- организовать учебную деятельность обучающихся по освоению ими определения и значения понятий «Тема текста», «Главная мысль текста», умения пользоваться этими знаниями в устной и письменной речи;
- организовать учебную деятельность обучающихся по формированию у них регулятивных универсальных учебных действий: умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учебной деятельности; умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
- организовать знакомство обучающихся с определениями и значениями понятий «Тема текста», «Главная мысль текста» ;
- организовать понимание обучающимися существенных признаков и отличий этих понятий,
- организовать знакомство с правилом определения темы текста и его главной мысли;
- организовать отработку у обучающихся оперативных умений (умения определять тему текста и его главную мысль)
- организовать рефлексивную оценку результатов учебной деятельности обучающихся.
Научатся с помощью эталона (правила) определять тему текста и его главную мысль
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД Дети развивают умения и способности: |
1.Мотивация к учебной деятельности. | Звонкий прозвенел звонок, Начинается урок Встаньте прямо, не шумите Все ль на парте, посмотрите. -Ребята, чему вы учитесь на каждом уроке? - Вы учитесь учиться. А что это значит? (Значит понять, что я не знаю, и самому постараться узнать новое) - По какой теме работали на прошлом уроке? (Текст. Виды текста) Вам известна игрушка ПИРАМИДКА? (Показывает) - Как она устроена? (Колечки насаживаются на стержень). - Если колечки перепутать, пирамидка будет некрасивая, а без стержня пирамидки вообще не получится. - Вот и в тексте есть такой стержень. Вы узнаете об этом сегодня на уроке, открыв новые знания. | Проверяет готовность к уроку Создаёт условия для возникнове-ния у учеников внутренней пот-ребности включения в учебную деятельность; обеспечивает мотивацию и организует внимание | Мысленно настраиваются на урок Отвечают на вопросы учителя | Уметь настроить себя на доброжелательное отношение к окружаюшим Оформлять свои мысли в устной форме |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | Начнём с повторения знаний, которые вам понадобятся для открытия нового. - Что такое текст? () на слайде эталон понятия «текст» Текст состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу - Я предлагаю вам выполнить упражнение по теме «Текст. Признаки текста» ( экран) Был он рус, но выпал снег, Побелел пушистый мех, И невидим он зимой Волку с рыжею лисой! - Определите, является ли эта запись текстом. Докажите -Какова особенность этого текста? ( Текст, так как состоит из предложений, связанных между собой по смыслу; загадка, т. к. описывает предмет, но он не называется) - Отгадайте загадку (заяц) - Что вы узнали из загадки о зайце? (Заяц меняет шерсть с наступлением зимы, он линяет) Прочитайте второй текст и выполните задания к нему. (Текст на экране) Заяц-беляк — это травоядное животное, рацион которого зависит от времени года. Летом беляки едят зелёные части таких травянистых растений, как клевер, одуванчик осока. Начиная с осени и зимой они питаются корой деревьев , ягодами рябины, шиповника и даже достают из-под снега кедровые шишки. -О ком этот текст? (О зайце-беляке) - Что главное хотел сказать автор? (Как зайцы питаются летом и зимой) - Итак, что мы с вами повторили? (экран) Мы уже многое узнали о тексте, можем доказать, чем текст отличается от набора предложений, понимаем, что главное хотел сказать автор. Почему мы повторяли именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.) | Предлагает вспомнить признаки текста Организует работу по осознанному повторению признаков текста организует проверку задания Организует беседу по обобщающему повторению. | Осознанно и произвольно высказываются в устной форме о предметах, изучаемых на уроке Слушают, делают выводы Выполняют задания и отвечают на вопросы учителя делают доказательные выводы | Уметь аргументировать свою точкузрения Уметь формулировать собственное мнение и позицию Уметь делать выводы Уметь делать выводы |
3. Выявление места и причины затруднения. | - Сегодня вы узнаете о том, что является стержнем текста. А может быть, вы это уже знаете? (Дети затрудняются) Хотите узнать? - Предлагаю задание для пробного действия. (слайд) Определи тему текста. Выдели предложение, в котором выражена главная мысль текста. - Чем эти задания отличаются от предыдущих? ( Ещё не определяли тему текста, не выделяли предложение, в котором выражена главная мысль текста) - А где подобные задания могут встретиться вам в учёбе, жизни? (На уроках русского языка, литературного чтения, при чтении книг, журналов, газет.) Карточка №1 (у каждого ребёнка) В наших лесах обитают зайцы беляк и русак. Оказывается, не все зайцы одинаковы. Их легко различить даже летом, когда они оба серые. По размерам русак больше беляка, зато уши у беляка заметно меньше, чем у русака, и имеют черные точки на кончиках. Задние конечности у русака длиннее, и бегает он быстрее. Беляк белеет на зиму, русак же — только становится более светлым. - Попробуйте выполнить задание. - Проверяем. Какая у вас тема текста? А у вас? (О зайце. Как заяц бегает и т. д) - Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль текста. (ответы разные) - Посмотрите, сколько у вас мнений. | Подводит учащихся к нахождению затруднения Организует беседу о практической значимости нового знания Выслушивает мнения всех, озвучивает результат работы в целом | формулируют собственное затруднение определяют практическую значимость данной темы Выполняют задания по тексту Отвечают на вопросы учителя | Уметь формулировать собственное затруднение Уметь аргументировать свою точку зрения |
4. Построение проекта выхода из затруднения | -Почему в начале урока вы легко определили, что перед вами текст? ( Знаем правило) - В чём сейчас причина затруднения? (Мы не знаем что такое тема текста и главная мысль текста) (Ещё не учили) -Значит, какая у нас будет цель урока? ( Узнать, что такое тема текста и главная мысль текста. А потом определять тему текста и главную мысль ) -Сформулируйте тему урока. (Тема текста. Главная мысль текста.) Давайте составим план работы. (На доске пункты плана в произвольном порядке. ) -Что будем определять в первую очередь – что главное хотел сказать автор или о чём текст? (План работы на экране ) 1. Определить , о чём текст 2. Определить, что главное хотел сказать автор. - Я предлагаю поработать вам в парах. Вспомните основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.) | подводит учащихся к формулированию темы урока и постановке цели урока Организует работу по составлению алгоритма действий | С помощью учителя формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно составляют алгоритм действий Обсуждают в парах возможные варианты ответов. | Уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя Уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно. Уметь составлять алгоритм действий Строить понятные для собеседника высказывания |
5. Реализация построенного проекта. | - Проверим работу. - О чём текст? ( О зайцах беляке и русаке) Это и есть тема текста. -Что главное хотел сказать автор? (Беляка надо отличать от русака) Это и есть главная мысль текста. - Найдите в тексте предложение, в котором выражена главная мысль автора и прочитайте. (Оказывается, не все зайцы одинаковы) - Теперь я предлагаю вывести правило в общем виде. Карточка №2 (у каждого ребёнка) Соотнесите формулировки и соедините стрелочками. То, о чём говорится в тексте | Главная мысль текста | То, что об этом хочет сказать автор | стержень текста | Тема и главная мысль | Тема текста | - Кто готов представить работу в паре? - У кого из вас другое мнение? - Вы получили один общий результат. Где вы можете проверить правильность своих выводов? Ну, конечно, в учебнике! (Проверили, сравнили) Получили эталон (правило) Тема текста - то, о чём говорится в тексте Главная мысль текста - то, что об этом хочет сказать автор Стержень текста – это тема и его главная мысль. - Молодцы! Я вас поздравляю с открытием нового знания. | Организует работу по выяснению темы текста и его главной мысли в данном рассказе и в общем виде. Организует учебное взаимодействие учеников, работу в паре Выслушивает мнения всех, озвучивает результат работы в целом | Обсуждают в парах способы выполнения задания Высказывают свои предположения, зафиксированные на карточках. | Уметь принять и сохранить учебную задачу Уметь выполнять действия по плану Строить рассуждения, понятные для собеседника. Осуществлять самоконтроль |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | -Что теперь будем делать? (потренируемся его применять) Задание: (экран) - Прочитайте заглавие текста ( От добра добра не ищут) -Можно ли по такому заглавию определить тему, то, что речь пойдёт о зайце? (нет) От добра добра не ищут Бежал заяц от собак и ушел в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел еще лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, и полез в чащу в овраге, и наскочил на волка. Волк схватил его. «Видно, правда, — подумал заяц, — что от добра добра искать не надо. Хотел лучше спрятаться и вовсе пропал» Л. Толстой - Прочитайте текст и найдите предложение, по которому можно определить тему (Бежал заяц от собак и ушёл в лес) - Определите основную мысль.(Хотел получше спрятаться, а попал волку в пасть. От добра добра не ищут) - Так что же выражает заглавие рассказа, который написал Л. Н. Толстой? ( Главную мысль текста) - В каком предложении текста она повторяется? ( Видно, правда, - подумал заяц, от добра добра не ищут) | организует работу над текстом по первичному закреплению нового знания с проговариванием во внешней речи. | Выполняют задания учителя Строят речевые высказывания, | Уметь принять и сохранить учебную задачу Уметь строить речевые высказывания Оценивать правильность выполнения заданий. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Этот этап урока обязателен, т. к. на нём дети проверяют, насколько они усвоили новое знание, корректируют свои ошибки, сверяя выполненное задание с образцом. | | | Осуществлять самоконтроль, сохранять учебную цель и задачу |
8. Включение в систему знаний и повторение. | На этом этапе выполняются задания, в которых новое знание связывается с ранее изученным. | | | |
9.Рефлексия учебной деятельности | На этом этапе цели соотносятся с результатами, проводится самооценка деятельности каждого ученика и коллектива в целом, проводится инструктаж по домашнему заданию. И, конечно, оно задаётся не всем одинаковое, в зависимости от результатов урока. На примере нашего урока можно детям, которые хорошо усвоили материал, задать творческое задание, например – составить упражнения для определения темы текста, а ребятам, у которых остались вопросы по теме – выучить правило и выполнить упражнение из учебника. | | | Адекватная оценка деятельности. |