Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Алгоритм построения интерактивного обучения»
Алгоритм построения интерактивного обучения
1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
2. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
3. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников – 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.
4. Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.
5. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все 2 участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
6. Отнеситесь со вниманием к делению участников на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Образовательный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учётом включённости в процесс познания всех участников. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе обучения идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуется индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная деятельность, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.
Ценности интерактивного обучения раскрываются в следующих положениях:
1. Личность обучающегося важнее любых образовательных стандартов и программ;
2. Ценности важнее содержания и технологий обучения;
3. Позитив важнее негатива;
4. Процесс важнее содержания;
5. Качество важнее количества;
6. «Здесь и теперь» важнее, чем «там и тогда».
Ценности интерактивного обучения поддерживаются принципами, основополагающими правилами его организации:
- принцип простоты – усваивается то, что понятно;
- принцип комфорта – страх, дискомфорт резко снижают учебную мотивацию и мотивацию социального взаимодействия;
- принцип упражнения, деятельности (усваивается то, что многократно повторяется, развивается то, что тренируется);
- принцип ассоциаций, движения от известного к неизвестному, который способствует планомерному освоению знаниевого пространства, не содержащего «белых пятен»;
- принцип общения, который позволяет чувствовать себя частью группы;
- принцип достижения результата как приращения знаний, навыков, достижения качественно новой оценки себя и группы.
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
демократический стиль;
сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
опора на личный опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Рисунок 1. Схема пассивного метода
Рисунок 2. Схема активного метода
Рисунок 3. Схема интерактивного метода
Результативность интерактивного обучения:
развитие активно-познавательной и мыслительной деятельности;
вовлечение обучающихся в процесс познания, освоения нового материала не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников;
развитие умений и навыков анализа и критического мышления;
усиление мотивации к изучению дисциплин;
создание благоприятной, творческой атмосферы на уроке;
развитие коммуникативных компетенций обучающихся;
развитие умений и навыков владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации;
формирование и развитие умений и навыков самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности;
гибкость и доступность процесса обучения
использование таких форм контроля, как электронные тесты (текущие, рубежные, промежуточные), позволяет обеспечить более четкое администрирование учебного процесса, повысить объективность оценки знаний, умений и компетенций обучающихся;
интерактивные технологии обеспечивают постоянный, а не эпизодический (по расписанию) контакт ученика с учителем.