Рабочая программа по курсу «Истоки» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» и ориентирована на работу по УМК «Истоки» авторского коллектива под руководством И.А. Кузьмина, А.В. Камкина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Истоки: рабочая программа учителя »
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образованием Качканарского городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Согласовано_____________
Заместитель директора по УВР
Истоки
рабочая программа учителя на 2013 – 2014 учебный год
для учащихся 3 – б класса
Ф.И.О. учителя: Захарова Л.Н.
Квалификационная категория: первая
Общее количество часов на предмет по учебному плану: 34 ч.
По рабочей программе: 34 ч.
г. Качканар
2014
Нормативные документы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования" от 31.03.2014 №253
Примерные учебные программы по учебным предметам. Начальная школа. В двух частях. – М.: Просвещение, 2010г.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. – М.: Просвещение, 2012.
Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. – М.: Издательский дом «Истоки», 2011.
Устав школы
Образовательная программа МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» на 2011 – 2015 учебный год. Начальное общее образование. (Утверждена приказом директора от 29 февраля 2012г. № 29/2).
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Истоки» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» и ориентирована на работу по УМК «Истоки» авторского коллектива под руководством И.А. Кузьмина, А.В. Камкина.
Стратегической целью модернизации современного образования является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией выступает гармоничное развитие и воспитание гражданина России, раскрытие человеческих ресурсов ради социально—экономического, общественного и духовно-культурного развития края.
Требование обеспечения условий для формирования у обучающихся целостного представления о взаимосвязи процессов, происходящих в мире, стране, регионе, школе, готовности включиться в практическую деятельность по его развитию выступает сегодня и в качестве общественного заказа школе, и в качестве нормативного требования ФГОС, в основу которого положен социокультурный подход к образованию. Социокультурный подход позволяет образование школьников рассматривать как индивидуально выраженный социокультурный процесс, который развивает ребёнка не только актуально, но и обогащает духовно, ведёт по пути ценностного восхождения на уровне достижений современной культуры.
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Истоки» направлена на комплексное решение задач социокультурного развития учащихся и может рассматриваться как системообразующая в осуществлении требований ФГОС, включающих, в частности, «формирование общеучебных навыков, обеспечение познания особенностей региона, места проживания и создание условий для успешной адаптации в социальной среде».
Актуальность реализации программы, основанной на социокультурном подходе к образованию обусловлена необходимостью:
– объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;
– сохранения и развития единого образовательного пространства, обеспечивающего ценностно-смысловую преемственность всех ступеней образования;
– объединения школы, учащегося и его семьи с целью обеспечения естественного гармоничного духовно-нравственного развития личности ребенка в условиях присоединения к ценностному пространству семьи;
– включения всех субъектов образовательного процесса в позитивную созидательную деятельность, оказывающую влияние на социокультурное развитие личности, семьи, коллектива, образовательного учреждения, территории, региона;
– воспитания чувства сопричастности к малой родине в контексте российской истории и современного социально-экономического развития своего района, всей Свердловской области.
Особенностью содержания программы является ее интегративный метапредметный характер, базирующийся на системе фундаментальных социокультурных ценностей, вокруг которых концентрируется осваиваемое содержание курса. Создание единого социокультурного стержня в содержании образования служит основой интеграции предметных знаний, представлений, системы отношений в целостной картине мира учащихся. Комплексно-системный подход к изучению родного края как некоей целостности позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, системы экономических, экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения к родному краю как на эмоциональном, так и на рациональном уровне.
Данная программа выполняет две основные функции:
– информационно-методическая – создает условия для получения участниками образовательного процесса представления о целях, содержании воспитания и развития учащихся средствами регионального образовательного проекта «Истоки»;
– организационно-планирующая – предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его характеристик на каждом этапе.
Главной целью реализации программы является формирование и развитие социокультурной основы личности, базирующейся на актуальных для современности традиций, обычаев народов России.
Задачи:
- освоение и принятие основных нравственных, эстетических, трудовых ценностей, характерных для культуры больших и малых общностей, населяющих Россию;
- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа;
- накопление учащимися социокультурного опыта, обеспечивающего личностное самоопределение на основе принятых базовых (ценностных) ориентиров жизнедеятельности современного человека.
Личностное становление учащихся проявляется в активном взаимодействии с окружающим миром на основе освоения опыта предшествующих поколений и его использования в отношениях с природным, социальным окружением. В основе этого процесса лежит осознание основных истоков формирования культуры населения России, его преобразования в процессе исторического развития до настоящего времени. Исследуются особенности мира природы, мира человека, мира культуры в их взаимосвязи.
Мир духовных ценностей личности, нравственные качества – результат самостоятельной деятельности самого ребёнка, дающей силу жить новым для себя образом. Для присвоения личностью ценностей необходимы условия, обеспечивающие высокую познавательную активность, эффективное общение всех участников образовательного процесса друг с другом. Этому способствует система активных форм обучения как важной составляющей части уроков. Каждая последующая форма логически вытекает из предыдущего, развивая достигнутый уровень, как в содержательном плане, так и в плане развития способностей учащихся. За время освоения программы осваивают различные формы организации познавательной деятельности – разновидности ресурсного круга, работу в паре, тройке, четвёрке. Развитию саморегуляции поведения, управлению чувствами способствует система оценивания, предполагающая самооценку, взаимооценку и экспертную оценку учителя.
Учебный курс «Истоки» в 3-м классе является продолжением начатого во втором классе. В центре внимания оказываются ценности внутреннего мира человека. «Истоки-3» призваны подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том понимании, в каком они традиционно бытуют в российской цивилизации.
Главными целями этого курса в 3 классе являются:
дать ребёнку первый опыт относительно целостного и системного воспитания внутреннего мира человека;
посредством совместной деятельности обучающегося и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности человека;
продолжить формирование в ребёнке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом, уверенности в том, что это родство создаёт возможность самореализации.
Базовое содержание курса «Истоки» объединено в четыре тематических блока – ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, СОФИЯ.
Место курса «Истоки» в учебном плане
Преподавание курса «Истоки» направлено на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России и рассматривается как пропедевтика изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», осуществляется за счёт часов, отведённых на изучение предметов формируемых участниками образовательного процесса. Общий объём учебного времени составляет 136 часов, из них в 3 классе на «Истоки» отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Вера
9 ч
2
Надежда
8 ч
3
Любовь
9 ч
4
София
8 ч
ИТОГО:
34
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по курсу «Истоки», и с учётом стандарта МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» реализуется программа базового уровня.
С учётом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в табличной форме ниже.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизнии человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений
Содержание курса (34 ч.)
Вера (9 часов)
ВЕРА. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело к вере.
ВЕРНОСТЬ - преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву - веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает - жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело не таится. Честь и хвала - награда за доблесть, похвала мудрости и поклон преподобному.
Надежда (8 часов)
НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние.
СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу.
ПОСЛУШАНИЕ -доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.
Любовь (9 часов)
ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.
МИЛОСЕРДИЕ - иметь милость в сердце. Милосердие словом и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев - там и милость. Милость от любви исходит.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
РАСКАЯНИЕ - чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Раскаяние ведет к очищению. Раскаяние любви учит.
София (8 часов)
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси разума.
ИСТИНА - неложность, подлинность, искренность. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. София - Премудрость.
Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры?
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение второклассниками определенных личностных, метапредметных и предметных результатов:
Результаты
умения
Средства достижения
Личностные
1. становление позитивных базовых установок личности, направленных на обогащение своего социокультурного опыта в сфере взаимодействия с природой, техникой, людьми, в организации здорового образа жизни и саморазвитии;
2. развитие этнического самосознания ребенка, переживание им ощущения социокультурного родства с окружающим миром как условия самореализации, достойной жизни человека;
3. осознание ребенком значения традиций для обеспечения стабильного развития общества, успешной профессиональной и личностной самореализации, укоренения семьи на родной земле;
4. развитие мотивации к обучению, сотрудничеству с учителями, родителями;
5. проявление готовности и способности к сопереживанию, сочувствию, соучастию;
6. осознание значения базовых ценностей семьи, рода, населения России для личностного становления;
7. развитие мотивации на самоопределение в трудовой деятельности.
-самостоятельность в некоторых видах деятельности;
- осмысление своего отношения к проблеме;
- отстаивание своего мнения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
проговаривать последовательность действий на уроке;
планировать учебную деятельность на уроке;
высказывать своё предположение (версию), пытаться предлагать свой способ её проверки на основе продуктивных заданий учебника;
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы, инструменты);
определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем
Технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Познавательные УУД
1. знание основных социокультурных понятий, раскрывающих глубинные духовно-нравственные традиции населения России;
2. осознание основных нравственных, эстетических, трудовых ценностей, характерных для культуры народов России;
3. знание произведений уральских промыслов, ремесел, искусства, раскрывающих мир природы, мир человека, мир культуры в их единстве;
4. знание традиций бережного отношения к сохранению природы родного края;
5. знание основных художественных достопримечательностей места жительства.
- Сообщения по различным темам;
- работа со справочниками;
- экскурсии, посещение музеев, выставок;
- работа по вопросам учебника
Коммуникативные УУД
1. освоение способов поведения в соответствии с заданными нормами трудовой, нравственной, эстетической культуры;
2. использование различных средств общения, демонстрирующих готовность к диалогу, доброжелательность при соотнесении различных позиций;
3. освоение способов работы в малых группах различного состава, ресурсном круге;
4. освоение способов работы с различными источниками для выявления первоначального контекста, смыслов, категорий, понятий, фразеологических оборотов;
5. проявление умений организовывать различные дела, акции, направленные на сохранение и восстановление исторических и природных памятников;
6. освоение способов саморегуляции поведения, развитие умения структурировать время, управлять собственной деятельностью, эмоциями.
- построение диалога и монолога;
- сочинения по материалам экскурсий;
- создание устных сочинений на основе личных впечатлений.
- исходя из контекста понимают смысл их употребления и корректно используют в своей речи;
- опираются на них в своей деятельности и общении.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
Объектом оценки результатов освоения программы по курсу «Истоки» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся в ходе текущего и промежуточного оценивания. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.
Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания («Мои достижения»), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения.
Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Истоки» нет. Итоговая полугодовая отметка складывается из учёта текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учётом полугодовых отметок.
Целевая ориентация настоящей рабочей программы в практике МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»
Настоящая рабочая программа учитывает особенности 3 – б класса. В нём обучаются дети 8-10 лет, которые владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. Учащиеся класса любознательны, при подготовке к урокам используют дополнительную литературу. На занятиях по курсу «Истоки» они активно вступают в дискуссию, умеют приходить к согласию, контролировать и оценивать работу друг друга и свою. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.
Учебно-методическое обеспечение
Реализуемый УМК (программа, учебник, методические пособия и дидактические материалы):
Название программы (реквизиты, кем рекомендована, принцип построения)
Учебник (полные выходные данные)
Методическое пособие
Дидактические
материалы
Программа
Кузьмин И.А., Камкин А.В.
Программа для начальной школы (1- 4 классы)/Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. – М.: Издательский дом «Истоки», 2011.
Камкин А.В.
Истоки. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001.
Долгушина И.А, Субачев В.В.
Истоки уральского характера: Учебное пособие для начальной школы. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2005.
Кузьмин И.А., Камкин А.В.
Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. – М.: Издательский дом «Истоки», 2011.
Котельникова Н.В., Твардовская Н.Ю.
Рабочая тетрадь «Истоки» в 2-х частях. 3 класс. /под редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2011.
Материально-технические средства:
Программно-аппаратный комплекс:
Интерактивная доска AktivBoard:
Система тестирования PROClass;
Документ-камера;
Нетбуки для учащихся; ноутбук для учителя;
Медиапроектор.
Аудиторная доска с магнитной поверхностьюи набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Урал. Человек. Истоки.
№ п/п
Дата
Тема урока
Решаемые проблемы (цель)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
понятия
предметные результаты
универсальные учебные действия (УУД)
личностные результаты
1
2
3
4
5
6
7
8
1 четверть
Вера (9 ч.)
1
08.09
Введение в предмет
- учить ориентироваться в структуре учебника и рабочей тетради;
- учить составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника;
- учить самостоятельно определять круг своих знаний
- понимать систему условных обозначений учебника и рабочей тетради по курсу «Истоки»
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; учится высказывать своё предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе.
Познавательные: умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; определяет тему и главную мысль в тексте, находит в тесте незнакомые слова, определяет их значение разными способами; находит необходимую информацию в дополнительной литературе.
Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной речи; умеет задавать уточняющие вопросы; способен при работе в группе контролировать, корректировать, оценивать действия партнёров
- развито чувство преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России
Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание
- учить прогнозировать содержание раздела учебника по названию;
- создать условия для усвоения основных духовно-нравственных понятий «доверие», «уверенность», «признание»
доверие, уверенность, признание
- анализировать информацию учебника;
- формулировать выводы из изученного материала;
- понимать значение слова «доверие», «признание», уверенность»
- положительно относится к традициям народов России;
- сориентирован на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения
2
22.09
Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа
- рассказывать о вере человека на основе текста и иллюстраций учебного пособия;
- учить осмысленному чтению и умению находить информацию в книге
пытливый ум
- приводить примеры из собственного жизненного опыта, описанные в произведениях классической литературы
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; учится высказывать своё предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе.
Познавательные: умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; находит в тесте незнакомые слова, определяет их значение разными способами;
определяет тему и главную мысль в тексте; находит необходимую информацию в дополнительной литературе.
Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной речи; умеет задавать уточняющие вопросы; способен при работе в группе контролировать, корректировать, оценивать действия партнёров
- умение следить за своими словами и делами;
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими
Верность – преданность и надежда
- раскрыть смысл слов «верность», «преданность», «надежда»;
- учить детей умению слушать друг друга, вступать в диалог, дружелюбно вести беседу, дискутировать
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; учится высказывать своё предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе.
Познавательные: умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; находит в тесте незнакомые слова, определяет их значение разными способами;
определяет тему и главную мысль в тексте; находит необходимую информацию в дополнительной литературе.
Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной речи; умеет задавать уточняющие вопросы; способен при работе в группе контролировать, корректировать, оценивать действия партнёров
- умение следить за своими словами и делами;
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими
Что означает – жить по правде
- организовать дискуссию на тему «Что значит жить по правде»;
- сформировать представление о правде как одной из важнейших добродетелей
правда
- отвечать на вопрос «Что означает жить по правде»;
- подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему о правде и правдивости
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими
4
20.10
Правда – путь веры
- использовать полученные ранее знания для обстоятельной беседы о правде и вере;
- учить замечать в окружающей жизни примеры проявления правды и веры
- адекватно оценивать свои поступки с учётом понятий «правда», «вера»
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; учится высказывать своё предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе.
Познавательные: умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; находит в тесте незнакомые слова, определяет их значение разными способами;
определяет тему и главную мысль в тексте; находит необходимую информацию в дополнительной литературе.
Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной речи; умеет задавать уточняющие вопросы; способен при работе в группе контролировать, корректировать, оценивать действия партнёров
- умение следить за своими словами и делами;
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими
Почему говорят: «Береги честь смолоду»
- раскрыть значение слова «честь»;
- разъяснить великое значение честности и чести как залога правильного и дружелюбного общения между людьми
честь, честность
- отвечать на вопрос: «Почему надо беречь честь смолоду?»;
- приводить примеры честного поведения, описанные в произведениях классической литературы
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими
2 четверть
5
10.11
Честное дело и скромность
- учить определять круг знаний по разделу;
- объяснить связь между честностью и скромностью
честность, скромность
- видеть примеры честности и скромности в делах и поведении;
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу; учится высказывать своё предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки.
Познавательные: умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; находит в тесте незнакомые слова, определяет их значение разными способами. Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной речи; умеет задавать уточняющие вопросы.
- умение следить за своими словами и делами;
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими
Надежда (8 ч.)
Надежда – стремление к доброму исходу дела
- учить прогнозировать содержание раздела учебника по названию;
- познакомить с характеристикой слова «надежда»;
- показать на конкретных примерах великое значение надежды для благополучия человека и общества
надежда
- отвечать на вопросы, расположенные в конце урока-беседы, а также на вопросы учителя по рассматриваемой теме;
- устанавливать причинно-следственную связь между событиями и нравственным поведением участников событий
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; учится высказывать своё предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе.
Познавательные: умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; находит в тесте незнакомые слова, определяет их значение разными способами;
определяет тему и главную мысль в тексте; находит необходимую информацию в дополнительной литературе.
Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной речи; умеет задавать уточняющие вопросы; способен при работе в группе контролировать, корректировать, оценивать действия партнёров
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими
6
24.11
Надежда на собственные силы и помощь близких
- показать необходимость надежды на собственные силы и помощь близких людей;
- учить быть готовым незамедлительно оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
надежда
- устанавливать причинно-следственную связь между событиями и нравственным поведением участников событий;
- объяснять значение понятий «надежда»
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими
Согласие среди людей
- показать на конкретных примерах великое значение согласия для благополучия человека и общества
согласие
- подбирать и объяснять пословицы и поговорки о согласии среди людей;
- адекватно оценивать свои поступки с учётом понятия «согласие»
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими
7
08.12
Несогласие, собственное мнение и разногласие
- объяснить, в чём отличие понятий «несогласие», «собственное мнение» и «разногласие»
собственное мнение, разногласие
- оценивать результаты своего поведения (самоанализ), прислушиваясь к голосу совести и вспоминая об изученных добродетелях
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; учится высказывать своё предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе.
Познавательные: умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; находит в тесте незнакомые слова, определяет их значение разными способами;
определяет тему и главную мысль в тексте; находит необходимую информацию в дополнительной литературе.
Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной речи; умеет задавать уточняющие вопросы; способен при работе в группе контролировать, корректировать, оценивать действия партнёров
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими
Терпение.
- раскрыть значение слова «терпение»;
- показать на конкретных примерах великое значение терпения для человека при испытании и трудности
терпение
- адекватно оценивать свои поступки с учётом понятия «терпение»;
- подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему о терпении
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы
8
22.12
Терпение и терпимость
- видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «терпение», «терпимость»;
- учить отвечать на вопрос «Во имя чего нужно терпеть?»
терпение, терпимость
- оценивать результаты своего поведения (самоанализ), прислушиваясь к голосу совести и вспоминая об изученных добродетелях
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы
Послушание.
- раскрыть смысл слов «послушание»;
- показать значение послушания в жизни человека;
- доказать, что пока необходимо целенаправленное послушание
послушание
- оценивать результаты своего поведения (самоанализ), прислушиваясь к голосу совести и вспоминая об изученных добродетелях
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы
3 четверть
9
12.01
Непослушание (нарушение норм и правил)
- учить определять круг знаний по разделу;
- учить детей умению слушать друг друга, вступать в диалог, дружелюбно вести беседу, дискутировать;
- учить составлять схему «Совесть - послушание»
непослушание
- оценивать результаты своего поведения (самоанализ), прислушиваясь к голосу совести и вспоминая об изученных добродетелях;
- подбирать аргументы, подтверждающие, что терпеливые и послушные, то есть совестливые – это сильные духом и волей люди
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу; учится высказывать своё предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки.
Познавательные: умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; находит в тесте незнакомые слова, определяет их значение разными способами. Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной речи; умеет задавать уточняющие вопросы.
- умение следить за своими словами и делами;
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими
Любовь (9 ч.)
Любовь – сердечная привязанность
- учить прогнозировать содержание раздела учебника по названию;
- довести до сердца детей, что любовь требует труда души
Любовь, привязанность
- объяснять значение понятий «любовь», «привязанность»;
-подбирать и объяснять пословицы и поговорки о любви и сердечной привязанности среди людей
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; учится высказывать своё предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе.
Познавательные: умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; находит в тесте незнакомые слова, определяет их значение разными способами;
определяет тему и главную мысль в тексте; находит необходимую информацию в дополнительной литературе.
Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной речи; умеет задавать уточняющие вопросы; способен при работе в группе контролировать, корректировать, оценивать действия партнёров
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими
10
26.01
Внутренняя духовная близость людей
- доказать, что надо любить и словом и делом, и в мыслях, и в поступках;
- учить отвечать на вопрос «В чем проявляется любовь к ближнему?»
Духовная близость
- объяснять значение понятий «любовь», «привязанность», «духовная близость»;
-подбирать и объяснять пословицы и поговорки о любви и сердечной привязанности среди людей
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими
Единство людей – условие дружбы и мира
- познакомить с характеристикой слова «дружба»;
- учить объяснять взаимосвязь понятий «мир» и «дружба»
дружба
- подбирать и объяснять пословицы и поговорки о дружбе и мире;
- объяснять взаимосвязь понятий «мир» и «дружба»
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими
11
09.02
Милосердие через слово и дело
-сформировать представление о милосердии как важнейшей добродетели;
- разъяснить, что милосердие может быть в образе строгости и праведного гнева, которые долго не помнятся
- видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «жалость», «сочувствие», «сострадание», «милосердие», «жертвенность»;
- подбирать и объяснять пословицы и поговорки о милосердии
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; учится высказывать своё предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе.
Познавательные: умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; находит в тесте незнакомые слова, определяет их значение разными способами;
определяет тему и главную мысль в тексте; находит необходимую информацию в дополнительной литературе.
Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной речи; умеет задавать уточняющие вопросы; способен при работе в группе контролировать, корректировать, оценивать действия партнёров
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими
Сестры милосердия
- разъяснить значение именования «сестра милосердия»;
- рассказать о том, кто такие волонтёры
сестра милосердия, волонтёры
- быть готовым незамедлительно оказать помощь тому, кто в ней нуждается
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими
12
02.03
Добрые слова и добрые дела
- разъяснить значение понятий «добрые слова», «добрые дела»;
- учить определять и ощущать доброту и в словах, и в делах
добрые слова, добрые дела,
доброта; благо; добросердечие
- отвечать на вопросы «Что такое доброта? Как её можно почувствовать, услышать?»;
- подбирать и объяснять пословицы и поговорки о доброте
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими
Добрый человек в доброте проживет
- разъяснить, что делать добро – совершать духовный подвиг;
- приводить примеры настоящей (подлинной) доброты;
- оценивать результаты своего поведения (самоанализ), прислушиваясь к голосу совести и вспоминая об изученных добродетелях
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; учится высказывать своё предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе.
Познавательные: умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; находит в тесте незнакомые слова, определяет их значение разными способами;
определяет тему и главную мысль в тексте; находит необходимую информацию в дополнительной литературе.
Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной речи; умеет задавать уточняющие вопросы; способен при работе в группе контролировать, корректировать, оценивать действия партнёров
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы
13
16.03
Покаяние ведет к очищению
- донести до детей смысл покаяния и прощения;
- показать на примере притчи о блудном сыне смысл покаяния и величину отцовской (Божьей) любви;
- учить объяснять единство понятий «любовь» и «покаяние»
раскаяние; любовь; прощение
- отвечать на вопрос «Что значит простить?»
- знать обычаи прощения на Руси;
- объяснять единство понятий «любовь» и «покаяние»
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы
София (8 ч.)
Обобщающий урок по разделу «Любовь»
- учить определять круг знаний по разделу;
- учить дискутировать на тему «Что сближает и разъединяет людей?»
- оценивать результаты своего поведения (самоанализ), прислушиваясь к голосу совести и вспоминая об изученных добродетелях
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу в диалоге с учителем.
Познавательные: умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.
Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной речи.
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы
4 четверть
14
30-.03
Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает
- учить прогнозировать содержание раздела учебника по названию;
- помочь уяснить две стороны интеллектуального начала человека, ум внешний и ум внутренний, т.е. ум сердечный
ум, разум, мудрость
- видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «ум», «разум», «мудрость»;
- оценивать результаты своего поведения (самоанализ), прислушиваясь к голосу совести и вспоминая об изученных добродетелях;
- отвечает на вопрос «Зачем я учусь?»
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; учится высказывать своё предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе.
Познавательные: умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; находит в тесте незнакомые слова, определяет их значение разными способами;
определяет тему и главную мысль в тексте; находит необходимую информацию в дополнительной литературе.
Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной речи; умеет задавать уточняющие вопросы; способен при работе в группе контролировать, корректировать, оценивать действия партнёров
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы
Где ума не хватает – спроси у разума
- познакомить со способами передачи знания из поколения в поколение;
- разъяснить: кто такие Святые Кирилл и Мефодий, их роли в истории России и её культуре
святость; мудрость
- оценивать результаты своего поведения (самоанализ), прислушиваясь к голосу совести и вспоминая об изученных добродетелях;
- отвечает на вопрос «Что мне понравилось в древнерусской школе?»
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими
15
13.04
Истина и правда
- научить ребят определять и отделять
истинный образ да
слово от ложного образа, дела, слова;
- доказать, что слово является важнейшим
хранилище истины
истина, поучение, мудрость, летописи
- видеть примеры истинного образа и слова человека в окружающей жизни;
- оценивать результаты своего поведения (самоанализ), прислушиваясь к голосу совести и вспоминая об изученных добродетелях
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими
Истина в образе и деле
- учить отвечать на вопрос «Что именуется истовым делом?»;
- познакомить с символами, которые приняты человечеством, для обозначения некоторых истин («Нерукотворный образ «Спасителя»)
истина, поучение; мудрость
- уметь прислушиваться к опыту прошлых поколений
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; учится высказывать своё предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе.
Познавательные: умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; находит в тесте незнакомые слова, определяет их значение разными способами;
определяет тему и главную мысль в тексте; находит необходимую информацию в дополнительной литературе.
Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной речи; умеет задавать уточняющие вопросы; способен при работе в группе контролировать, корректировать, оценивать действия партнёров
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы
16
04.05
Знания и мудрость
- доказать, что мудрость - соединение истины, правды, любви;
- донести до детей смысл высказывания «Кто умный - тот знает очень много, но самое главное, что это нужно для достойной жизни»
знание, кругозор
- устанавливать причинно-следственную связь между понятиями «знание», «мудрость», «правда», «любовь»;
- подбирать и объяснять пословицы и поговорки о знании и мудрости
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими
Мудрость и мудрецы
- учить использовать полученные ранее знания для обстоятельной беседы на тему: «Какими словами ты расскажешь о мудром человеке?»
мудрость, мудрецы, праведность
- участвовать в дискуссии на тему: «Какими словами ты расскажешь о мудром человеке?»;
- уметь прислушиваться к опыту прошлых поколений
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими
17
18.05
Премудрость
- учить использовать полученные ранее знания для обстоятельной беседы на тему: «Истоки победителя»
премудрость,
истинное знание
- участвовать в дискуссии на тему: «Истоки победителя»;
- оценивать результаты своего поведения (самоанализ), прислушиваясь к голосу совести и вспоминая об изученных добродетелях
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу; учится высказывать своё предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе.
Познавательные: умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; находит в тесте незнакомые слова, определяет их значение разными способами;
определяет тему и главную мысль в тексте.
Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной речи; умеет задавать уточняющие вопросы
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы
Обобщающий урок по разделу «София»
- учить определять круг знаний по разделу;
- учить использовать полученные ранее знания для обстоятельной беседы на тему «Почему Вера, Надежда, Любовь – родные сестры?»; «Чему ты научился на уроках по предмету «Истоки»?»
твердая вера,
истинная надежда,
созидательная любовь
- определяет круг знаний по разделу;
- использует полученные ранее знания для обстоятельной беседы на тему «Почему Вера, Надежда, Любовь – родные сестры?»; «Чему ты научился на уроках по предмету «Истоки»?»
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими