Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство" - 3 класс. Систама "Перспективная начальная школа". Составлена на основе "Программы по предмету "Изобразительное искусство"(1-4 классы) И.Е.Кашековой. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты, основные блок - модули и календарно - тематическое планирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИЗО 3 класс. Рабочая программа. »
15
МБОУ Новониколаевская ООШ
Рассмотрено на заседании МС
Протокол № __ от __________
Руководитель ______
/Ковтун Н.Ф./
Согласовано
Замдиректора по УВР __________
/Костюкова Е.А./
Утверждено
Приказ №_____ от _________
Директор школы ___________
/Макаренко С.А./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
для 3 класса на 2014 – 2015 учебный год
Учитель: Рева Светлана Евгеньевна
с. Новониколаевка
2. Пояснительная записка
Начальный курс изобразительного искусства направлен на приобщение учащихся к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.
Цель учебного предмета:развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально – ценностного восприятия произведений искусства и опыта художественно – творческой деятельности.
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
развитиевоображения, творческого потенциала ребёнка, желания и умения подходить творчески к любой своей деятельности; способностей к эмоционально – ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительного искусства; обогащение нравственного опыта, формирование представления о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов России и других стран;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах (изобразительных, декоративно – прикладных, архитектуре и дизайне), их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой;формирование художественного кругозора и преобретение опыта работы в различных видах художественно – творческой деятельности разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Общая логика учебно – методического комплекса выстраивается с учётом концептуальных идей системы «Перспективная начальная школа».
Рабочая программа разработана на основе программы по предмету «Изобразительное искусство» (1-4 классы) И.Э.Кашековой, Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений курс «Изобразительное искусство» представлен в образовательной области «Искусство».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
При изучении предмета особое место уделяется ценностной интерпретации индивидуального опыта ребёнка. Приобщение детей к непреходящим общечеловеческим ценностям средствами изобразительного искусства поможет научить эмоционально – эстетически воспринимать окружающий мир, а значит, гармонизировать отношения с ним.
В 3-4 классах школьник получает возможность научиться интерпретировать художественные образы народных культур на основе постижения их многозначности и возможностей трансформации – как на уровне устной оценки, так и в продуктивной творческой деятельности. Из привычного реального мира вещей, людей и событий третьеклассник входит в фантастический мир сказочных образов. Ребёнок уже имеет опыт общения со сказкой, но только теперь он узнаёт, что образы мифов и сказок не просто детские забавы, а основа всей культуры: они учит человека жить и преодолевать неприятности. Ребёнок осмысливает изображение сказочных образов – героев и антигероев, фантастических существ и реальных людей, животных, природных стихий и элементов природы, - выраженных языком пластических искусств – живописи и графики, скульптуры и архитектуры, декоративно – прикладного искусства и дизайна.
На примерах, предоставляемых произведениями искусства, учащиеся личностно переживают понятия «добро и зло», «хорошо и плохо», «правда и ложь», «герой и злодей», «жизнь и смерть».
Ребёнок целостно постигает традиции народной культуры: оформление жилища и его связь с природой; образ города и деревни в жизни и в искусстве; образы человека в народной одежде. Осваивает семантику традиционных образов (птицы, коня, дороги, дерева, леса, реки, добрых и злых сил природы), прикасаясь к их извечному, философскому смыслу.
На изучение данного курса в 3 классе отводится по 1 часу в неделю, всего 34 часа.
Региональный компонент на уроках изобразительного искусства реализуется интегрировано. Уроки с включением регионального компонента выделены в программе значком РК
3. Основные блок - модули
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
Сроки
Измерители
1
Волшебный мир, наполненный чудесами.
6
2
Художники – сказочники. Сказочные образы.
5
3
Реальность и фантазия.
12
4
Образы сказочных атрибутов.
7
5
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
4
4. Содержание учебного предмета, курса
Основными разделами программы являются:
«Волшебный мир, наполненный чудесами»:
древние корни и традиции народного искусства;
представления древних людей о мироустройстве;
древние изображения на каменных стенах пещер, в которых обитали древние люди;
вера древних людей в происхождение их рода от животных;
объединение искусством многих видов деятельности, которые помогали человеку выразить представления об окружающем мире усвоить и передать знания и умения, способствовали общению;
отличие сказки от мифа.
«Художники – сказочники. Сказочные образы»:
художники, использовавшие в своём творчестве сюжеты сказок: В.Васнецов, М.Врубель, И.Билибин, Н.Рерих. Специфика их творчества, художественная манера и круг сюжетов;
образ главного героя сказки;
герои сказок, как воплощение мечты народа об идеальном защитнике, которому по плечу любые подвиги во имя мира добра на родной земле;
главные героини русских сказок. Наделение главных героинь качествами, которые, по мнению народа, должны были присутствовать у идеальной женщины.
«Реальность и фантазия»:
образы отрицательных персонажей; борьба двух главных противников, противоположных по духу, внешнему виду и целям;
образы чудовищ; возникновение образа чудовищ в результате преобразования настоящих животных;
образ дороги в сказках и дорога в жизни; дорога как символ жизненного пути; соединение в образе дороги трёх миров – подземного, земного и небесного;
образ сказочного леса; дорога через заколдованный лес; образы сказочного дерева; образ мрачного леса Бабы Яги как олицетворение иного мира для героя;
образ жилища в сказке и в жизни; путешествие героя от порога родного дома; элементы конструкции и декора избы;
образ деревни; деревенская улица, повторение очертаний рельефа местности;
образ города; город древности – непреступная крепость; образ сказочного города;
«Образы сказочных атрибутов»:
Роль предметов, наделённых в сказках волшебной силой6 блюдечко с голубой каёмочкой, молодильные яблоки, клубок, сапоги – скороходы, скатерть – самобранка, шапка – невидимка, куколка, прялка, волшебное зеркальце, колечко, гребень, веретено, корона, меч – кладенец и др. Символика и особенности изображения сказочных предметов.
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»:
изображение праздника и его атрибутов в искусстве; праздник, народное гуляние на картинах художников; символика народного праздника;
пир на весь мир; композиции на тему народных гуляний в живописи и иллюстрациям к сказкам ( Б.Кустодиев, И.Билибин, В.Васнецов).
Планируемые результаты:
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
в ценностно – ориентационной сфере: эмоционально – ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальностей и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
в трудовой сфере: овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления бытовой и производственной среды;
в познавательной сфере: развитие способностей ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
в ценностно – ориентационной сфере: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно – значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, национальных образах прдметно – материальной и пространственной среды и понимание красоты человека; умение воспринимать и терпимо относиться к другой точки зрения;
в трудовой сфере: обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору;
в познавательной сфере: развитие художественно – образного мышлениякак неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся:
получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества;
узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства, высказывают суждения о них;
определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусств;
интерпретируют содержание произведения искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения;
имеют представление о знаково – символической природе изобразительного искусства;
применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа.
5. Система оценки планируемых результатов
Программой предусмотрены следующие виды контроля:
устный опрос учащихся;
практическая работа;
Планируемые результаты освоения программы связаны с развитием интереса обучающихся к художественному искусству, эмоционально-нравственного отклика на него, с формированием художественной грамотности. Это и стало основными критериями результативности художественного образования.
Критерии оценки устных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки практической работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.
Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2» - поставленные задачи не выполнены.
6.Календарно-тематическое планирование
№ урока
Дата
Тема урока
Вид деятельности, используемая технология*
Образовательные ресурсы
Вид контроля
Волшебный мир, наполненный чудесами (6ч)
1 РК
Древние корни народного искусства.
Понимать, что в традиционном народном искусстве отражаются верования, труд и быт народа. Иметь представление о древних корнях народного искусства.
Учебник с.6-7. Презентация Народная вышивка»
Практическая работа (текущий)
2
Из чего родилась сказка. Из потребностей жизни.
Сделать композицию на тонированной бумаге в манере наскальной живописи. Изобразить эпизоды из жизни древних рыболовов, охотников и их племён.
Учебник, с. 8-11
Презентация «Наскальная живопись»
Практическая работа (текущий)
3 РК
Из веры.
Придумать и сделать оберег с изображением зверя или птицы.
Учебник, с.12-13
Презентация «Обереги»
Практическая работа (текущий)
4
Из желания узнать мир и сделать его лучше.
Знать понятия «миф», «обряд», «магия». Понимать роль мифа в жизни древнего человека.
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Иллюстрации к литературным произведениям.
Фотографии.
. ина, Э. урочные планы по учебнику В. дации. ной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. тельности - и. ина, Э. урочные планы по учебнику В. дации. ной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. тельности - и