Пояснительная записка. Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса.
Содержание ИОМ определяется комплексом факторов: • особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; • профессионализмом педагога; • возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности учащихся; • возможностями материально-технической базы учреждения.
Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий: - осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации младшего школьника; - осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащегося; - организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.
Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту в начальной школе основана на следующих принципах [2]: - индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя; - программы дополнительного образования, факультативов по предметам, научное общество учащихся, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей; - качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья.
В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение учащегося. Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения учащегося к поставленной цели. Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности. Задача школы – предоставить ребенку широкий спектр образовательных услуг, которые могут в полной мере реализовать формулу "хочу-могу-есть-требуют". Цель этой работы - создать такую образовательную среду, которая стимулировала бы деятельность одарённого ребенка в определенном направлении, предоставляла ему возможность накапливать индивидуальный познавательный, жизненный опыт, быть субъектом собственной деятельности через индивидуализацию учебного процесса, расширение пространства деятельности, организацию пространства рефлексии. Индивидуальный образовательный маршрут дает возможность: 1) построить индивидуальную образовательную траекторию обучения способного ребёнка; 2) увеличить темп изучения учебного материала; 3) обогатить учебный материал в сторону его углубления и увеличения объёма; 4) повысить интенсивность обучения; то есть выстроить образовательный процесс в соответствии с основными стратегиями обучения одарённых детей: 1) ускорение – обучение в более быстром по сравнению с классов темпе. 2) углубление - более глубокое изучение материала. 3) обогащение - обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. 4) проблематизация - использование оригинальных объяснений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у школьника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Методы работы: v практические занятия (написание теста, сочинения, путешествия); v выполнение поисковой работы; v выполнение проектов (в том числе с использованием информационных технологий) v выполнение интерактивных упражнений ; v подготовка устных выступлений; v создание компьютерных презентаций; v работа со справочной страноведческой литературой Задачи: · Развитие способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации учащегося. · Развитие способности и готовности к самостоятельному изучению географии, дальнейшему самообразованию с её помощью в разных областях знаний. · Приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы . Ожидаемый результат: Формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности, творческого потенциала личности. Обоснование Данный маршрут разработан для индивидуальной работы с ученицей 6 класса Панасюк Светланой. Света учится на «отлично», быстро и прочно овладевает знаниями. У неё отличная память, опережающее развитие интеллекта. У ученицы ярко проявляются интерес и способности к изучению предмета география. Виктория изучает географию с 5 класса, имеет отличную базу по природоведению. Его характеризует серьезное и ответственное отношение к учебе. Виктория всегда добросовестно готовится к урокам, творчески подходит к каждому виду работы, на занятиях всегда активна. Вика многосторонне развитая личность, ей всё интересно. Девочку отличает усидчивость, упорство, сила воли. Она много занимается самостоятельно: читает дополнительную литературу, познавательные журналы, энциклопедии. В 2014-2015 учебном году Светлана заняла 2 место на районной научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку» с исследовательской работой по краеведению «Влияние растений школьного двора на здоровье учеников и учителей».
Основные направления работы 1.Информационно-аналитический (сбор информации и её анализ- это наблюдение, собеседование, изучение документации, ); На основании данных составляется психолого- педагогическая характеристика.(6 класс) Общие сведения об ученике Социальное положение подростка Взаимодействие с классом: Учебная деятельность Направленность личности учащегося и специальные способности: Здоровье школьника: 2.Диагностический (диагностика личностного потенциала); цель данного этапа более детальное изучение психолого- педагогических аспектов подростка для выявления индивидуальных его качеств (6 класс) 3. Подготовительный (6-7 класс) • Приобретение навыков научной организации труда. • Формирование устойчивого познавательного интереса. • Задания исследовательского характера в качестве домашних и дополнительных заданий по выбору, • подготовка докладов, проектов, исследовательских работ. • участие в конкурсах и олимпиадах. 4.Развивающий (7-8 класс) • Развитие и расширение познавательных интересов учащегося. • Формирование исследовательских навыков. • Развитие информационной культуры ученика. • написание реферативных исследований и эссе • участие в олимпиадах, Интернет – проектах и конкурсах.
Индивидуальный план работы на 2015-2016 учебный год Мероприятия | Дата проведения | Сбор информации | сентябрь | Диагностика (анкетирование) | октябрь | Школьная предметная олимпиада | ноябрь | Индивидуальные занятия | еженедельно по средам в 15-00 | Участие в конкурсах и научно-практических конференциях по географии | В течение учебного года | Ведение «Дневника наблюдений» | ежедневно | Участие в предметной неделе по географии (Организация и проведение игры « Геокешинг») | февраль | Участие в тематической игре « Один против всех» | Декабрь Тема: Реки России Январь Тема: Города России Март Тема: Атмосфера Май Тема: Амурская область | Посещение краеведческого кружка | Второе полугодие 2015-2016 уч.г. |
|