kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока олицетворение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока составлена для 3 класса по теме олицетворение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока олицетворение»

Тема: Средства художественной выразительности речи. Олицетворение.


“ Приятная для слуха речь –

своего рода музыка”.

Аристотель

Цель: продолжить работу над понятием «олицетворение», а так же и других средств художественной выразительности речи. Отрабатывать навыки употребления их в устной и письменной речи. Развивать воображение, логическое мышление.

Ход занятия.

Организационный момент.

И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!” (А.Ахматова)


Сегодня мы вновь будем учиться употреблять в своей речи слова и словосочетания, которые делают её красивой и выразительной.


Речевая разминка.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово чётко.

- О чём скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить.)

- Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.(Расстановка логических ударений.)

- Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.

- Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.



Откладывай безделье, но не откладывай дело. 

б) Подобрать к данным словам антонимы.

Богач - ____________________________________

Дворец - ___________________________________

Симпатичный - _____________________________

Чудовище - ________________________________

Любить - __________________________________

Военный - _________________________________

Оживлённый - ______________________________





Дело мастера боится.

Отгадай загадки:

Летит орлица по синему небу.

Крылья распластала, солнышко застлала.



Голубой платок, алый колобок

По платку катается, людям улыбается.





Неизвестно, где живёт, 

Налетит – деревья гнёт.

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймёшь.



Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка? 



• Вспомни, почему люди «оживляли» в загадках и сказках неживые предметы?

В древние времена люди верили, что все предметы в окружающем их мире имеют душу, то есть они живые. Например, землю называли матушкой, а дождь сравнивали со слезами. Со временем пропало стремление очеловечивать неодушевленные предметы, но в литературе и в разговоре мы до сих пор встречаем эти обороты речи. Это образное средство языка получило название олицетворение.

• Итак, что такое олицетворение?
Олицетворение – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам.

Олицетворение используют многие прозаики и поэты.

• Зачем писатели и поэты «оживляют» неживое в своих произведениях? Например, С. Есенин:



Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.



(Для усиления образности. Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие. 



Запомни!

В литературе приём «оживления» предметов называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ.

• Приведи примеры олицетворения в знакомых тебе стихотворениях.

Ф. Тютчев

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.



И. Никитин

Полно, степь моя, спать беспробудно,

Зимы-матушки царство прошло…



И. Никитин

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

И. Суриков

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…


А. Пушкин

Уж небо осенью дышало.

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…


Зимнее утро.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные глядела…


Зимний вечер.

Буря мглою небо кроет.

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…


• Что такое олицетворение в литературе, понятно, но этот оборот используется и в разговорной речи. Знакомые всем фразы «молоко убежало», «сердце барахлит», также являются олицетворением.

Мы даже не задумываемся о том, что используем этот приём, часто говорим, что идет дождь (хотя у дождя явно нет ног) или тучи хмурятся(понятно, что тучи не могут испытывать никаких эмоций).

Ещё одна загадка:

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. /облака/


Физминутка для глаз.

Следим за облачком и запоминаем, какие там встречаются сравнения, олицетворения.

Попробуй самостоятельно «оживить» неживые предметы.

Что может :

Петь-_______________________________

Бежать-_____________________________

Рисовать узор-_______________________

Дышать- ____________________________

Выть- _______________________________

Глядеть- ____________________________


• А сейчас я приглашаю вас в театр на лесной поляне.


Инсценирование басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» (11 сл.)


(Возмущённая Ворона прилетает в Лесную школу и врывается в кабинет Директора-Льва) 

Ворона: Буду жаловаться! Буду жаловаться!

Лев: На кого Вы будете жаловаться?

Ворона: Как на кого? На Лису!

Лев: Каждый день на Лису жалобы! Угощала Журавля кашей, размазанной по тарелке. Выгнала из дома Зайца. Вчера съела Колобка. Ну а сегодня что натворила?

Ворона: Как что? Сыр украла!

Лев: Этой Лисе всегда удаётся выйти сухой из воды. Однако на этот раз Лиса ответит за свой поступок, не уйдёт от наказания.

Ворона: А причём здесь вода?


• Давайте объясним вороне, что обозначает фраза «выйти сухим из воды». (Избежать заслуженного наказания, остаться безнаказанным) (13 сл.)


• Как называются такие устойчивые словосочетания? (фразеологизмы)

• Приведите примеры.

Развесить уши

Писать, как курица лапой


Вставлять палки в колёса (15 сл.)

Стреляный воробей

Белая ворона

Делить шкуру неубитого медведя


Витать в облаках - мечтать 

Тянуть кота за хвост - медлить
Играть с огнём - рисковать 
Водить за нос - обманывать 
Провалился сквозь землю - исчезнуть 
Плясать под чужую дудку – бездумно подчиняться кому-либо

Физминутка. “Фразеологический зоопарк”.

Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.

Голоден, как … (волк).

Хитёр, как …(лиса).

Труслив, как … (заяц).

Надут, как … (индюк).


Неповоротлив, как … (медведь).

Упрям, как …(осёл).

Здоров, как … ( бык).

Колюч, как … (ёж).


Знания и умения всегда найдут применение.

Игра «Угадай названия»

/по названию-антониму угадай истинное название сказки/.

Например, «Мышь в лаптях»- «Кот в сапогах»

«Проснувшееся чудовище»____________________

«Чернушка и семь великанов»______________________

«Крестьянка на тыкве»____________________________

«Домашние гуси»________________________________

«Кастрюля супа»_______________________________



Итог занятия.

• Что нового узнали?

• Какие средства выразительности языка использовали?

• Что получилось? Что не получилось? Что больше всего понравилось? • Доволен ли собой?


Люби, цени и знай свой язык!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока олицетворение

Автор: Фёдорова Екатерина Алоексеевна

Дата: 23.09.2019

Номер свидетельства: 520638

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значение слов". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-po-tiemie-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slov"
    ["file_id"] => string(6) "224206"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438598069"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по литературе "Басни дедушки И.А. Крылова". "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-basni-diedushki-i-a-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "119648"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413476198"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "конспект урока по теме: «Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.»"
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-uroka-po-tiemie-rol-kozhi-v-tiermorieghuliatsii-zakalivaniie-okazaniie-piervoi-pomoshchi-pri-tieplovom-i-solniechnom-udarakh"
    ["file_id"] => string(6) "297566"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456217955"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "конспект урока Литературного чтения К Паустовский "Мой дом" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-k-paustovskii-moi-dom"
    ["file_id"] => string(6) "154918"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421227090"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Культура речи. Описание природы". "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-po-tiemie-kul-tura-riechi-opisaniie-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "224209"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438599890"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства