kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Произношение и правописание безударных гласных в корне слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:Произношение и правописание безударных гласных в корне слова

1.Организация класса

     1.- Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас, ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева, поздороваемся сначала с гостями.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко,

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнём же урок, не будем зря время терять.

      - Откройте тетради. Прежде, чем вы сделаете в них запись, прочитайте главное правило, как нужно писать и работать на уроке:

За посадкою сл…жу,

За партой ровно я с…жу,

Тетрадь правильно кл…ду,

С чистотою я в л…ду,

Буквы все в одном р…ду,

Лень подальше отг…ню!

     - Учитывая это правило, запишите дату в тетрадях.

     - Вернёмся вновь к нашему правилу. Вы видите, что в некоторых словах пропущены буквы.

Покажите на орфографических часах, какие буквы нужно вставить, докажите.

     - Составьте цепочку для чистописания из букв, которые вы вставляли в слова.(еиаяо)

 2.Минутка каллиграфии. Мотивация учебной д-ти.

     - Пропишите эти буквы  еиаяо в соединении до конца строки.

     - А что вы можете сказать об этих буквах? ( Это буквы, которые просят проверки в безударном слоге)

     - Так мы говорили во 2 классе. А в 3 классе мы выучили часть слова, без которой не существует ни одно слово. О какой части слова идёт речь? (Корень)

     - Так где же находятся буквы, которые просят проверки?( В корне)

     - Кто из вас догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Правописание безударных гласных в корне слова)

  3.Сообщение темы и целей урока 

 - Какие цели поставим перед собой?(Научиться распознавать в словах безударные гласные, требующие проверки и подбирать проверочные слова, правильно писать слова с

Безударными гласными в корне)

     - Я приглашаю вас, ребята, в путешествие по стране Орфография. Но к нему нужна подготовка – небольшая тренировка.

     - В течение урока мы будем отвечать на вопросы

                           Что –

                           Где –

                           Когда –   НАДО ПРОВЕРЯТЬ?

                           Как –

                           Чем –

4.Повторение ранее изученного материала

     - Ответим на 1-й вопрос: что надо проверять? (Буквы а,о,и,я,е)

     - Где надо проверять? (В корне слова)

     - Когда надо проверять? (В слабой позиции)

     - Как надо проверять? (Подобрать однокоренные проверочные слова)

     - Чем надо проверять? (Ударением)

(К таблице, помещённой на доске ранее, добавляется запись):

                       Что –                                                               а,о,и,я,е

                       Где –                                                               в корне

                       Когда – НАДО ПРОВЕРЯТЬ?    Без ударения

                       Как –                                                               подбирать однокоренные слова

                       Чем –                                                              ударением

     - А теперь вперёд, знатоки, в путь по стране Орфография.

5. Работа по теме урока.

1-я станция «Письмо по памяти»

     - Прочитайте предложение, дополните его нужными по смыслу словами.

       ДЕР…ВО     ЦЕНЯТ   ПО   (ПЛ…ДАМ), А   ЧЕЛОВЕКА …   (ПО Д …ЛАМ).

     - Как называется это предложение?(Пословица)

     - Объясните её смысл.

     - Вставьте в слова пропущенные буквы, покажите на орф. часах. Докажите.

     - Запишите эту пословицу по памяти.

     - Проверьте по образцу. Оцените свою работу. Если написано верно, без ошибок – нарисуйте зелёный кружок, с ошибками – красный.)

 2-я станция «Фонетическая»

     - Слова, в которых были пропущены буквы, запишите в звуковой транскрипции, укажите количество букв и звуков. ( 3 чел. работают у доски самостоятельно и остальные также)

     - Проверьте правильность выполнения работы.

(На доске запись: [д* э р* и в а]  - 6б.,6 зв., [ пладам ] - 6 б.,6 зв., [  д* и лам] - 5 б.,5 зв.)

- Оцените свою работу цветными карандашами соответственно: без ошибок – зелёный кружок, с ошибками – красный)

3-я станция «В гости к родственникам»

(Учитель оставляет у себя карточки со словами  стол, гора, пятно, сад, а остальные раздаёт детям. Потом показывает одну из оставленных у себя карточек, даёт команду

«Родственники, ко мне!» Дети, у которых оказались карточки с однокоренными словами, выходят к доске и называют  эти слова. Учитель прикрепляет ряды однокоренных слов к доске.)

Стол, застолье, настольный, столовая, столик.

Гора, гористый, горный, горец,  горевать.

( - Какое слово лишнее? Почему?)

Пятно, пятнистый, пятнышко, пять.

( - Какое слово лишнее? Почему?)

Сад, садик, садовник, засадить, посадка.

     - Найдите в каждом ряду слова с орфограммой «Безударные гласные в корне».

(Учитель прикрепляет их на отдельную доску).

- Среди оставшихся назовите проверочные слова. Запишите слова с орфограммой, подчеркните букву, обозначающую безударный гласный. Разберите эти слова по составу.

 ( 1 уч-ся комментирует с места)   (В тетради запись:

     Столовая,гора,гористый,пятно,пятнистый, засадить, садовник)

4-я станция «Танцевальная»

5-я станция «Лексическая»

     - Я хочу рассказать вам один случай, который произошёл на уроке русского языка. Учительница написала на доске предложения и сказала ученикам: «Спишите предложения, только не спешите». Все пишут, а Ваня нет.

     - Почему ты не пишешь, Ваня?

     - А я не знаю, что надо делать, сначала вы сказали «спишите», а потом «не спишите».

- Ребята, почему растерялся Ваня? (Слова  звучат одинаково)

(На доске запись: сп…шите – не сп…шите )

     - Давайте разберёмся, одинаковое ли значение имеют эти слова и одинаково ли они пишутся?

     - Что нужно было делать с предложениями? (Списать). Какую букву вставите в 1-е слово?

Покажите на орфографических часах. Докажите. (Пишет)

     - Как нужно было списывать  предложения? (Не спешить)

Какую букву вставите во 2-е слово? Покажите на орфографических часах. Докажите.(Спешка)

     - Я приготовила вам задание с такими словами,  которые звучат одинаково, а значение и написание имеют разное. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Будьте внимательны, чтобы не допустить ошибок.

(Самостоятельная запись словосочетаний в тетрадь)

Зап…вает лекарство – зап…вает песню

Зак…литься на солнце – зак…лоть волосы

Сл…зал с дерева – сл…зал сметану

Св…ла гнездо – св…ла с дороги

Резиновые м…чи – стальные м…чи

(Для тех, кто выполнил работу, дополнительное задание: - Составить с любой парой словосочетаний предложения и записать их).

     - Проверим вашу работу. Покажите на орфографических часах, какую букву вставили, докажите.

Оцените свою работу: зелёный кружок – правильно, красный – ошибался)

     - Кто составил предложения, прочитайте их. (учитель поощряет учащихся за выполнение дополнительного задания зелёными кружочками)

6-я станция «Ошибочная»

     - Найдите в конвертиках, которые лежат у вас на парте, листочки, на которых указано

«Задание №1». Там записаны слова, в некоторых из них допущены ошибки.Вам нужно найти эти ошибки и исправить их.

( Начлег, трава, селач, снежок, мячи, кармушка, вореник, плясать,полител, грибной, питнистый, звирёк)

     - Проверим вашу работу. Сколько ошибок вы нашли? (7)

     - Назовите слова с ошибками, исправляя их и доказывая правильность своего выбора.

      - Оцените свою работу соответственно: зелёный кружок – правильно, красный – ошибался).

7-я станция «Скажи наоборот»

     - Как вы думаете, какое задание вас ждёт?(Подобрать слова, противоположные по значению)

     - На доске помещены слова. Подберите к ним антонимы и запишите слова парами. С одной из пар составьте и запишите предложение.

Вредный – (полезный),сытый – (голодный), грязь – (чистота), злость – (доброта), ругать – (хвалить), плачет – (смеётся).

     - Проверим вашу работу. Покажите, какую букву вы вставили, используя орфографические часы. Докажите.

     - Какие предложения составили? Прочитайте.

     - Оцените свою работу: зелёный кружок – без ошибок, красный – с ошибками.

6.Подведение итогов урока

     - Вот и закончилось наше путешествие по стране Орфография. Каковы же были ваши успехи? Подсчитайте количество заработанных вами на уроке зелёных кружков и умножьте это количество на 2. Это будет то количество баллов, которое вы сегодня заработали на уроке. 

     - Вернёмся к тем вопросам, которые мы ставили в начале урока и вновь дадим на них ответ.

(Что надо проверять?

Где надо проверять?

Когда надо проверять?

Как надо проверять?

Чем надо проверять?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Произношение и правописание безударных гласных в корне слова»

Колесникова Инна Степановна

Тема:Произношение и правописание безударных гласных в корне слова

Цель: формировать у учащихся правильное литературное произношение слов с безударными гласными в корне, совершенствовать умения проверять написание безударных гласных в корне путём подбора однокоренных слов или изменения формы слова, умение находить проверочные слова в ряду однокоренных слов, развивать орфографическую зоркость,

внимание, мышление, речь, память, развивать самоконтроль и самооценку учащихся,

воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование:1)орфографические часы у всех уч-ся;

2)2 цветных карандаша - красный и зелёный;

3)таблички с записанными словами и предложениями;

4) таблички «Расшифруй слово» ;

5)таблички с названиями 8 станций;

6)зелёные кружочки-фишки;

7)слова для игры «В гости к родственникам»;

8)пары слов для игры «Скажи наоборот»;

9)Задание для станции «Ошибочная»

Ход урока

1.Организация класса

1.- Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас, ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева, поздороваемся сначала с гостями.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко,

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнём же урок, не будем зря время терять.

- Откройте тетради. Прежде, чем вы сделаете в них запись, прочитайте главное правило, как нужно писать и работать на уроке:

За посадкою сл…жу,

За партой ровно я с…жу,

Тетрадь правильно кл…ду,

С чистотою я в л…ду,

Буквы все в одном р…ду,

Лень подальше отг…ню!

- Учитывая это правило, запишите дату в тетрадях.

- Вернёмся вновь к нашему правилу. Вы видите, что в некоторых словах пропущены буквы.

Покажите на орфографических часах, какие буквы нужно вставить, докажите.

- Составьте цепочку для чистописания из букв, которые вы вставляли в слова.(еиаяо)

2.Минутка каллиграфии. Мотивация учебной д-ти.

- Пропишите эти буквы еиаяо в соединении до конца строки.

- А что вы можете сказать об этих буквах? ( Это буквы, которые просят проверки в безударном слоге)

- Так мы говорили во 2 классе. А в 3 классе мы выучили часть слова, без которой не существует ни одно слово. О какой части слова идёт речь? (Корень)

- Так где же находятся буквы, которые просят проверки?( В корне)

- Кто из вас догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Правописание безударных гласных в корне слова)

3.Сообщение темы и целей урока

- Какие цели поставим перед собой?(Научиться распознавать в словах безударные гласные, требующие проверки и подбирать проверочные слова, правильно писать слова с

Безударными гласными в корне)

- Я приглашаю вас, ребята, в путешествие по стране Орфография. Но к нему нужна подготовка – небольшая тренировка.

- В течение урока мы будем отвечать на вопросы

Что –

Где –

Когда – НАДО ПРОВЕРЯТЬ?

Как –

Чем –

4.Повторение ранее изученного материала

- Ответим на 1-й вопрос: что надо проверять? (Буквы а,о,и,я,е)

- Где надо проверять? (В корне слова)

- Когда надо проверять? (В слабой позиции)

- Как надо проверять? (Подобрать однокоренные проверочные слова)

- Чем надо проверять? (Ударением)

(К таблице, помещённой на доске ранее, добавляется запись):

Что – а,о,и,я,е

Где – в корне

Когда – НАДО ПРОВЕРЯТЬ? Без ударения

Как – подбирать однокоренные слова

Чем – ударением

- А теперь вперёд, знатоки, в путь по стране Орфография.

5. Работа по теме урока.

1-я станция «Письмо по памяти»

- Прочитайте предложение, дополните его нужными по смыслу словами.

ДЕР…ВО ЦЕНЯТ ПО (ПЛ…ДАМ) , А ЧЕЛОВЕКА … (ПО Д …ЛАМ) .

- Как называется это предложение?(Пословица)

- Объясните её смысл.

- Вставьте в слова пропущенные буквы, покажите на орф. часах. Докажите.

- Запишите эту пословицу по памяти.

- Проверьте по образцу. Оцените свою работу. Если написано верно, без ошибок – нарисуйте зелёный кружок, с ошибками – красный.)

2-я станция «Фонетическая»

- Слова, в которых были пропущены буквы, запишите в звуковой транскрипции, укажите количество букв и звуков. ( 3 чел. работают у доски самостоятельно и остальные также)

- Проверьте правильность выполнения работы.

(На доске запись: [д* э р* и в а] - 6б.,6 зв., [ пладам ] - 6 б.,6 зв., [ д* и лам] - 5 б.,5 зв.)

- Оцените свою работу цветными карандашами соответственно: без ошибок – зелёный кружок, с ошибками – красный)

3-я станция «В гости к родственникам»

(Учитель оставляет у себя карточки со словами стол, гора, пятно, сад, а остальные раздаёт детям. Потом показывает одну из оставленных у себя карточек, даёт команду

«Родственники, ко мне!» Дети, у которых оказались карточки с однокоренными словами, выходят к доске и называют эти слова. Учитель прикрепляет ряды однокоренных слов к доске.)

Стол, застолье, настольный, столовая, столик.

Гора, гористый, горный, горец, горевать.

( - Какое слово лишнее? Почему?)

Пятно, пятнистый, пятнышко, пять.

( - Какое слово лишнее? Почему?)

Сад, садик, садовник, засадить, посадка.

- Найдите в каждом ряду слова с орфограммой «Безударные гласные в корне».

(Учитель прикрепляет их на отдельную доску).

- Среди оставшихся назовите проверочные слова. Запишите слова с орфограммой, подчеркните букву, обозначающую безударный гласный. Разберите эти слова по составу.

( 1 уч-ся комментирует с места) (В тетради запись:

Столовая,гора,гористый,пятно,пятнистый, засадить, садовник)

4-я станция «Танцевальная»

5-я станция «Лексическая»

- Я хочу рассказать вам один случай, который произошёл на уроке русского языка. Учительница написала на доске предложения и сказала ученикам: «Спишите предложения, только не спешите». Все пишут, а Ваня нет.

- Почему ты не пишешь, Ваня?

- А я не знаю, что надо делать, сначала вы сказали «спишите» , а потом «не спишите».

- Ребята, почему растерялся Ваня? (Слова звучат одинаково)

(На доске запись: сп…шите – не сп…шите )

- Давайте разберёмся, одинаковое ли значение имеют эти слова и одинаково ли они пишутся?

- Что нужно было делать с предложениями? (Списать). Какую букву вставите в 1-е слово?

Покажите на орфографических часах. Докажите. (Пишет)

- Как нужно было списывать предложения? (Не спешить)

Какую букву вставите во 2-е слово? Покажите на орфографических часах. Докажите.(Спешка)

- Я приготовила вам задание с такими словами, которые звучат одинаково, а значение и написание имеют разное. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Будьте внимательны, чтобы не допустить ошибок.

(Самостоятельная запись словосочетаний в тетрадь)

Зап…вает лекарство – зап…вает песню

Зак…литься на солнце – зак…лоть волосы

Сл…зал с дерева – сл…зал сметану

Св…ла гнездо – св…ла с дороги

Резиновые м…чи – стальные м…чи

(Для тех, кто выполнил работу, дополнительное задание: - Составить с любой парой словосочетаний предложения и записать их).

- Проверим вашу работу. Покажите на орфографических часах, какую букву вставили, докажите.

Оцените свою работу: зелёный кружок – правильно, красный – ошибался)

- Кто составил предложения, прочитайте их. (учитель поощряет учащихся за выполнение дополнительного задания зелёными кружочками)

6-я станция «Ошибочная»

- Найдите в конвертиках, которые лежат у вас на парте, листочки, на которых указано

«Задание №1». Там записаны слова, в некоторых из них допущены ошибки.Вам нужно найти эти ошибки и исправить их.

( Начлег, трава, селач, снежок, мячи, кармушка, вореник, плясать,полител, грибной, питнистый, звирёк)

- Проверим вашу работу. Сколько ошибок вы нашли? (7)

- Назовите слова с ошибками, исправляя их и доказывая правильность своего выбора.

- Оцените свою работу соответственно: зелёный кружок – правильно, красный – ошибался).

(если есть время на уроке)

7-я станция «Скажи наоборот»

- Как вы думаете, какое задание вас ждёт?(Подобрать слова, противоположные по значению)

- На доске помещены слова. Подберите к ним антонимы и запишите слова парами. С одной из пар составьте и запишите предложение.

Вредный – (полезный),сытый – (голодный), грязь – (чистота), злость – (доброта), ругать – (хвалить), плачет – (смеётся).

- Проверим вашу работу. Покажите, какую букву вы вставили , используя орфографические часы. Докажите.

- Какие предложения составили? Прочитайте.

- Оцените свою работу: зелёный кружок – без ошибок, красный – с ошибками.

Последняя станция – «Расшифруй слово»

- Найдите в ваших конвертиках 2-е задание – табличку с буквами. Запишите свою фамилию.

- На доске записаны слова и указаны соответствующие цифры. Вы думаете, какая буква пишется в корне каждого слова, находите окошечко, которое расположено на пересечении

данной цифры и данной буквы и зачеркиваете это окошечко. Потом собираете из тех букв, которые оказались в зачёркнутых окошечках, слово и записываете его под своей фамилией.

1.Ночёвка

2.Тащил

3.Глазной (Зашифровано слово «молодец»)

4.Крикливый

5.Верхушка

6.Бедняк

7.плясун

- Какое слово получилось? (Молодец)

- У кого получилось данное слово, нарисуйте на этом листочке зелёный кружок, у кого нет- красный.

6.Подведение итогов урока

- Вот и закончилось наше путешествие по стране Орфография. Каковы же были ваши успехи? Подсчитайте количество заработанных вами на уроке зелёных кружков и умножьте это количество на 2. Это будет то количество баллов, которое вы сегодня заработали на уроке. Поставьте эту оценку в свой дневник карандашом. Кто получил 12? 10? 8? 6? 4? 2?

- Вернёмся к тем вопросам, которые мы ставили в начале урока и вновь дадим на них ответ.

(Что надо проверять?

Где надо проверять?

Когда надо проверять?

Как надо проверять?

Чем надо проверять?

- Дома вы отработаете умения находить в словах безударный гласный и подбирать проверочные слова , выполнив упр.290 на с. 129.


8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Произношение и правописание безударных гласных в корне слова

Автор: Колесникова Инна Степановна

Дата: 25.01.2016

Номер свидетельства: 282913

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока "Безударные гласные в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-biezudarnyie-ghlasnyie-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "145613"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418964805"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) ""Правописание безударных гласных в корне слова»"
    ["seo_title"] => string(53) "pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-4"
    ["file_id"] => string(6) "249528"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446912277"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Открытый урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_pravopisaniie_biezudarnykh_ghlasnykh_v_kornie_slo"
    ["file_id"] => string(6) "353935"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477934135"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Правописание безударных гласных в корне слова»"
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekturokarusskoghoiazykav3klassienatiemupravopisaniiebiezudarnykhghlasnykhvkornieslova"
    ["file_id"] => string(6) "289705"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454853106"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "урок русского языка 2 класс по теме "Безударные гласные в корне" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-2-klass-po-tiemie-biezudarnyie-ghlasnyie-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "157210"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421571839"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства