kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка по теме“ Тема текста. Главная мысль текста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме“ Тема текста. Главная мысль текста» построен с использованием технологии деятельностного метода и подводит детей к самостоятельному открытию новых знаний. Ученики не только анализируютт тексты, но и учатся ставить учебные задачи, выполнять задания на пробное действие, делать выводы. Для анализа предлагаются интересные познавательные художественные тексты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме“ Тема текста. Главная мысль текста» »

Тема урока: “ Тема текста. Главная мысль текста» (2 класс) (2-ой урок по теме)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цели:

- организовать учебную деятельность обучающихся по освоению ими определения и значения понятий «Тема текста», «Главная мысль текста», умения пользоваться этими знаниями в устной и письменной речи;

- организовать учебную деятельность обучающихся по формированию у них регулятивных универсальных учебных действий: умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учебной деятельности; умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Педагогические задачи:

- организовать знакомство обучающихся с определениями и значениями понятий «Тема текста», «Главная мысль текста» ;

- организовать понимание обучающимися существенных признаков и отличий этих понятий,

- организовать отработку умений, связанных с применением понятийных знаний;

- организовать знакомство с правилом определения темы текста и его главной мысли;

- организовать отработку у обучающихся оперативных умений (умения определять тему текста и его главную мысль)

- организовать контроль результатов деятельности обучающихся;

- организовать рефлексивную оценку результатов учебной деятельности обучающихся.

Возможный воспитательный эффект – формирование у обучающихся активной позиции в учебной деятельности, превращение обучающихся в субъектов учебной деятельности; формирование у них основ самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности.

Планируемые достижения учащихся:

Предметные: Узнают, что такое тема текста и главная мысль текста, смогут воспроизвести определение понятий «Тема текста», «Главная мысль текста» и эталон (правило) по теме.

Научатся с помощью эталона (правила) определять тему текста и его главную мысль

Личностные : повышается уровень мотивации учебной и творческой деятельности; формируется активная позиция в учебной деятельности

Метапредметные:

Познавательные : развивают способность смыслового восприятия окружающей действительности;

Регулятивные: развивают умение формулировать собственное затруднение, принимают и сохраняют творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Коммуникативные : адекватно используют коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности; адекватно оценивают свою роль в коллективной творческой деятельности


Методы и приёмы: словесный; объяснительно - иллюстративный; исследовательский .

Формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Обеспечение: раздаточный материал, интерактивная доска, учебник.


Технологическая карта фрагмента урока по русскому языку (развитию речи)

с элементами формирования УУД.


Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Дети развивают умения и способности:

1.Мотивация к учебной деятельности.










Звонкий прозвенел звонок,

Начинается урок

Встаньте прямо, не шумите

Все ль на парте, посмотрите.

-Ребята, чему вы учитесь на каждом уроке?

- Вы учитесь учиться. А что это значит?

(Значит понять, что я не знаю, и самому постараться узнать новое)

- По какой теме работали на прошлом уроке? (Текст. Виды текста)

Вам известна игрушка ПИРАМИДКА? (Показывает)

- Как она устроена?

(Колечки насаживаются на стержень).

- Если колечки перепутать, пирамидка будет некрасивая, а без стержня пирамидки вообще не получится.

- Вот и в тексте есть такой стержень. Вы узнаете об этом сегодня на уроке, открыв новые знания.


Проверяет готовность к уроку




Создаёт условия для возникнове-ния у учеников внутренней пот-ребности включения в учебную деятельность;



обеспечивает мотивацию и организует внимание


Мысленно настраиваются на урок







Отвечают на вопросы учителя

Уметь настроить себя на доброжелательное отношение к окружаюшим



Оформлять свои мысли в устной форме

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.


Начнём с повторения знаний, которые вам понадобятся для открытия нового.

- Что такое текст? ()

на слайде эталон понятия «текст»

Текст состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу

- Я предлагаю вам выполнить упражнение по теме «Текст. Признаки текста» ( экран)

Был он рус, но выпал снег,
Побелел пушистый мех,
И невидим он зимой
Волку с рыжею лисой!

- Определите, является ли эта запись текстом. Докажите

-Какова особенность этого текста? ( Текст, так как состоит из предложений, связанных между собой по смыслу; загадка, т. к. описывает предмет, но он не называется)

- Отгадайте загадку (заяц)

- Что вы узнали из загадки о зайце? (Заяц меняет шерсть с наступлением зимы, он линяет)

Прочитайте второй текст и выполните задания к нему.

(Текст на экране)

Заяц-беляк — это травоядное животное, рацион которого зависит от времени года. Летом беляки едят зелёные части таких травянистых растений, как клевер, одуванчик осока. Начиная с осени и зимой они питаются корой деревьев , ягодами рябины, шиповника и даже достают из-под снега кедровые шишки.

-О ком этот текст? (О зайце-беляке)

- Что главное хотел сказать автор? (Как зайцы питаются летом и зимой)

- Итак, что мы с вами повторили? (экран)

  • Что такое текст?

  • О чём текст?

  • Что главное хотел сказать автор?

  • Мы уже многое узнали о тексте, можем доказать, чем текст отличается от набора предложений, понимаем, что главное хотел сказать автор.

  • Почему мы повторяли именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)

Предлагает вспомнить признаки текста










Организует работу по осознанному повторению

признаков текста









организует проверку задания
















Организует беседу по обобщающему повторению.

Осознанно и произвольно высказываются в устной форме о предметах, изучаемых на уроке






Слушают, делают выводы





Выполняют задания и отвечают на вопросы учителя











делают доказательные выводы














Уметь аргументировать свою точкузрения


Уметь формулировать собственное мнение и позицию



Уметь

делать выводы








Уметь

делать выводы



3. Выявление места и причины затруднения.

- Сегодня вы узнаете о том, что является стержнем текста. А может быть, вы это уже знаете? (Дети затрудняются) Хотите узнать?

- Предлагаю задание для пробного действия. (слайд)

  1. Определи тему текста.

  2. Выдели предложение, в котором выражена главная мысль текста.

- Чем эти задания отличаются от предыдущих? ( Ещё не определяли тему текста, не выделяли предложение, в котором выражена главная мысль текста)

- А где подобные задания могут встретиться вам в учёбе, жизни?

(На уроках русского языка, литературного чтения, при чтении книг, журналов, газет.)


Карточка №1 (у каждого ребёнка)

В наших лесах обитают зайцы беляк и русак. Оказывается, не все зайцы одинаковы. Их легко различить даже летом, когда они оба серые. По размерам русак больше беляка, зато уши у беляка заметно меньше, чем у русака, и имеют черные точки на кончиках. Задние конечности у русака длиннее, и бегает он быстрее. Беляк белеет на зиму, русак же — только становится более светлым.

- Попробуйте выполнить задание.

- Проверяем. Какая у вас тема текста? А у вас?

(О зайце. Как заяц бегает и т. д)

- Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль текста. (ответы разные)

- Посмотрите, сколько у вас мнений.







Подводит учащихся к нахождению затруднения




Организует беседу о

практической значимости нового знания

















Выслушивает мнения всех, озвучивает результат работы в целом







формулируют собственное

затруднение





определяют практическую значимость данной темы














Выполняют задания по тексту





Отвечают на вопросы учителя








Уметь формулировать собственное

затруднение























Уметь аргументировать свою точку зрения




4. Построение проекта выхода из затруднения

-Почему в начале урока вы легко определили, что перед вами текст?

( Знаем правило)

- В чём сейчас причина затруднения?

(Мы не знаем что такое тема текста и главная мысль текста) (Ещё не учили)

-Значит, какая у нас будет цель урока? ( Узнать, что такое тема текста и главная мысль текста. А потом определять тему текста и главную мысль )

-Сформулируйте тему урока.

(Тема текста. Главная мысль текста.)


Давайте составим план работы.

(На доске пункты плана в произвольном порядке. )

-Что будем определять в первую очередь – что главное хотел сказать автор или о чём текст?

(План работы на экране )

1. Определить , о чём текст

2. Определить, что главное хотел сказать автор.

- Я предлагаю поработать вам в парах. Вспомните основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)








подводит учащихся к формулированию темы урока и постановке цели урока







Организует работу по составлению алгоритма действий














С помощью учителя формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно




составляют алгоритм действий



Обсуждают в парах возможные варианты ответов.

Уметь отличать

новое от уже известного с помощью

учителя


Уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно.





Уметь составлять алгоритм действий




Строить понятные для собеседника высказывания

5. Реализация построенного проекта.


- Проверим работу.

- О чём текст? ( О зайцах беляке и русаке) Это и есть тема текста.

-Что главное хотел сказать автор? (Беляка надо отличать от русака)

Это и есть главная мысль текста.

- Найдите в тексте предложение, в котором выражена главная мысль автора и прочитайте. (Оказывается, не все зайцы одинаковы)

- Теперь я предлагаю вывести правило в общем виде.

Карточка №2 (у каждого ребёнка)

Соотнесите формулировки и соедините стрелочками.

То, о чём говорится в тексте

Главная мысль

текста

То, что об этом хочет сказать автор

стержень текста

Тема и главная мысль

Тема текста


- Кто готов представить работу в паре?

- У кого из вас другое мнение?

- Вы получили один общий результат. Где вы можете проверить правильность своих выводов? Ну, конечно, в учебнике! (Проверили, сравнили) Получили эталон (правило)


Тема текста - то, о чём говорится в тексте

Главная мысль текста - то, что об этом хочет сказать автор

Стержень текста – это тема и его главная мысль.

- Молодцы! Я вас поздравляю с открытием нового знания.


Организует работу по выяснению темы текста и его главной мысли в данном рассказе и в общем виде.









Организует учебное взаимодействие учеников, работу в паре







Выслушивает мнения всех, озвучивает результат работы в целом


















Обсуждают в парах способы выполнения задания






Высказывают свои предположения, зафиксированные на карточках.

Уметь принять и сохранить учебную задачу



Уметь выполнять действия по плану












Строить рассуждения, понятные для собеседника.






Осуществлять самоконтроль



6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Что теперь будем делать? (потренируемся его применять)

Задание: (экран)

- Прочитайте заглавие текста ( От добра добра не ищут)

-Можно ли по такому заглавию определить тему, то, что речь пойдёт о зайце? (нет)

От добра добра не ищут

Бежал заяц от собак и ушел в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел еще лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, и полез в чащу в овраге, и наскочил на волка. Волк схватил его. «Видно, правда, — подумал заяц, — что от добра добра искать не надо. Хотел лучше спрятаться и вовсе пропал»

Л. Толстой

- Прочитайте текст и найдите предложение, по которому можно определить тему (Бежал заяц от собак и ушёл в лес)

- Определите основную мысль.(Хотел получше спрятаться, а попал волку в пасть. От добра добра не ищут)

- Так что же выражает заглавие рассказа, который написал Л. Н. Толстой?

( Главную мысль текста)

- В каком предложении текста она повторяется? ( Видно, правда, - подумал заяц, от добра добра не ищут)


организует работу над текстом по первичному закреплению нового знания

с проговариванием во внешней речи.





Выполняют задания учителя












Строят речевые высказывания,


Уметь принять и сохранить учебную задачу















Уметь строить речевые высказывания




Оценивать правильность выполнения заданий.


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Этот этап урока обязателен, т. к. на нём дети проверяют, насколько они усвоили новое знание, корректируют свои ошибки, сверяя выполненное задание с образцом.



Осуществлять самоконтроль, сохранять учебную цель и задачу

8. Включение в систему знаний и повторение.


На этом этапе выполняются задания, в которых новое знание связывается с ранее изученным.




9.Рефлексия учебной деятельности

На этом этапе цели соотносятся с результатами, проводится самооценка деятельности каждого ученика и коллектива в целом, проводится инструктаж по домашнему заданию.

И, конечно, оно задаётся не всем одинаковое, в зависимости от результатов урока.

На примере нашего урока можно детям, которые хорошо усвоили материал, задать творческое задание, например – составить упражнения для определения темы текста, а ребятам, у которых остались вопросы по теме – выучить правило и выполнить упражнение из учебника.








Адекватная оценка деятельности.









11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Болховитиа Лидия Ивановна

Дата: 28.08.2015

Номер свидетельства: 227446

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (УМК «Гармония») Тема: А если одного предложения мало? Знакомство с понятием «текст»"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_russkogho_iazyka_vo_2_klassie_umk_garmoniia_ti"
    ["file_id"] => string(6) "397557"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488557421"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями  ФГОС"
    ["seo_title"] => string(88) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "259779"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448818981"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(70) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "143264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418485721"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "«Словосочетание. Строение словосочетания»."
    ["seo_title"] => string(44) "slovosochietaniiestroieniieslovosochietaniia"
    ["file_id"] => string(6) "273897"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452285051"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока на тему "Профессии""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt_uroka_na_tiemu_profiessii"
    ["file_id"] => string(6) "458242"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518979764"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства