Тема:Произношение и правописание безударных гласных в корне слова
1.Организация класса
1.- Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас, ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева, поздороваемся сначала с гостями.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнём же урок, не будем зря время терять.
- Откройте тетради. Прежде, чем вы сделаете в них запись, прочитайте главное правило, как нужно писать и работать на уроке:
За посадкою сл…жу,
За партой ровно я с…жу,
Тетрадь правильно кл…ду,
С чистотою я в л…ду,
Буквы все в одном р…ду,
Лень подальше отг…ню!
- Учитывая это правило, запишите дату в тетрадях.
- Вернёмся вновь к нашему правилу. Вы видите, что в некоторых словах пропущены буквы.
Покажите на орфографических часах, какие буквы нужно вставить, докажите.
- Составьте цепочку для чистописания из букв, которые вы вставляли в слова.(еиаяо)
2.Минутка каллиграфии. Мотивация учебной д-ти.
- Пропишите эти буквы еиаяо в соединении до конца строки.
- А что вы можете сказать об этих буквах? ( Это буквы, которые просят проверки в безударном слоге)
- Так мы говорили во 2 классе. А в 3 классе мы выучили часть слова, без которой не существует ни одно слово. О какой части слова идёт речь? (Корень)
- Так где же находятся буквы, которые просят проверки?( В корне)
- Кто из вас догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Правописание безударных гласных в корне слова)
3.Сообщение темы и целей урока
- Какие цели поставим перед собой?(Научиться распознавать в словах безударные гласные, требующие проверки и подбирать проверочные слова, правильно писать слова с
Безударными гласными в корне)
- Я приглашаю вас, ребята, в путешествие по стране Орфография. Но к нему нужна подготовка – небольшая тренировка.
- В течение урока мы будем отвечать на вопросы
Что –
Где –
Когда – НАДО ПРОВЕРЯТЬ?
Как –
Чем –
4.Повторение ранее изученного материала
- Ответим на 1-й вопрос: что надо проверять? (Буквы а,о,и,я,е)
- Где надо проверять? (В корне слова)
- Когда надо проверять? (В слабой позиции)
- Как надо проверять? (Подобрать однокоренные проверочные слова)
- Чем надо проверять? (Ударением)
(К таблице, помещённой на доске ранее, добавляется запись):
Что – а,о,и,я,е
Где – в корне
Когда – НАДО ПРОВЕРЯТЬ? Без ударения
Как – подбирать однокоренные слова
Чем – ударением
- А теперь вперёд, знатоки, в путь по стране Орфография.
5. Работа по теме урока.
1-я станция «Письмо по памяти»
- Прочитайте предложение, дополните его нужными по смыслу словами.
ДЕР…ВО ЦЕНЯТ ПО (ПЛ…ДАМ), А ЧЕЛОВЕКА … (ПО Д …ЛАМ).
- Как называется это предложение?(Пословица)
- Объясните её смысл.
- Вставьте в слова пропущенные буквы, покажите на орф. часах. Докажите.
- Запишите эту пословицу по памяти.
- Проверьте по образцу. Оцените свою работу. Если написано верно, без ошибок – нарисуйте зелёный кружок, с ошибками – красный.)
2-я станция «Фонетическая»
- Слова, в которых были пропущены буквы, запишите в звуковой транскрипции, укажите количество букв и звуков. ( 3 чел. работают у доски самостоятельно и остальные также)
- Проверьте правильность выполнения работы.
(На доске запись: [д* э р* и в а] - 6б.,6 зв., [ пладам ] - 6 б.,6 зв., [ д* и лам] - 5 б.,5 зв.)
- Оцените свою работу цветными карандашами соответственно: без ошибок – зелёный кружок, с ошибками – красный)
3-я станция «В гости к родственникам»
(Учитель оставляет у себя карточки со словами стол, гора, пятно, сад, а остальные раздаёт детям. Потом показывает одну из оставленных у себя карточек, даёт команду
«Родственники, ко мне!» Дети, у которых оказались карточки с однокоренными словами, выходят к доске и называют эти слова. Учитель прикрепляет ряды однокоренных слов к доске.)
Стол, застолье, настольный, столовая, столик.
Гора, гористый, горный, горец, горевать.
( - Какое слово лишнее? Почему?)
Пятно, пятнистый, пятнышко, пять.
( - Какое слово лишнее? Почему?)
Сад, садик, садовник, засадить, посадка.
- Найдите в каждом ряду слова с орфограммой «Безударные гласные в корне».
(Учитель прикрепляет их на отдельную доску).
- Среди оставшихся назовите проверочные слова. Запишите слова с орфограммой, подчеркните букву, обозначающую безударный гласный. Разберите эти слова по составу.
( 1 уч-ся комментирует с места) (В тетради запись:
Столовая,гора,гористый,пятно,пятнистый, засадить, садовник)
4-я станция «Танцевальная»
5-я станция «Лексическая»
- Я хочу рассказать вам один случай, который произошёл на уроке русского языка. Учительница написала на доске предложения и сказала ученикам: «Спишите предложения, только не спешите». Все пишут, а Ваня нет.
- Почему ты не пишешь, Ваня?
- А я не знаю, что надо делать, сначала вы сказали «спишите», а потом «не спишите».
- Ребята, почему растерялся Ваня? (Слова звучат одинаково)
(На доске запись: сп…шите – не сп…шите )
- Давайте разберёмся, одинаковое ли значение имеют эти слова и одинаково ли они пишутся?
- Что нужно было делать с предложениями? (Списать). Какую букву вставите в 1-е слово?
Покажите на орфографических часах. Докажите. (Пишет)
- Как нужно было списывать предложения? (Не спешить)
Какую букву вставите во 2-е слово? Покажите на орфографических часах. Докажите.(Спешка)
- Я приготовила вам задание с такими словами, которые звучат одинаково, а значение и написание имеют разное. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Будьте внимательны, чтобы не допустить ошибок.
(Самостоятельная запись словосочетаний в тетрадь)
Зап…вает лекарство – зап…вает песню
Зак…литься на солнце – зак…лоть волосы
Сл…зал с дерева – сл…зал сметану
Св…ла гнездо – св…ла с дороги
Резиновые м…чи – стальные м…чи
(Для тех, кто выполнил работу, дополнительное задание: - Составить с любой парой словосочетаний предложения и записать их).
- Проверим вашу работу. Покажите на орфографических часах, какую букву вставили, докажите.
Оцените свою работу: зелёный кружок – правильно, красный – ошибался)
- Кто составил предложения, прочитайте их. (учитель поощряет учащихся за выполнение дополнительного задания зелёными кружочками)
6-я станция «Ошибочная»
- Найдите в конвертиках, которые лежат у вас на парте, листочки, на которых указано
«Задание №1». Там записаны слова, в некоторых из них допущены ошибки.Вам нужно найти эти ошибки и исправить их.
( Начлег, трава, селач, снежок, мячи, кармушка, вореник, плясать,полител, грибной, питнистый, звирёк)
- Проверим вашу работу. Сколько ошибок вы нашли? (7)
- Назовите слова с ошибками, исправляя их и доказывая правильность своего выбора.
- Оцените свою работу соответственно: зелёный кружок – правильно, красный – ошибался).
7-я станция «Скажи наоборот»
- Как вы думаете, какое задание вас ждёт?(Подобрать слова, противоположные по значению)
- На доске помещены слова. Подберите к ним антонимы и запишите слова парами. С одной из пар составьте и запишите предложение.
Вредный – (полезный),сытый – (голодный), грязь – (чистота), злость – (доброта), ругать – (хвалить), плачет – (смеётся).
- Проверим вашу работу. Покажите, какую букву вы вставили, используя орфографические часы. Докажите.
- Какие предложения составили? Прочитайте.
- Оцените свою работу: зелёный кружок – без ошибок, красный – с ошибками.
6.Подведение итогов урока
- Вот и закончилось наше путешествие по стране Орфография. Каковы же были ваши успехи? Подсчитайте количество заработанных вами на уроке зелёных кружков и умножьте это количество на 2. Это будет то количество баллов, которое вы сегодня заработали на уроке.
- Вернёмся к тем вопросам, которые мы ставили в начале урока и вновь дадим на них ответ.
(Что надо проверять?
Где надо проверять?
Когда надо проверять?
Как надо проверять?
Чем надо проверять?