kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие речи. Комплексный анализ текста .Урок-семинар

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексный анализ текста    8-9 класс

                         Слово есть воссоздание внутри себя мира. (К.С.Аксаков)

Урок развития речи

Цели:

  1. Совершенствовать речь учащихся, их способность рассуждать по теме.
  2. Умение конструировать текст, анализировать его, определяя тему, главную мысль, тип и стиль речи.
  3. Воспитание толерантности.

                 Ход урока-семинара

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.

Сообщение целей и задач урока.

  1. Сообщения учащихся по группам о выполненном домашнем задании :

1группа

- Что такое текст?

(Группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью.)

Учащиеся приводят разные определения из Этимологического словаря и Энциклопедии.

- Какими по объёму бывают тексты?

- Что такое главная мысль?Микротема?

2 группа

- Абзац и его роль в тексте?

(Отрезок письменной речи, состоящий из нескольких предложений, это средство деления текста  в соответствии с композицией и стилем.)

- Что такое ключевые слова? Какова их роль в тексте?

(Слова, которые определяют идею текста.)

- Назовите средства связи предложений в тексте.

(Союзы, синонимы, местоимения, наречия.)

3 группа

- Какие типы речи вы знаете?

(Повествование, описание, рассуждение.)

От чего зависит тип речи?

(От цели высказывания.)

- Назовите композицию каждого типа речи.

- Стили речи, приметы этих стилей.

  1. Работа с текстом.

Чтение отрывка из повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

(Начало «В семье Попельских родился слепой ребёнок»….      до слов «я знала это давно…»)

 

Анализ предложенного отрывка из повести по вопросам.

- Какова тема и главная мысль текста? Микротемы?

(Рождение слепого ребёнка -главная тема.

  •  
  1. Странное выражение детского лица.
  2. Обращение матери по поводу своей тревоги к людям.
  3. Диагноз врача.
  4. Боль матери.)

- Роль первого и последнего предложений? Найти ключевые слова.

-Роль прилагательных, глаголов, наречий в тексте?

- Каков стиль повести? Особенности этого стиля?

  1.  

- Тип речи? Композиция?

                 (Повествование.)

- Сколько абзацев в тексте и почему? (5)

- Средства связи предложений в тексте?

(Цепная связь предложений в тексте, средства связи-синонимы.)

- Как следует читать текст?

- Какие синтаксические конструкции использует автор?

Обратный порядок слов, бессоюзные предложения, многоточие в конце предложений.)

- Лексический состав текста? Чем объясняется употребление терминов?

(Употребление терминов усиливает впечатление от страшного диагноза врача.)

- Какой заголовок  можно подобрать к тексту?

V.Рефлексия.

  1. Подведение итогов.Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра «Какие мысли и чувства вызвала история В.Г.Короленко о матери и слепом ребёнке?»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Комплексный анализ текста .Урок-семинар »

Комплексный анализ текста 8-9 класс

Слово есть воссоздание внутри себя мира. (К.С.Аксаков)

Урок развития речи

Цели:

  1. Совершенствовать речь учащихся, их способность рассуждать по теме.

  2. Умение конструировать текст, анализировать его, определяя тему, главную мысль, тип и стиль речи.

  3. Воспитание толерантности.

Ход урока-семинара

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

Сообщение целей и задач урока.

  1. Сообщения учащихся по группам о выполненном домашнем задании :

1группа

- Что такое текст?

(Группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью.)

Учащиеся приводят разные определения из Этимологического словаря и Энциклопедии.

- Какими по объёму бывают тексты?

- Что такое главная мысль?Микротема?

2 группа

- Абзац и его роль в тексте?

(Отрезок письменной речи, состоящий из нескольких предложений , это средство деления текста в соответствии с композицией и стилем.)

- Что такое ключевые слова? Какова их роль в тексте?

(Слова, которые определяют идею текста.)

- Назовите средства связи предложений в тексте.

(Союзы, синонимы, местоимения, наречия.)

3 группа

- Какие типы речи вы знаете?

(Повествование, описание, рассуждение.)

От чего зависит тип речи?

(От цели высказывания.)

- Назовите композицию каждого типа речи.

- Стили речи , приметы этих стилей.

  1. Работа с текстом.

Чтение отрывка из повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

(Начало «В семье Попельских родился слепой ребёнок»…. до слов «я знала это давно…»)



Анализ предложенного отрывка из повести по вопросам.

- Какова тема и главная мысль текста? Микротемы?

(Рождение слепого ребёнка -главная тема.

Микротемы:

  1. Странное выражение детского лица.

  2. Обращение матери по поводу своей тревоги к людям.

  3. Диагноз врача.

  4. Боль матери.)

- Роль первого и последнего предложений? Найти ключевые слова.

-Роль прилагательных, глаголов, наречий в тексте?

- Каков стиль повести? Особенности этого стиля?

Художественный.)

- Тип речи? Композиция?

(Повествование.)

- Сколько абзацев в тексте и почему? (5)

- Средства связи предложений в тексте?

(Цепная связь предложений в тексте, средства связи-синонимы.)

- Как следует читать текст?

- Какие синтаксические конструкции использует автор?

Обратный порядок слов, бессоюзные предложения, многоточие в конце предложений.)

- Лексический состав текста? Чем объясняется употребление терминов?

(Употребление терминов усиливает впечатление от страшного диагноза врача.)

- Какой заголовок можно подобрать к тексту?

V .Рефлексия.

  1. Подведение итогов.Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра «Какие мысли и чувства вызвала история В.Г.Короленко о матери и слепом ребёнке?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Развитие речи. Комплексный анализ текста .Урок-семинар

Автор: Антипова Вера Николаевна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238444


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства