Просмотр содержимого документа
«Конспект урока олицетворение»
Тема: Средства художественной выразительности речи. Олицетворение.
“ Приятная для слуха речь –
своего рода музыка”.
Аристотель
Цель: продолжить работу над понятием «олицетворение», а так же и других средств художественной выразительности речи. Отрабатывать навыки употребления их в устной и письменной речи. Развивать воображение, логическое мышление.
Ход занятия.
Организационный момент.
И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!” (А.Ахматова)
Сегодня мы вновь будем учиться употреблять в своей речи слова и словосочетания, которые делают её красивой и выразительной.
Речевая разминка.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово чётко.
- О чём скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить.)
- Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.(Расстановка логических ударений.)
- Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.
- Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.
Откладывай безделье, но не откладывай дело.
б) Подобрать к данным словам антонимы.
Богач - ____________________________________
Дворец - ___________________________________
Симпатичный - _____________________________
Чудовище - ________________________________
Любить - __________________________________
Военный - _________________________________
Оживлённый - ______________________________
Дело мастера боится.
Отгадай загадки:
Летит орлица по синему небу.
Крылья распластала, солнышко застлала.
Голубой платок, алый колобок
По платку катается, людям улыбается.
Неизвестно, где живёт,
Налетит – деревья гнёт.
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь.
Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка?
• Вспомни, почему люди «оживляли» в загадках и сказках неживые предметы?
В древние времена люди верили, что все предметы в окружающем их мире имеют душу, то есть они живые. Например, землю называли матушкой, а дождь сравнивали со слезами. Со временем пропало стремление очеловечивать неодушевленные предметы, но в литературе и в разговоре мы до сих пор встречаем эти обороты речи. Это образное средство языка получило название олицетворение.
• Итак, что такое олицетворение? Олицетворение – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам.
Олицетворение используют многие прозаики и поэты.
• Зачем писатели и поэты «оживляют» неживое в своих произведениях? Например, С. Есенин:
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
(Для усиления образности. Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие.
Запомни!
В литературе приём «оживления» предметов называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ.
• Приведи примеры олицетворения в знакомых тебе стихотворениях.
Ф. Тютчев
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
И. Никитин
Полно, степь моя, спать беспробудно,
Зимы-матушки царство прошло…
И. Никитин
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
И. Суриков
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
А. Пушкин
Уж небо осенью дышало.
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день…
Зимнее утро.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные глядела…
Зимний вечер.
Буря мглою небо кроет.
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
• Что такое олицетворение в литературе, понятно, но этот оборот используется и в разговорной речи. Знакомые всем фразы «молоко убежало», «сердце барахлит», также являются олицетворением.
Мы даже не задумываемся о том, что используем этот приём, часто говорим, что идет дождь (хотя у дождя явно нет ног) или тучи хмурятся(понятно, что тучи не могут испытывать никаких эмоций).
Ещё одна загадка:
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. /облака/
Физминутка для глаз.
Следим за облачком и запоминаем, какие там встречаются сравнения, олицетворения.
Попробуй самостоятельно «оживить» неживые предметы.
Что может :
Петь-_______________________________
Бежать-_____________________________
Рисовать узор-_______________________
Дышать- ____________________________
Выть- _______________________________
Глядеть- ____________________________
• А сейчас я приглашаю вас в театр на лесной поляне.
Инсценирование басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» (11 сл.)
(Возмущённая Ворона прилетает в Лесную школу и врывается в кабинет Директора-Льва)
Ворона: Буду жаловаться! Буду жаловаться!
Лев: На кого Вы будете жаловаться?
Ворона: Как на кого? На Лису!
Лев: Каждый день на Лису жалобы! Угощала Журавля кашей, размазанной по тарелке. Выгнала из дома Зайца. Вчера съела Колобка. Ну а сегодня что натворила?
Ворона: Как что? Сыр украла!
Лев: Этой Лисе всегда удаётся выйти сухой из воды. Однако на этот раз Лиса ответит за свой поступок, не уйдёт от наказания.
Ворона: А причём здесь вода?
• Давайте объясним вороне, что обозначает фраза «выйти сухим из воды». (Избежать заслуженного наказания, остаться безнаказанным) (13 сл.)
• Как называются такие устойчивые словосочетания? (фразеологизмы)
• Приведите примеры.
Развесить уши
Писать, как курица лапой
Вставлять палки в колёса (15 сл.)
Стреляный воробей
Белая ворона
Делить шкуру неубитого медведя
Витать в облаках - мечтать
Тянуть кота за хвост - медлить Играть с огнём - рисковать Водить за нос - обманывать Провалился сквозь землю - исчезнуть Плясать под чужую дудку – бездумно подчиняться кому-либо
Физминутка. “Фразеологический зоопарк”.
Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.
Голоден, как … (волк).
Хитёр, как …(лиса).
Труслив, как … (заяц).
Надут, как … (индюк).
Неповоротлив, как … (медведь).
Упрям, как …(осёл).
Здоров, как … ( бык).
Колюч, как … (ёж).
Знания и умения всегда найдут применение.
Игра «Угадай названия»
/по названию-антониму угадай истинное название сказки/.
Например, «Мышь в лаптях»- «Кот в сапогах»
«Проснувшееся чудовище»____________________
«Чернушка и семь великанов»______________________
«Крестьянка на тыкве»____________________________
«Домашние гуси»________________________________
«Кастрюля супа»_______________________________
Итог занятия.
• Что нового узнали?
• Какие средства выразительности языка использовали?
• Что получилось? Что не получилось? Что больше всего понравилось? • Доволен ли собой?