Тема урока:Построение сечений в многогранниках.
Цель урока:
- формирование у учащихся навыков решения задач на построение сечений;
- формирование и развитие у учащихся пространственного воображения;
- освоить новые возможности программы “Живая геометрия”;
- способствовать закреплению навыков построения геометрических фигур с помощью программы “Живая Геометрия”, умения решать геометрические задачи;
- формирование у учащихся графической культуры и развитие их математической речи;
Обучающие задачи урока:
Образовательная: систематизировать знания учащихся по теме «Построение сечений в многогранниках», закрепить умения и навыки построения сечений многогранников различными методами в ходе решения позиционных задач, проконтролировать усвоение учащимися знаний и отработать у них умения и навыки в области изучаемой темы.
Развивающая:развитие логического мышления на основе анализа, сравнения и обобщения.Развитие интереса учащихся к математике через использование различных методов построения сечений, развитие творческого, критического интерактивного мышления, развитие самостоятельности.?
Учащиеся должны знать:
- понятие многогранника, секущей плоскости, сечения;
- алгоритм построения сечений в многогранниках;
- основные геометрические утверждения используемые при построении сечений;
- объекты и инструменты «Живой Геометрии»;
- основные приемы работы с объектами «Живой Геометрии».
Учащиеся должны уметь:
- строить основные многогранники;
- пользоваться основными геометрическими тезисами при построении сечений;
- изображать видимые и невидимые прямые в пространстве;
- пользоваться основными инструментами программы «Живая Геометрия»;
- Создавать файл, сохранять его в рабочей папке;
- создавать геометрические фигуры;
- решать геометрические задачи с использованием программной среды в рамках программы по геометрии.
Методы: фронтальная работа, демонстрационный, решение проблемной ситуации.
Оборудование: раздаточный материал, наглядные пособия, доска, интерактивная доска.
Использование ИД на уроке позволяет:
- Сделать изложение материала наглядным и доступным;
- Обеспечить эффективность обучения за счет повышения плотности урока;
- Реализовать дидактический принцип теории и практики в обучении;
- Увеличить роль самостоятельной работы учащихся в учебном процессе;
- Активизировать познавательный интерес учащихся на уроке, повысить уровень их учебной мотивации;
- Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к обучению;
- Создать эффективную систему мониторинга знаний, умений и навыков уровня учащихся.
Ход урока:
Устная работа:Приложение 1
- Назовите основные фигуры пространства и как они обозначаются.(Слайд 2)
Основными фигурами в пространстве являются точка (обозначаем заглавными латинскими буквами), прямая (обозначаем маленькими латинскими буквами или двумя заглавными латинскими буквами), плоскость – чертив в виде замкнутой кривой или в виде параллелограмма (обозначаем буквами греческого алфавита).
- Назовите элементарные геометрические тела..(Слайд 3)
К элементарным геометрическимтеламотносят: тетраэдр и прямоугольный параллелепипед
- Перечислите основные элементы, из которых состоят геометрические тела. (одновременно с ответами учащихся, на интерактивной доске демонстрировать презентацию, на которой постепенно высвечиваются необходимые элементы геометрических тел).(Слайд 3)
- Вершины: S, A, B, C, D – в тетраэдре;
A, B, C, D, A1, B1, C1, D1 – в прямоугольном параллелепипеде.
- Ребра:
а) основания: АВ, АС, ВС - в тетраэдре;
АВ, ВС, СD, DА, А1В1, В1С1, С1D1, D1А1 – в прямоугольном параллелепипеде.
б) боковые ребра: SA, SB, SC - в тетраэдре;
AA1, BB1, CC1, DD1 - в прямоугольном параллелепипеде.
- Грани
а) основания: (АВС) - в тетраэдре;
(АВСD), (А1В1С1D1) – в прямоугольном параллелепипеде.
б) боковые грани: (SAВ), (SBС), (SАC) - в тетраэдре;
(AA1B1B), (BB1C1C), (CC1D1D), (AA1D1D)- в прямоугольном параллелепипеде.
- Какие аксиомы стереометрии вы знаете:.(Слайд 4)
А1: принадлежности точек и плоскости: какова бы ни была плоскость существуют точки лежащие в этой плоскости и не лежащие в ней.
А2: способ задания плоскости: через любые три точки не лежащие на одной прямой можно провести плоскость и притом только одну.
А3: расположение прямой и плоскости: если две точки прямой лежат в некоторой плоскости, то и вся прямая лежит в этой плоскости.
А4: взаимное расположение двух плоскостей: если две плоскости имеют общую точку, то они пересекаются по прямой на которой лежат все общие точки этих плоскостей.
- Пользуясь готовым рисунком, назовитеплоскость, в которой лежит прямая MN и KM: (Слайд 7)
- Пользуясь готовым рисунком, назовитепрямую, по которой пересекаются плоскости ASCи SBC, плоскости SACи CAB: (Слайд 7)
- Пользуясь готовым рисунком, назовите плоскости, которые пересекает прямая SB, и прямая AC: (Слайд 7)
- Пользуясь готовым рисунком, назовите плоскости, содержащие прямую В1С: (Слайд 8)
- Назовите, что называется сечением многогранника?
Сечение многогранника называется многоугольник, полученный при пересечении некоторой плоскостью граней данного многогранника.
- Многогранники какого вида могут получиться при сечении тетраэдра некоторой плоскостью? Отчего это зависит? (Слайд 9)
При пересечении тетраэдра некоторой плоскостью, в сечении могут получиться треугольник или четырехугольник. Вид многоугольника зависит от количества пересеченных граней секущей плоскостью: наименьшее число пересеченных граней равно трем, наибольшее – четырем (тетраэдр состоит из 4 граней)
- Многогранники какого вида могут получиться при сечении прямоугольного параллелепипеда некоторой плоскостью? Отчего это зависит?
(Слайд
При пересечении прямоугольного параллелепипеданекоторой плоскостью, в сечении могут получиться треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник. Вид многоугольника зависит от количества пересеченных граней секущей плоскостью: наименьшее число пересеченных граней равно трем, наибольшее – шести (параллелепипед состоит из 6 граней)
- Какие основные геометрические утверждения используются при построении сечения многогранника? (одновременно с ответами учащихся, на интерактивной доске демонстрировать презентацию, на которой постепенно высвечиваются вторая аксиома стереометрии и свойства параллельности плоскостей)(Слайд 10)
- Если две точки прямой принадлежат в некоторой плоскости, то и вся прямая принадлежит этой плоскости (аксиома 2)
- Если две параллельные плоскости пересечены третьей плоскостью, то линии пересечения плоскостей параллельны (то есть, если плоскость пересекает произвольную плоскость, то она пересечет и плоскость параллельную исходной)
(Слайд 11) - Построить сечение плоскостью проходящей через точки Н, М, Т. Данная задача предлагается с решением, в котором необходимо выбрать правильный ответ. При выборе правильного ответа осуществляется переход на следующий слайд. При выборе неправильного ответа появляется сообщение о неправильном выборе и возвращает на предыдущий слайд. (Слайд 12-31).
- Построение НМ, МТ, НТ, так как При выборе другого ответа появляется комментарий, что точки принадлежат разным плоскостям;
- так как При выборе другого ответа появляется комментарий, что прямые скрещивающиеся то есть, принадлежат разным плоскостям;
так как При выборе другого ответа появляется комментарий, что прямые скрещивающиеся, то есть принадлежат разным плоскостям;
- Построение НF, MT, TF, так как При выборе другого ответа появляется комментарий, что точки принадлежат разным плоскостям;
- так как При выборе другого ответа появляется комментарий, что прямые скрещивающиеся, то есть принадлежат разным плоскостям;
- так как При выборе другого ответа появляется комментарий, что прямые скрещивающиеся, то есть принадлежат разным плоскостям;
- Построение LF, LТ, LН,так как При выборе другого ответа появляется комментарий, что точки принадлежат разным плоскостям;
- Получили сечениеHTFML – пятиугольник
Работа по готовым чертежам: Приложение
Повторив основные геометрические тела, алгоритм построения сечения в многограннике, рассмотрим сечения, предложенные на рабочих листах (Приложение 2), и выберем из предложенных чертежей верно построенное сечение. В случае неправильно построенного сечения объяснить неверно построенные элементы.
- На первом рисунке сечение построено не верно, так как (Слайд 33)
- Второе сечение построено верно:
- На третьем рисунке сечение построено не верно, так как (Слайд 33)
Рассмотрим построение сечений в прямоугольном параллелепипеде: задание выполняется аналогично предыдущему, каждое неверно построенное сечение обосновывается учащимися, одновременно их действия демонстрируются на интерактивной доске. Подробное построение третьего сечения выполнить с записью на рабочем листе и комментариями около доски.
- На первом рисунке сечение построено не верно, так как (Слайд 34)
- Второе сечение построено верно
- Построим сечение прямоугольного параллелепипеда
плоскостью (MNP) программе «Живая геометрия»
Сечение построить на интерактивной доске с помощью учеников, учащиеся строят сечения у себя за компьютерами.
Мы построили сечение плоскостью (МNP), а как вы думаете, изменится ли сечение если поменять место расположение точек M, N, P. Попробуйте подвигать эти точки.С помощью этой программы мы видим как проходит секущая плоскость, и как она зависит от расположения точек. Попробуйте нажать кнопку ВРАЩАТЬ, данная функция позволяет увидеть сечение в движении.
Работа на отработку навыков построения: Приложение 3 «Живая геометрия»
Мы с вами повторили методы построения сечений в многогранниках, поэтому следующим заданием будет построить сечение тетраэдра и параллелепипеда плоскостью (MNP) в программе «Живая геометрия» (учащиеся строят около доски, все остальные на своих местах).