kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активные методы, приемы и формы на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения, социальные изменения в обществе поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок вооружить ученика такими знаниями и умениями, которые помогут ему занять достойное место в обществе, чтобы он мог приносить обществу максимальную пользу. Одним из важнейших направлений для решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, то есть разработка и внедрение таких форм, приемов и методов, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной деятельности, самостоятельности и творчества.

Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных заданий. Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными.

Активные формы, приемы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков, самостоятельности.

Активные формы, приемы и методы с успехом могут быть реализованы на уроках русского языка и литературы с учетом грамотного их подбора.

В работе я не ставится  цель изобрести что-то новое и оригинальное. Задача  –  весь апробированный набор методов, форм и приемов расклассифицировать по применению их к разным этапам урока. Все предложенные методы, приемы и формы легко вписываются в ткань как традиционных, так и нетрадиционных уроков.

Петербургский учитель А.А. Окунев в своей книге «Спасибо за урок, дети» говорит о том, что даже у опытного учителя урок «не пойдет», если он не будет начинаться каждый раз по-новому: середина может быть традиционной, но начало должно быть оригинальным.

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения, социальные изменения в обществе поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок вооружить ученика такими знаниями и умениями, которые помогут ему занять достойное место в обществе, чтобы он мог приносить обществу максимальную пользу. Одним из важнейших направлений для решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, то есть разработка и внедрение таких форм, приемов и методов, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной деятельности, самостоятельности и творчества.

Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных заданий. Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными.

Активные формы, приемы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков, самостоятельности.

Активные формы, приемы и методы с успехом могут быть реализованы на уроках русского языка и литературы с учетом грамотного их подбора.

В работе я не ставится  цель изобрести что-то новое и оригинальное. Задача  –  весь апробированный набор методов, форм и приемов расклассифицировать по применению их к разным этапам урока. Все предложенные методы, приемы и формы легко вписываются в ткань как традиционных, так и нетрадиционных уроков.

Петербургский учитель А.А. Окунев в своей книге «Спасибо за урок, дети» говорит о том, что даже у опытного учителя урок «не пойдет», если он не будет начинаться каждый раз по-новому: середина может быть традиционной, но начало должно быть оригинальным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активные методы, приемы и формы на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) »

Активные методы, приемы и формы

на уроках русского языка и литературы


Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения, социальные изменения в обществе поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок вооружить ученика такими знаниями и умениями, которые помогут ему занять достойное место в обществе, чтобы он мог приносить обществу максимальную пользу. Одним из важнейших направлений для решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, то есть разработка и внедрение таких форм, приемов и методов, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной деятельности, самостоятельности и творчества.

Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных заданий. Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными.

Активные формы, приемы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков, самостоятельности.

Активные формы, приемы и методы с успехом могут быть реализованы на уроках русского языка и литературы с учетом грамотного их подбора.

В работе я не ставится цель изобрести что-то новое и оригинальное. Задача – весь апробированный набор методов, форм и приемов расклассифицировать по применению их к разным этапам урока. Все предложенные методы, приемы и формы легко вписываются в ткань как традиционных, так и нетрадиционных уроков.

Петербургский учитель А.А. Окунев в своей книге «Спасибо за урок, дети» говорит о том, что даже у опытного учителя урок «не пойдет», если он не будет начинаться каждый раз по-новому: середина может быть традиционной, но начало должно быть оригинальным.

Рассмотрим первую ситуацию.

Учитель вошел в класс строгой походкой, собранный, четкий, решительный. Класс в это время кричал, шумел, пел и был, где хотите, только не на уроке. Учитель поздоровался, кто-то ответил, кто-то нет. Стараясь перекричать класс, он сообщил, что начинает опрос, в классе наступила напряженная тишина, и … урок был потерян.

Каким бы интересным и увлекательным ни был подготовленный учителем урок, какие бы современные методы он ни использовал, урок потерян, знания не получены, умения не сформированы. Почему? Ответ однозначен.

Приведу два других примера.

Ситуация 1.

Учитель вошел, подошел к своему столу, выдержал паузу, с улыбкой посмотрел на детей, сказал:

- Сегодня «двоек» не ставлю. У нас сейчас будет очень интересный урок. Я каждому раздам бумажки, и вы в конце урока напишете свои ощущения и поставите оценку себе, мне и его Величеству Уроку.

Ситуация 2

Учитель вошел, весело поздоровался и заметил:

- Я хочу, чтобы вы запомнили этот урок, сегодня я попробую сказать что-то очень важное, и пусть «чудо» тихо постучится в ваши души - я расскажу вам о судьбе поэта - о нашей с вами судьбе.

Итак, класс заинтригован, находится в ожидании чего-то необычного, можно начинать урок.

Очень важно на уроке в начальный период взаимодействия увлечь, мобилизовать учеников, дать «что-то такое», что заставило бы учеников мгновенно включиться в урок. В этом поможет прием, который называется «коммуникативная атака». Размышляя о том, как эффективнее оказывать влияние на аудиторию, Дейл Карнеги советовал: «...драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно. Так поступают в кино и на радио, так почему же вы так не поступаете?» Действительно, почему? Давайте попробуем.

Урок литературы, посвященный творчеству А.С. Грибоедова. Фрагмент видеозаписи: на экране сверкает огромный алмаз, а закадровый голос произносит: «Этим алмазом персидский шах расплатился с русским царем за смерть великого русского писателя Грибоедова, Вазир Мухтара...».

Или вот как можно начать урок по произведению А.С. Пушкин «Пиковая дама»:

- Вы когда - нибудь играли в карты?

- А вот эти три карты - тройка, семерка, туз - определили судьбу человека и стали полноправными «героями» пушкинского произведения. Впрочем, главная героиня - это карта – пиковая дама...

Очень не любят учащиеся этап, который заставляет их «вжиматься в парты», сердце – замирать от страха, когда в голове только одна мысль - может, пронесет? Это опрос. Его боятся не только те, кто не приготовил домашнее задание, но и те, кто добросовестно корпел над учебниками весь предыдущий вечер. Я предлагаю несколько вариантов проведения опроса, которые помогли мне сделать ненавистное приятным, а ученикам - избавиться от ненужных страхов.

Один за другим отвечают у доски несколько человек, продолжая или опровергая ответ предыдущего ученика.

Несколько человек наговаривают ответ в диктофон и сдают кассету учителю; отвечает один ученик, оценивает с места второй, дополняет - третий, готовит письменный ответ четвертый, составляет тезисы ответа на доске пятый.

Прием, при котором вопросы выстраиваются в такой форме, что ученики должны только поднятием руки согласиться или не согласиться с утверждением. Например, правда ли, что Н.В. Гоголь подсказал А.С. Пушкину сюжет «Мертвых душ»?

Ученикам выдаются таблицы с пропусками важных предложений и слов. Учитель задает вопросы, а ученики должны вписать недостающее в соответствующие пропуски.

Первый ученик задает короткий вопрос второму, второй - третьему и так далее до последнего ученика. Время на ответ исчисляется в секундах, учитель имеет право снять вопрос, если он не соответствует теме или недостаточно корректен, каждый ученик имеет право отказаться от участия в блиц - опросе, взамен получает индивидуальное задание.

Формы:

Ученик не может выполнить задание. Учитель обращается к классу и выбирает помощника (того, кто находится в хороших отношениях с отвечающим), предлагает ему шепотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание. Оба участника получают оценки.

У доски отвечают наилучшим образом подготовленные ученики.
Нескольким ученикам, не лучшим образом, подготовившимся к уроку,
учитель дает задание сесть за стол и внимательно слушать, записывать
ответы и сверяться с учебником. После чего эта группа выходит к
доске и отвечает на эти же вопросы.

Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы
ответить на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно», садятся каждый
на своем ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в
группу, где он быстро ответил на вопросы и получил оценку «3» или
«4», он может мигрировать в группу более высокого качества.

Учитель проводит обучающий опрос тех учеников, которые по разным причинам не справились с домашним заданием. Эти ученики садятся вместе с учителем, и учитель вместе с ними разбирает домашнее
задание. (Остальные получают письменные задания или ассистенты ведут опрос вполголоса).

Существует множество способов разнообразить объяснение нового материала, сделать его интересным, а главное, активизировать познавательную деятельность учащихся. Предлагаю несколько из множества вариантов.

Ученики по ходу объяснения нового проблемного материала не ведут конспект, а записывают возникающие вопросы, за наиболее интересные из которых выставляются оценки.

В процессе объяснения нового материала надлежит выписать все изученные и вновь вводимые понятия.

По ходу объяснения учитель через каждые несколько минут задает интересные короткие задачки и задания на понимание, пояснение и
применение на практике.

До объяснения материала ученики списывают с доски таблицу,
которую они должны заполнить в процессе объяснения.

Прием, характеризующийся использованием ложных идей, информации, выводов: учитель в своем сообщении допускает ошибки, которые следует найти, или раздаются тексты, в которых заведомо искажена информация или запутаны определения, маршруты, последовательность изложения, «героям» присваиваются чужие мысли и поступки, даются неверные толкования событий и процессов. Например, писал Пушкин легко, потому что талант ему был даден от Бога, и бывало так: он ляжет в кровать и к утру главу «Евгения Онегина» напишет.

Ученика вызывают к доске, предлагают ему тему (проблему, задачу, упражнение, вопрос). Затем он выбирает себе помощника, они берут все необходимые материалы и готовятся в течение 15 минут, после чего ученик сдает классу изученный материал. Оценивается труд всех участников процесса. Этот прием хорошо использовать при выполнении контрольной работы или письменного зачета. В первом круге при выполнении задания каждый ученик может обратиться за помощью к учителю или к сильным ученикам. Во время проведения контрольной работы задания повторяются, но подсказки не используются.

При объяснении нового материала или обобщении эффективен метод «мозгового штурма», или «мозговой атаки», основная цель которого - развитие творческого стиля мышления. Эта активная форма работы - хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы. Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли, учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей.

Например, М.Ю. Лермонтов «Мцыри».

Предложите идею создания оригинального памятника Мцыри (обсуждение идей позволит еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни).

Проспер Мериме «Маттео Фальконе»

«Кто он? Убийца или герой?» (предложите максимум доказательств любой точки зрения)

В педагогической технологии так называемого вероятностного обучения считается, что на уроках должна быть «особая атмосфера восприятия ошибки как нормы». Ошибка - это не предмет эмоционального возмущения, а предмет нормальной работы. Этот прием широко использовал Ш. Амонашвили. На уроках русского языка очень полезно в текстах (на доске, карточках) допускать «случайные» ошибки, которые очень охотно ищут дети. Очень важно соблюдать принцип «случайности».

Когда-то герой телесериала «Семнадцать мгновений весны» упомянул о том, что запоминается первая и последняя фраза, и с тех пор этот эффект приобрел и другое название: «эффект Штирлица», или «эффект края». Он требует не только эффективности конца. Для этого в арсенале должно быть несколько возможных приемов:

  • связать начало и конец урока в единое целое;

  • вызвать смех учащихся с помощью рассказа о близкой по смыслу к изученной теме ситуации;

  • завершить обсуждение яркой цитатой, метким афоризмом;

  • создать нагнетание (обострить ситуацию, показав, что существуют и иные точки зрения);

  • поставить перед классом по изученному материалу «дразнящий»
    вопрос.

Урок подходит к концу, пора давать домашнее задание. Чтобы вызвать интерес у учеников к выполнению домашнего задания, необходимо им предоставить право выбора. При подборе заданий надо ориентироваться на те задания, которые требуют творческого подхода, а не бездумного списывания с подчеркиванием орфограмм. Предложенные приемы направлены на активизацию творческого мышления детей, на развитие самостоятельности.

Прием 1.

В течение последних 5 минут урока учитель предлагает учащимся придумать наиболее интересную форму и содержание домашнего задания. Придумавший для себя домашнее задание сам его выполняет. Кто не сумел или не захотел придумать, тому домашнее задание формулирует учитель.

Прием 2.

Учитель вывешивает три списка дополнительной литературы по предмету (по теме, проблеме, курсу) и предлагает учащимся выбрать один из них. Затем ученики делятся на группы по уровням, каждая группа обсуждает с учителем, как именно они смогут предъявить процесс и результат изучения дополнительной литературы.

(Это может происходить на факультативных занятиях, уроке, во внеурочной деятельности)

Прием 3.

Ученик сам непосредственно в ходе урока на полях записывает те задания, которые он хотел бы выполнить дома.

Прием 4.

Предложить ученикам разработать систему тестов, которая охватывала бы тему, обширный вопрос или все изученное содержание предмета. Каждый тест необходимо сопроводить вариантами ответов.

Прием 5.

Перепишите главу, тему, параграф учебника по-новому, т. е. напишите свой авторский вариант. Используйте для этого дополнительную литературу.

Прием 6.

Каждый желающий ведет информационную тетрадь с интересной

дополнительной информацией, предлагая совместно с учителем эти данные всем желающим. Например, А. Дюма создал литературные мастерские, где ремесленники писали вчерне его романы.

Прием 7.

Ярмарка - продажа, на которой учитель «продает» домашние задания,

установив каждому бальную систему.

Прием 8.

В начале изучения темы учитель сообщает все задания, которые необходимо выполнить, поделив их на обязательные и дополнительные, письменные и устные.

Ни для кого не секрет, что наши ученики не любят конспектировать тексты. Перед ними постоянно стоят два вопроса: как «увидеть» самую важную информацию и как экономно и рационально ее записывать? Обучение конспектированию можно начинать уже с 5-6 классов, используя приемы, которые превратят скучное занятие в увлекательное.

Конкурс шпаргалок. Участники должны быстро, кратко, точно и разборчиво записать всю важную информацию на небольшом листке бумаги. Побеждает тот, кто сможет, соблюдая все условия, «запротоколировать» наибольшее количество текста.

Для каждого учащегося подготавливаются карточки с канвой изложения материала, с пропусками, которые заполняются в процессе слушания или чтения. В карточках уже имеется второстепенный текстовый материал, учащиеся не тратят время на его воспроизведение, а заполняют ту часть, которая является главной в прослушанном или прочитанном. С помощью таких карточек можно проверить и домашнее задание.

В образовательный процесс все увереннее входят рефлексивные технологии.

РЕФЛЕКСИЯ - способность учителя и ученика дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети, другие люди, прежде всего те, с кем учитель и ученик взаимодействуют в процессе педагогического общения.

Рефлексия строится на принципе общения. Атмосфера свободного обмена мнениями способствует активному формированию у учащихся механизма критического мышления: анализа, обобщения, прогнозирования, самооценки.

Рефлексия может быть представлена:

1. Вопросами:

Доволен ли ты тем, как прошел урок?

Было ли тебе интересно?

Сумел ли ты получить новые знания?

Ты был активен на уроке?

Ты с удовольствием будешь выполнять домашние задания?

Учитель был внимателен к тебе?

Ты сумел показать свои знания?

2. Листом готовности.

5 баллов - хочу знать, могу знать, делать, решать;

4 балла - я готов к работе;

3 балла - я не очень хорошо себя чувствую на уроке, мне не все удается, я устаю на уроке, я не понимаю материал, мне нужна помощь.

3. Цветовым индексом.

Красный цвет - я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтый цвет - урок был интересен, и я принимал в нем активное участие, мне было комфортно на уроке.

Зеленый цвет - пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, к уроку я не был готов.

Ученик выходит к доске и по пройденной теме задает учителю заранее подготовленные вопросы, на которые он хотел бы получить ответы, в свою очередь учитель задает вопросы ученику. Все действо длится 10 минут. Вопросы задаются короткие, лаконичные, ответы должны быть такие же. Ученики оценивают вопросы и ответы, проставляя оценки учителю и ученику.

4. Опросником

Уровень предъявляемых требований меня устраивает.

Я доволен оценками, которые мне выставляют.

Я с удовольствием иду на урок.

Меня устраивает рабочий порядок во время урока.

Мне всегда помогут, если я не понял, не успел, отстал.

Учитель понимает меня и никогда не кричит.

Я многое успеваю сделать во время урока, и домашние задания выполняю с удовольствием.

Иногда на уроках бывает весело, и учитель принимает в этом участие.

Учитель часто на выбор дает интересные творческие задания на уроке домой.

Это лишь малая толика того, что можно использовать на уроках русского языка и литературы, чтобы сделать урок интересным, познавательным, увлекательным, чтобы сформировать у учеников те качества, которые помогут им в дальнейшей социальной адаптации.








6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Активные методы, приемы и формы на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Автор: Войлошникова Елена Брониславовна

Дата: 25.08.2014

Номер свидетельства: 112819

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Игра на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(33) "ighra-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "190371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427139448"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Статья на тему «Новые современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(115) "stat-ia-na-tiemu-novyie-sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "197660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428274633"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Оптимизация учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы при использовании технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(153) "optimizatsiia-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-ispol-zovanii-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "238038"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444470263"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Доклад «Реализация методической темы в планах самообразования учителя русского языка и литературы »"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_realizatsiia_metodicheskoi_temy_v_planakh_samoobrazovaniia_uchitelia_russ"
    ["file_id"] => string(6) "529675"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575214164"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "«Развитие критического мышления  через чтение и письмо  на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-1"
    ["file_id"] => string(6) "229502"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441743137"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства