Сегодня веду урок у вас я, Ольга Валерьевна зовут меня. Поприветствуем гостей, Улыбнитесь поскорей, Пусть им станет веселей. Ребята, выберите сердечко с тем чувством, как вы сейчас себя ощущаете. Перед вами чистый лист бумаги. А что можно написать на листе? А учёные что могут написать? Знаете ли вы учёных математиков, тех, кто сделал открытия? Давайте познакомимся с ними. (слайды) 1) Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739г.) В 1703 году Магницкий создал и опубликовал первый русский учебник по математике. 2) Перед вами портреты учёных: Софьи Васильевны Ковалевской, Николая Ивановича Лобачевского. Их открытиями пользуемся и в наше время. А мы с вами можем сделать свои открытия? Так пусть наш урок станет для вас открытием, и ваши листы тетради наполнятся новыми знаниями Итак, друзья, к открытиям, вперёд! Нас интересная работа на уроке ждёт. Чтобы сделать открытия необходимо обладать нужными знаниями. Вот мы и закрепим сейчас знания, которые нам потребуются. Перед вами табло с числами. Игра «Будь внимателен!» 64 | 43 | 23 | 74 | 48 | 69 | 15 | 64 | 22 | 17 | 21 | 89 | 55 | 58 * | 33 | 62 | Представьте в виде суммы разрядных слагаемых Остановимся на числе 58 А) Вверх 2, направо 1 (15) Б) Влево 2,вниз 2, направо 2 (33) В) Вверх 3, направо 1, вниз 2 (89) Молодцы! А сейчас откроем два слова. Первое все вместе, а другое слово откроет один ученик у доски. Перед вами таблица со словами «да», «нет» и буквы под ними. Если вы соглашаетесь с моим высказыванием, то обводите букву под нужным словом. № | да | Нет | 1 | У | С | 2 | В | И | 3 | О | А | 4 | Е | Й | 5 | С | Б | 6 | Т | Г | 7 | Д | В | 8 | А | Я | Верите ли вы, что… От перестановки множителей значение произведения изменяется Что произведение чисел 20 и 4 равно 80 Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину Если представить число 48 в виде суммы разрядных слагаемых, получим выражение 47+1 Что увеличить в несколько раз, значит умножить Что из этого ряда чисел только одно является двузначным 289, 18, 6543,7,342 Что решением задачи является эта запись: 6+8=14 (к) Наловили по 6 карасей Для 8 гостей. Сколько всего карасей Наловили для гостей? 8) Что произведения этих выражений будут одинаковыми (5 · 2) · 2= 5 · (2 · 2) Какое слово получилось? Давайте посмотрим, что получилось у ученика у доски Задание: По какому правилу составлена таблица? Вставь нужные числа в другие квадраты и необходимый слог. | 15 | | | | 20 | | | | 30 | | | | * | | 3 | (но) | * | | 6 | (же) | 4 | | * | (ни) | 5 | | 8 | (е) | 7 | | 15 | | | | * | | | | 15 | | | | 16 | | 4 -же, 8 - ка, 40 - е, 9 – ни, 10 – но Что же за слова у нас получились? А какие свойства умножения вы знаете? Выберите из предложенных выражений то, что соответствует распределительному свойству умножения (6 · 7) · 4 = 6 · (7 · 4) 2) (7+3) · 8 = 7 · 8 + 3 · 6 8 · 4= 4 · 8 Что скажете? Исправим ошибку. Давайте повторим правило распределительного свойства умножения Решите выражения в парах 6 · 7 12 · 2 8 · 5 16 · 5 Ребята, а что у вас получилось? Какие трудности возникли? Чего мы не знаем? Так какую учебную задачу поставим перед собой? Какое открытие сделаем? Давайте вернёмся ко второму столбику. Попробуем вместе 12 · 2 Как мы можем решить это выражение? Действительно, это способ решения таких выражений А выражение 16 · 5 можем таким способом выполнить? А удобен этот способ? Давайте поищем другой способ. Ваши гипотезы. На доске: (8+8) · 5 = Каким свойством воспользуемся при решении выражения? Как ещё можно представить 16? (9+7) · 5= (10+6) · 5= А как мы представили последнее выражение? (13+3) · 5= Что скажете? Ребята, подумайте, какой же способ удобнее всего? Почему? Докажите. Давайте сделаем вывод нашей проделанной работы А где мы можем посмотреть, правильно ли сделали вывод? Работа с учебником с. 96 № 297 (б, в, г) А теперь попробуем самостоятельно решить задачу: В Африке в стволе одного баобаба сделали кафе на 15 человек, а в стволе другого смогут отдохнуть в 2 раза больше людей. На сколько человек рассчитаны эти два кафе? Что такое Африка? (показ материка на глобусе) Как умножили 15 на 2? Работа в группах Группы: -) строителей-каменщиков -) начинающих поэтов -) артистов -) создателей диафильма Строители из кирпичиков делают кладку решения выражения 15 · 3 Создатели диафильма дорисовывают кадры с решением выражения 23 · 3 Начинающие поэты вставляют нужные фразы в стихотворение: « Решали сегодня мы все выражения, ---------------------------- достойно уважения. И чтобы решить всё это верно, Представим ---------------------------- непременно. Воспользуемся ------------------------ свойством умножения, Открытие наше достойно восхищения!» Артисты играют сценку «В лесной школе» Ведущая: В школе решали друзья выражения. Ученики были рады. Один волчонок заплакал с досады. Волчонок: Что мне делать? Как мне быть? Не могу выражение решить 14 · 5 Ведущая: Все на помощь тут ему пришли, Объяснить волчонку всё смогли… Так какое открытие мы с вами сделали? А что сейчас вы чувствуете? Хотите узнать, что я чувствую? А я испытываю восторг и радость за вашу активную работу. Благодарю всех за урок! | Выбор сердечка с нужным словом Можем 15=10+5 33=30=3 89=80+9 слайд Ученики в парах отмечают в таблице правильный ответ (обводят букву) и показывают сигнальный круг свойства Ученик составляет слово «умножение» Свойства умножения Переместительное, сочетательное, распределительное Подходит второе, но там « ловушка»: не 6, а 8 Дети повторяют правило Решили первый столбик, а второй вызвал затруднение Как умножить двузначное число на однозначное? По 12 взять 2 раза ( заменим умножение сложением) 12+12 =24 можем Конечно, нет Можно представить 16 в виде суммы чисел 8 и 8 Распределительным Суммой разрядных слагаемых А так неудобно, потому что надо будет 13 умножать на 5 Рационален тот, где мы двузначное число представляем в виде разрядных слагаемых и решаем, применяя распределительное свойство. умножения. Нам Умножать «круглое число удобно Ученики выводят правило В учебнике Дети самостоятельно читают правило в учебнике с. 97 Проверка Решение задачи с последующей проверкой Герои сказки помогают волчонку решить выражение Повторяют правило Ученики выбирают сердечко с нужным словом |