Тема урока: Умножение «круглого» числа на однозначное.
Цели и задачи урока:
-формирование вычислительных навыков;
-осмысление алгоритма записи умножения «круглого» числа на однозначное;
-развитие операций логического мышления: сравнения, анализа, синтеза;
-развитие умения доказывать и аргументировать, отстаивать свою точку зрения;
-развитие волевой саморегуляции, навыков самопроверки, контроля, коррекции, оценки.
Планируемый результат:
-создание условий для самостоятельного открытия учащимися нового способа решения примеров вида: 60•4, 600•4;
- формирование умений решать примеры данного вида;
-уметь решать простые задачи на умножение данного вида.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Математика»3 класс, автор Чекин А.Л.; тетрадь; проектор, компьютер.
Демонстрационный материал: презентация; памятки о правилах совместной работы в группе; карточки с заданиями для групповой работы;
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Формы урока: фронтальная, парная, самостоятельная работа.
Ход урока
I. Организационный момент
- Сегодня мы познакомимся с новым приемом умножения с героем вашего любимого мультфильма - Машей. (Мультфильм «Маша и Медведь»)
Слайд №1
- Маша поможет вам на уроке открыть новое знание. Но каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому начнём с повторения.
II. Актуализация знаний
- Начнем с математического диктанта. Записываете результаты в тетради. Слайд № 2
- увеличь в 8 раз числа 5, 9;
- найди частное чисел 63 и 9;
- первый множитель 7, второй множитель 3, найти произведение ;
- увеличь в 5 раз число 6;
- найти произведение чисел 8 и 7;
- делимое 72 делитель 8, найди частное.
Проверка и оценка работы учащихся. Слайд № 3
III. Создание проблемной ситуации
20 72 7 21 200 56 30 80 (ряд чисел на доске) Слайд № 4
-На какие две группы можно разбить эти числа? (четные и нечетные; круглые и некруглые)
- На какие три группы можно разбить эти числа? (однозначные, двузначные, трехзначные)
- Какие числа называют круглыми ? ( числа, оканчивающиеся нулем)
- Рассмотрите математические записи на доске. Слайд № 5
9•4 5•6
50•7 600•9
3•5 8•7
- Вычислите выражения.
- Решение каких выражений у вас не вызвало затруднений? (9•4 и 5•6, 3•5 и 8•7)
- Какие выражения не смогли решить? (50•7и 600•9)
- Почему не получилось решить? (Не умеем / не учились умножать «круглые» числа на однозначное)
- Чего мы с вами не знаем?(правила/ алгоритм / способ решения таких примеров)
IV. Постановка учебной задачи
- А хотите узнать, как умножать «круглое» число на однозначное?
- Какую учебную задачу мы перед собой поставим на уроке?
(Научиться умножать «круглое» число на однозначное)
- Сформулируйте тему урока.
(Умножение «круглого» числа на однозначное.)
V. Поиск решения учебной задачи
-Чтобы вы смогли открыть правило вычисления, Маша предлагает работать по плану.
Слайд №6
План работы 1) Выполнить и проанализировать предложенные задания. 2) Сделать выводы. 3) Составить алгоритм умножения «круглого» числа на однозначное.
|
1) Групповая работа
- Маша и ее друзья предлагают открыть секрет умножения «круглого» числа на однозначное, но для этого нужно выполнить задания по группам.
- Давайте повторим правила работы в группах.
Памятка о правилах совместной работы в группе. (приложение №1)
1. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вовремя оказывать необходимую помощь. 2. Работать по плану (сверять дела с планом). 3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое до конца. 4. Не перебивай других членов группы. Выражайся ясно, так, чтобы твои слова были понятны всем. 5.Когда говорят другие, внимательно слушай то, о чем они говорят. В ходе обсуждений делай записи. |
Задание для группы (приложение№2)
Задание №1 Выполни умножение 4•3=. Запиши произведение в виде суммы. Замени единицы десятками. Выполни сложение десятков 4 дес.+4дес.+4дес.= Запиши сумму 4 дес.+4дес.+4дес. в виде произведения 4 дес. на соответствующее число. Запиши значение этого произведения. Запиши первый множитель и значение произведения с помощью «круглых» десятков*. ?•3=? Какой вывод можно сделать?
Задание №2 Выполни умножение 4•3. Запиши произведение в виде суммы. Заменим единицы сотнями. Выполни сложение сотен 4сот.+4сот.+4 сот.=. Запиши сумму 4сот.+4сот.+4 сот. в виде произведения 4 сот. на соответствующее число. Запиши значение этого произведения. Запиши первый множитель и значение произведения с помощью «круглых» сотен. ?•3=? Сделай вывод. |
Коллективное обсуждение выполненной работы. Проверка. Слайд № 7 и №8
2) подтверждение полученного результата
-Сделайте вывод: как же умножать круглое число на однозначное? (Чтобы найти произведение круглого числа на однозначное, можно выполнить умножение, не глядя на нули, а затем приписать столько нулей, сколько их в круглом числе.)
-Составим алгоритм.
Алгоритм: 1. Умножаю, не глядя на нули. 2. Приписываю столько нулей, сколько их в круглом числе. |
- Расскажите по алгоритму правило умножения круглого числа на однозначное.
-Чем воспользуемся, чтобы проверить наши предположения?
(Учебником)
-Читаем правило на стр. 74 и 75.
-Сравните наш вывод с правилом в учебнике. (Выводы получились одинаковые)
Физминутка
«Маша-растеряша»
Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)
Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)
И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет,
(руки опустили)
(наклоны головы влево - вправо, «погрозить» указательным пальцем)
Маша-растеряша!
VI. Первичное закрепление
- Проверим, как работает наш алгоритм, потренируемся в умножении круглых чисел.
Решение примеров из учебника №242,247
( По одному ученику решают у доски с проговариванием алгоритма)
- На что нужно обратить внимание, чтобы не допустить ошибок?
( ▪ знать таблицу умножения,
▪ знать количество нулей при умножении десятков, сотен )
VII .Включение в систему знаний
- Где мы можем применить этот прием умножения?
( В решениях задач, уравнений, выражениях)
- Применим наши знания на практике. Решаем задачу, которую нам подготовила Машенька.
Слайд №9
Маша решила сосчитать цветы на полянке. Фиалок было 90 одуванчиков в 3 раза больше, чем фиалок, а ромашек на 300 больше, чем одуванчиков. Сколько одуванчиков было на полянке?
- Читаем задачу.
- Какой формой записи воспользуемся при составлении краткой записи?
(ученики выбирают форму)
- Что нам известно?
- Что нужно найти в задаче?
- Какой обозначим главный вопрос задачи?
- Сможем сразу ответить на вопрос задачи? ( не, потому что ….)
- Приступаем к решению задачи.
( Один ученик у доски с последующей проверкой.)
Проверка Слайд №10
- В каком действии использовали новое правило?( в 1 действии)
- Повторим, как нужно умножать «круглое» число на однозначное?
VIII. Самостоятельная работа. Самоконтроль.
- А теперь выполним самостоятельно № 249 ( по два столбика по вариантам) Слайд № 11
Вариант 1 5•3 50•3 500•3 7•2 70•2 700•2
| Вариант 2 9•4 90•4 900•4 6•8 60•8 600•8 |
Взаимопроверка
-Проверь сам и поменяйся тетрадью с соседом. Оцени работу соседа по парте. Слайд № 12
-Кто допустил ошибку? В чём был невнимателен?
- Сделаем вывод, достаточно ли хорошо научились умножать «круглое» число на однозначное? (Недостаточно)
- Что нужно сделать?(Потренироваться.)
IX. Итог урока
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Достигли мы поставленной цели?
- Чему научились? (Умножать «круглое » число на однозначное.)
- Почему были затруднения?
- Что вам позволило выйти из затруднения?
- Над чем вам необходимо поработать ?
X. Домашнее задание
- Составьте задачу на новое изученное правило, как Маша считала подарки? Слайд №13
- Ваша внимательность, активность и, конечно же, помощь друзей помогла сегодня в работе. Маша и её друзья прощаются с вами до новых встреч. Вы молодцы! Спасибо!