Рабочая программа учебного курса «Технология. Технический труд» для 5 класса разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии, программа В.Д.Симоненко, откорректированной по количеству часов в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 3» на 2013/2014 учебный год.
Программа разработана на 70 часов в год, из расчета 2 часа в неделю, из них на учебно-практическую деятельность отводится 49 часов, урок освоение теоретического материала - 21часов.
Преобладающие формы текущего контроля знаний – устные ответы.
- Проектирование и изготовление изделий.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения, практические работы и объекты труда. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений
Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих проектов и заданий. При организации творческой или практической деятельности акцентируется внимание учащихся на потребительском значении изделия, предлагаемого ими в качестве творческой идеи. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям.
В результате изучения курса технологии в 5 классе учащиеся овладевают безопасными приемами работы с электрооборудованием, инструментами, электробытовыми приборами; получают специальные общетехнические знания и умения в области технологии обработки текстильных материалов, изготовления и художественного оформления декоративных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основами профессионального самоопределения. В процессе реализации программы осуществляется развитие технического и художественного мышления учащихся, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки делового общения
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Количество часов | Календарные сроки | Фактические сроки | Планируемые результаты | Контрольно-измерительные материалы |
знания | умения | Общие учебные умения, навыки и способы деятельности |
I. | Вводный урок -1час |
1. | Вводное занятие | 1 | | | Сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской | Организовать рабочее место, соблюдать БТ, личную гигиену | Содержание курса «Технология». Задачи и программные требования по предмету. Правила безопасной работы в мастерской | Ответы на вопросы |
II. | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов – 46 часов. |
II.1 | Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения – 20 часов. |
2. | Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины | 1 | | | назначение и устройство столярного и универсального верстаков, правила размещения ручных инструментов на верстаке. | организовывать рабочее место для ручной обработки древесины, устанавливать и закреплять заготовки в зажимах верстака; проверять соответствие верстака своему росту | Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство верстака. Установка и закрепление заготовок в зажимах верстака | Ответы на вопросы. |
3. | Практическая работа Изучение устройства столярного верстака и отработка приемов крепления заготовок | 1 | | | | Контроль за выполнением практического задания |
4. | Древесина - природный конструкционный материал | 1 | | | Сфера применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства; природные пороки древесины. | распознавать лиственные и хвойные породы древесины по внешним признакам: цвету и текстуре | Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины. | Ответы на вопросы. Распознавание пород древесины |
5. | Практическая работа Определение пород древесины по образцам. | 1 | | | | | | |
6. | Пиломатериалы и древесные материалы | 1 | | | Виды древесных материалов, пиломатериалов; области их применения, способы рационального использования. | Определять виды древесных материалов по внешним признакам; выявлять природные пороки древесных материалов и заготовок | Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Виды пиломатериалов. Отходы древесины и их рациональное использование | Ответы на вопросы.» |
7. | Практическая работа Изучение образцов пиломатериалов и древесных материалов | 1 | | | | Практическая работа «Определение видов пиломатериалов |
8. | Разметка заготовок из древесины. | 1 | | | правила работы с измерительным инструментом; правила разметки заготовок из древесины. | выполнять разметку заготовок из древесины по чертежу с учётом направления волокон, наличия пороков материала | Разметка заготовок с учётом направления волокон и наличия пороков материала. Инструменты для разметки | Ответы на вопросы. Разметка заготовки по чертежу. (Изготовление шаблона для разметки детали с криволинейным контуром) |
9. | Практическая работа Разметка заготовок | 1 | | | |
10. | Пиление столярной ножовкой | 1 | | | Инструменты для пиления; их устройство; назначение стусла; правила безопасной работы ножовкой; способы визуального и инструментального контроля качества выполненной операции. | выпиливать заготовки столярной ножовкой; контролировать качество выполненной операции | Пиление как технологическая операция. Инструменты для пиления. Правила безопасной работы ножовкой. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции | Ответы на вопросы. Приемы разметки и пиления древесины |
11. | Практическая работа Распиливание заготовок при изготовлении различных изделий | 1 | | | | |
12. | Строгание древесины | 1 | | | Устройство и назначение инструментов для строгания; правила безопасной работы при строгании. | Выполнять сборку, разборку и регулировку рубанка; строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы | Строгание как технологическая операция. Инструменты для строгания, их устройство. | Ответы на вопросы. Словарный диктант. |
13. | Практическая работа Строгание деревянных заготовок шерхебелем и рубанком | 1 | | | | Приемы строгание древесины. |
14. | Сверление отверстий | 1 | | | виды свёрл; типы отверстий; устройство инструментов для сверления; правила безопасной работы при сверлении; последовательность действий при сверлении. | закреплять свёрла в коловороте и дрели; размечать отверстия; просверливать отверстия нужного диаметра | Сверление как технологическая операция. Инструменты для сверления, их устройство. Виды свёрл. Правила безопасной работы при сверлении | Ответы на вопросы. |
15. | Практическая работа Сверление отверстий в заготовках из древесины | 1 | | | | Приемы сверления древесины коловоротом, дрелью. |
16. | Соединение деталей гвоздями | 1 | | | виды гвоздей; правила выбора гвоздей для соединения деталей; правила безопасной работы. | выбирать гвозди для соединения деталей из древесины; выполнять соединение деталей из древесины гвоздями. | Способы соединения деталей из древесины. Виды гвоздей. Инструменты для соединения деталей гвоздями . Правила безопасной работы | Ответы на вопросы. Контроль качества соединения деталей |
17. | Практическая работа Соединение деталей гвоздями | 1 | | | | |
18 | Соединение деталей шурупами | 1 | | | виды шурупов; правила выбора шурупов для соединения деталей; правила безопасной работы. | выбирать шурупы для соединения деталей из древесины; выполнять соединение деталей из древесины шурупами. | Способы соединения деталей из древесины. Виды шурупов. Инструменты для соединения деталей шурупами. Правила безопасной работы | Ответы на вопросы. |
19. | Практическая работа Соединение деталей шурупами | 1 | | | | Контроль качества соединения деталей |
20. | Склеивание изделий из древесины | 1 | | | виды клея и области их применения; правила безопасной работы с клеем; инструменты для опиливания и зачистки; назначение опиливания и зачистки. | выполнять операции опиливания и зачистки поверхности изделия; соединять детали изделия клеем. | Соединение деталей изделия на клей. Виды клея. Правила безопасной работы с ним. Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок. | Ответы на вопросы. |
21. | Практическая работа Склеивание изделий из древесины | 1 | | | | Контроль качества |
II.2 | Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения – 20часов |
22. | Рабочее место для ручной обработки металлов. | 1 | | | устройство и назначение слесарного верстака и слесарных тисков; правила безопасности труда. | регулировать высоту верстака в соответствии со своим ростом; рационально размещать инструменты и заготовки на слесарном верстаке; закреплять заготовки в тисках | Слесарный верстак; его назначение и устройство. Устройство слесарных тисков. Профессии, связанные с обработкой металла. Правила безопасности труда при ручной обработке металла | Регулировка высоты верстака в соответствии с ростом учащихся |
23. | Практическая работа Изучение устройства слесарного верстака | 1 | | | | |
24. | Тонколистовой металл и проволока | 1 | | | основные свойства металлов и область применения; виды и способы получения тонколистового металла; способы получения проволоки; профессии, связанные с добычей и производством металлов. | различать цветные и чёрные металлы; виды листового металла и проволоки | Металлы: их основные свойства и область применения. Чёрные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы её получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов | Ответы на вопросы. Распознавание видов металла |
25. | Практическая работа Ознакомление с металлами и сплавами | 1 | | | | |
26. | Графическое изображение деталей из металла | 1 | | | различия технологического рисунка, эскиза, чертежа; графическое изображение конструктивных элементов деталей; правила чтения чертежей; содержание технологической карты. | читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки; определять последовательность изготовления детали по технологической карте | Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т. п. Правила чтения чертежей. Технологическая карта | Ответы на вопросы. Терминологический диктант |
27. | Практическая работа Графическое изображение деталей из металла | 1 | | | | |
28. | Технологические процессы изготовления изделий из металла | 1 | | | | Разработка технологического процесса изготовления изделия из тонколистового металла и проволоки | | |
29. | Практическая работа Разработка технологического процесса изготовления изделия из тонколистового металла и проволоки | 1 | | | | |
30. | Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки | 1 | | | назначение операции правки; устройство и назначение инструментов и приспособлений для правки тонколистового металла и проволоки; правила безопасной работы. | править тонколистовой металл и проволоку. | Правка как технологическая операция. Ручные инструменты для правки тонколистового металла и проволоки. Правила безопасной работы. | Ответы на вопросы. Контроль за выполнением практической работы. |
31. | Практическая работа Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки | 1 | | | |
32. | Разметка тонколистового металла и проволоки | 1 | | | правила разметки заготовок из тонколистового металла и проволоки; назначение и устройство ручных инструментов и приспособлений для разметки; правила безопасной работы при разметке. | выполнять разметку заготовок из тонколистового металла и проволоки. | Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Ручные инструменты для разметки. Шаблон. | Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения операции разметки |
33. | Практическая работа Разметка заготовок изделий из тонколистового металла и проволоки | 1 | | | | | |
34. | Основные приемы резания тонколистового металла и проволоки | 1 | | | назначение операций резания и зачистки; назначение и устройство ручных инструментов для выполнения операций резания и зачистки; правила безопасной работы при выполнении данных операций. | выполнять резание заготовок; зачистку (опиливание) заготовок из тонколистового металла и проволоки | Резание и зачистка: особенности выполнения данных операций. Инструменты для выполнения операций резания и зачистки. Правила безопасной работы | Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения операций резания и зачистки. |
35. | Практическая работа Резание заготовок из листового металла и проволоки | 1 | | | | |
36. | Соединение деталей из тонколистового металла. | 1 | | | способы соединения деталей из тонколистового металла; | выполнять соединение деталей фальцевым швом и заклёпочным соединением; | Способы соединения деталей из тонколистового металла. Правила безопасности труда. | Ответы на вопросы. Контроль качества выполненной работы. |
37. | Практическая работа Соединение деталей из тонколистового металла. | 1 | | | правила безопасной работы. | |
38. | Гибка тонколистового металла и проволоки. | 1 | | | о процессе сгибания тонколистового металла и проволоки; назначение и устройство инструментов и приспособлений для выполнения операции сгибания; правила безопасной работы. | выполнять операцию сгибания тонколистового металла и проволоки | Сгибание как технологическая операция. Приёмы её выполнения. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операции сгибания. Правила безопасной работы | Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения операции сгибания |
39. | Практическая работа Гибка тонколистового металла и проволоки. | 1 | | | | |
40. | Отделка изделий из металла. | 1 | | | способы защитной и декоративной отделки изделий из металла; | . | Защитная и декоративная отделка изделий из металла. Правила безопасности труда. | |
41. | Практическая работа Отделка изделий из металла. | 1 | | | | отделка изделия | |
II.3 | Декоративно-прикладное творчество-6 часов |
42. | Выжигание по древесине | 1 | | | различные приёмы художественной обработки древесины; инструменты для такой обработки; виды лобзиков; правила безопасной работы. | выполнять защитную и декоративную отделку изделий с соблюдением правил безопасной работы | Защитная и декоративная отделка изделия. Выжигание. Выпиливание лобзиком. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины | Ответы на вопросы. Контроль качества выполненных операций |
43. | Практическая работа Выжигание рисунка на декоративной доске | 1 | | |
44. | Выпиливание лобзиком | 1 | | |
45. | Практическая работа Выпиливание лобзиком | 1 | | |
46. | Лакирование изделий | 1 | | |
47. | Практическая работа Лакирование поверхностей изделий из древесины | 1 | | |
III. | Черчение и графика-4часа |
48 | Графическое изображение деталей из древесины | 1 | | | отличие изделия от детали; типы графических изображений; сущность понятия масштаб; основные сведения о линиях чертежа. | | Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа. | Ответы на вопросы. |
49. | Практическая работа Изучение графического изображения изделий из древесины | 1 | | | | различать разные типы графических изображений; виды проекций; читать чертёж плоскостной детали | Чертёж плоскостной детали. Правила чтения чертежа | Зарисовка эскиза детали. Чтение чертежа детали. ( Выполнение чертежей плоскостных деталей). |
50. | Этапы создания изделий. | 1 | | | основные этапы технологического процесса; | определять | Основные этапы технологического процесса. | Ответы на вопросы. Выполнить эскиз детали призматической формы. |
51. | Практическая работа Составление технологической карты на изготовление простейшей детали | 1 | | | назначение технологической карты, её содержание; основные технологические операции. | последовательность изготовления детали по технологической карте | Технологическая карта, её назначение. Основные технологические операции | Выполнить технологическую карту детали призматической формы. |
IV. | Технологии ведения дома-6 часов |
IV.1. | Уход за одеждой и обувью-2часа |
52. | Уход за одеждой и книгами. | 1 | | | последовательность операций во время уборки помещений; правила ухода за мебелью, одеждой, обувью, книгами; условные обозначения ухода за текстильными изделиями; современную бытовую технику для выполнения домашних работ, её устройство и назначение. | выполнять уборку помещений; ухаживать за мебелью, одеждой, обувью, книгами с использованием современных средств ухода и бытовой техники | Выбор и использование современных средств ухода за одеждой, обувью и мебелью. Способы удаления пятен с одежды, мебели, обивки. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Способы ухода за книгами. Уборка жилого помещения. Современная бытовая техника для выполнения домашних работ | Ответы на вопросы. Разработка предмета интерьера. Создание семейной библиотеки. Систематизация книг. Каталог |
53. | Практическая работа Разработка технологического процесса изготовления вешалки для одежды | 1 | | | |
IV.2. | Интерьер жилых помещений-4часа |
54. | Интерьер дома. | 1 | | | понятие интерьер; требования, предъявляемые к интерьеру; предметы интерьера; характеристики основных функциональных зон. | анализировать дизайн интерьера жилых помещений на соответствие требованиям эргономики, гигиены, эстетики | Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предметы интерьера. Рациональное размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения | Ответы на вопросы. Творческие задания |
55. | Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена | 1 | | | Основные требования к режиму дня школьника; основы рационального питания школьника; правила личной гигиены. | планировать свой день; рационально питаться; ухаживать за телом, зубами, волосами | Режим дня – основа здорового образа жизни. Основы рационального питания. Личная гигиена | Ответы на вопросы |
56. | Практическая работа Разработка технологического процесса изготовления подставки для книг | 1 | | | | Разработка технологического процесса изготовления подставки для книг | |
57. | Культура поведения в семье | 1 | | | понятие этикет; правила поведения при общении с членами семьи, сверстниками и взрослыми. | использовать знания правил поведения на практике. | Этикет. Культура общения. Взаимоотношения в семье, школе. | Ответы на вопросы. Тестирование |
| Проектирование и изготовление изделий-13 часов |
58. | Творческий проект. | 1 | | | Понятие в проекте. Требования к документации. | составить план работы по проекту. | составить план работы по проекту. | Выполнить на чистовике. Титульный лист |
59. | Разработка творческого проекта. | 1 | | | методы определения потребностей и спроса на рынке товаров и услуг; методы поиска информации об изделиях и материалах; последовательность разработки творческого проекта. | обосновывать идею изделия на основе маркетинговых опросов; анализировать возможность изготовления изделия; составлять технологическую карту. | Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Методы поиска информации об изделии и материалах. Последовательность проектирования. | Ответы на вопросы. |
60. | Этапы выполнения творческого проекта. | 1 | | | этапы творческого проекта, их содержание; направления проектных работ; правила составления технологической последовательности изготовления изделия. | выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать инструменты и материалы; составлять технологическую последовательность; обосновать свой выбор темы, технологии изготовления | Выбор темы и Этапы выполнения творческого проекта. Содержание этапов. Тематика творческих проектов. Составление технологической последовательности | выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями |
61. | Методы решения задач. | 1 | | | Методы решения задач, элементы конструирования. | Выполнить решение задач с помощью морфологического анализа | Уметь находить наиболее рациональные способы решения. Умение классифицировать материал | Практическая работа. |
62. | Информационные технологии. Графический редактор | 1 | | | сущность понятий информация, информационная технология; виды редакторов; назначение графического редактора | выполнять рисунки, эскизы с помощью графиче- ского редактора | Информация. Информационная технология. Виды редакторов. Графический редактор. Правила создания рисунка, эскиза | Выполнение рисунка или эскиза с помощью компьютера. |
63. | Промежуточная аттестация | 1 | | | Знания по выполнению составления чертежа и технологической карты на выполняемое изделие. | Уметь составлять чертеж и технологическую карту на изготовляемое изделие. | Использовать полученные знания при решении практических задач. | Практическая работа. |
64. | Чертеж, технологическая карта.Текстовый редактор | 1 | | | назначение текстового редактора; содержание операций макетирования и форматирования текстовых документов. | выбирать макет страницы; набирать текст; форматировать текстовый документ. | Способы передачи информации. Назначение текстового редактора. Форматирование текстового документа. | Ответы на вопросы. Набор текста. Оформление титульного листа реферата. |
65. | Элементы конструирования | 1 | | | Элементы конструирования, морфологический анализ, методы решения задач. | Решать конструкторскую задачу с помощью морфологического анализа. | Выполнить решение задачи с помощью морфологического анализа. | Эскиз технологической карты. |
66. | Калькулятор. | 1 | | | назначение калькуляторов, компьютерной программы «Калькулятор»; устройство и работу современного калькулятора. | делать расчёты с использованием компьютерной программы «Калькулятор» | Назначение калькулятора. Виды калькуляторов. Компьютерная программа «Калькулятор». Использование программы для решения различных задач. | Ответы на вопросы. Выполнение Расчёта. |
67. | Экономические расчеты | 1 | | | расчет экономического своего проекта. | Уметь произвести экономический расчет своего проекта. | Выполнить расчет. | Экономический расчет, рекламы. |
68 | Практическая работа над проектом. | 1 | | | Приемы практических работ по выполнению своего проекта. | Уметь выполнять практические работы. Соблюдать правила БТ. | Изготовить изделие | Практическая работа |
69. | Изготовление изделия. | 1 | | | Приемы практических работ по выполнению своего проекта. | Уметь практически изготовить выбранное изделие своего проекта, соблюдая БТ. | Умение организовывать свое рабочее место; Использовать полученные знания при решении практических задач. | Подготовиться к защите проекта.. |
70. | Защита проекта. Заключительное занятие. | 1 | | | Правило защиты проекта | Уметь производить защиту своего проекта. | Защитить проект. | Защита творческого |