Рабочая программа учителя по украинскому языку и литературе для 6-7 классов на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа учителя по украинскому языку и литературе для 6-7 классов на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа учителя по украинскому языку и литературе для 6-7 классов составлена на основании примерной основной образовательной программы по учебному предмету «Украинский язык и литература. 5-9 кл.» / сост. Ткачук Т.В., Королёва Л.В., Калугина А.И., Дьяченко Н.А., Латышева С.А., Филиппенко Е.А. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 131 с.
Согласно Примерному учебному плану (Приложения к Государственному образовательному стандарту основного общего образования) на изучение предмета «Украинский язык и литература» в 6-7-х классах отводится 33 часа в год (1 час в неделю).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя по украинскому языку и литературе для 6-7 классов на 2019-2020 учебный год»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа № 116 города Донецка»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_____________А.Н. Потапенкова
«29» августа 2019г.
УТВЕРЖДЕНО
На заседании методического
объединения учителей
Директор
гуманитарного цикла
___________И.Е. Сташевская
Протокол
от «29» августа 2019г. № 1
29» августа 2019г.
Рабочая программа учителя
по украинскому языку и литературе
Базовый уровень
6-7 классы
на 2019-2020 учебный год
Составитель рабочей программы:
Сташевская Ирина Евгеньевна
Донецк 2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя по украинскому языку и литературе для 6-7 классов составлена на основании примерной основной образовательной программы по учебному предмету «Украинский язык и литература. 5-9 кл.» / сост. Ткачук Т.В., Королёва Л.В., Калугина А.И., Дьяченко Н.А., Латышева С.А., Филиппенко Е.А. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 131 с.
Согласно Примерному учебному плану (Приложения к Государственному образовательному стандарту основного общего образования) на изучение предмета «Украинский язык и литература» в 6-7-х классах отводится 33 часа в год (1 час в неделю).
В связи с увеличением количества учебных недель (с 33 недель на 34 недели) в 6-7 классах следует добавить по 1 часу на такие темы:
6 класс
ТЕМА 6. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. ЭЛЕМЕНТЫ СТИЛИСТИКИ. ГЛАГОЛ.
7 класс
ТЕМА 2. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. ПРИЧАСТИЕ.
Целью преподавания предмета «Украинский язык и литература» является формирование знаний о языке как о многофункциональной знаковой системе, языковой норме и нормах речевого поведения в различных сферах общения; развитие всех видов речевой деятельности, умений анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; содействие
совершенствованию культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; воспитание духовно богатой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире и т.д. на основе системно-деятельностного, метапредметного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов.
Содержание обучения украинского языка состоит из четырех взаимосвязанных сквозных содержательных линий – речевой, языковой, социокультурной и деятельностной (стратегической), украинской литературы – эмоционально-ценностной, литературоведческой, культурологической и компаративной.
Календарно-тематическое планирование
по украинскому языку и литературе в 6 классе
(1 час. в неделю)
№ п/п
Содержание программного материала
Дата
Примеча
ние
План
Факт
ТЕМА 1 (2ч.). ВСТУПЛЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В ПЯТОМ КЛАССЕ.
1
Словосочетание и предложение. Простое и сложное предложения, знаки препинания в них. Орфограммы в корнях, приставках, суффиксах и на грани значимых частей слова.
2
Книга в жизни человека. Современный читатель и его роль в новой «жизни» произведения. Оксана Иваненко. «Друкар книжок небачених». ОбразИвана Федорова. Рассказ о начале книгопечатания,сподвижниках печатного дела.
ТЕМА 2 (10ч.). МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. ЭЛЕМЕНТЫ СТИЛИСТИКИ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
3
Имя существительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Большая буква и кавычки в именах собственных.
4
Спиридон Черкасенко «Маленький горбань». Влияние поступков героя на его отношения с другими детьми, отношение автора к своему персонажу.
5
Род имен существительных. Имена существительные общего рода. Стилистическая роль рода имен существительных.
6
Пересказ (по простому и сложному плану) художественных текстов повествовательного характера с элементами описания природы и рассуждения (на примере отрывков из произведения С. Черкасенка «Маленький горбань»).
7
Контрольное изложение.
8
Число имен существительных (повторение). Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа или только множественного числа.
9
Падежи имен существительных. Звательный падеж в украинском языке. Написание и склонение фамилий, имен и отчеств. Типы склонений имен существительных. Правильное употребление падежных окончаний имен существительных.
10
Употребление имен существительных в звательном падеже при обращении (на примере народных календарно-обрядовых песен «Ой вінку мій, вінку», «Купайло, Купайло!», «Ой хто, хто Миколая любить», «Добрий вечір тобі, пане господарю!»).
Выучить 2 песни на выбор
ТЛ: народная песня, колыбельная, повторы (рефрен), анафора.
11
Особенности склонения имен существительных, которые употребляются только в множественном числе. Неизменяемые имена существительные. Не с именами существительными. Морфологический разбор имени существительного.
12
В.Винниченко «Федько-халамидник». Художественный рассказоб удивительноммальчике Феде, его жизни и приключениях, отношениях со сверстниками. Слова с суффиксамиуменьшительно – ласкательного значения и
суффиксами на определение грубости.
ТЛ: главный герой, второстепенные герои.
ТЕМА 3 (5ч.). МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. ЭЛЕМЕНТЫ СТИЛИСТИКИ. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
13
Имя прилагательное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
14
Качественные, относительные и притяжательные
прилагательные. Степени сравнения имен прилагательных.
15
Склонение имен прилагательных. Способы образования имен прилагательных. Не с прилагательными. Буквы н и нн в именах прилагательных. Написание сложных имен
прилагательных.
16
Контрольная работа. Тестирование.
17
Емма Андієвська – непревзойденный автор сказок. «Говорюща риба». Содержание сказки. Проблематика. Осознание ее поучительного характера. Герои сказки. Притчевость сказки. Использование в сказке имен прилагательных для точного описания предметов, явлений и событий; эпитеты и метафоры.
ТЛ: притча.
ТЕМА 4 (5ч.). МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. ЭЛЕМЕНТЫ СТИЛИСТИКИ. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.
18
Имя числительное: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
19
Имена числительные количественные и порядковые. Числительные простые, сложные и составные.
20
Склонение количественных и порядковых числительных.
21
Всеволод Нестайко. «Тореадори з Васюківки».
Приключенческий захватывающий сюжет, мечта и
действительность, смешное, комическое, романтическое в
приключенческой повести.
ТЛ: Приключенческая повесть.
22
Согласование числительных с существительными. Информативная иэкспрессивнаяфункциичислительных в художественных текстах.Работа с текстом.Всеволод Нестайко. «Тореадори з Васюківки».
ТЕМА 5 (5ч.). МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. ЭЛЕМЕНТЫ СТИЛИСТИКИ. МЕСТОИМЕНИЕ.
23
Местоимение: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды местоимений. Личные и возвратное местоимения, их склонение.
24
Вопросительные и относительные местоимения, их склонение. Неопределенные и отрицательные местоимения. Притяжательные, указа тельные, определительные местоимения.
25
Контрольное сочинение
26
Ярослав Стельмах. «Митькозавр з Юрківки, або Химера лісового озера».Таинственные, веселые иприключенческие событияв повести. ОбразыСергея и Митька.Любознательность, изобретательность,сообразительность
мальчиков – главных героев.
27
Употребление местоимений в диалогической и монологической речи. Работа с текстом.Ярослав Стельмах. «Митькозавр з Юрківки, або Химера лісового озера».
ТЕМА 6 (7ч.). МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. ЭЛЕМЕНТЫ СТИЛИСТИКИ. ГЛАГОЛ.
28
Глагол: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Неопределенная форма и личные формы. Не с глаголами.
29
Совершенный и несовершенный виды глагола. Времена глагола.
30
Леонид Глебов. «Щука», «Муха і Бджола», «Жаба і Віл».
Жанровое разнообразие юмористических
произведений (анекдоты, басни, усмешки, юморески,
песенки и др.). Построение басни. Метафора, олицетворение в баснях Леонида Глебова.
Глаголы I и ІІ спряжения. Наклонения глаголов. Безличные глаголы.
32
Способы образования глаголов. Морфологический разбор глагола.
33
Контрольный диктант
34
Определение стилистической роли безличных глаголов.
Работа с текстом. Степан Руданский. Юмористическое стихотворение «Добре торгувалось». Противопоставление
чувства собственного достоинства чумака и вырождения, грубости купцов.
ТЛ: юмореска, спивомовка, инверсия.
Календарно-тематическое планирование
по украинскому языку и литературе в 7 классе
(1 час. в неделю)
№ п\п
Содержание учебного материала
Дата
Примеча
ние
план
факт
Тема 1 (2ч.).ВВЕДЕНИЕ.
1
Место украинского языка среди других славянских языков.
2
Метапредметные связи. Языковые средства живописи в украинских народных думах.
«Дума про Марусю Богуславку», «Дума про втечу трьох братів з Азова».
ТЛ (теория литературы). Думы как вид устного народного творчества
Тема 2 (8ч.). МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. ПРИЧАСТИЕ.
3
Причастие как особая форма глагола. Склонение причастий. Правописание гласных в окончаниях причастий. Интонация предложений с причастными оборотами.
4
Т. Шевченко «Тополя». Воплощение идеи бессмертия настоящей любви, красоты, верности, нерушимости светлых, благородных человеческих чувств.
Наизусть:уривок від слів «По діброві вітер виє…» до слів «На чужині, гине».
ТЛ (теория литературы). Понятие «литературная баллада», «метаморфоза».
5
Причастный оборот. Выделение запятыми причастных оборотов. Правильное построение предложения с причастными оборотами. Синонимика сложных и простых предложений с причастными оборотами.
6
Контрольный диктант
7
П. Куліш. «Орися». Поэтический образ главной героини. Роль романтических пейзажей в произведении.
ТЛ (теория литературы). Проза как тип художественной речи.
8
Активные и пассивные деепричастия. Создание активных и пассивных причастий настоящего и прошлого времени (практически). Правописание гласных и согласных в суффиксах причастий. Н в причастиях и нн в прилагательных причастного происхождения.
9
Написание частицы Не с причастиями. Безличные глагольные формы на -но, -то. Употребление в устной и письменной речи безличных глагольных форм на -но, -то.
10
Практические навыки интонирование предложений с причастными оборотами. Работа с текстом. П. Куліш. «Орися».
Деепричастие как особая форма глагола: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
12
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте и единичном деепричастии.
13
Иван Франко. «Захар Беркут» (сокращенно). Историческая основа повести. Основные персонажи произведения, их группировка.
Захар Беркут, Максим, Мирослава, Тугар Волк.
14
Написание Не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Использование деепричастий как одного из средств создания образности. Работа с текстом. Иван Франко. «Захар Беркут».
15
Контрольное сочинение
Тема 4 (6ч.). МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. НАРЕЧИЕ.
16
Наречие как часть речи. Определение его общего значение, морфологических признаков, синтаксической роли.
17
Григір Тютюнник «Климко». Биографические сведения об авторе произведения. Военное детство в повести «Климко». Образ Климка.
Идея самопожертвования.
ТЛ (теория литературы). Художественная деталь.
18
Степени сравнения наречий. Способы создания наречий. Буквы Н и НН в наречиях. Орфографический практикум.
19
Использование наречий как средства создания образности в художественных произведениях.
Григір Тютюнник. «Климко». Художественные особенности произведения. Речь персонажей.
20
Написание Не и Ни с наречиями. Употребление Ы и И в конце наречий. Орфографический практикум.
21
Дефис в наречиях. Написание наречий вместе и раздельно. Орфографический практикум.
Тема 5 (13ч.). СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.
22
Предлог как служебная часть речи. Непроизводные и производные предлоги. Виды предлогов по строению.
23
Написание производных предлогов вместе, раздельно и через дефис.
24
Контрольное изложение
25
Особенности употребления предлогов в украинском языке в сравнении с русским. Перевод на русский язык отрывка из рассказа Степана Васильченка «Свекор».
26
Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их виды (практически). Написание союзов вместе и раздельно.
27
Использование союзов для связи предложений в тексте. Богдан Лепкий. Новела «Цвіт щастя». Перевод отдельных предложений с союзами на русский язык.
ТЛ:Композиционные особенности новеллы.
28
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по значению.
29
Андрій Малишко. Песенное творчество. Микола Сингаївський. «Батьківське поле». Песенное творчество.
ТЛ:Художественные средства языка. Метафора.
Выучить наизусть: Малишко А. «Вчителька»,
Сингаївський М. «Батьківське поле» (уривок від слів «Раннє батьківське поле…» до слів «… не торкнулась посуха-іржа»).
30
Написание частиц вместе, раздельно, через дефис.
Не и ни с различными частями речи (обобщение).
31
Использование частиц как выразительного средства в художественных произведениях. Борис Антоненко-Давидович. «Крила Артема Летючого». Сюжет рассказа. Композиция (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
32
Междометие как особая часть речи. Дефис в междометиях. Запятая и восклицательный знак при междометиях. Правильное чтение предложений с междометиями.
33
Контрольная работа. Тестирование.
34
Борис Харчук. «Планетник». Сюжет произведения. Притчевая основа. Образ Планетника. Реальное и фантастическое в произведении. Использование междометий как средства выразительности в художественных произведениях.
ТЛ:Повесть-притча.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения