Цели: познакомить с письменным сложением трехзначных чисел; формировать умения и навыки сложения трехзначных чисел, формировать навыки решения задач; творчески над ними работать; закреплять навыки составления алгоритма; умение использовать алгоритм для решения примеров; развивать вычислительные навыки, коммуникативно-речевые умения, логическое мышление, внимание; воспитывать организованность, аккуратность, самостоятельность, осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению.
Оборудование: презентация урока, компас, ноутбук, мультимедиа-проектор, мультимедийная доска, планшеты, фишки для оценивания, раздаточный материал, сигналы обратной связи, книга «Робинзон Крузо».
Тип урока - комбинированный.
Ход урока:
I. Организация класса
Думаем-быстро,
Отвечаем-правильно,
Считаем-точно,
Пишем-красиво
II. Создание эмоционального фона. Мотивация учебной деятельности
Мотивация учебной деятельности. (Слайд №1)
Послушайте музыку, и просто настройтесь на урок.
- Что вы представляете? (море, природу).
-Дети, урок будет наш необычный. Сегодня мы отправляемся в плавание математическим океаном в гости к Робинзону Крузо.
На уроке внеклассного чтения мы знакомились с этим произведением. (Демонстрация книги Даниэля Дэфо)
- Дети, а кто такой Робинзон Крузо? (моряк из английского города Йорка).
- А что необычного было в его жизни?
(он одиноко прожил 28 лет на необитаемом острове, на который он был выброшен во время аварии корабля, на котором он плыл).
Путешествие далекое, интересное. Берем с собою дружных, внимательных, организованных, сообразительных.
- Дети, посмотрите внимательно на карту математического океана. (Слайд №2)
- Как вы думаете, на каком этапе вы встретитесь с чем-то новым, необычным?
-Что вы ожидаете от урока-путешествия? Перед дорогой ваши ожидания запишите на рыбках, которые лежат на партах.
-Оцениваться ваша работа будет с помощью фишек, которые загрузим в трюмы корабля.
III. Актуализация опорных знаний.
1.Устный счет
- Перед путешествием мы должны подготовить корабль к плаванию.
Для этого надо выполнить задание, которые предлагают обитатели океанских глубин.
- Фронтальная работа с использованием планшетов (Слайд №3);
- Индивидуальная работа учащихся.
- Игра: Найди «лишнее» число. (Слайд №4)
- Какое число лишнее? (324)
- Докажите, используя метод ПРЕСС
- Я считаю, что число 324 лишнее, потому что оно трехзначное, а все остальные двузначные. В записи числа 324 содержится 3 знака.
- Задания выполнили успешно. Корабль и команда готовы к плаванию!
2. Минутка каллиграфии.
–Впереди у нас много приключений, которые будем фиксировать в наших бортовых журналах.
- Откройте их и каллиграфически запишите дату.
- В каллиграфической минутке пропишем 324. (Слайд №5)
С этим числом (324) мы встречались во время подготовки к плаванию.
3. Математический диктант
– Далее нам надо определить направление движения корабля в океане, т. е. его курс.
Этим на корабле занимается штурман. Проверим какие вы штурманы. Проведем математический диктант.
- Запишите число, в котором 3 сотни 1 десяток 3 единицы;
4 сотни 9 десятков 8 единиц; 9 сотен.
- Запишите число, следующее при счете за числом 201, за числом 217, за числом 239, за числом 299.
- Запишите соседей числа 333.
- Запишите 5 последовательных чисел, первое из которых 511.
Самопроверка (Слайд №6)
- Представьте, что мы сели на корабль. Наш корабль поднимает паруса. Дует попутный ветер. Но на пути возникло препятствие-это подводные рифы. Мы сможем их обойти, если справимся со следующими заданиями.
V. Основная часть урока. Изучение нового материала.
1.Подготовительная работа. (Слайд №7)
2. Создание проблемной ситуации.
/ составление и решение задач. / (Слайд №8)
- Каким действием воспользуемся, чтобы ответить на вопрос задачи? (сложением)
- Каким числом является первое слагаемое? (трехзначным)
- Второе? (трехзначным)
- Выполните сложение, разложив трехзначные числа на разрядные слагаемые.
(347кг)
- Как удобнее можно выполнить поразрядное сложение? (записав числа в столбик)
- Так с какими числами мы будем работать? (с трехзначными)
- Сложение каких чисел мы умеем уже делать в столбик? (двузначных)
3. Сообщение темы, целей. (Слайд №9)
Во время путешествия вы ознакомитесь с приемом письменного сложения трехзначных чисел;
-будете учиться складывать трехзначные числа;
-составите алгоритм сложения;
-будете учиться применять его для решения примеров.
Нас ждет много интересных заданий.
4. Физминутка.
5. Объяснение нового материала.
- Рассмотрите пример. (Слайд №10)
- Поработайте в парах. Решите пример и составьте алгоритм письменного сложения трехзначных чисел без перехода через разряд.
- Обратите внимание на запись 2-го слагаемого и с чего начинается сложение. (составление алгоритмов учащимися)
-Кто может объяснить? /Объяснение ученика/ (Слайд №11)
6. Работа с учебником.
- Откройте учебник на странице 71 и ознакомьтесь с правилом письменного сложения 3х-значных чисел.
- Такой мы вывод сделали?
- Так как записываются слагаемые? (единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями)
- С чего начинается письменное сложение? (с единиц)
- Итак, мы обошли подводные рифы. Но надо проверить курс корабля. Для этого воспользуемся компасом.
- Дети, кто знает для чего он нужен? / ответы детей /
7. Первичное закрепление
- Выполните сложение 3х-значных чисел, используя алгоритм. (Слайд №12)
8. Самостоятельная работа
- Мы прибыли на остров вычислений. (Слайд №13)
- Вы доказали, что умеете работать дружно, вместе. Теперь каждый отвечает за себя /работа по вариантам. /
Самопроверка. (Слайд №14, 15)
VI. Офтальмологическая пауза. (Слайд №16)
VII. Закрепление и обобщение изученного материала. Развитие математических знаний.
- Внимание, мы приближаемся к острову задач. (Слайд №17)
- Составьте задачу по краткой записи.
- Запишите краткую запись в тетрадь.
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос? /Нет, не можем, т.к. нам неизвестно во втором рулоне/
- Что будем узнавать в первом действии?
- Как?
- Что будем узнавать во втором действии?
- Как?
- Что узнаем в третьем действие?
- Как?
- Запишите решение самостоятельно.
- У кого на парте лежат зеленые рыбки-запишите решение задачи выражением.
- У кого желтые или красные-кто может.
Проверяем задачу (по действиям и выражениям)
VIII. Домашнее задание.
- А вот и необитаемый остров. Нас встречает Робинзон Крузо. (Слайд №18)
- Он приветствует вас, рад встрече и передал вам домашнее задание.
IX. Итог урока. Рефлексия
- Наше путешествие заканчивается, пришло время посмотреть оправдались ли ваши ожидания? /ответы детей/
Упражнение «Незаконченное предложение»
- Закончите предложение
-Теперь я знаю…
-Теперь я умею…
- Если вы довольны своей работой на уроке, приготовьте зеленый кружок. Если вы могли бы работать лучше-желтый кружок, если вам не понравилось как вы работали приготовьте красный кружок.
- Поднимите свои круги
- Дети, пускай этот урок оставит у вас крепкие знания и хорошее настроение. (Слайд №19)
Литература:
1. Для учителя
М. И. Моро, М. А. Бантова «Математика з класс»
2. Для учеников
М. И. Моро, М. А. Бантова «Математика з класс»