Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
примерной программы основного общего образования в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных образовательных стандартов второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и федерального агентства по образованию;
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 6классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева
Рабочая программа по географии составлена на основе:
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной
( обязательной) части учебного курса;
- программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Образовательная программа общего основного образования МБОУ гимназии №120 2011-2015г
Программа данных авторов подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 5 классе.
Основными целямикурса являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях
( планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения ( карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов ( план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов ( схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также , формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка Рабочей программы учителя по географии »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 120
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Протокол № ___ и. о. директора МБОУ гимнази№120
Научно-методического совета
от __.__.20___г. _____________ /Писклова И. А./
Приказ № ____ от __.__.20___г.
СОГЛАСОВАНО:
Руководитель кафедры
________________/_______________________/
___.___.20____г.
ГЕОГРАФИЯ
Рабочая программа для учащихся 5А, 5Б, 5В класса
Исполнитель: Кольцова В.В.,
учитель географии,
высшая категория
г. Екатеринбург
2014
География.
5 класс
(1ч в неделю 35ч.год)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
примерной программы основного общего образования в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных образовательных стандартов второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и федерального агентства по образованию;
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 6классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева
Рабочая программа по географии составлена на основе:
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной
( обязательной) части учебного курса;
- программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Образовательная программа общего основного образования МБОУ гимназии №120 2011-2015г
Программа данных авторов подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 5 классе.
Основными целямикурса являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях
( планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения ( карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов ( план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов ( схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также , формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
При изучении данного курса решаются следующие задачи:
-знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека;
-пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
-формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
-знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к этому предмету;
-формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Общая характеристика предмета
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Курс «География. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе. Он открывает 7-летний цикл изучения географии в школе.
Начальный курс опирается на знания учащихся из курса «Окружающий мир», начальной ступени обучения.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия ,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.
Ценностные ориентиры содержания предмета
Материал курса сгруппирован в 5 разделов (5-6 класс)
Введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, смежными науками, методами географических исследований.
Второй раздел содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались человечеству, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела «Как люди открывали Землю» реализуются межпредметные связи с историей.
Материал третьего раздела «Земля во Вселенной» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.
Следующий раздел «Виды изображений поверхности Земли» кратко знакомит с принципами построения планов и географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении этого раздела реализуются межпредметные связи с математикой, ОБЖ, астрономией, биологией.
В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба, изучении способов ориентирования и при построении простейших планов.
Заключительный раздел кратко знакомит учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией.
Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО). Она учитывает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формировании универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Место географии в базисном учебном плане гимназии
География в основной школе изучается с 5 класса. Общее число учебных часов в 5 классе 35 часов ( 1 час в неделю).
В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс « Окружающий мир», включающий определенное географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим и имеет базовый уровень
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.
Формы и типы контроля
Виды контроля: различаются по функциям в учебном процессе. а) Предварительный контроль проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета. Предварительный контроль позволяет изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала, т.е. проверка здесь играет диагностическую роль: установить, в какой мере сформированы у учащихся умственные возможности для полноценного восприятия нового материала, а в начале учебного года — установить, что сохранилось и что “улетучилось” из того, что изучалось школьниками в курсе «Окружающий мир». На основе данных предварительного (диагностического) контроля строится изучение нового материала, предусматривающее, при необходимости, повторение, организацию межпредметных связей, актуализируются знания, невостребованные до того времени. б) Текущий контроль обеспечивает непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса и является для обучающихся внешним стимулом, побуждающим к систематическим занятиям и полной мобилизации внимания во время урока.
в) Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы или раздела. Назначение тематического контроля: систематизировать и обобщить материал, путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.
г) Итоговый контроль приурочивается к концу учебного курса, четверти, полугодия или года. Это — контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени. При этом учитываются результаты текущего контроля и проводится контроль ЗУН в виде тестирования, контрольной работы, практикума, охватывающие основной учебный материал.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного и итогового контроля: фронтальный и индивидуальный опрос, практические работы, тестовый контроль, топографические и географические диктанты, карточки, работа с контурными картами.
Фронтальная работа предполагает деятельность учащихся класса под руководством учителя. Фронтальная форма организации деятельности содержит компоненты как коллективной (рядом, но не вместе), так и индивидуальной (каждый индивидуально воспринимает объяснение учителя, индивидуально делает все то, что делает каждый ученик в классе, индивидуально приходит к цели).
Индивидуальной работой считается самостоятельное выполнение задания учеником на уровне его способностей и возможностей в своем темпе. Индивидуальная работа исключает сотрудничество ученика с другими учениками, но предполагает более тесное взаимодействие с учителем. И фронтальная и индивидуальная работа - это полное отсутствие организации общения между учащимися в процессе обучения.
Коллективная деятельность – одновременная, но распределенная между членами коллектива работа, направленная на достижение общего результата.
Коллективная деятельность возможна при следующих условиях организации работы:
• единая общая цель;
• разделение учебного труда, обязанностей, функций;
• владение разнообразными способами действий;
• изменения деятельности коллектива от уровня оптимального сочетания руководства учителя и самостоятельности учеников до уровня полной самостоятельности;
•сотрудничества и взаимопомощь.
Групповая работа – разновидность коллективной работы. Работа в группе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений.
При организации групповой работы учитель должен:
• объяснить ученикам цели предстоящей работы;
• разбить учащихся на группы;
• раздать подготовленные и размноженные задания и инструкции по их выполнению для каждой группы;
• контролировать ход и результат групповой работы;
• участвовать в работе по мере необходимости оказывать помощь отдельным ученикам, консультировать, побуждать их к действию.
Кулюткин Ю.Н. в своей книге «Диалог как предмет педагогической рефлексии» выделяет следующие типы групповых форм:
• конструктивный поиск решений (метод «мозгового штурма», разработка проектов т. д.);
• тренинговые формы (микрообучение, психотренинги, и т. п.);
• ролевые игры (деловые, организационно-деятельностные, коммуникативные и др.).
Самостоятельная работа – особый вид любой учебной деятельности учащихся. Осуществляемый под руководством, но без непосредственного участия учителя. Она наиболее отвечает потребностям ученика сделать что-то самому.
При организации самостоятельной деятельности можно воспользоваться классификацией ее типов и видов по различным основаниям:
• по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, творческие, на выбор);
• по оформлению ответов (устно и письменно, графически и практически);
• по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмыслению, применению, обобщению, систематизации, контроля);
• по месту выполнения (на уроке, дома);
• по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один ученик);
Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно:
• обобщить его и сделать вывод;
• спрогнозировать дальнейший ход событий;
• высказать мнение;
• поделиться собственным мнением в устной или письменной форме;
• сделать графические работы (построить график, вычертить схему, диаграмму, составить таблицу и др.);
• выполнить практические задания (проведение наблюдения, решить задачу, поставить опыт, эксперимент и др.).
Варианты организации самостоятельной работы ученика с учебником.
1. Извлекать нужную информацию из текста учебника (возможно после объяснения материала учителем). Задания учителя типа: найти в тексте, сопоставить, определить. Умения ученика: видеть текст целиком или по частям.
2. Находить в тексте описания имеющихся иллюстраций, рисунков, схем, таблиц для углубления или расширения знаний.
3. Для выполнения заданий, расположенных после текста, или решения задач, уравнений отобрать нужную информацию не только в данном тексте учебника, но и в содержании других текстов по теме.
4. Учить ориентироваться в тексте и справочном аппарате учебника. Для этого пользоваться предметным указателем, выделять из текста главные идеи, обобщать их, делать выборки по тому или иному вопросу.
Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование основ социально – критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения географии являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Содержание программы
География
(1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 1ч — резервное время)
Введение в географию. 5 класс (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 1 ч — резервное время)
Что изучает география (4 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практикумы. 1. Работа с контурной картой, учебником, диском.
Земля во Вселенной (8 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практикумы. 2. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана.
Природа Земли (13 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Практикумы. 3. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов Земли. 4. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Резерв (1ч)
Тематическое планирование
№
раздела
Наименование разделов
Всего часов
Практические работы и практикумы*
Введение в географию
4
Как люди открывали Землю
5
2
Земля во Вселенной
8
Виды изображений поверхности Земли
4
1*
Природа Земли
13
4*
Резерв
1
Итого
35
2+5
Критерии оценки учебной деятельности
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2009
Критерии оценивания устных ответов.
Оценка 5
1.Знание, понимание, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2.Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3.Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка 4
1.Знание всего изученного программного материала.
2.Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3.Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий).
Оценка 3
1.Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2.Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3.Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка 2
1.Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2.Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3.Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка 1
Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных работ.
Оценка 5
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка 4
1.Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3.Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка 3
1.Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2.Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3.Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4.Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.
5.Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
6.Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
7.Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
8.Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка 2
1.Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2.Не делает выводов и обобщений.
3.Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.
4.Или имеет слабосформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
5.Или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка 1
1.Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
2.Полностью не усвоил материал.
Оценка практических работ.
Оценка 5
1.Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.
Оценка 4
1.Ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил. не более двух грубых ошибок.
2.Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3.Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4.Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5.Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 3
1.Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "4".
2.Или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка 2
1.Не приступал к выполнению работы.
2.Или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Практические работы - оценка за методы наблюдений
Оценка 5
1.Правильно по заданию учителя провел наблюдение.
2.Выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса).
3.Логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
Оценка 4
1.Правильно по заданию учителя провел наблюдение.
2.При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные.
3.Допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка 3
1.Допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2.При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые.
3.Допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
4.Допустил 3 – 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
5.Неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса).
6.Допустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов. Не владеет умением проводить наблюдение.
Оценка 2
1.Незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения.
2.Незнание наименований единиц измерения (география).
3.Неумение выделить в ответе главное.
4.Неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений.
5.Неумение делать выводы и обобщения.
6.Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
7.Неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
8.Неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками.
9.Нарушение техники безопасности.
10.Небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
Оценка 1
1.Неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными.
2.Ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.).
3.Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
4.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.
5.Нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными).
6.Нерациональные методы работы со справочной и другой литературой.
7.Неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
8.Нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий.
9.Ошибки в вычислениях.
10.Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5 классе содержит, кроме учебника, методическое пособие, рабочую тетрадь, электронное мультимедийное издание.
УМК «Введение в географию. 5 класс»
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках географии, относятся компьютер, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, планшет, интерактивная доска и др.
Работы при использовании компьютера:
– поиск дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы;
– создание текста доклада;
– фотографирование географических объектов и явлений;
– обработка данных проведённых наблюдений и географических исследований;
– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Технические средства на уроках географии широко привлекаются также при подготовке проектов.
Печатные
Технические
Интерактивные
Натуральные
Уч. практическое
Мультимедийные
Ресурсные
Таблицы
Коллекция минералов
Модель Солнечной системы
Энциклопедии
Использование Microsoft Office в школе»
Пособия
Ископаемые остатки
Топографические модели холмов
Путеводители
Microsoft Word 2007,
Рисунки
Гербарные материалы
Глобус звездного неба
Программно-методические комплексы
Электронные таблицы
CD-ROM
Фотографии
Макет вулкана
Глобус Земли
Электронные учебники
Microsoft Excel 2007, статистические
Портреты
Тест-программы
Microsoft Маар, Microsoft
Карты
Аудиовизуальные и экранно-звуковые
PowerPoint 2007 с презентациями
Словари
Редактор текстов
Энцикло
педии
Электронные таблицы Excel
Оборудование кабинета географии включает следующие типы средств обучения:
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, школьную метеостанцию, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий;
стенды для постоянных и временных экспозиций;
комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
компьютер,
коллекция медиаресурсов, в том числе электронные приложения к учебникам, обучающие программы,
выход в Интернет,
комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии;
библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования на 2014-2015 учебного года "
["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
["file_id"] => string(6) "132821"
["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1416411991"
}
}