Цель: 1.Познакомить учащихся с произведением К.Г. Паустовского “Мой дом”. Учить анализировать текст, составлять план рассказа, понимать красоту речи в произведении, выявлять авторскую точку зрения, находить в тексте выразительные средства языка: эпитеты, олицетворения, расширять словарный запас, работать над выразительностью чтения.
2.Развивать внимание к слову, творческое воображение, мышление.
3.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любовь к природе.
Оборудование: книги К. Паустовского, презентация к уроку, осенние листики у каждого ребёнка на парте, мультимедиапроектор, экран, компьютер
План - конспект урока
-
Организация учащихся на урок.
-
II. Проверка домашнего задания (чтение стихотворений об осени А.Пушкина, К.Бальмонта, Ф. Тютчева наизусть)
III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
- О чём эти стихи? Пушкин, Тютчев, Бальмонт написали стихи, в которых описали осеннюю природу. Только ли стихами можно описывать природу?
1. Чтение авторского тектса на стр. 178
- Что мы относим к прозе?
- Чем увлекался писатель? (путешествиями)
Всё, что интересного находил писатель в окружающей действительности он описывал в своих рассказах, повестях, сказках. У меня в руках книга «Во глубине России». Здесь собраны рассказы и повести Паустовского. Вспомните, какие из его рассказов мы уже изучили?
IV. Работа над новой темой
-
Словарная работа
- Сейчас мы будем читать произведение “Мой дом”. Я хочу обратить ваше внимание на ключевые слова, которые встретятся в тексте, некоторые из них могут быть для вас непонятными и затруднить понимание текста.
2.Первичное чтение 1 части учителем
- От чьего имени ведётся рассказ?
- Какие герои появились в рассказе?
- Прочитаем ещё раз, чтобы попытаться найти главный смысл этого рассказа.
3. Чтение учениками по цепочке с комментированием по абзацам.
а) После 1 абз:
- Каким вы представили дом?
- Какими словами писатель характеризует местных котов? Как вы думаете писатель считает котов своими друзьями или врагами?
б) После 2 абз:
- Каким словом писатель характеризует кота?
- Что значит наглый? (бессовестный, бесстыдный). Вот ещё одно подтверждение тому, что коты для писателя не друзья, а враги. Тогда, почему он о них пишет так, что мы улыбаемся? (Может быть ему их жалко, коты-воры его забавляют).
в) 3-4 абз читает вызванный ученик:
- Как вы считаете, зачем Паустовский приезжает в этот дом?
ФИЗМИНУТКА (релаксация)
4. Работа над 2-й частью рассказа.
5. Самостоятельное чтение 2 части учащимися с заданием: «Разбейте эту часть на картины»
После чтения:
-Какие картины нарисовал писатель? Прочитаем внимательно 2 часть, постараемся увидеть все картины, составим план.
6. Повторное чтение учениками по вызову учителя, анализ по вопросам.
а) после 1 абз:
- О какой любимой части дома поведал нам автор? (о беседке) Озаглавим эту картину. (Беседка в глубине сада)
- Чем беседка заросла? (виноградом) В какие цвета раскрасил писатель листья винограда? Что значит пурпурная, лиловая?
б) после 2 абз
- Как шумит дождь? Как в литературе мы называем такой приём? (олицетворение). Послушаем музыку дождя.
в) Самостоятельное чтение на фоне дождя 3 абз.
-Озаглавим эту картину.(Ночной осенний дождь) Чем занимает себя писатель в тихие осенние ночи?
- Какое настроение у этого отрывка? Найдите необходимые слова в словаре настроений.
г) после 4 абз:
- Что узнали о Паустовском, как о человеке? (закаленный – принимает холодный душ)
- Предложение с ----- как будем читать? (упражнение в чтении). Озаглавим . (Туманный рассвет и бодрящий душ).
д) после 5 абзаца:
- Озаглавьте картину. (Песня сверчка)
е) 6 абзац читает 1 вариант – 2 варианту в полголоса. После чтения:
- Как зовут пса? Дивный любит своего хозяина? Подтвердите словами из текста. Почему он так спокойно прореагировал на уход хозяина?
- Озаглавим (Уход на рассвете)
V. Итог урока
7. Работа в группах:обсудить ответы на вопрос
VI. Домашнее задание. Пересказ 2-й части по плану. В рабочей тетради выполнить задание 4 стр 29