Просмотр содержимого документа
«Интенсификация обучения русскому языку в школе»
Учитель Гртгоренко С.Д
"Интенсивный - т.е. напряжённый, усиленный, дающий высокую производительность". Словарь русского языка С.Ожегова.
Каждый учитель стремится к тому, чтобы минуты урока использовались по назначению, чтобы на всех учеников хватало времени. Стараюсь урок начинать со звонком, не устраивать разборок и объявлений. Вспомните свой "открытый" урок, там мы бережём каждую секунду.
Меня, как и вас, волнуют слабые ученики. Многим просто не хватает времени для усвоения темы. Главная ценность урока - время. Вот что, прежде всего, отнимают у учителя слабые дети. Ведь в момент первого объяснения учителем, когда он использует яркие предметы, картинки, рисунки, они принимают участие в работе, отвечают на вопросы, а порой и делают правильные выводы. Серьёзные затруднения появляются при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьёзному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учеников не получается. Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро заучить. Это и обуславливает проявление, а затем и нарастание пассивности.
К сожалению, ещё не случайность уроки, где происходит вытягивание слова из учеников: "Ну, дальше, ну, говори же полным ответом!" И посмотреть куда-либо ни-ни!
Включить каждого ученика в активную деятельность на уроках, довести представление по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков - достичь этой цели помогаютопорные схемы.
Вспомните метод В.Ф.Шаталова, когда с помощью опорных схем, он обучал математике слабых детей. Результат был положительным. Но этот метод почти забыт. Опорные схемы - это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков.
От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, они читают её, работают с ней. Ни один ученик не чувствует себя беспомощным. Исчезли скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавляются от механического зазубривания правил и формулировок.
Очень важное условие в работе со схемами - то, что они должны непременно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям лучше учиться.
Опорные схемы ":активизируют детей на уроке, организуя внимание к объяснению учителя и ответу товарища, разнообразят работу на уроке. Повышают интерес к учёбе. Дети быстро думают, быстрее пишут, свободнее рассуждают, доказывают. В целом обеспечивается высокая организация каждого этапа урока, дружная работа класса".
В результате на уроке появляется резерв времени, значит, возможность выполнять больший объём упражнений.
Изучив опыт работы С.Н.Лысенковой, народного учителя СССР, я убедилась, что этот приём создаёт резерв времени. Это подтолкнуло к творчеству, схемы - опоры по частям речи для 4 класса я сделала давно, опробовала их в работе.
Все схемы выполняются в цвете. Общий цвет чёрный, главное выделено красным, зелёным, синим. Размер таблицы нужен такой, чтобы дети с последних парт хорошо видели всё, что на них написано. Ведь это опора для всех!
Условные обозначения:
Цвет: красный - для обозначения части речи, зелёный - если изменяется, синий - если не изменяется.
Условные знаки: П - предмет, Пп -признак предмета, Дп - действие предмета, не\ гл. (не с глаголами пишется отдельно), п \ с (предлог с существительным пишется отдельно).
При изучении темы "Имя существительное" вывешиваю схему - опору №1, выполненную на половине листа ватмана. Она состоит из нескольких частей, каждая часть закрыта чистым листом бумаги. По мере прохождения материала - нужная часть открывается.
Каждый урок по этой теме начинается с вопроса: "Что вы знаете о существительном?" Звучат уверенные ответы детей, т.к. схема перед глазами и на ней всё понятно записано. К концу изучения темы в журнале появляется колонка отметок, каждый ученик ответил. Класс внимательно следил за ответом товарища и поправлял его.
По окончанию работы ученики делают себе уменьшенную копию схемы, она пригодится им в 5 классе.
На дальнейших этапах обучения не столько увеличивается объем материала, сколько изменяется степень глубины, сложности и многоаспектности его анализа. Поэтому к содержанию программы по развитию речевой деятельности, обозначенному в период обучения грамоте, следует возвращаться и на последующих этапах в соответствии с возникшей речевой ситуацией. Техника чтения и письма формируется в основном в период обучения грамоте. Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Он предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом позиционных мен.
Порядок изучения букв ориентирован на осознание учениками позиционных мен звуков - основу способа чтения и письма. Вначале вводятся однозвучные гласные и сонорные согласные. В этот период дети на коротких, простых по составу словах осваивают способ чтения и письма, наблюдают букву "И" как показатель мягкости согласных. Затем изучаются все парные согласные по глухости - звонкости и, наконец, когда у детей появляется достаточный опыт фонетического анализа слов и их чтения, вводятся наиболее трудные случаи: двузвучные гласные буквы, непарные глухие согласные, мягкий и твердый знаки.
Постепенно, от этапа к этапу, нарастает длина слов, появляется стечение согласных, расхождение звукового и буквенного состава, расхождение количества звуков и количества букв. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению слов позволяет детям самостоятельно открыть правила чтения; вывести правила написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне; осознать написание гласных после шипящих, отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв Ч и Щ с другими согласными, кроме Л, и проч., т.е. вполне естественно войти в грамматическую систему языка.
4. Какие особенности механизма первоначального чтения необходимо учитывать при обучении грамоте?
Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для ускоренного формирования навыков чтения и письма.
5. В чем состоит значение прочтения слов в «столбиках»?
Уже в букварный период, кроме традиционно центральной темы "Фонетика", ученикам предоставляется возможность широких грамматических наблюдений в области синтаксиса, морфологии и словообразования. Их основная цель в этот период - способствовать формированию навыков правильного чтения и правильного письма. К ее достижению приводят следующие линии работы:
- первичное осознание различения слов по смыслу, грамматическому и звуко-буквенному составу;
- начальное наблюдение детьми трех основных принципов русской орфографии: фонетического, морфемного, традиционного, или исторического.
В программе предусмотрено наблюдение сильных и слабых позиций звуков в слове, расхождения написания и произношения слов, вводятся понятия родственных слов и форм слов, понятие "корень", сравниваются слова с проверяемыми написаниями в корне (нора - норы, снег - снега) с написаниями непроверяемыми, традиционными (ча, ща, чу, щу, жи, ши, же, ше); наблюдение изменения грамматической структуры слов в предложении, в зависимости от цели высказывания, практическое ознакомление с основными признаками предложения и слова. Этой функции служит сравнение предложений, различающихся по цели высказывания и интонации, сравнение использования других средств, выражающих смысл предложения: форм слов, служебных слов, порядка слов, интонации.
6. Сформулируйте задачи чтения и разбора текстов в период обучения грамоте.
Задачи периода обучения грамоте:
- научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;
- расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;
- активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками; развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;
- развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку (слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышц руки, пространственной, временной, количественной ориентации; фонематического слуха; систем: глаз-рука, ухо-рука; способности перекодировать; быстро просматривать и проговаривать последовательность каких-либо знаков).
Задание 3. Составьте тезисы статьи В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению»
Учебники и технология обучения должны сделать процесс обучения психологически комфортным, помочь ребёнку полностью реализовать себя. Нормативное чтение в начальной школе[1] не обеспечивает успешной учёбы в среднем и старшем звене, необходим уровень оптимального чтения. Оптимальное чтение (по В. Н. Зайцеву) это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту [Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. // Начальная школа – 1990 – № 8. – С. 42]. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. В. Н. Зайцев предлагает свои резервы обучения чтению, которые хорошо известны и активно используются учителями. Это ежеурочные пятиминутки чтения, жужжащее чтение, зрительные диктанты, режим щадящего чтения, чтение в темпе скороговорки, самозамер скорости чтения.
Задание 4. Составьте аннотацию статьи Т.В.Лагутиной «От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения»
В журнале «Начальная школа» за 1994 год вышла статья Т.В.Лагутиной «От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения». Автор статьи рассматривает вопросы чтения. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов начальных, и средних, и старших классов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальных классах.
Т.В.Лагутина говорит о том, что необходимо использовать в своей работе технологию обучения оптимальному чтению. Одним из главных ее достоинств является то, что она, помогая учащемуся преодолевать трудности с чтением и развитием речи, позволяет с помощью самозамеров и контрольных срезов диагностировать и индивидуально отслеживать развитие личности каждого ребенка. Комплекс технологических приемов помогает регулировать дыхание при чтении, развивать артикуляцию, речевой аппарат, внимание, волевые качества, расширять поле зрения, переключаться с одного вида деятельности на другой, повышать интеллект учащихся. Автор приходит к выводу, что частая смена видов деятельности на уроке – залог активизации познавательных интересов учащихся.