Комплексный анализ текста 8-9 класс
Слово есть воссоздание внутри себя мира. (К.С.Аксаков)
Урок развития речи
Цели:
- Совершенствовать речь учащихся, их способность рассуждать по теме.
- Умение конструировать текст, анализировать его, определяя тему, главную мысль, тип и стиль речи.
- Воспитание толерантности.
Ход урока-семинара
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся.
Сообщение целей и задач урока.
- Сообщения учащихся по группам о выполненном домашнем задании :
1группа
- Что такое текст?
(Группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью.)
Учащиеся приводят разные определения из Этимологического словаря и Энциклопедии.
- Какими по объёму бывают тексты?
- Что такое главная мысль?Микротема?
2 группа
- Абзац и его роль в тексте?
(Отрезок письменной речи, состоящий из нескольких предложений, это средство деления текста в соответствии с композицией и стилем.)
- Что такое ключевые слова? Какова их роль в тексте?
(Слова, которые определяют идею текста.)
- Назовите средства связи предложений в тексте.
(Союзы, синонимы, местоимения, наречия.)
3 группа
- Какие типы речи вы знаете?
(Повествование, описание, рассуждение.)
От чего зависит тип речи?
(От цели высказывания.)
- Назовите композицию каждого типа речи.
- Стили речи, приметы этих стилей.
- Работа с текстом.
Чтение отрывка из повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант».
(Начало «В семье Попельских родился слепой ребёнок»…. до слов «я знала это давно…»)
Анализ предложенного отрывка из повести по вопросам.
- Какова тема и главная мысль текста? Микротемы?
(Рождение слепого ребёнка -главная тема.
- Странное выражение детского лица.
- Обращение матери по поводу своей тревоги к людям.
- Диагноз врача.
- Боль матери.)
- Роль первого и последнего предложений? Найти ключевые слова.
-Роль прилагательных, глаголов, наречий в тексте?
- Каков стиль повести? Особенности этого стиля?
-
- Тип речи? Композиция?
(Повествование.)
- Сколько абзацев в тексте и почему? (5)
- Средства связи предложений в тексте?
(Цепная связь предложений в тексте, средства связи-синонимы.)
- Как следует читать текст?
- Какие синтаксические конструкции использует автор?
Обратный порядок слов, бессоюзные предложения, многоточие в конце предложений.)
- Лексический состав текста? Чем объясняется употребление терминов?
(Употребление терминов усиливает впечатление от страшного диагноза врача.)
- Какой заголовок можно подобрать к тексту?
V.Рефлексия.
- Подведение итогов.Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра «Какие мысли и чувства вызвала история В.Г.Короленко о матери и слепом ребёнке?»
Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Комплексный анализ текста .Урок-семинар »
Комплексный анализ текста 8-9 класс
Слово есть воссоздание внутри себя мира. (К.С.Аксаков)
Урок развития речи
Цели:
Совершенствовать речь учащихся, их способность рассуждать по теме.
Умение конструировать текст, анализировать его, определяя тему, главную мысль, тип и стиль речи.
Воспитание толерантности.
Ход урока-семинара
Организационный момент.
Актуализация знаний учащихся.
Сообщение целей и задач урока.
Сообщения учащихся по группам о выполненном домашнем задании :
1группа
- Что такое текст?
(Группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью.)
Учащиеся приводят разные определения из Этимологического словаря и Энциклопедии.
- Какими по объёму бывают тексты?
- Что такое главная мысль?Микротема?
2 группа
- Абзац и его роль в тексте?
(Отрезок письменной речи, состоящий из нескольких предложений , это средство деления текста в соответствии с композицией и стилем.)
- Что такое ключевые слова? Какова их роль в тексте?
(Слова, которые определяют идею текста.)
- Назовите средства связи предложений в тексте.
(Союзы, синонимы, местоимения, наречия.)
3 группа
- Какие типы речи вы знаете?
(Повествование, описание, рассуждение.)
От чего зависит тип речи?
(От цели высказывания.)
- Назовите композицию каждого типа речи.
- Стили речи , приметы этих стилей.
Работа с текстом.
Чтение отрывка из повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант».
(Начало «В семье Попельских родился слепой ребёнок»…. до слов «я знала это давно…»)
Анализ предложенного отрывка из повести по вопросам.
- Какова тема и главная мысль текста? Микротемы?
(Рождение слепого ребёнка -главная тема.
Микротемы:
Странное выражение детского лица.
Обращение матери по поводу своей тревоги к людям.
Диагноз врача.
Боль матери.)
- Роль первого и последнего предложений? Найти ключевые слова.
-Роль прилагательных, глаголов, наречий в тексте?
- Каков стиль повести? Особенности этого стиля?
Художественный.)
- Тип речи? Композиция?
(Повествование.)
- Сколько абзацев в тексте и почему? (5)
- Средства связи предложений в тексте?
(Цепная связь предложений в тексте, средства связи-синонимы.)
- Как следует читать текст?
- Какие синтаксические конструкции использует автор?
Обратный порядок слов, бессоюзные предложения, многоточие в конце предложений.)
- Лексический состав текста? Чем объясняется употребление терминов?
(Употребление терминов усиливает впечатление от страшного диагноза врача.)
- Какой заголовок можно подобрать к тексту?
V .Рефлексия.
Подведение итогов.Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра «Какие мысли и чувства вызвала история В.Г.Короленко о матери и слепом ребёнке?»