№ урока | Период | Тема урока | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Контроль | Страницы учебник/планируемое д/з |
Вводный урок (1 ч.) |
1. | | Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника. | Знакомство с новым учебником, содержанием и условными обозначениями. | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. | Текущий | Не задано |
Любите книгу (9 ч.) |
2 - 10 | | 1.ВВодный урок раздела. Основные понятия раздела: рукописная книга, иллюстрация. 2.Любите книгу. Ю. Энтин "Слово про слово", В.Бойков"Книга - учитель..." 3.Г.Ладонщиков"Лучший друг". Пословицы о книге. М.Горький о книгах. 4.Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси. 5.Н.Кончаловская"В монастырской келье..." 6.Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей. 7. Мои любимые художники - иллюстраторы: Владимир Лебедев, Алексей Пахомов, Евгений Чарушин. 8. По следам самостоятельного чтения. Ю. Мориц "Трудолюбивая старушка". Главная мысль стихотворения. 9. По следам семейного чтения. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре. | Основные понятия: рукописная книга, иллюстрация, книги из пергамента, из деревянных дощечек, складная книга. Рассказы о любимых книгах. Обсуждение высказывания М.Горького. Работа в паре: поиск ответов на вопросы с опорой на текст. Подготовка к выразительному чтению стихотворений. Разметка стихотворений, определение пауз и интонации, с которой нужно читать стихотворения. Знакомство со сказкой Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Слушают информацию о том, как появились книги. Информация о появлении первых книг. Знакомство со справочной энциклопедической литературой для детей. Понятие о художниках – иллюстраторах. Высказывание предположения о том, кто такие художники-иллюстраторы. Рассматривание иллюстрации и знакомство со старейшими и современными художниками-иллюстраторами. Самостоятельное знакомство со стихотворением Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка», ответы на вопросы учебника. Работа с пословицами: определяют смысл, лексическое значение незнакомых слов. | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Объяснять, в чём ценность книг. Объяснять нравственный смысл стихотворений о книгах. Определять нравственный смысл слова "добро". Рассказывать о своём отношении к книге. Определять конкретный смысл понятий: рукописная книга, иллюстрация. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Определять название выставки книг. Классифицировать книги по темам. Находить нужную книгу по заданным параметрам. Находить информацию о возникновении книг в детских, научно - энциклопедических статьях и художественных текстах. Находить нужную информацию в специальных справочных книгах - энциклопедиях. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Находить значение слова в толковом словаре. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Объяснять смысл пословиц о книгах, высказывания М.Горького о книге. Рассматривать иллюстрации известных художников к детским книгам. Соотносить иллюстрацию и содержание детской книги. Определять главную мысль стихотворения. | Текущий | Не задано Подобрать пословицы о книге, читать, вопросы стр.4-5. Наизусть стихотворение стр.6. Задание в творческой тетради стр.6 Наизусть стр.13. Задание в творческой тетради стр.10-11. Задание в творческой тетради стр.12. Принести любимую книгу. Вопросы стр.23. |
Краски осени ( 13 ч.) |
11 - 23 | | 1. Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: сравнение, сборник. 2. Осень в художественных произведениях А.Пушкина, С.Аксакова. 3. Осень в произведениях живописи В.Поленова, А.Куинджи. 4. А.Майков "Осень", С.Есенин "Закружилась листва золотая...", Ф.Васильев "Болото в лесу". Эпитет и сравнения - средства художественной выразительности, используемые в авторских текстах. 5. И.Токмакова "Опустел скворечник...", А.Плещееев "Осень наступила..." Повтор как одно из основных средств художественной выразительности. Темп чтения. 6. Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. 7. Народные приметы. Осенние загадки. 8. Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе. 9. По следам самостоятельного чтения. Цвета осени. С.Маршак "Сентябрь", "Октябрь", Л.Яхнин "Осень в лесу", Н. Сладков "Сентябрь". 10. По следам семейного чтения. С.Образцов "Стеклянный пруд". Создание текста по аналогии. 11. Маленькие и большие секреты страны Литературии. 12.Обобщение по разделу. Наш театр. Инсценирование произведения Н.Сладкова "Осень". 13. Контрольная работа №1. | Формулировка вопросов, которые будут обсуждать на уроке. Составление небольшого текста об изменении в природе осенью. Чтение стихотворения А.Пушкина, ответы на вопросы, подготовка к выразительному чтению. Самостоятельное чтение произведения С.Аксакова, ответы на вопросы. Сравнение произведений А.С.Пушкина и С. Аксакова. Знакомство с репродукциями живописи, беседа по картинам. Определение периода осени по фотографиям. Работа в «Творческой тетради» с рубрикой «Приметы осени». Чтение стихотворений. Составление (текста устно) по теме урока. Чтение поговорок, народных примет об осени, обсуждение их смысла. Самостоятельное чтение стихотворений С.Маршака из книги «Круглый год». Создание иллюстраций к стихотворениям С.Маршака. Объяснение незнакомых слов с помощью толкового словаря. Создание иллюстраций к стихотворению. Исследовательская работа по стихотворению Л.Яхнина «Осень в лесу». Самостоятельное чтение, ответы на вопросы по тексту. Знакомство с произведением Н.Сладкова «Осень», распределение ролей. Сравнение сказочного и реального в произведении «Осень». Работа по вопросам учебника. Подготовка материала к созданию газеты «Прогулки по осеннему лесу». Проверка знаний учащихся по теме: «Краски осени». | Воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи. Рассказывать о красоте своей страны. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Сравнивать произведения живописи и произведения литературы. Сравнивать прозаический и поэтический тексты. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Определять название выставки книг. Классифицировать книги по подтемам. Находить нужную книгу по заданным параметрам. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Определять конкретный смысл понятий "сравнение", "сборник". Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Находить эпитеты, сравнения. Объяснять смысл понятий"темп", "интонация". Выбирать стихотворения для выразительного чтения. Наблюдать, как с помощью художественных средств автор передаёт читателю свои чувства и настроение. выраженные в прозаическом и поэтическом текстах. Наблюдать, как с помощью красок автор передаёт свои чувства и настроение, выраженные в репродукциях картин известных художников. Составлять рассказ об осени на основе репродукции картины. используя слова художественных текстов; на основе собственных наблюдений. Озаглавливать текст строчками из прочитанных произведений. Инсценировать произведение. | Текущий Тематический (к/р №1) | Не задано. Наизусть стр.25. Выполнить задание в творческой тетради стр.14-16. Наизусть любое стихотворение, вопросы стр.28-29. Наизусть любое стихотворение, вопросы стр.30-31. Задания стр.19-25 (тв.т0. Найти пословицы, поговорки и загадки об осени. Принести свою любимую книгу о природе. Читать, вопросы стр.35-36 Читать, вопросы стр.37-39. тв.з. Читать, вопросы стр.40-45 Не задано |
Мир народной сказки (16 ч.) |
24 -39 | | 1. Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль. 2. Русская народная сказка "Заячья избушка". Пересказ сказки по серии иллюстраций. 3. Русская народная сказка "Лисичка - сестричка и волк". Пересказ сказки по серии иллюстраций. Восстановление событий сказки на основе рисунков. 4. Корякская сказка. "Хитрая лиса".Сравнение героев сказок. 5. Русская народная сказка "Зимовье зверей". Чтение сказки по ролям. 6. Русская народная сказка "У страха глаза велики". Составление плана сказки. 7. Белорусская сказка "Пых". Сравнение сказок. 8. Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки. 9. По следам самостоятельного чтения. Хантыйская сказка "Идэ". Главная мысль сказки. 10. Семейное чтение. Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Анализ сказки по вопросам учебника. 11. Нанайская сказка "Айога". Выразительное чтение диалога. 12. Ненецкая сказка "Кукушка". Сравнение событий сказки. 13. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Наш театр. Инсценирование сказки "Лиса и журавль". 14. Маленькие и большие секреты страны Литературии. 15.Сочинение описания лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений. 16. Контрольная работа №2. | Знакомство с основными понятиями раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел, с собирателем русских народных сказок А.Н.Афанасьевым, В.И.Далем. Работа с иллюстрациями к сказке. Работа в группах: воспроизведение сказки по фрагментам. Знакомство со сборником русских народных сказок «Заячья избушка». Коллективная игра «Собери все сказки о лисе». Инсценирование фрагментов различных сказок о лисе. Знакомство с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк». Выделение главных героев, сравнение их с другими героями сказки. Рассказывание сказки по иллюстрациям. Определение ключевых слов в будущем тексте. Прогнозирование содержания сказки «Хитрая лиса» по заголовку» Сравнение русской народной сказки и корякской. «Парад живых героев сказок» - представление сказочного героя по реплике, произнесённой им. Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами. Моделирование сказки методом составления диафильма. Воспроизведение сказки с помощью диафильма. Сравнение сказок, выявление сходства и различия. Чтение сказки «Пых», сравнение со сказкой «У страха глаза велики». Знакомство с выставкой книг. Знакомство с русскими народными сказками в библиотеке. Выбор книги на основе тематического каталога. Самостоятельное чтение хантыйской сказки «Идэ». Работа с выставкой прочитанных ранее книг сказок. Определение области, где жили нанайцы. Работа с заголовком и иллюстрацией. Слушание сказки. Высказывание предположения о том, чему учит сказка. Чтение ненецкой сказки «Кукушка». Работа по вопросам учебника. Определение профессий, необходимых для постановки спектакля. Слушание сказки. Работа в группе: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценирования сказки. Чтение раздела. Деление всех изученных сказок на группы. Работа с выставкой прочитанных книг, классификация сказок Описание любимых сказочных героев. Выполнение заданий в творческой тетради. Проверка знаний учащихся по теме: «Мир народной сказки». | Читать самостоятельно учебный материал (вопросы, задания к текстам). Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выбирать вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Называть имена известных русских собирателей сказок: А.Н.Афанасьева, В.И.Даля. Находить в библиотеке книгу по заданной теме. Высказываться о своём отношении к народным сказкам. Восстанавливать события сказки на основе рисунков. Рассказывать сказку по иллюстрациям; на основе картинного плана. Рассказывать сказку с использованием опорных слов. Определять качества главных героев сказки; называть их. Делить текст на части. Объяснять, что в сказке является правдой, а что вымыслом. Сравнивать героев, события сказки. Выявлять особенности сказочного текста с учётом места проживания людей. Находить в тексте сравнения с помощью слов "будто", "как", "словно". Распределять роли; договариваться о совместном представлении сказки. Читать сказку по ролям, определять речевую задачу персонажей (выразить просьбу, удивление). Выразительно читать сказочные диалоги. Составлять план сказки; дополнять составленный план. Определять главную мысль на основе пословиц. Соотносить пословицу и содержание сказки. Подготовить выставку книг: группировать книги по подтемам; находить нужную книгу на основе характеристики; рассказывать о книге по составленному плану. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Сочинять текст на основе опорных слов и прочитанных произведений о лисе. | Текущий Тематический (к/р №2) | Найти и прочитать сказку в обработке писателей. Пересказ сказки стр.48-49 Пересказ сказки стр.50-55 Пересказ сказки стр.56-59 Читать по ролям, вопросы стр.60-63. Читать, вопросы стр.64-67 Пересказ сказки стр.68-69 Нарисовать иллюстрацию к любимой сказке. Читать, вопросы стр.71-73 Читать, вопросы стр.74-78 Пересказ сказки стр.79-81 Читать, вопросы стр.82-85 Не задано. Не задано. Доделать зад.в тв.т. стр.26-33. |
Веселый хоровод (10 ч.) |
40 - 49 | | 1. Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. 2. Б.Кустодиев "Масленица". Устное сочинение по картине. Проект. Мы идём в музей народного творчества. 3. Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши. 4. Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи. Приём создания авторских произведений, созданных на основе народных. 5. Мы идём в библиотеку. Знакомство со справочной литературой для детей. 6. Самостоятельное чтение. Стихи Д.Хармса. 7. Семейное чтение. К.Чуковский "Путаница". "Небылица". 8. Маленькие и большие секреты страны Литературии. 9.Обобщение по разделу. 10. Проект. Подготовка и проведение праздника "Весёлый хоровод". | Знакомство с основными понятиями урока: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. Прогнозирование содержания урока. Работа над лексическим значением непонятных слов. Работа с выставкой книг, с репродукцией картины Б Кустодиева «Масленица». Знакомство с экспозицией музея. Знакомство с малыми произведениями малых фольклорных жанров. Знакомство с закличками. Чтение приговорок, потешек, перевёртышей. Чтение произведений Э.Успенского и Ю.Мориц. Работа с рубрикой «Мы идём в библиотеку». Сравнение авторских произведений с фольклорными работами. Слушание сообщения о писателе Данииле Хармсе. Самостоятельное чтение стихотворения. Работа в группе: сочинение небольшого стихотворения – небывальщины. Сравнение произведения Д.Хармса с фольклорным. Работа с выставкой книг. Ответы на вопросы, определение этапов выполнения заданий и выполнение их. Работа в паре: выполнение задания в творческой тетради. Чтение и сравнение двух переводов стихотворения «Храбрецы». Определение интонации при чтении. Выполнение задания в творческой тетради. Выделение главных слов в названии праздника, подбор к нему ассоциаций. Определение цели проекта, распределение на группы, определение темы презентации в каждой группе. Составление текста к представлению. Распределение ролей. | Читать самостоятельно учебный материал (вопросы, задания к текстам). Находить вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Различать понятия: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. Составлять устный рассказ по картине. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. Находить нужный материал на основе экспонатов, книг, статей. Готовить сообщение по заданной тематике. Находить в библиотеке книгу по заданной теме. Объяснять назначение справочной и энциклопедической литературы. Сочинять свои стихи (небылицы) на основе художественного текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать выразительно небылицы, заклички. | Текущий | Найти в словаре значение основных понятий раздела. Читать произведения устного народного творчества. Задания в р/т стр.34-38. Читать. вопросы стр.98-99, задания в тв/т стр.38-41. Найти в энциклопедии рассказы о народных промыслах. Читать, вопросы стр.102-103. Читать, вопросы стр.104-107. Задания в тв.т. стр.42-44 Не задано |
Мы – друзья (10 ч.) |
50 - 59 | | 1. Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе. 2. Стихотворения о дружбе. М.Пляцковский "Настоящий друг", В.Орлов "Настоящий друг". Сочинение на основе рисунков. 3. Н.Носов "На горке". План - пересказ. 4. Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. 5. Самостоятельное чтение. С.Михалков "Как друзья познаются". Главная мысль. 6. Э.Успенский "Крокодил Гена и его друзья". Обсуждение проблемы "Как найти друзей". 7. Семейное чтение. А.Гайдар "Чук и Гек". Обсуждение проблемы рассказа на уроке и в семье. 8. Наш театр. И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей". Инсценирование. 9. Маленькие и большие секреты страны Литературии. 10.Обобщение по разделу. Обобщение по разделу. | Знакомство с основными нравственными понятиями раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Рассуждение о том, кого можно назвать настоящим другом. Знакомство с пословицами о дружбе. Знакомятся с книгой В.Даля «Пословицы русского народа». Работа в паре: чтение по ролям диалога Вани и Ани. Знакомство с произведением М.Пляцковского «Настоящий друг». Выразительное чтение стихотворения. Составление анкеты «Мой настоящий друг». Знакомство с произведением В.Орлова «Я и мы». Чтение рассказа Н.Носова «На горке». Воспроизведение рассказа по серии сюжетных картинок. Определение последовательности событий, изображённых на иллюстрациях. Работа в группе: воспроизведение текста по иллюстрациям. Знакомство с книжной выставкой. Чтение и рассказ о понравившейся книге. Знакомство с особенностями жанра басни. Самостоятельное чтение басни С.Михалкова «Как друзья познаются». Работа по вопросам учебника. Воспроизведение басни. Знакомство с произведением Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Ответы на вопросы. Знакомство с выставкой книг. Проверка домашнего задания. Ответы на вопросы, выполнение заданий, пересказ произведений. Работа в группе: составление текста беседы по опорным словам | Читать самостоятельно учебный текст. Определять вопросы. на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выразительно читать стихотворения. Обсуждать с другом значение понятий: доброжелательность, терпение, уважение. Объяснять смысл пословиц о дружбе. Обсуждать в классе проблемы "Кого можно назвать другом", "Что такое настоящая дружба", "Как найти друзей"; "Правильно ли поступили герои рассказа А.Гайдара?" Придумывать рассказы на основе рисунков. Восстанавливать порядок событий на основе рисунков. Составлять план пересказа: сопоставлять придуманный план с планом в учебнике. Подробно пересказывать от имени героя. Определять главную мысль произведения; соотносить главную мысль с пословицей. Распределять роли для инсценировки; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Текущий | Не задано. Вопросы, наизусть любое стихотворение стр.116-117. Пересказ сказки стр.119-122. Задания в тв.т. стр.45-48. Читать, вопросы стр.124-125. тв.т.стр.49. Читать, вопросы стр.126-127. Читать, вопросы стр.128-131 Читать, вопросы стр.132-133, тв.т. стр.58-59. Тв.т. стр.54-57. |
Здравствуй, матушка – зима! (11 ч.) |
60 -70 | | 1. Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: выразительное чтение. 2. Проект. Готовимся к новогоднему празднику. 3. Лирические стихотворения о зиме: А.Пушкин "Вот север тучи нагоняя...", Ф.Тютчев "Чародейкою Зимой...", С.Есенин "Берёза", "Поёт зима, аукает..." 4. Праздник Рождества Христова. Саша Чёрный "Рождественское", К.Фофанов "Ещё те звёзды не погасли..." Рассказ о празднике. 5.К.Бальмонт "К зиме". Выразительное чтение. . 6.С.Маршак "Декабрь". Средства художественной выразительности: олицетворения. 7. А.Барто "Дело было в январе..." Сказочное в лирическом стихотворении. 8. С.Дрожжин "Улицей гуляет..." Выразительное чтение. 9. Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки. 10. Проект. Праздник начинается, конкурс предлагается... 11. Контрольная работа №3. | Знакомство с основными понятиями раздела: выразительное чтение. Подбор ассоциаций к словосочетанию «Новый год». Создание программы праздника. Распределение на группы. Подготовка к празднованию Нового года в соответствии с выбором группы: отбор стихотворений, песен, игр. Создание театральных билетов, программок к празднику. Знакомство с особенностями поэтического произведения. Чтение стихотворения А.С.Пушкина, ответы по содержанию. Подготовка к выразительному чтению, чтение стихотворения. Знакомство с произведением Ф.Тютчева, ответы на вопросы. Определение средств выразительности, работа над лексическим значением слов. Знакомство с произведениями С.Есенина. Знакомство с произведениями С.Чёрного и Ф.Фофанова. Сравнение стихотворений. Знакомство со стихотворениями К.Бальмонта, С.Маршака, А.Барто, С.Дрожжина. Ответы на вопросы учебника. Сравнение стихотворений С.Маршака и С.Дрожжина. Работа над лексическим значением слова «Загадка». Чтение загадок. Выделение в тексте слов, на которые указывает загадка. Подбор слов-ассоциаций к отгадке. Чтение понравившихся загадок. Разработка заданий для проведения праздника: подбор стихотворений о зиме, новогодних игр и конкурсов; материалов для украшения класса; классной газеты; подбор подарков и призов. Распределение заданий между всеми участниками праздника. Проверка знаний учащихся по теме: «Здравствуй, матушка - зима». | Читать выразительно понравившийся текст. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выразительно читать стихотворения. Находить в тексте стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения. Придумывать свои сравнения, подбирать эпитеты, олицетворения. Читать наизусть стихотворения. Распределять роли для инсценировки; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы; находить нужный материал для подготовки к празднику. Рассказывать о празднике Рождества Христова. Отгадывать загадки; соотносить загадку с отгадкой. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы. | Текущий Тематический (к/р №3) | Не задано. Творческая тетрадь стр.61-62. Наизусть любое стихотворение, вопросы стр.140-143. Читать выразительно, вопросы стр.144-145. Наизусть стихотворение стр.146. Вопросы стр.146-147. Наизусть стихотворение стр.148. Не задано. Не задано. Не задано. |
Чудеса случаются (16 ч.) |
71 - 86 | | 1. Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: литературная сказка. 2. Мои любимые писатели. Сказки А.С.Пушкина. 3.А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". Герои сказки. Особенности литературной сказки. 4. А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". Чему учит сказка? 5. Д.Мамин - Сибиряк "Алёнушкины сказки" Выставка книг. 6-7. Д.Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост". Герои сказки. 8. Дж.Харрис "Братец Лис и братец Кролик". Особенности литературной сказки. 9. Д.Мамин - Сибиряк. Дж.Харрис. Сравнение литературных сказок. 10. Э.Распэ. Из книги "Приключения барона Мюнхгаузена". Особенности литературной сказки. 11.Мы идем в библиотеку. Литературные сказки. 12.Мои любимые писатели. Сказки К.Чуковского. 13.Самостоятельное чтение. К.Чуковский. Из книги "Приключения Бибигона". 14.Семейное чтение. Л.Толстой. Два брата. 15. Маленькие и большие секреты страны Литературии . Обобщение по разделу. 16. Контрольная работа №4. | Знакомство с основными понятиями раздела: литературная сказка и со сказкой А.С. Пушкина. Работа с книгами, представленными на выставке. Знакомство со сказкой А.С.Пушкина. Определение строчек стихотворения, которыми можно подписать иллюстрации. Определение, сколько раз в сказке повторяется одна и та же ситуация. Работа с выставкой книг по теме: «Литературные сказки». Анализ представленных книг. Чтение присказки, особенности присказки. Чтение сказки. Сравнение зайца из сказки с зайцами в других сказках. Составление портрета зайца из русских народных сказок. Знакомство с книгой Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Выразительное чтение. Знакомство с произведениями «Чудесный олень» и «Оттаявшие звуки», перечитывание их с дополнительными вопросами. Создание собственной истории по аналогии с авторским текстом. Знакомство с выставкой книг. Определение, что объединяет представленные книги. Чтение и рассказ о понравившихся книгах. Знакомство с К. Чуковским и его творчеством. Чтение в учебнике статьи о Чуковском, работа с выставкой книг. Знакомство с темой урока «Наш театр». Определение этапов подготовки к инсценированию произведения: (чтение произведения, распределение ролей, отбор средств для создания образа, инсценирование, рефлексия). Знакомство со сказкой «Краденое солнце». Работа в группе: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценирования сказки. Инсценирование сказки. Работа с выставкой книг: распределение произведений на авторские и литературные. Рассказ об особенностях народной и литературной сказки. Чтение болгарской сказки «Курица, несущая золотые яйца». Сравнение болгарской сказки и сказки А.С.Пушкина (сюжет сказки, герои сказки, главная мысль сказки). Проверка знаний учащихся по теме: «Чудеса случаются». | Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. осмысливать понятие литературная сказка". Давать характеристику героев; называть их качества. Обсуждать с друзьями проблему, можно ли рыбку из сказки А.С.Пушкина назвать благодарной, справедливой, доброй. определять основные события сказки. Соотносить смысл сказки с пословицей. Соотносить рисунки и текст. Подробно пересказывать сказку. Сравнивать сказки: героев, события. Распределять роли для инсценирования; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Текущий Тематический (к/р №4) | Принести книги А.С.Пушкина. Читать сказки А.С.Пушкина. Читать стр.6-16. Не задано. Читать, вопросы стр.18. Читать, вопросы стр.19-23 Задания в творческой тетради стр.63-66. Не задано. Вопросы стр.27. Читать, вопросы стр.28-29 Принести книги К.И.Чуковского. Не задано. Читать, вопросы стр.39-41 Повторить произведения раздела. Не задано. |
Весна, весна! И все ей радо! (11 ч.) |
87 - 97 | | 1. Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: олицетворение, воображение. 2. Ф.Тютчев "Зима недаром злится..." Приём контраста в лирическом стихотворении. 3. Весна в лирических произведениях И.Никитина, А.Плещеева, И.Шмелёва и др.. 4. Картины весны в произведениях А.Чехова, А.Фета, А.Барто. Создание вопросов на основе прочитанных произведений 5.Мы идем в библиотекую Литературные сказки. 6. Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С.Маршак, И.Токмакова, Саша Чёрный. 7. Устное сочинение по картине И.Левитана "Ранняя весна". 8.Семейное чтение. А.Майков. Христос воскрес! К.Крыжицкий. Ранняя весна. 9.Наш театр. С.Маршак. Двенадцать месяцев. Инсценирование. 10. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. 11. . Контрольная работа №5. | Знакомство с основными понятиями раздела: олицетворение, воображение. Работа с рубрикой «Читаем и наблюдаем» в «Творческой тетради». Знакомство с темой урока: определение опорных слов, подбор слов-ассоциаций. Чтение диалога Ани и Вани, сообщения профессора Самоварова, стихотворения Ф.Тютчева. Определение симпатий автора, выражение своих симпатий. Самостоятельное чтение стихотворений по группам. Знакомство с произведением А.Чехова «Весной». Перечитывание текста с дополнительными вопросами. Сравнение произведения со стихотворениями А.Фета и А.Барто. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне. Знакомство с книгами о весне на выставке. Выбор и презентация своей книги. Знакомство с репродукцией картины Левитана «Ранняя весна»: подбор слов, которые помогут представить реку, небо, снег. Самостоятельное знакомство с произведением С.Маршака «Март». Составление небольшого текста по картине И.Левитана. Самостоятельное чтение стихотворений И.Токмаковой, Саши Чёрного. Определение этапов подготовки к инсценированию произведения (чтение произведения, распределение ролей, отбор средств для создания образа, инсценирование, рефлексия). Знакомство с пьесой-сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев». Работа в группах: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценирования сказки. Составление текста о весне. Коллективное редактирование получившихся текстов. Представление своих работ. Проверка знаний учащихся по теме: «Весна, весна! И всё ей радо!». | Читать самостоятельно учебный текст (задания, вопросы, комментарии). Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Находить в тексте олицетворения, объяснять своими словами значение понятия "воображение". Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выразительно читать стихотворения. Определять тему произведений. рассматриваемых на уроке. Сравнивать образы, представленные в лирическом стихотворении. Сравнивать произведения живописи и литературы. Создавать собственные тексты по произведению живописи. Представлять свою творческую работу в группе. в классе. Задавать вопросы по прочитанным произведениям. Оценивать вопросы учащихся. Распределять роли для инсценирования; договариваться друг с другом. Находить олицетворения в лирическом стихотворении; придумывать свои сравнения. Инсценировать произведение. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | Текущий Тематический (к/р №5) | Не задано. Наизусть стихотворение стр.51. Не задано. Задания в творческой тетради стр.67-69. Наизусть любое стихотворение стр.52-53. Наизусть стихотворение стр.58-59. Наизусть любое стихотворение стр.54-55. Читать выразительно стихотворение стр.60. Не задано. Не задано. |
Мои самые близкие и дорогие (8 ч.) |
98 - 105 | | 1. Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: семья, согласие, ответственность. 2. Стихи о маме и папе. Р.Рождественский. Ю.Энтин, Б.Заходер. Выразительное чтение. 3. А.Барто "Перед сном", Р.Сеф "Если ты ужасно гордый...", "Рассказ о маме", Дж.Родари "Кто командует?" Главная мысль. 4. Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме. 5. Самостоятельное чтение. Э.Успенский "Если был бы я девчонкой", "Разгром", Б.Заходер ""Никто". 6. Семейное чтение. Л.Толстой "Отец и сыновья", "Старый дед и внучек". 7. Наш театр. Е.Пермяк "Как Миша хотел маму перехитрить". Инсценирование. 8. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | Знакомство с с основными нравственными понятиями раздела: семья, согласие, ответственность, чтение диалога Ани и Вани, высказывания Самоварова. Рассматривание фотографии (стр.69), беседа по фотографии. Чтение стихотворения Р.Рождественского «На земле хороших людей немало». Чтение стихотворения Ю.Энтина о маме. Составление текста о маме. Представление письменных работ о маме. Создание коллективного текста о маме. Работа в рубрике «Мастерская писателя». Знакомство со стихотворением А.Барто «Перед сном». Чтение пословиц, стихотворения Р.Сефа. Иллюстрации к прочитанным стихотворениям. Знакомство с произведением Дж. Родари «Кто командует?» Работа по вопросам учебника. Знакомство с выставкой книг, работа в библиотеке. Выбор книг по желанию, презентация своей книги. Знакомство с произведениями Э.Успенского. Чтение стихотворения «Если был бы я девчонкой…». Знакомство со стихотворением «Разгром». Перечитывание с дополнительными вопросами. Чтение стихотворения Б.Заходера «Никто». Сравнение стихотворений «Разгром» и «Никто». Знакомство с темой урока «Наш театр». Определение этапов подготовки к инсценированию произведения: чтение произведения, распределение ролей, отбор средств выразительности для создания образа. Работа в группе. Составление текста поздравительной открытки. Коллективное редактирование составленных текстов. Иллюстрация к поздравительной открытке. | Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Обсуждать в паре, в группе, что такое согласие, ответственность. Рассказывать о традициях своей семьи. Рассказывать о своей маме. Размышлять, в чём заключается семейное счастье. Соотносить содержание текста и пословицу. Выразительно читать стихотворение. Называть качества героев произведения. Читать диалог по ролям. Инсценировать произведение. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Составлять каталог книг на тему "Моя любимая мама". Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | Текущий | Составить устный рассказ о своей семье. Наизусть любое стихотворение стр.70-71. Читать, вопросы стр.72-74, наизусть любое стихотворение стр.72-73. Подготовить рассказ о маме (тв.з.). Читать, вопросы стр.76-78 Читать, вопросы стр.79-80 Не задано. Составить устный рассказ о любимом животном. |
Люблю все живое (16 ч.) |
106 - 121 | | 1. Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: сочувствие, сопереживание. 2. Саша Чёрный "Жеребёнок". Авторское отношение к изображаемому. 3. С.Михалков "Мой щенок". Дополнение содержания текста. 4. Г.Снегирёв "Отважный пингвинёнок". Поступки героев. 5. М.Пришвин "Ребята и утята". Составление плана. 6. Е.Чарушин "Страшный рассказ". Составление плана на основе опорных слов. 7. Сравнение художественного и научно - познавательного текстов. И.Рубцов "Про зайца". Текст из энциклопедии. " Заяц". Проект. Создание фотоальбома о природе. В.Берестов "С фотоаппаратом". 8.Проект. Создание фотоальбома о природе. 9.Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В.Бианки. 10. Мои любимые писатели. В.Бианки "Хитрый лис и умная уточка". Составление плана на основе опорных слов. 11.Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н.Сладкова. Составление рассказа на основе серии картинок. 12. Семейное чтение. В.Сухомлинский "Почему плачет синичка?" 13. Г.Снегирёв "Куда улетают птицы на зиму?" Постановка вопросов к тексту. 14. Шутки - минутки. В.Берестов "Заяц - барабанщик", "Коза", 15. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Наш театр. В.Бианки "Лесной колобок - колючий бок". Инсценирование. Шутки - минутки. В.Берестов "Заяц - барабанщик", "Коза". 16. Контрольная работа №6. | Знакомство с основными нравственными понятиями раздела: сочувствие, сопереживание. Чтение диалога Ани и Вани, высказывания Самоварова. Знакомство с произведением Саши Чёрного «Жеребёнок», выразительное чтение. Знакомство со стихотворением С.Михалкова «Мой щенок». Знакомство с текстом о зайце из энциклопедии и стихотворения Н.Рубцова. Сравнение текстов, выяснение позиции автора. Знакомство с произведением Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Определения типа текста. Знакомство с книгами В.Бианки на выставке. Определение, что объединяет эти книги. Знакомство с жизнью и творчеством В.В.Бианки, с произведениями В.Бианки на книжной выставке. Чтение произведения «Хитрый лис и умная уточка». Определение жанра произведения. Знакомство с произведениями Н.Сладкова. Самостоятельное чтение рассказов Н.Сладкова. Определение жанра произведений. Чтение диалога ежа и лисицы по ролям. Знакомство с книгами Н.Сладкова. Знакомство с творчеством В.Сухомлинского, чтение произведения, работа с текстом. Работа с текстом Г.Снегирёва, постановка вопросов. Подготовка к инсценированию произведений В.Берестова, определение этапов подготовки к инсценированию произведения. Работа в группе: распределение ролей. Отбор средств выразительности для драматизации рассказа. Драматизация рассказа. Составление отзыва на книгу, прочитанную в этом разделе. Коллективное редактирование получившихся текстов. Презентация своих работ. Проверка знаний учащихся по теме: «Люблю всё живое». | Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём изучаться. Обсуждать в классе , что такое сочувствие, сопереживание. Определять авторское отношение к изображаемому. Находить слова, которые помогают представить картину, героя, событие. Выразительно читать, отражая авторскую позицию. Определять основные события произведения. Обсуждать с друзьями поступки героев. Придумывать продолжение историй. Составлять план произведения в соответствии с планом в учебнике на основе опорных слов. Характеризовать героя произведения. Читать диалог по ролям. Инсценировать произведение. Сравнивать художественный и научный тексты. Участвовать в проектной деятельности; договариваться друг с другом. Составлять рассказ по серии картинок. Задавать вопросы к тексту; оценивать эти вопросы. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | Текущий Тематический (к/р №6 | Наизусть стихотворение стр.87. Не задано. Читать, вопросы стр.92-93 Читать, вопросы стр.94-96 Читать, вопросы стр.97-99 Не задано Читать рассказы и сказки В.Бианки. Читать, вопросы стр.106-107. Читать, вопросы стр.108-109. Читать, вопросы стр.110-111. Читать, вопросы стр.112-113. Наизусть любое стихотворение стр.117. Не задано. Не задано. |
Жизнь дана на добрые дела (15 ч.) |
122 - 136 | | 1. Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие. 2. Какие дела самые важные. С.Баруздин. Стихи о человеке и его делах. Заголовок. 3. Л.Яхнин "Пятое время года", "Силачи". Заголовок. 4.В.Осеева "Просто старушка". Смысл заголовка. 5. Кого можно назвать сильным человеком. Э.Шим "Не смей!" 6. А.Гайдар "Совесть", Е.Григорьева "Во мне сидит два голоса..." Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей. 7. Работа со словом. Дискуссия на тему "Что значит поступать по совести". 8. И.Пивоварова. Сочинение. Составление рассказа на тему "Как я помогаю маме". В.Осеева "Три товарища". 9. Мы идём в библиотеку. Мои любимые писатели. 10. Самостоятельное чтение. Н.Носов "Затейники". Подбор заголовка. 11. Н Носов "Фантазёры". Чтение по ролям. 12. Семейное чтение. И.Крылов "Лебедь, Щука и Рак". Смысл басни. 13. Наш театр. С.Михалков "Не стоит благодарности". 14. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. 15. Контрольная работа №7. | Знакомство с основными нравственными понятиями раздела: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие . Какие дела можно назвать добрыми. Работа с пословицей. Работа в «Творческой тетради» - запись совершённых добрых дел. Поиск добрых дел, о которых говорится в стихотворении С.Баруздина «Стихи о человеке и его делах». Знакомство с произведением Л.Яхнина «Пятое время года». Составление небольшого текста на тему. Коллективное редактирование текстов. Представление письменных работ. Знакомство с пословицами и поговорками. Чтение рассказа Л.Яхнина «Силачи». Определение главной мысли. Чтение произведения В.Осеевой «Просто старушка». Сравнение произведений Л.Яхнина и В.Осеевой. Знакомство с произведением Э.Шима «Не смей!», А.Гайдара «Совесть». Коллективная работа со словом совесть. Представление своих работ «Что такое совесть». Знакомство с рассказом В.Осеевой «Три товарища». Составление текста «Как я помогала маме». Коллективное редактирование работ. Иллюстрация к тексту. Знакомство с творчеством Н.Носова. Самостоятельное знакомство с произведениями «Затейники», «Фантазёры». Определение, почему эти книги включены в раздел «Жизнь дана на добрые дела». Знакомство с творчеством И.Крылова. Чтение басен И.Крылова, определение смысла прочитанных басен. Знакомство с темой урока «Наш театр». Определение этапов подготовки к инсценированию произведения С.Михалкова «Не стоит благодарности». Чтение произведения. Работа в группе: распределение ролей, отбор средств выразительности для драматизации рассказа. Выразительное чтение по ролям. Сравнение произведения с басней И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Определение юмористических произведений. Обсуждение понятий добрые дела и добра наживать. Пересказ любимых произведений Н.Носова. оздание списка рекомендуемой литературы для чтения летом. Работа в «Творческой тетради». Проверка знаний учащихся по теме: «Жизнь дана на добрые дела». | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Обсуждать с друзьями, что такое честность, сочувствие, трудолюбие, взаимопонимание; кого можно назвать честным, трудолюбивым. Объяснять смысл заголовка. Придумывать свои заголовки. Объяснять смысл пословиц; соотносить содержание текста с пословицей. Обсуждать поступки героев произведения. Рассуждать о том, кого можно назвать сильным человеком; что значит поступать по совести. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Составлять рассказ на тему (по плану). Инсценировать произведение. Делить текст на части. Пересказывать текст подробно. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Определять тему выставки книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | Текущий Тематический (к/р №7) | Творческое задание «Мои важные дела». Наизусть стихотворение стр.123. Читать, вопросы стр.124-126. Читать, вопросы стр.127 Читать, вопросы стр.128-129. Читать, вопросы стр.130-131, наизусть стр.132. Не задано. Читать, вопросы стр.135-137, задание в творческой тетради стр.78. Принести книги Н.Носова. Читать, вопросы стр.140-142. Читать, вопросы стр.143-149. Наизусть любую басню И.Крылова. Читать, вопросы стр.151. Не задано. Не задано. . |