Просмотр содержимого документа
«Кружок "Каллиграфия"»
Рассмотрено на заседании МО
Руководитель
Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности
«Каллиграфия»
Учебный год 2018-2019
Класс 1Е
Учитель Сёмина Галина Валентиновна
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Для разработки программы были использованы следующие материалы:
Примерные программы начального общего образования. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте: программа и тематическое планирование. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2012.
Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011 и посл.
Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. – 2014.
Соловейчик М. С. и др. Учусь быть читателем: Книга для чтения в период обучения грамоте. – 2010.
Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» – 2011.
Место курса «Каллиграфия» в учебном плане
1 час в неделю / 32 часа в год
Исключительно велико значение умения пользоваться письменной речью для каждого человека. При этом письмо становится подлинным средством общения, если будет правильным, чётким и грамотным.
Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости. В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение известного методиста С.П.Редозубова о том, что,борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся.
Общая характеристика курса
Цель занятий каллиграфией – формирование графически правильного, четкого, достаточно скорого письма.
Достижение этой цели зависти от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму.
Гигиенические требования к посадке, положению тетради, руки, ручки при письме (практическое овладение). Освоение необходимых при письме движений, развитие мелкой мускулатуры руки, глазомера, ориентировки в пространстве страницы, координации движений. Начертание и название основных элементов букв, письменных строчных и прописных букв. Овладение способами соединения элементов букв и букв при письме, знакомство с правилом выбора соединения. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических требований, правил оформления записей. Формирование элементов самооценки написанного с точки зрения качества письма.
М.Р.Львов предлагает классификацию ошибок письма и их причин с позиций методического подхода.
1. Алфавитно-графические ошибки: недописывание или прибавление элементов букв, искажение букв.
Причина – неустойчивое внимание, плохое запоминание начертания букв.
2. Каллиграфические ошибки:
Неумение придерживаться строки
Несоблюдение наклона и размеров букв
Устойчиво неправильные соединения букв (вопреки образцам)
«дрожащее письмо»
Крупное или мелкое письмо, неравномерное расстояние между буквами, угловатое, размашистое, вычурное, тесное, неряшливое письмо.
Эти ошибки индивидуальны и исправляются на дополнительных занятиях.
Виды письменных упражнений по каллиграфии. 1 класс.
Письмо бордюров, узоров, росчерков.
Физические упражнения (на развитие мышц руки):
«ходьба пальчиками»; «игра на пианино»;
«юла»; «посолим суп»;
«человечек ходит»; «дождик капает»;
«пилим дрова»; «стреляем из лука»;
«рисуем в воздухе».
Игровые ситуации:
«Бюро находок» (закрепление знания элементов). Учитель выставляет в окошечко элементы, а дети должны узнать, какая буква их «потеряла»;
«Доктор Айболит» (развитие каллиграфической зоркости и предупреждение ошибок). Доктор (ученик) «ставит диагноз больной букве» и рассказывает, как надо её лечить (правильно писать).
Письмо с опорой на ориентир (наклонную черту).
Анализ элементов буквы и движений руки при письме букв и слияний.
Письмо слияний, слов и предложений с изучаемой буквой.
Основные требования к каллиграфическому письму.
1. Соблюдение размеров рабочей строки (все элементы букв надо доводить до верхней и нижней линейки рабочей строки; при переходе к письму в тетради в широкую линейку - соблюдать рабочую строку на основе “чувства строки”, оно вырабатывается в ходе письма с комментированием на подготовительном и основном этапах ).
2. Соблюдение правильного и единообразного угла наклона при письме (тетрадь должна лежать с наклоном; все линии надо вести прямо на центр груди; проверить наклоны можно по косым линейкам в тетради).
3. Соблюдение одинаковых интервалов между письменными знаками (расстояние между элементами, буквами на строке, между словами в предложении должно равняться примерно букве и строчной; ширина букв должна быть одинаковой, равной ширине буквы и; буквы т, м, ф, ш, ,щ шире и в полтора раза).
4. Соединение элементов в букве, букв в слове должно производиться по алгоритму трех видов соединения (верхнее, нижнее, средне-плавное).
5. Письмо буквенных комплексов и слов должно быть плавным, связным: надо знать начальную точку для письма каждого элемента, чтобы безотрывно писать целую букву (подготовительный класс); надо знать начальную точку для письма каждой буквы, чтобы безотрывно писать две буквы (1-й класс), две-три буквы (2-й класс), три - четыре буквы (3-й класс); останавливаться можно лишь в начальной точке.
6. Писать надо без напряжения (при письме линий вниз рука напрягается - считаем: 1, 2, 3; при письме линий в сторону- вверх рука расслабляется - считаем: и).
7. Писать надо быстро (чтобы научиться писать быстро, нужно соблюдать правила 5 и 6; скорость письма для 1-го класса - 23-35 букв в минуту; для 2-го класса - 35-45 букв в минуту; для 3-го класса - 50-65 букв в минуту).
8. Писать надо красиво (на протяжении всего обучения письму вырабатываются критерии красивого письма: чисто, без помарок, четко, по правилам 1-7 и т.д.).
Планируемые предметные результаты:
• соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;
• правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво писать буквы и оформлять их соединение; сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону своей записи;
• применять при письме правила оформления границ предложений,
• различать два вида чтения: «как говорим» (орфоэпическое) и «как написано» (орфографическое);
• под руководством учителя писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения (по освоенной технологии), проверять написанное.
Метапредметные учебные действия:
регулятивные:
выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия;
познавательные:
осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную;
осознанно читать, критически оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями;
коммуникативные:
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению
Личностные результаты освоения курса «Каллиграфия»
Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу
Принятие и освоение социальной роли обучающего, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Методическое и материально-техническое обеспечение программы
1. Примерные программы начального общего образования. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения). 2. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте: программа и тематическое планирование. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2012. 3. Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011 и посл. 4. Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. – 2014. 5. Соловейчик М. С. и др. Учусь быть читателем: Книга для чтения в период обучения грамоте. – 2010. 6. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» – 2011.
7. Альбомы или листы для рисования 8. Тетради в косую линейку 9. картинки-иллюстрации 10.Доска
11.Цветные мелки и карандаши 12. Компьютер и мультимедийный проектор
13. Мультимедийные презентации(буквы и их соединения)
Развивающие пособия : Набор звуковых схем , буквы, слоги.
Календарно - тематическое планирование занятий по каллиграфии в 1 классе
№ занятия
Тема. Содержание
Характеристика деятельности учащихся
Дата
1
Правила посадки при письме, положение руки и ручки. Знакомство со строкой и ориентирование на ней. Знакомство с видами штриховки
Рассматривать рисунки и выбирать те, которые подходят для каждого ученика (леворукого, праворукого) с точки зрения посадки и положения ручки в руке; определять направление ручки при письме (вверх, чуть выше плеча). Создавать и поддерживать порядок на своём рабочем месте. Анализировать штриховку, сравнивать направления штриховки. Штриховать рисунки и геометрические фигуры, выбирать соответствующее направление штрихов. Выражать своё отношение к выполненной работе.
2
Знакомство с высотой больших и малых элементов, их письмо в строчке на одинаковом расстоянии.
Соблюдать правила посадки, контролировать положение ручки в руке, ориентироваться в разлиновке тетради, планировать движение руки при письме и сознательно выполнять их, контролировать написание элементов и оценивать результат.
3
Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания
Штриховать рисунки, выбирая соответствующее направление штрихов, раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур.
4
Написание прямых малых и больших параллельных линий на одинаковом расстоянии, написание прямых параллельных линий, больших и малых, линий с закруглением внизу и вверху, написание овалов и полуовалов
Проверять умение писать изученные элементы, осознавать задачу урока. Анализировать записи и находить в них новый элемент. Оценивать свою работу.
5
Написание линий с петлей внизу и линий с петлей вверху. Написание наклонной плавной линии снизу вверх
Проверять умение писать изученные элементы, осознавать задачу урока. Анализировать записи и находить в них новый элемент. Оценивать свою работу.
6
Обучение написанию букв Аа. Обучение написанию букв Оо.
Рассматривать буквы и выделять в них знакомые элементы, писать их самостоятельно, сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами. Списывать буквы с печатного варианта. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфии.
7
Обучение написанию букв Уу. Обучение написанию букв Ээ
Анализировать буквы и вычленять в них знакомые элементы, проверять умение писать их. Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи, сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Оценивать выполнение работы
8
Обучение написанию букв Ии, ы
Рассматривать буквы и выделять в них знакомые элементы, писать их самостоятельно, сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами. Списывать буквы с печатного варианта. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфии.
9
Обучение написанию букв Лл, Мм. Письмо буквосочетанй, слогов.
Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слоги и слова и под диктовку с опорой на схему, ставить в схемах слов ударение и отмечать безударные гласные звуки.
10
Обучение написанию букв Сс. Обучение написанию букв Рр. Письмо слогов, слов.
Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений
11
Обучение написанию букв Тт. Обучение написанию букв Вв. Письмо слогов, слов.
Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений
12
Обучение написанию букв Пп. Обучение написанию букв Шш. Письмо слогов, слов, предложений.
Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы
13
Обучение написанию букв Яя, Ее, Ёё. Письмо буквосочетанй, слогов, слов.
Определять начало письма буквы и последовательность движения руки при её записи. Тренироваться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Уточнять «работу» буквы, делать вывод, фиксировать его в модели и «озвучивать» правило письма. Анализировать соединения новой буквы с предыдущей и последующими, называть вид соединения и проверять выбранный способ соединения при записи слогов под диктовку.
14
Обучение написанию букв Юю, ъ, ь. Письмо буквосочетанй, слогов, слов. Письмо предложениий.
Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы
15
Обучение написанию буквы й. Повторение: соотнесение звуков и букв.
Наблюдать за обозначением звука [й,] буквой й. Анализировать начертание буквы, сравнивать её с другими изученными буквами. Самостоятельно писать слова с изученной буквой. Понимать и выполнять задания, представленные графически. Контролировать процесс письма и оценивать свою работу.
16
Обучение написанию букв Зз. Обучение написанию букв Бб. Письмо слогов, слов.
Анализировать новые буквы с точки зрения составляющих их элементов, выделять и называть эти элементы. Определять начало письма букв и выполнять необходимые при письме действия. Регулировать процесс письма, и оценивать результат. Списывать и писать под диктовку в соответствии с памятками, регулировать свои действия, в том числе проверять написанное.
17
Обучение написанию букв Фф. Обучение написанию букв Жж. Письмо слогов, слов, предложений.
Определять начало письма буквы и последовательность движения руки при её записи. Тренироваться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Уточнять «работу» буквы, делать вывод, фиксировать его в модели и «озвучивать» правило письма. Анализировать соединения новой буквы с предыдущей и последующими, называть вид соединения и проверять выбранный способ соединения при записи слогов под диктовку.
18
Обучение написанию буквы Хх. Повторение: соотнесение звуков и букв.
Анализировать новые буквы с точки зрения составляющих их элементов, выделять и называть эти элементы. Определять начало письма букв и выполнять необходимые при письме действия. Регулировать процесс письма, и оценивать результат. Списывать и писать под диктовку в соответствии с памятками, регулировать свои действия, в том числе проверять написанное.
19
Обучение написанию букв Цц. Обучение написанию букв Чч. Обучение написанию букв Щщ. Письмо слогов, слов, предложений.
Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы
20
Закрепление написания букв Юю, Ее, Ёё. Списывание с печатного текста.
Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Списывать с печатного текста, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма.
21
Закрепление написания букв Яя, Ее, Юю. Списывание с печатного текста.
Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Списывать с печатного текста, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма.
22
Закрепление написания букв ь и . Списывание с печатного текста.
Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Списывать с печатного текста, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма.
23
Алфавит.
Читать текст, находить в нём новое слово (алфавит), узнавать по тексту его значение. Называть буквы в алфавитном порядке; выяснять количество букв алфавита. Читать стихотворные отрывки о буквах, опознавать их, добавлять пропущенные, определять их место в алфавитном ряду. Тренироваться в каллиграфическом письме.
24
Алфавит.
Тренироваться в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфии и правильности письма.
25
Алфавит.
Тренироваться в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку слов, определять их алфавитный порядок.
26
Соотнесение звуков и букв.
Тренироваться в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфии и правильности письма.
27
Соотнесение звуков и букв.
Тренироваться в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.
28
Упражнение в письме под диктовку.
Писать под диктовку, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфии и правильности письма.
29
Упражнение в письме под диктовку.
Писать под диктовку, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма.
30
Упражнение в письме под диктовку.
Писать под диктовку, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма.
31
Списывание с печатного текста.
Списывать с печатного текста, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма.
32
Списывание с печатного текста.
Списывать с печатного текста, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(120) "Урок письма и развития речи на тему "Мягкий знак в середине слова" "
["seo_title"] => string(73) "urok-pis-ma-i-razvitiia-riechi-na-tiemu-miaghkii-znak-v-sieriedinie-slova"
["file_id"] => string(6) "125301"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1414948212"
}
}