Одной из задач образовательной деятельности студии современной хореографии «Сириус» является создание условий для развития творческой активности детей.
Творческая деятельность обеспечивает самореализацию личности, а степень реализации её сущностных свойств зависит от уровня активности личности. Творческая активность отождествляется с самой деятельностью, её успешностью. Развитие творческой активности в студии «Сириус» идёт через несколько ступеней:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплекс творческих заданий»
Комплекс творческих заданий как способ создания условий для развития творческой активности детей
Одной из задач образовательной деятельности студии современной хореографии «Сириус» является создание условий для развития творческой активности детей.
Творческая деятельность обеспечивает самореализацию личности, а степень реализации её сущностных свойств зависит от уровня активности личности. Творческая активность отождествляется с самой деятельностью, её успешностью. Развитие творческой активности в студии «Сириус» идёт через несколько ступеней:
Развитие творческого воображения.
Умение воплотить свои идеи и задумки в творческой практической работе на учебном занятии и вне учебное время.
Активное включение в танцевально - художественное направление деятельности студии.
Самостоятельная работа по подготовке и проведению мероприятий студии творческого характера.
Первая ступень - развитие творческого воображения. Эта ступень включает в себя работу по развитию воображения, рассчитана на подключение творческого потенциала ребёнка. Личность ребенка многогранна и наиболее яркие качества личности, оттенки могут проявляться и развиваться лучше всего в играх. Однако формирование у каждого ребенка творческой инициативности – процесс длительный и в значительной мере все-таки зависит от уровня познавательных и художественных интересов. На данном этапе педагог работает над решением следующих задач:
своевременно оценить и правильно направить творческие способности ребенка;
создать комфортную, творческую атмосферу на занятии и вне учебных мероприятиях, доброжелательное отношение в коллективе, располагающего детей к деятельности;
умело войти в игру, творческое задание, чтобы направлять и руководить процессом. Это умение - великое качество педагога.
Комплекс упражнений, игр и заданий направлен на перевод предметного восприятия мира в его ценностное восприятие, на память действия, внутреннее отношение, внимание, взаимодействие, образное мышление веру в предлагаемые обстоятельства, что является неотъемлемой час развития творческого воображения Для развития воображения ребёнка, мною разработаны комплексы упражнений и творческих заданий в соответствии с возрастными особенностями детей.
Для детей 7-8 лет, занимающихся по программе «Чудесная мастерская»
(подготовительный курс перед изучением базовой образовательной
программой), разработан комплекс игр и упражнений:
«Презентация мира» - направлена, прежде всего, на перевод предметного восприятия мира в его ценностное восприятие.
Таким образом, выявляется духовная ценность материального предмета,
смещая границы материального и духовного, развивая способность к
одухотворению, что в конечном итоге помогает ребёнку обрести свою
личность.
Например, игра на преобразование неодушевлённого предмета:
«скамейка», когда простая скамейка превращается в место для отдыха
старика, или в место свидания влюблённых, или в место встречи
подружек и т.д. Предлагается детям придумать историю жизни
скамейки. «Роза» - высказать своё личное отношение к этому цветку; какая может
быть польза от цветов; каких цветов бывают розы и, что, по мнению
ребенка, могут символизировать эти цвета? Как долго «живёт» роза,
после того как её срезали? Придумать и рассказать историю розы.
Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности ребёнка. Игра «Что на что похоже» - дети, с помощью педагога, выбирают 2-3 человека, которые на несколько минут изолируются от общей группы. В это время остальные загадывают какой-то предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: «На что это похоже?» Например, если загадано слове «бантик», то на вопрос «на что это похоже», могут поступать такие ответы: «На пропеллер у самолёта» и т.д. Такой вид работы позволяет развивать у детей образное мышление, способствует активизации навыков работы в коллективе. Упражнения «образы животных и птиц», когда даётся задание показать то или иное животное или птицу, повадки, особенности поведения. Игры на взаимодействие: «кот и мыши», «воробьи и вороны», «ветер осенние листья» и т.д.
Заканчивая обучение по данной программе дети переходят на базовый курс обучения, где продолжают развитие творческого воображения, посредством более сложных упражнений и творческих заданий. Для детей от 9 лет и старше (занимающихся по базовой образовательной программе), разработаны комплексы упражнений и творческих заданий соответствующих возрастным особенностям. Все упражнения, творческие задания и игры составлены по принципу: от простого к сложному. «Четыре стихии» - дети должны представить стихии в одушевлённом образе, нарисовать их, придумать историю (пошли стихии огня, вода земли на день рождения к ветру, чтобы каждая из них подарила, что произошло во время праздника, чем всё закончилось...). Далее, на основе танцевальных движений, показать одну из стихий под музыку. Более сложное задание - дети делятся по двое, выбирают стихии, враждующие между собой и взаимодействующие друг с другом составляют небольшие танцевальные этюды. И так задания всё более усложняются. ребятам предлагается выбрать самим образы, придумать историю с интересным финалом. Для умения взаимодействовать друг с другом, предлагается объединиться в небольшие группы от 2 до 4 человек (более 4 человек, на данном этапе не желательно, т.к. дети постепенно учатся взаимодействию друг с другом).
Вторая ступень предполагает умение воплотить свои идеи и задумки в
творческойпрактической работе на учебном занятии и внеучебное время.
На данном этапе проявляются задатки становления ребёнка, как субъекта деятельности. Дети сами выбирают идею и тему, которая им наиболее интересна, разрабатывают, сами выполняют работу и учатся доводить дело до конца. Педагог аккуратно контролирует процесс, помогает ребёнку, если возникает необходимость. Детям предлагается выбрать самостоятельно тему работы - чтобы они хотели донести до зрителя, разработать событийный ряд, финал. Это может быть этюд, танцевальная композиция или танцевальный этюд. На данном этапе, педагог помогает в подборе музыкального материала и, если необходимо, подсказывает, через какие танцевальные элементы можно показать то или иное действие персонажа, но ни в коем случае не навязывая своё мнение.
Это даёт ребёнку возможность перехода к третьей ступени развития творческой активности - активное включение в танцевально -художественное направление студии, при реализации программы «Творчество + мастерство» (самостоятельная постановка концертных танцевальных композиций). Педагогом собран большой методический материал по данной теме.
На четвертой ступени предлагается провести внутри группы мероприятия, их можно запланировать несколько в течение учебного года, чтобы все дети могли поучаствовать в разработке и проведении его. Дети делятся на подгруппы, которыми они будут разрабатывать определённое мероприятие. Тему дети выбирают сами. В конце учебного года группа собирается на диспут, где ребята обсуждают, чему они научились за время по подготовке и проведению мероприятий, отмечают всё самое интересное и новое. Высказывают свои предложения. Педагог отмечает деятельность каждого ребёнка, выделяя в его работе интересные находки, темы, передачу образов, нестандартный подход и т.д. Важным моментом является то, чтобы ребёнок почувствовал свою значимость, поверил в свои силы и возможности.