3 классе ("Школа России")"
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaiaproghrammaiktppolitieraturnomuchtieniiuv3klassieshkolarossii"
    ["file_id"] => string(6) "278015"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453030180"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства