Этап урока | Цель этапа | Действия педагога | Действия обучающихся | Результат |
1. Орг. момент (самоопределение к деятельности) | Включение обучающихся в деятельность на личностно- значимом уровне. | Управление оценкой готовности к уроку. - Проверьте своё рабочее место. К работе всё готово. Будем работать в группах. А какие качества необходимо проявлять каждому. Чтобы работа команды ыла успешной? Возьмемся за руки, передадим друг другу хороший, добрый и энергичный настрой на работу. В ходе работы будем следить за осанкой. Всем удачи, садитесь. | Называют важные командные качества.Оценивают готовность к уроку по алгоритму: Проверю, все ли принадлежности на своих местах. Готов ли слушать учителя. | Включение в работу на личностно-значимом уровне. |
2 Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | Организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | Что вы знаете о предложении? Составьте предложение из данных слов. Запишите. ( слайд 1) по пушистые заяц поляна прыгал Выделите грамматическую основу предложения. Охарактеризуйте данное предложении: - по цели; - по интонации; - по наличию главных членов; - по наличию второстепенных членов. -Давайте заполним таблицу, которая у вас на партах. После каждого этапа нашей работы вы поставите знак «+» напротив соответствующего вопроса и ответа. Ответьте на 1 вопрос. (слайд 2) Учитель на доску выписывает общее кол-во знавших и узнавших Что вы знаете о тексте? Работа в парах. Прочитайте записи на экране. (слайд 3) Посоветуйтесь и решите, какая из записей является текстом. 1. Заяц – это небольшой зверек. Корень- главная часть слова. Полезные ископаемые добывают из недр Земли. 2. Заяц – это небольшой зверек. У косого длинные уши и короткий хвост. Зимой шубка у зайца белая, а летом серая. Вывод. Текст – это несколько предложений связанных между собой по смыслу. А какой это тип текста? Какие еще типы текстов вы знаете? - Ребята, а вы знаете , как появилось слово «заяц»? Прочтите об этом в этимологическом словаре в учебнике на с. 135 (слайд 4) Давайте заполним в таблице строку с вопросом о тексте. (слайд 5) | Дети составляют и записывают предложение в тетрадь. Выделяют грамматическую основу предложения. Дают характеристику предложения - по цели; - по интонации; - по наличию главных членов; - по наличию второстепенных членов. Работают с таблицей. | Знал | Узнал | Что такое предложение? | | | Что такое текст? | | | Что такое тема и главная мысль текста? | | | Обучающиеся заполняют таблицу. Соотносят свои знания и незнания. Работа в парах. 1. Заяц – это небольшой зверек. Корень- главная часть слова. Полезные ископаемые добывают из недр Земли. 2. Заяц – это небольшой зверек. У косого длинные уши и короткий хвост. Зимой шубка у зайца белая, а летом серая. Обучающиеся делают вывод. Во второй записи все предложения об одном, иначе говоря – на одну тему. А в первой записи все предложения о разном. В первой записи отдельные предложения, а во второй – текст. Описание. Рассуждение, повествование. Заяц – древнерусское, пришедшее к нам из древнелитовского языка, слово зай, от которого в свою очередь произошло современное слово заяц, означает – «прыгун». Ставят знак + | Оценивание вы-полнения собст-венной работы Понимание значимости совместной учебно-познавательной деятельности. Умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. |
3. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия | Организовать представление о цели, конечном результате и способе деятельности Организовать формулировку проблемы | Групповая работа. -Вы повторили, что такое текст. Кто-то узнал. А теперь попробуйте открыть новые сведения о тексте. Это и будет тема нашего урока, которую вы сможете назвать после разгадывания словарного кроссворда. Все слова в нем – словарные. Вы их запишите, подчеркните орфограммы. Картинки-подсказки будут на экране. (слайд 6, 7) Взаимопроверка. – Проверьте ответы . Для этого поменяйтесь тетрадями по часовой стрелке. Кто найдет ошибку, не исправляйте ее, а поставьте на полях вертикальную черту. Проверка по ключу. (слайды 8-16) - Прочитайте, какая тема сегодняшнего урока. (слайд 17) -Какая цель у нас на уроке будет? Что мы должны будем понять? Чему научиться? (слайд 18) - Кто может сказать, что такое тема текста? Главная мысль текста? Откройте учебники на с. 116 и прочтите правило. На какой вопрос отвечает тема текста? На какой- главная мысль текста? | Работают с кроссвордом. Записывают слова, подчеркивают орфограммы. Записная книжка или тетрадь, состоящая из отрывных листков. Особый вид карандаша, внутри которого находится стержень, пропитанный краской. Несколько листов для рисования, скрепленных между собой. Садовый цветок, похожий на меч. Красный овощ. Год, когда много урожая.(однокоренное слово) Общение людей. Его дает корова. Травянистое растение, имеющее голубой или фиолетовый цветок Меняются тетрадями, проверяют. Сверяют ответы по ключу. Тема. Мысль. Понять что такое тема текста, главная мысль текста. Научиться определять тему текста, главную мысль текста. -Тема – о ком или о чем говорится в тексте? Главная мысль – ради чего написан текст? | Самостоятельное определение темы и цели урока. Формулировать учебную задачу. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять поиск не-обходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы. Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. | Включить обучающихся в практическую деятельность. Организовать представление о способе деятельности | -Создадим план, по которому мы поста- раемся достичь нашей цели. Можно ли определить тему и мысль, не прочитав текста? На какой вопрос мы должны ответить, чтобы определить тему текста? Главную мысль? (слайды 19-21) - Попробуем определить тему и главную мысль у записи № 2 про зайца по нашему плану. (слайд 22) Прочитайте. Ответьте на вопрос № 1. Ответьте на вопрос № 2. | - 1. Прочитать внимательно текст. 2. Ответить на вопрос «о ком или о чем говорится в тексте?» 3. Ответить на вопрос «Ради чего написан текст?» |
5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания. | Организовать предъявление полученных результатов. | - Попробуем определить тему и главную мысль у записи № 2 про зайца по нашему плану. (слайд 22) Прочитайте. Ответьте на вопрос № 1. Ответьте на вопрос № 2. | Тема – заяц. Главная мысль – как выглядит заяц. | |
6. Первичное закрепление нового знания. | Организовать предъявление полученных результатов. | Физминутка | Высказывают свои варианты темы и мысли. Проверяют. | |
7. Самостоятельная работа и проверка по эталону. | Организовать выполнение задания по закреплению знаний. Создать условия, в которых каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет, в чём затрудняется. | Любопытный малыш Мы ехали на машине. Вдруг на дорогу из леса выбежал лисёнок. Он стал внимательно разглядывать машину. Хотел узнать, что за зверь такой. Вот любопытный малыш! Отметь знаком «+» предложение, в котором наиболее точно определяется, о чём говорится в тексте (тема текста). 1.В тексте говорится о лисёнке. 2. В тексте говорится о машине. 3. В тексте говорится о том, как лисёнок разглядывал машину. Подчеркни карандашом предложение, в котором заключена главная мысль текста. - Ответьте на 3 вопрос таблицы что такое мысль, тема текста | Любопытный малыш. Мы ехали на машине. Вдруг на дорогу из леса выбежал лисёнок. Он стал внимательно разглядывать машину. Хотел узнать, что за зверь такой. Вот любопытный малыш! В тексте говорится о лисенке. | |
8. Включение в систему знаний и умений. | Уметь обобщать, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников | -Еще раз повторим. Какой вопрос нужно задать, чтобы определить тему текста? Главную мысль текста? | Отвечают, опираясь на таблицу. | |
9. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной дея- тельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | -Посмотрим на таблицу. Сколько человек у нас знало о тексте? Сколько узнало? А какая цель была на уроке? Достигли мы ее? Поняли? Научились? Какой момент на уроке вам больше всего понравился? Какое было настроение? | Отвечают на вопросы. Настроение показывают двусторонним смайликом. (С одной стороны – улыбка, с другой – грусть). | Умение провести рефлексию своих действий на уроке. |
Домашнее задание. | | определить тему и основную мысль текста. С. 117 упр. 91 | | |