Отдел образования акимата Кордайского района
СШ №14 имени А.Нусипбаева
Доклад на районном семинаре учителей русского языка и литературы
Тема
«Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»
Учитель Тореев Б.К.
село Каракемер
Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы
В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека — определяющим фактором профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь…». (Слайд № 2). Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), о которых сегодня пойдет речь — общее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. (Слайд № 3). ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Компьютеризация и информатизация образования — это средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. Использование компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения:
повысить темп урока;
увеличить долю самостоятельной работы учащихся;
проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся;
углубить степень отработки практических умений и навыков;
вести дифференцированную работу с каждым учеником;
выявить пробелы в его грамотности;
выработать умение составлять алгоритмы. (Слайд № 4).
Использование новых информационных технологий ведет к изменению стиля взаимоотношений между субъектами образовательного процесса, позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. (Литературно-музыкальная композиция А.И.Садыковой). «Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются», — сказал К.Ушинский. (Слайд № 5). По данным исследований, в памяти человека остается 20 % услышанного материала, 30 % увиденного и 50 % увиденного и услышанного. (Слайд № 6). Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. Компьютерная деятельность на уроке русского языка ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему. Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, а также работа по электронным учебникам воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным, помогают не только экономить время учителя, но и дают возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. (Уроки Г.Б.Тореевой). (Слайд № 7). Уроки с использованием ИКТ развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку, использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся. (Уроки Б.К.Тореева). (Слайд № 8). Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные схемы, для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. (Уроки А.Ж.Нурмаханбетовой).(Слайд № 9) Использование данной технологии позволяет: 1.Значительно сэкономить время на уроке . 2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения. 3. Внести элементы занимательности,. (Слайд № 10). Использование презентаций позволяют учащимся полнее окунуться в атмосферу изучаемого времени, понять личность писателя, художника, общественного деятеля. (Уроки Г.Токтарбековой). Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, (Слайд № 11) качество которого не уступает телевизионному: 1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций Power Point); 2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы); 3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); 4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы); 5) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление). «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», — писал в свое время М.Горький. (Слайд № 12). Развитие технологий во всех сферах человеческой деятельности влечет за собой изменения в требованиях, предъявляемых к выпускникам общеобразовательных учреждений. В настоящее время от выпускников школ требуются не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. В этих условиях становится все более очевидным, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед ним задачи. В заключение хочу отметить, что современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. (Слайд № 13).