РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ по учебному предмету «Изобразительное искусство»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ по учебному предмету «Изобразительное искусство»
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)), в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее – ПООП ООО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682) и разработана на основе авторской программы по изобразительному искусству для средней школы (авт.Б.М. Неменский и др.).
Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство». 5-7 классы / сост. Лобынцева С.Н., Самоздра С.А., Сапрыкина Ю.Б.– ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 58 с.
Овладение учебными достижениями по изобразительному искусству осуществляется на базе изучения теоретического материала и выполнения практических работ.
Конкретный материал для практических работ учитель подбирает самостоятельно, исходя из содержания учебного материала и ориентируясь на требования к учебным достижениям учащихся, определяемых ГОС ООО ДНР.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ по учебному предмету «Изобразительное искусство»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа № 116 города Донецка»
РАССМОТРЕНО
На заседании методического объединения учителей естественного цикла
__________________________
Протокол
от «___» ___ 2021г. № 1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_________Потапенкова А.Н.
(подпись)
«____» _____________ 2021г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
___________Сташевская И.Е.
(подпись)
«____» ____________ 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
Базовый уровень
5 - 7 классы
на 2021-2022 учебный год
Составитель рабочей программы:
Артёмова Инна Артёмовна
Донецк 2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)), в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее – ПООП ООО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682) и разработана на основе авторской программы по изобразительному искусству для средней школы (авт.Б.М. Неменский и др.).
Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство». 5-7 классы / сост. Лобынцева С.Н., Самоздра С.А., Сапрыкина Ю.Б.– ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 58 с.
Овладение учебными достижениями по изобразительному искусству осуществляется на базе изучения теоретического материала и выполнения практических работ.
Конкретный материал для практических работ учитель подбирает самостоятельно, исходя из содержания учебного материала и ориентируясь на требования к учебным достижениям учащихся, определяемых ГОС ООО ДНР.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 5 класс
№
урока
Тема урока
Дата проведения
Примечания
план
факт
Раздел 1 Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты
ТЕМА 1 ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 ч.)
1
Древние образы в народном творчестве.
Практическое задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву.
03.09
2
Дом-космос.
Практическое задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома солярными знаками, растительными и зооморфными, геометрическими мотивами.
10.09
3
Понятие интерьера. Его особенности в крестьянском жилище.
Практическое задание: Изображение внутреннего убранства избы.
17.09
4
Конструкция и декор предметов народного быта.
Практическое задание: Выполнение эскиза декоративного украшения предметов крестьянского быта
24.09
5
Сказочные цветы и звери на прялке.
Практическое задание: Эскиз прялки: форма, композиция росписи или резного узора.
01.10
6
Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки
Практическое задание: Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; в традиции народных мастеров. Украшение полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.
08.10
7
Народный праздничный костюм.
Практическое задание:Создание эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов
Практическое задание: Раскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников
22.10
ТЕМА 2 СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8 ч.)
9
Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка
Практическоезадание:создание своего образа игрушки, украшение её декоративными элементами в соответствии с традицией промысла.
29.10
10
Основные декоративные элементы росписи филимоновской игрушки.
Практическое задание: создание своего образа игрушки, украшение её декоративными элементами в соответствии с традицией промысла.
12.11
11
Основные декоративные элементы росписи каргопольской игрушки.
Практическое задание: создание своего образа игрушки, украшение её декоративными элементами в соответствии с традицией промысла.
19.11
12
Искусство Гжели.Истоки и современное развитие промысла
Практическое задание: Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) и украшение ее нарядной гжельской росписью.
26.11
13
Городецкая роспись. Истоки и современное развитие промысла
Практическое задание: Выполнение эскиза панно для оформления комнаты сказок с использованием элементов городецкой росписи.
03.12
14
Матрешка
Практическоезадание:Создание эскиза матрешки, украшение ее фрагментами росписи
10.12
15
Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни.
Практическое задание: Выполнение эскиза фигурного пряника на основе декоративного обобщения форм животного мира.
17.12
16
Урок обобщения знаний. Роль народных художественных промыслов в современной жизни
Практическое задание: Выставка работ, беседа на тему «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту и интерьере».
24.12
ТЕМА 3 ДЕКОР, ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (10 ч)
17
Зачем людям украшения.
Практическоезадание:Рассмотрение и обсуждение (анализ) зрительного ряда, особенности декора костюма людей разного статуса и разных стран. Создать колье из подручного материала.
18
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте.
Практическое задание: Выполнение эскизов украшения или алебастровой вазы по мотивам декоративного искусства Древнего Египта
19
Особенности декоративного искусства Древней Греции.
Практическоезадание:Создание эскиза многофигурной композиции (иллюстрации к мифу), в которой герои были бы изображены в греческой одежде\ украшение одежды одним из видов меандра.
20
Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.
Практическое задание: Создание эскиза мифологического сюжета на сосуде любой формы.
21
Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая.
Практическое задание: Выполнение эскизов костюма людей разных сословий в Древнем Китае \ Китайский веер
22
Декор - человек, общество, время
Практическое задание: Создание декоративного панно / открытки к 23 февраля
23
Декор - человек, общество, время
Практическое задание: Создание декоративного панно / открытки ко Дню 8 Марта
24
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
Практическоезадание:Создание эскиза собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно-символического языка геральдики.
25
Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.
Практическое задание:Создание эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба.
26
Урок обобщения знаний. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
Практическое задание: Посещение музея или выставки произведений современных мастеров декоративно- прикладного искусства.
ТЕМА 4 ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8 ч.)
27
Современное Выставочное искусство
(керамика, стекло).
Практическое задание: Знакомство с изделиями из цветной обожженной глины (майолика и терракота), изделиями из стекла.
28
Современное декоративное искусство. Витраж.
Практическое задание: Создание декоративной работы «Подводный мир» в технике витраж.
29
Современное декоративное искусство. Мозаика
Практическое задание: Создание декоративной работы в технике мозаики
Практическое задание: Цветы оригами для любимой мамы\ классический японский журавлик
32
Айрис-фолдинг как искусство украшения /
Практическое задание: Создание поздравительной открытки / панно
33
Квиллинг – бумажная филигрань.
Практическое задание: Создание поздравительной открытки / панно
34
Дизайнерские идеи для украшения интерьера.
Практическое задание: Эскиз декоративного украшения интерьера в соответствии с требованиями к жилому помещению.
35
Резерв
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 6 класс
№
урока
Тема урока
Дата проведения
Примечания
план
факт
Раздел 1 Виды изобразительного искусства и основы образного языка
ТЕМА 1 Выразительные возможности изобразительного искусства (8 ч.)
1
Изобразительное искусство в семье пространственных искусств.
Практическое задание: Беседа на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные). Выполнение графического рисунка
06.09
2
Художественные материалы
Практическое задание: Выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок и графических материалов
13.09
3
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Практическое задание: Выполнение зарисовок с натуры отдельных растений или веточек, травинок
20.09
4
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Практическое задание: Выполнение (по представлению), линейных рисунков трав, которые колышет ветер
27.09
5
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
Практическое задание: Изображение различных осенних состояний в природе
04.10
6
Цвет. Основы цветоведения.
Практическое задание: Выполнение упражнений на взаимодействие цветовых пятен. Цветовой круг.
11.10
7
Цвет в произведениях живописи.
Практическое задание: Создание фантазийных изображений сказочных царств, ограниченной палитрой
18.10
8
Урок обобщения знаний. Объемные изображения вскульптуре
Практическое задание: Создание объемных изображений животных в разных материалах
25.10
9
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Практическое задание: Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Создание зонтика для Оле-Лукое
08.11
ТЕМА 2 МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (7 ч)
10
Многообразие форм окружающего мира.
Практическое задание: Конструирование из бумаги простых геометрических тел / упаковки для новогодней
15.11
11
Декоративный натюрморт
Практическое задание Выполнение натюрморта из фруктов, композиционное, ритмическое размещение на листе (в технике аппликации) «Дары осени».
22.11
12
Освещение. Свет и тень. Натюрморт в живописи
Практическое задание: Изображение живописного натюрморта с натуры, составленного из нескольких овощей/фруктов
29.11
13
Натюрморт в графике
Практическое задание: Изображение натюрморта с натуры, составленного из нескольких геометрических тел.
06.12
14
Цвет в натюрморте
Практическоезадание: Натюрморт в технике монотипии.
13.12
15
Натюрморт и творческая индивидуальность художника.
Практическое задание: Выполнение натюрморта, выражающего эмоциональное состояние / новогодний натюрморт
20.12
16
Урок обобщения знаний. Выразительные возможности натюрморта
Практическое задание: Создание натюрморта- автопортрета» (натюрморт как рассказ о себе).
27.12
ТЕМА 3 ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКА (10 ч)
17
Портрет как образ реального человека.
Практическоезадание: Беседа на тему «Образ человека в портрете». Изображение разных эмоциональных состояний человека
18
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Практическое задание: Выполнение портрета в технике Арчимбольдо
19
Изображение головы человека в пространстве.
Практическоезадание: Создание эскиза профильного портрета и в фас.
20
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
Практическое задание: Создание автопортрета .
21
Портрет в скульптуре.
Практическое задание: Создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.
22
Сатирические образы человека.
Практическое задание: Создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей.
23
Образные возможности освещения в портрете.
Практическое задание: Наблюдения натуры и выполнение набросков (пятном или с помощью аппликации, монотипии) головы в различном освещении.
24
Портрет в живописи
Практическоезадание:Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.
25
Образ матери в искусстве
Практическое задание: Создание портрета мамы / сестры / подруги
26
Урок обобщения знаний. Портрет в изобразительном искусстве ХХ века
Практическое задание: Посещение регионального музея или выставки произведений современных портретистов
ТЕМА 4 ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. ПЕЙЗАЖ (8 ч)
27
Жанры в изобразительном искусстве.
Практическое задание: Беседа на тему жанров в изобразительном искусстве.
28
Изображение пространства.
Практическое задание: Изготовление «Сетки Альберти» и исследование правил перспективы; создание зарисовок наблюдаемого пространства с опорой на правила перспективных сокращений.
29
Правила построения перспективы. Линейная ивоздушная перспективы.
Практическое задание: Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.
30
Пейзаж – большой мир.
Практическоезадание: Изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки»
31
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Практическое задание: Создание пейзажа на передачу цветового состояния
Практическое задание: создание городского пейзажа (темы «Наш город», «Улица моего детства» и т. п.) из силуэтов разного тона в технике аппликации или коллажа
34
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
Практическое задание: Посещение музея изобразительного искусства; участие в беседе о выразительных возможностях изобразительного искусства; участие в выставке творческих работ;
35
Резерв
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 7 класс
№
урока
Тема урока
Дата проведения
Примечания
план
факт
Раздел 1 Вечные темы и великие исторические события в искусстве
ТЕМА 1 ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИВОТНОГО В ИСКУССТВЕ (8 ч)
1
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Практическое задание: Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур (плоское изображение).
02.09
2
Пропорции и строение фигуры человека.
Практическое задание: Зарисовки схемы фигуры человека
09.09
3
Схема движения фигуры человека.
Практическое задание: Зарисовки схемы движения фигуры / аппликация
16.09
4
Образная выразительность фигуры человека
Практическое задание: Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта)
23.09
5
Набросок фигуры человека с натуры.
Практическое задание: Наброски с натуры одетой фигуры человека (наброски одноклассников в разных движениях).
30.09
6
Пещерная живопись
Практическое задание: Изображение охоты (имитация наскальной живописи)
07.10
7
Человек и обитатели наших степей
Практическое задание: Творческое задание заповедник «Меотида» (птичий рай): морской пейзаж с изображением птиц и человека – исследователя / акварельный пейзаж «Хомутовская степь» с изображением животных и «Каменных баб» как свидетелей материальной культуры деятельности человека
14.10
8
Художники-анималисты. Образы животных и образ человека в литературных произведениях. Домашние животные
Практическое задание: Изображение домашних животных по памяти и представлению / Посещение виртуального музея или выставки произведений художников-анималистов / беседа / викторина .
21.10
ТЕМА 2 СЮЖЕТНО – ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА(8 ч)
9
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина.
Практическое задание: создание сюжетной композиции бытового жанра «Уборка урожая», «У бабушки на каникулах», «Я ем мороженое».
28.10
10
Исторический жанр.
Практическое задание: «Рыцари и принцессы», «Царица Египта», «Ярославна», «Войско князя Игоря», «Кочевые народы», «Нашествие печенегов», «Крепость Домаха»
11.11
11
Батальный жанр. Монументальная скульптура и образ истории народа
Практическое задание Создание проекта памятника, посвященного историческому событию или герою / макет стелы / зарисовка монумента, посвященного событиям ВОв.
18.11
12
Мифологические темы в искусстве разных эпох Практическое задание: Изображение мифологических существ Древнего Египта / Путешествие по мифам Древней Греции / Русские богатыри / Славянские мифологические существа / создание бестиария славянской мифологии (коллективная работа)
25.11
13
Тематическая картина в искусстве передвижников импрессионистов.
Практическое задание: Создание композиции в стиле импрессионизма «Новогодняя картина» / «Народные гуляния» / «Ярмарка» / «День Святого Николая»
02.12
14
Место и роль картины в искусстве 20 века
Практическоезадание: Посещение музея изобразительного искусства. Кроссворд / создание портрета или автопортрета в манере Пабло Пикассо в технике коллаж
09.12
15
Библейские темы в изобразительном искусстве
Практическое задание: Выполнение витражной (смешанная техника) или мозаичной композиции (работа в малых группах) коллективной фризовой композиции «Храмы Донбасса» (рельеф из бумаги) / «Рождественский ангел прилетел»
16.12
16
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.
Практическое задание: Создание композиции в технике коллажа на тему новогоднего праздника.
23.12
ТЕМА 3 АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (10 ч)
17
Основы композиции в конструктивных
искусствах
практическое задание: Выполнение абстрактной композиции в технике аппликация с использованием всей плоскости листа «Мегаполис».
18
Архитектура России XI –XVII вв
практическое задание: Выполнение силуэтной композиции «Кремль», «Силуэты соборов» (акварельная живопись или аппликация) / «Донбасс духовный» (мозаика, коллаж).
19
Архитектурный ансамбль XVIII - XIX вв.
практическое задание: Эскиз памятника в твоем городе, селе / эскиз плаката или туристской схемы, посвящённой памятникам истории и культуры города, села
20
Город сквозь времена и страны. практическое задание: Выполнение творческой работы «Старинная карта города», «Город-крепость».
21
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
практическое задание: Проект «Образ современного города и архитектурного стиля будущего» (коллаж, графическая фантазийная зарисовка города будущего; графическая «визитная карточка» одной из столиц мира).
22
Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.
практическое задание:
Создание эскиза детской игровой площадки в городском парке или места отдыха в своем саду (дизайн беседки, фонтана) / акварельная зарисовка «Усадьба Иловайского» / карта-схема.
23
Живое пространство города.
практическое задание: Создание графического эскиза улицы, микрорайона города в угловой или фронтальной перспективе
24
Человек и городская среда
практическое задание: создание эскиза мурала/проект оформления витрины магазина / создание рекламного плаката со слоганом в стиле В. Маяковского.
25
Вещь в городе и дома. Дизайн интерьера
практическое задание:
Создание эскиза дизайна комнаты (гостиной, кухни или детской) в угловой или фронтальной перспективе / создание эскиза дизайна комнаты с характерными элементами эпохи «Тронный зал короля», «Рыцарская пиршественная зала», «Мастерская алхимика»
26
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм).
практическое задание: Выполнить эскиз интерьера здания с мозаикой или витражом
ТЕМА 4 РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (8 ч)
27
Буква – строка – текст. Искусство шрифта
практическое задание:выполнение композиции «Буквица» / Слово-образ
28
Искусство иллюстрации. Слово и изображение
практическое задание: Работа над проектом оформления книги
практическое задание: Изображение фигур людей в одежде различных стилей; создание эскизов молодёжных комплектов одежды
31
Театральное искусство и художник
практическое задание: Выполнить эскиз оформления сцены к спектаклю (концерту) / создание маски с отображением амплуа актера (бумагопластика)
32
Изображение в экранных видах искусства и художественная фотография
практическое задание: выполнить эскиз кинокомпозиции в технике раскадровки (на выбор)
33
Формы сохранения культурного наследия
практическое задание: Посещение с помощью Интернета музея изобразительного искусства.
34
История искусства и история человечества
практическое задание: Посещение музея
изобразительного искусства. Кроссворд
35
Резерв
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5-8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. 4-е изд. / Б.М. Неменский, Л.А.Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений. / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М.Неменского. 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2018.
Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: учебник для общеобразоват. организаций. / А.С. Питерских, Г.Е Гуров.; под ред. Б.М. Неменского. - 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций. / А.С. Питерских, Г.Е Гуров.; под ред. Б.М. Неменского. - 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций. / А.С.Питерских; под ред. Б.М.Неменского. - 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. 3-е изд. – М., 1997.
Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс. – В 2 ч. – М.: ООО "ДРОФА", 2012.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017.
Неменский Б.М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
Неменский Б.М., Горяева Н.А., Неменская Л.А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / под ред. Б.М.Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).
Оросова Т. В. Поурочные планы по программе Неменского, 7 класс. – Волгоград, 2018