Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества - одна из главных задач начальной школы, которая направлена на обеспечение начального образования. В эпоху "информационной цивилизации" актуальность решения этой задачи возрастает. Одной из базовых компетентностей является учебно-познавательная компетенция, как совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы общеучебной деятельности, внеурочную работу по предметам, занятия общественной деятельностью, а так же занятия активными видами спорта. Данный ИОМ составлен для обучающегося 4-г класса МБОУ Приаргунская СОШ (на 1 полугодие 2015-2016 учебного года) имеющего высокий уровень мотивации к обучению на фоне низкого уровня самооценки, психологической травмы, вызванной переездом на другое место жительства после развода родителей. Возникли трудности и с усвоением программы. Так как первые 3 года мальчик обучался по МПК «Прогресс». Не изучался английский язык. Значительно отличается содержание программы по математике: не изучались приемы деления и умножения многозначных чисел. Открытый характер, любознательность, активная жизненная позиция позволила ученику быстро подружиться с одноклассниками, которые имеют способности и высокий уровень мотивации к обучению. Это их сближает, стимулирует к творчеству. На этих взаимоотношениях строится данный индивидуальный образовательный маршрут, построенный по просьбе родителей, совместно с учеником.
этап | сроки | направления | результаты |
I .Диагностический Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. Задачи: – Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития, эмоционального состояния. | Сентябрь-октябрь | 1. Входная диагностика 2. исследования эмоционально-личностной сферы 3. диагностика межличностных отношений 4. диагностика психологического здоровья | Создание: «Интеллектуального портрета ученика», «Карты способностей и интересов»
- банка творческих способностей ученика; - банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов; - рекомендаций по работе с учеником; - портфолио |
II. Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута | октябрь | 1.прогнозирование; 2.проектирование; 3.конструирование; | Создание: - индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения» – «Я составляю программу образовательной деятельности» - индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа - |
1).Разработка программы проектной деятельности второй половины дня | | | Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, проектная деятельность, экскурсии |
2).Разработка программы здоровьесбережения | | 1. консультации со специалистами, значимыми взрослыми. 2. выбор форм и расписания спортивных занятий, определение спортивной нагрузки | составление программы здоровьесбережения; |
3).Интеграция с другими специалистами | в течении года | 1. Индивидуальные консультации учащегося и его родителей 2. Организация участия учащегося в конкурсах, олимпиадах различного уровня 3. Организация различных типов занятий: экскурсии, практические работы, тренинги, мозговые штурмы, исследования 4.Создание системы стимулов и поощрений | Проведение школьных предметных олимпиад, конференций, творческих и исследовательских конкурсов |
III.Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника.Итоговая диагностика. Рефлексия и оценка | апрель-май | | показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, бенефис, творческий отчет, концерт, участие в олимпиадах, международных конкурсах , тесты, зачётная работа |
1. Воспитание личности
2. Успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном общим учебным планом.
3. Овладение навыками самостоятельной работы.
4. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.
Качество личности | Характеристика качества личности | Методы и формы |
1.Любопытство – любознательность – познавательная потребность | Любопытство характерно для каждого ребенка младшего школьного возраста. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Младшим школьникам в большей степени, чем старшеклассникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. | Исследовательская деятельность. Защита Проектов на детских научно-практических конференциях. Работа в группах, парах. |
2.Сверхчувствительность к проблеме | Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. | Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания. |
3.Склонность к задачам дивергентного типа | Дивергентное мышление - особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Оно характеризуется тем, что психологи называют беглостью восприятия (то есть способностью генерировать несколько идей), гибкостью (то есть способностью переходить на другую точку зрения) и оригинальностью (то есть способностью вырабатывать нетривиальные идеи). | Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) |
4.Оригинальность мышления | Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а так же способность разрабатывать существующие идеи, что особенно ценится в художественном творчестве. | Работа по разработке новых идей или уже существующих. |
5.Высокая концентрация внимания | Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу, во-вторых, — в возможности успешной настройки на восприятие информации, относящейся к выбранной цели даже при наличии помех. С концентрацией внимания связана и такая отличительная черта одаренных, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям | Сложные и сравнительно долговременные задания. |
6.Отличная память | Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию. | Задания на развитие памяти, внимания и мышления. |
7.Способность к оценке | Производное критического мышления. | Задание по анализу своей и чужой деятельности. |
8.Широта интересов. Самообразование. | Работа в библиотеке. Целенаправленная подготовка к самореализации в различных конкурсах (тьюторство, тренерство) | Индивидуальная подготовка к очным и заочным олимпиадам |
1. КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе ) |
Дата рождения | 03.08.2005 |
Любимое занятие в свободное время | Живопись, графика. Посещение музеев. |
Мой любимый учебный предмет | Окружающий мир |
Мои учебные достижения | Отличные успехи в усвоении программного материала по анг. языку; победа на районной олимпиаде по окружающему миру |
Мои сильные стороны | Целеустремленность, работоспособность, пунктуальность |
Мои слабые стороны | Неорганизованность во времени, |
Мои увлечения | Разведение животных и уход за ними. |
Чем отличаюсь от своих сверстников | Разносторонность интересов. Эрудиция. Умею давать точные ответы на вопросы |
Что умею делать хорошо | Различать голоса животных и птиц. Ухаживать за ними. |
Сфера профессиональных интересов | Туристический оператор |
Сфера моих жизненных интересов (какое место хочу занять в обществе) | Работать в турбюро. Сопровождать в загранпоездках туристов |
Что мне в себе нравится Что мне в себе не нравится На кого хочу быть похожим (-ей) | Работоспособность. Быстрота мышления. Не всегда хватает терпения, чтобы довести дело до конца На своего деда Павлова Н.И. и бабушку Волкову Т.В. |
2. Мои цели и задачи |
2.1 Мои перспективные жизненные цели |
1) Кем хочу стать, какую получить профессию | Туроператор |
2) Каким (-ой) хочу стать (перечисляются качества, которые бы хотел иметь ученик как член общества, как труженик, гражданин, семьянин) | Высокообразованным специалистом, владеть несколькими иностранными языками, руководителем предприятия, способным в краткие сроки модифицировать предприятие, сделать его более рентабельным, экологически безопасным. Быть патриотом своей Родины, своего края. |
2.2 Ближайшие цели, задачи, что надо развивать в себе в первую очередь |
1) Что хочу узнать о себе (задачи на самопознание) | Сравнить свои знания и знания сверстников из других регионов страны, школы, района. |
2) Задачи в обучении | Иметь хорошие знания по всем учебным предметам уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: |
- По каким предметам повысить свои достижения | английский язык, геометрия, информатика, определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде. |
- Какие дополнительные области знаний изучать | Географию. Природно-климатические условия различных стран. |
- Какие учебные умения и навыки развивать | и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно- популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по географии в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет); |
3) Задачи в практической деятельности | Приводить примеры практического применения полученных на уроках знаний. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной |
4) Задачи по формированию конкретных качеств, необходимых для достижения перспективной цели | Исправить итоговые оценки по русскому языку, математике, информатике, технологии. |
3. Мои планы |
3.1 Предполагаемое направление (профиль) образования в старшей школе 3.2 Планируемый уровень профессионального образования после окончания школы 3.3 Профессия, которая меня интересует | Туристический Реклама и туристический бизнес Туроператор, гид |
4. Моя программа действий |
4.1 Самопознание своих возможностей и склонностей углубленном уровне |
1) В чем (где, в каких сферах себя попробую) | участие в олимпиадах, международных конкурсах, научно-практических конференциях |
2) Где, с кем проконсультируюсь | друзья, родители, бабушка, библиотекари |
3) К кому обращусь за советом | Преподаватели по предмету. |
4.2 Обучение |
1) Изучению каких предметов уделить больше внимания | Английский язык, математика, информатика. |
2) Какие предметы изучать на углубленном уровне | Английский язык. |
| |
4.3 Дополнительное образование |
1) По каким дополнительным образовательным программам буду заниматься | Изучение основных видов живописи |
2) Какую дополнительную литературу буду изучать | Логико-математическое моделирование. |
3) В каких проектах буду участвовать | «Природа Забайкальского края», «Моё родное Приаргунье», «Проба пера». «Незнайка. 50 лет на Луне» |
4) В каких олимпиадах и конкурсах буду участвовать | НПК «Шаг в науку», олимпиады по окружающему миру, математике, ИЗО |
4.4. Участие в общественной деятельности |
1) В каких делах буду участвовать в школе и классе | Самоуправление (Министерство образования и науки) |
2) В каких буду участвовать вне школы | Волонтерский отряд «Вместе» |
4.5. Как буду развивать необходимые для реализации моих жизненных планов качества: |
1) На учебных занятиях | Техника работы с программами для создания презентаций. |
2) Во внеучебное время | Международные фестивали и конкурсы. |
3) В семье | Изучение дополнительной литературы |
4) В общении с учащимися 5) в практической деятельности, общественных делах | Работа в парах, группах. Участие в работе научно-исследовательского общества «Поиск» |
4.6. Кто и в чем мне может помочь |
1) Учителя 2) Родители 3) Друзья 4)Работа с психологом 5) Другие специалисты | |
| |
| |
| |
Кл. рук-ль: ______________/___________ /
| Рефлексия | Психолого-педагогическая поддержка, кураторство |
Диагности- ка, анализ.
| Знаю-умею-достиг 1. Умею: слушать и слышать; понимать и принимать учебную задачу; планировать свою работу; высказывать суждения; четко формулировать свою мысль; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; имею хороший уровень знаний по окружающему миру, красивый каллиграфический почерк. 2.Особый интерес вызывает проблема отношения окружающих к людям - инвалидам. 3. Изучил породы собак, разновидности хомячков, умею самостоятельно ухаживать за этими животными; Мои результаты: больше не боюсь отвечать в классе на уроке; сумел преодолеть страх перед уроком русского языка, понял необходимость орфографически-правильного письма, исправил оценку «удов» на «отл.», занял 2-ое место на районной НПК с исследовательской работой «Два берега одной реки». 2 место в районной краеведческой олимпиаде «Умники и умницы»; 1 место в районном конкурсе чтецов «Пою родное Приаргунье», набрал 115 баллов в дистанционном конкурсе «Британский лев» | Психолого-педагогической службой выявлены виды одаренности обучающегося: интеллектуальная, креативная. Задачи куратора: 1. Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося, разнообразие форм публичных выступлений. 2. Составить ИОМ с учетом интересов ребенка. 3 Способствовать повышению уровня самооценки. 4. Развивать навыки исследовательской деятельности. 5. Совершенствовать в дальнейшем творческий потенциал и лидерские качества обучающегося. 6 Организация доп. корректирующих занятий по математике, английскому языку. |
Проектирование | Хочу узнать – научиться-достичь 1.Заниматься исследовательской деятельностью в области социальных отношений. 2. Продолжить успешное участие в научно-практических конференциях разного уровня. 3. Выйти на краевой уровень на конкурсе чтецов. 4 Принять участие в краевом «Марафоне занковцев». | 1. Работа в НИО учащихся начальной школы «Школа творческого мышления». 2. Решение логических и занимательных задач в рамках занятий "Умники и умницы». 3. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам. |
Организа-ция | Мои шаги в достижении цели - чтение дополнительной научной литературы по , - занятие в «Школе творческого мышления»", -работа в кружках «Умники и умницы», в волонтерском отряде «Вместе», - работа над проектом «Мы все такие разные», - изучение материалов интернета, - участие в предметных неделях, конкурсах различного уровня, научно-практических конференциях
| сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Входная диагностика. !)Отслеживание уровня развития творческой личности по методикам Векслера, Равенна. 2)Экспресс-диагностика эмоционального состояния МЭДИС. 3)Психологичес-кий тренинг выявления одаренности по Ю.Д. Бабаевой. 4)Педагогичес-кая диагностика в форме мониторинга развития «Интеллектуаль-ный портрет», «Карта интересов»
| Участие в проекте «Проба пера». Стихи и рассказы, посвященные своим бабушка и дедушкам. Решение заниматель- ных задач. | Участие в проекте «Незнай-ка. 50 лет на Луне!» | 1 Выступление на НПК с исследовательс-кой работой «Моё родное Приаргунье» 4 декабря – Олимпиада по русскому языку «Пишем правильно» | Постановка цели и задач. | 23 октября – международный конкурс «100 великих. Поэты и писатели» | 12 ноября – Марафон знаний. Матема-тика. | Конкурс «Письмо Деду Морозу» (англ. яз.) | Составление ИОМ. Решение комбинаторных задач. | 1 октября – Конкурс «Занимате-льная математи-ка» | 24 ноября – Конкурс «Математика в терми-нах» | 10 декабря – Конкурс игра по математике «Слон» | 11 сентября – международный игра-конкурс «Заморочки русского языка» Занятия в волонтерском отряде. Кружок «Умники и умницы» Презентация проекта «Санкт-Петербург. Музеи и выставочные залы». | Клуб «Память». Знакомство и интервью с летчиком полярником , инвалидом 1 группы И Козловым. | Домашнее сочинение «Когда мои друзья со мной!» | | - консультации куратора, - занятия в ДШИ, ДЮСШ |
Монито-ринг и анализ | Узнал – научился – достиг 1.Мои победы: - ..... место в школьной научно-практической конференции "Шаг в науку" 2. Мои открытия – написание научной работы "Моё родное Приаргунье»" 3.Мои достижения: завершить 2 четверть с 4 по математике. 4. Пройти отборочный тур на районный марафон Занковцев. | Работа по данному маршруту должна способствовать развитию познавательных, коммуникативных и творческих способностей обучающегося, повышению уровня самооценки, самоутверждению в коллективе, вызвать интерес к математике, что, в свою очередь позволит достичь хороших успехов в учебной деятельности.
|
Родители ознакомлены: ________________________________ Учитель:______________________________________________
Контрольная деятельность зам. директора по УВР (в части планирования работы и реализации мероприятий), взаимооценка (экспертиза) деятельности учителей-предметников (каждый представляет и описывает результаты своей работы за год, педагоги-предметники, которые работают в классе, корректируют), самооценка деятельности учеником и учителем.