Пояснительная записка к рабочей программе по ИЗО 1-4 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по ИЗО 1-4 класс
Содержание программы
РАЗДЕЛ I
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане)
РАЗДЕЛ II
Планируемые результаты обучения и система оценивания
2.1.Личностные
2.2. Метапредметные
2.3. Предметные
РАЗДЕЛ III
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
РАЗДЕЛ IV
Содержание учебного предмета по годам обучения (содержание и образовательные результаты по темам, тематическое планирование, виды и формы учебной деятельности)
Второй год обучения
Третий год обучения
Четвертый год обучения
РАЗДЕЛ I
Примерная рабочая учебная программа по изобразительному искусству.
Пояснительная записка
Даная рабочая учебная программа по курсу изобразительное искусство разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:
1.Основная образовательная программа начального общего образования .
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., «Просвещение», 2010.
3.Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год.
4. Примерная образовательная программа образов. учр. 1,2ч.
5.Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочая программа по учебникам под редакцией Б.М. Неменского
6.Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочие программы
7.Изобразительное искусство. 1-8 классы. Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского
8.Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс
9.Поурочные планы Изобразительное искусство. 1 класс. Часть 1,2. По учебнику Неменского Б.Н.
10.Поурочные планы Изобразительное искусство. 2 класс. По учебнику Неменского Б.Н
11.Поурочные планы Изобразительное искусство. 3 класс. По учебнику Неменского Б.Н.
12.Поурочные планы Изобразительное искусство. 4 класс. По учебнику Неменского Б.Н
Данная программа составлена для реализации курса изобразительное искусство в начальной школе, который является первой частью непрерывного курса изобразительного искусства 1-9 классы по программе Б.М. Неменского.
Общая характеристика предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника.
Основные содержательные линии
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Ценностные ориентиры
-духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
-культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
-формирование общечеловеческих мироотношения, т.е. основой программы является принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю). Из которых 10% - 15% регионального компонента.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе по ИЗО 1-4 класс »
Содержание программы
РАЗДЕЛ I
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане)
РАЗДЕЛ II
Планируемые результаты обучения и система оценивания
2.1.Личностные
2.2. Метапредметные
2.3. Предметные
РАЗДЕЛ III
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
РАЗДЕЛ IV
Содержание учебного предмета по годам обучения (содержание и образовательные результаты по темам, тематическое планирование, виды и формы учебной деятельности)
Второй год обучения
Третий год обучения
Четвертый год обучения
РАЗДЕЛ I
Примерная рабочая учебная программа по изобразительному искусству.
Пояснительная записка
Даная рабочая учебная программа по курсу изобразительное искусство разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:
1.Основная образовательная программа начального общего образования .
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., «Просвещение», 2010.
3.Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год.
4. Примерная образовательная программа образов. учр. 1,2ч.
5.Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочая программа по учебникам под редакцией Б.М. Неменского
6.Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочие программы
7.Изобразительное искусство. 1-8 классы. Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского
8.Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс
9.Поурочные планы Изобразительное искусство. 1 класс. Часть 1,2. По учебнику Неменского Б.Н. 10.Поурочные планы Изобразительное искусство. 2 класс. По учебнику Неменского Б.Н 11.Поурочные планы Изобразительное искусство. 3 класс. По учебнику Неменского Б.Н. 12.Поурочные планы Изобразительное искусство. 4 класс. По учебнику Неменского Б.Н
Данная программа составлена для реализации курса изобразительное искусство в начальной школе, который является первой частью непрерывного курса изобразительного искусства 1-9 классы по программе Б.М. Неменского.
Общая характеристика предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника.
Основные содержательные линии
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Ценностные ориентиры
-духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
-культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
-формирование общечеловеческих мироотношения, т.е. основой программы является принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю). Из которых 10% - 15% регионального компонента.
Распределение содержания курса по годам обучения
1 класс ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ./ 33 ч./
№
Части
Темы
Кол-во часов
1.
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).
9ч.
2.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
7ч.
3.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
10ч.
4.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
«Сказочная страна». Создание панно.
«Праздник весны». Конструирование из бумаги.
Урок любования. Умение видеть.
Здравствуй, лето! (обобщение темы).
7ч.
2класс ИСКУССТВО И ТЫ. / 34ч./
№
Части
Темы
Кол-во часов
1.
Чем и как работают художники
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
9ч.
2.
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
8ч.
3.
О чём говорит искусство
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
8ч.
4.
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
9ч.
3 класс ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС. /34ч./
№
Части
Темы
Кол-во часов
1.
Искусство в твоем доме
Твои игрушки придумал художник.
Посуда у тебя дома.
Мамин платок.
Обои и шторы в твоем доме.
Твои книжки.
Поздравительная открытка.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).
9ч.
2.
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры — наследие веков.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Фонари на улицах и в парках.
Витрины магазинов.
Транспорт в городе.
Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).
8ч.
3.
Художник и зрелище
Художник в цирке.
Художник в театре.
Маски.
Театр кукол.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
8ч.
4.
Художник и музей
Музеи в жизни города.
Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
9ч.
4 класс. КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ.) /34ч./
№
Части
Темы
Кол-во часов
1.
Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли.
Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.
Образ красоты человека.
Народные праздники (обобщение темы).
9ч.
2.
Древние города нашей Земли
Древнерусский город-крепость.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
Древнерусские воины-защитники.
Города Русской земли.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).
7ч.
3.
Каждый народ — художник
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Искусство народов гор и степей.
Образ художественной культуры Средней Азии.
Образ художественной культуры Древней Греции.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
10ч.
4.
Искусство объединяет народы
Все народы воспевают материнство.
Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание — великая тема искусства.
Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
8ч.
Кол-во распределения часов
Классы №
Практических работ
Коллективных творческих работ
Заочная экскурсия
Контрольный /тематический срез знаний
Общее кол-во часов
1 класс
27ч.
5ч.
-
1ч.
33ч.
2 класс
26ч.
3ч.
1ч.
4ч.
34ч.
3 класс
26ч.
3ч.
1ч.
4ч.
34ч.
4 класс
24ч.
5ч.
1ч.
4ч.
34ч.
РАЗДЕЛ II
Планируемые результаты обучения и система оценивания.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной т ворческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• Умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Планируемые результаты освоения.
В итоге освоения программы учащиеся должны: — усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов; — приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно прикладные и народные формы искусства; — развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека; — развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности; — освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования; — приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества; — научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия; — овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности; — приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме; — приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей; — приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира; — сформировать представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино).
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения изобразительного искусства к концу учебного года ученик должен:
Классы
№
Знанать/понимать
Уметь
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
1 класс
•названия цветов и оттенков, три основных цвета;
•правила смешивания красок и получения составных цветов;
•выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
•начальные сведения о графике, живописи, скульптуре, декоративно - прикладном искусстве;
•значение изобразительного искусства в художественной культуре;
•правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;
•свободно работать карандашом, проводить линии различной толщины;
•правильно располагать лист бумаги в зависимости от характера изображения;
•стараться правильно форму, пропорции, положение предметов;
•передавать в тематических рисунках пространство;
•выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного мира, геометрических форм;
•выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
•наиболее крупные художественные музеи России и мира;
•значение изобразительного искусства в художественной культуре;
•применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
•анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
•ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
•восприятия и оценки произведений искусства;
•самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
4 класс
- •первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ;
- •простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке
•выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над сюжетной композицией, образом, портретом, панно;
•работать с натуры и по памяти в живописи, карандаше над сюжетной композицией, образом, портретом, фигурой человека;
•добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.
•восприятия и оценки произведений искусства;
•самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
•декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
.
Учебно-методическое обеспечение курса
Программы:
1. Программы... Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А
2. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочие программы
3. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочая программа по учебникам под редакцией Б.М. Неменского.
Учебники:
4.Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: учеб. Для 1 кл.нач.шк./Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменскаго.М.:Просвещение, 2005
5. Изобразительное искусство:искусство и ты: учеб. Для 2 кл.нач.шк./Е.И.Коротеева; под ред. Б.М.Неменскаго. М.: Просвещение, 2006
6.Искусство вокруг нас:Учеб. Для 3 кл. нач.шк./Н.А.Горячева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.: под ред.Б.М. Неменскаго.М.: Просвещение2006
7.Каждый народ художник:учеб.для 4 кл.нач.шк.под ред. Б.М. Неменскаго М.: Просвещение2007
Пособия:
8. Изобразительное искусство. 1-8 классы. Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского
9. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс
10. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс. По программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 11. Поурочные планы Изобразительное искусство. 1 класс. Часть 1,2. По учебнику Неменского Б.Н. 12. Поурочные планы Изобразительное искусство. 2 класс. По учебнику Неменского Б.Н. 13. Поурочные планы Изобразительное искусство. 3 класс. По учебнику Неменского Б.Н.
14. Поурочные планы Изобразительное искусство. 4 класс. По учебнику Неменского Б.Н.
15. Коротеева Е.И. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1 кл. (1-3), 2 кл. (1-4). 16. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. / Под ред. Неменского Б.М. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь к учебнику "Изобразительное искусство. Искусство и ты" для 2 класса начальной школы 17. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. / Под. ред. Неменского Б.М. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь к учебнику "Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас" для 3 класса начальной школы 18. Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 кл.