Просмотр содержимого документа
«Именительный и Винительный падеж имен существительных»
Урок русского языка в 4 классе
по программе « Школа России»
Тема: « Именительный и винительный падежи имён существительных»
( УМК « Школа России»)
Цели: актуализировать знания об именительном и винительном падежах, познакомить со способами различения имён существительных в именительном и винительном падежах.
Формируемые УУД: п.- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам ; синтез; построение ; логической цепи рассуждений; доказательство; к.- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р.- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л.- нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: учебник, ЭП к учебнику, индивидуальные карточки, картины художников, толковый словарь.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
- Как проверить безударные падежные окончания выделенных имён существительных?
3.Словарная работа
- Послушайте отрывок из стихотворения, доскажите последнее слово хором
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина
Или поле и шалаш,-
Обязательно картина
Называется …( пейзаж).
-Запишите слово пейзаж в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую безударную гласную в корне.
- В каком словаре мы можем найти лексическое значение этого слова? (Работа с толковым словариком в конце учебника)
- Как называется художник, специалист по пейзажам? ( пейзажист) Запишите и это слово в тетрадь. Разобрать слово по составу ( 1 ученик работает у доски).
- Составьте предложение из данных слов и запишите его.
На доске: прекрасные, русскими, были, пейзажи, художниками, созданы.
(Прекрасные пейзажи были созданы русскими художниками.)
- Каких художников – пейзажистов вы знаете? ( Показать картины художников)
4.Самоопределение к деятельности
- Прочитайте предложения
Корабль вошёл в порт.
Капитан поднялся на корабль.
- Что общего в этих предложениях?
-На какой вопрос отвечает слово корабль в первом предложении?
- Определите его падеж.
На какой вопрос отвечает слово корабль во втором предложении?
- Определите его падеж.
- Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить? ( Они имеют одинаковый вопрос что?)
( Учитель выставляет карточки с вопросами под названиями падежей)
Что?
Что?
-Сформулируйте задачу урока. ( Научиться распознавать имена существительные в именительном и винительном падежах.)
5.Физкультминутка
6.Работа по теме урока
-Научим придворных различать близнецов. С чего начнём наше исследование?
( Разберём предложение по членам)
(Два ученика выполняют разбор предложений у доски, остальные - в тетрадях. Коллективная проверка)
-Какой вывод вы сделали? ( В первом предложении слово корабль – главный член предложения, во втором – второстепенный)
- В каком падеже стоит существительное , которое является главным членом предложения? ( В именительном)
- В каком падеже стоит существительное , которое является второстепенным членом предложения? ( В винительном)
( На доске карточки)
Подлежащее
Второстепенный
-Как связано имя существительное корабль с главным словом во втором предложении?
( С помощью предлога)
- Имеет ли предлоги существительное в именительном падеже? ( Нет, не имеет)
( На доске карточки)
Без предлогов
Имеет предлоги
7.Работа по учебнику Упр.185 с. 105
- Сравните наше исследование с выводом в таблице на с.105 в учебнике.
ЭП к учебнику
8. Закрепление изученного материала
Упр. 186 с. 105
( Устный разбор предложений по членам, определение падежей имён существительных. Запись четверостишия по памяти. Взаимопроверка. Разбор слова ночь как часть речи – 1 ученик у доски. Проверка, самооценка)
9.Рефлексия
Тест на карточках
Тест по теме « Именительный и винительный падежи»
1.На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?
А) Кто? Что? В) Кем? Чем?
Б) Кого? Что? Г) Кого? Чего?
2. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?
А) в, на, через В) к, по
Б) без предлогов Г) у, около, из
3. Каким членом предложения являются имена существительные в винительном падеже?
А) подлежащим
Б) второстепенным членом
В) сказуемым
4.В каком падеже стоит выделенное имя существительное в предложении?
Уронило солнце лучик золотой.
А) в И.п. В) в Р.п.
Б) в Т.п. Г) в В.п.
Самопроверка
- Для чего мы проводили тест? (Чтобы проверить, как мы научились различать именительный и винительный падежи)
10. Подведение итогов урока
- Как различить имена существительные в именительном и винительном падежах?