Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для 3 класса по математике»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная программа по предмету «Математика» разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным стандартом начального общего образования (Приложение к приказу Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. № 286;
Федеральным государственным образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приказ МОиН РФ № 1598, утвержденный приказом МОиН РФ 19 декабря 2014 года;
Федеральной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования детей с ОВЗ (Приказ Министерства просвещения России от 24.11.2022 № 1023);
СанПиН организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи – СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 № 28;
Постановлением «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям организации воспитания и обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10 июля 2015 года;
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ п. Яйва»;
Адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 7.1.) МБОУ «СОШ п. Яйва» на 2023-2028 г.г.от 30.08.2023 г.;
Учебным планом МБОУ «СОШ п. Яйва» на 2023-2024 учебный год;
Календарным учебным графиком МБОУ «СОШ п. Яйва» на 2023-2024 учебный год;
Данная программа будет реализована в 3 классе для детей с ЗПР.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных,развивающих целей, а также целей воспитания:
1. Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.
2. Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
3. Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
4. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.
Особенности познавательной деятельности и интеллектуального развития детей с ЗПР определяют специфику изучения предмета. Как правило, обучающиеся с ЗПР не проявляют достаточной познавательной активности и стойкого интереса к учебным заданиям, они не могут обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения задания, у них нет стремления к улучшению результата.
Трудности пространственной ориентировки замедляют формирование знаний и представлений о нумерации чисел, числовой последовательности, затрудняют использование математических знаков «» (больше), освоение разрядов многозначных чисел, геометрического материала (чертежно-графических навыков и использования чертежно-измерительных средств).
Недостаточность развития словесно-логического мышления, логических операция анализа, синтеза, классификации, сравнения, обобщения, абстрагирования приводят к значительным трудностям в решении арифметических задач. Обучающиеся с ЗПР не всегда точно понимают смысл вопроса задачи, выбирают неверно действие для решения, могут «играть» с числами, не соотносят искомые и известные данные, не видят математических зависимостей. Инертность, замедленность и малоподвижность мыслительных процессов затрудняют формирование вычислительных навыков, использования правила порядка арифметических действий, алгоритма приема письменных вычислений. С трудом осваиваются и применяются учениками с ЗПР знания табличного умножения и деления, правила деления и умножения на ноль, внетабличное деление.
В программу учебного предмета «Математика» введены специальные разделы, направленные на коррекцию и сглаживание обозначенных трудностей, предусмотрены специальные подходы и виды деятельности, способствующие устранению или уменьшению затруднений.
В первую очередь предусмотрена адаптация объема и сложности материала к познавательным возможностям учеников. Для этого произведен отбор содержания учебного материала и адаптация видов деятельности обучающихся с ЗПР, а также предусматривается возможность предъявления дозированной помощи и/или использование руководящего контроля педагога. Трудные для усвоения темы детализируются, а учебный материал предъявляется небольшими дозами. Для лучшего закрепления материала и автоматизации навыков широко используются различные смысловые и визуальные опоры, увеличивается объем заданий на закрепление. Большое внимание уделяется практической работе и предметно-практическому оперированию, отработке алгоритмов работы с правилом, письменных приемов вычислений и т.д.
В программу включены темы, способствующие выявлению и восполнение математических представлений у детей с ЗПР о множестве и действиях со множествами предметов, о размере и форме предметов, их количестве и соотнесении количества. Введены часы на корректировку и формирование пространственных и временных представлений. При этом все обучение в этот период носит наглядно-действенный характер, все темы усваиваются в процессе работы с реальными предметами, на основе самостоятельного оперирования или наблюдая за действиями педагога.
Изучение курса математики сопровождается использованием заданий и упражнений, направленных на коррекцию и развитие мыслительных операций и логических действий, активизацию познавательных процессов. Отбор содержания учебного материала основан на принципе соблюдения обязательного минимума объема и сложности. Использование на уроках различных видов помощи способствует более прочному закреплению материала и постепенному переходу к продуктивной самостоятельной деятельности.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности обучающегося с ЗПР:
понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Планируемые результаты содержат допустимые виды помощи обучающимся с ЗПР, которые предъявляются при необходимости.
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни — возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию обучающимся многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).
В начальной школе математические знания и умения применяются обучающимся при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые обучающимся умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение математики в 3 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
УЧЁТ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Целевые приоритеты
Формы работы
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками
Поощрение, поддержка, похвала, просьба, поручения беседы, совместное обсуждение общих интересов, поездок, путешествий; организация учебных игр на уроке, дискуссий, бесед и т.д.
Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения
Беседы о нормах и правилах поведения, организация рефлексии и самооценки деятельности; организация дежурства классов (разбор случаев несоблюдения общепринятых норм); соблюдение правил работы в группе; взаимоконтроль обучающихся и т.д.
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений
Обсуждение, высказывание мнения и его обоснования, акцентирование внимания обучающихся на нравственных проблемах, анализ явлений, развитие у обучающихся умения совершать правильный выбор
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков персонажей
Применение на уроке интерактивных, современных форм работы учащихся
Электронное образование: программы-тренажеры, зачеты в электронных приложениях, обучающие платформы Учи.ру, Якласс, РЭШ, онлайн – уроки, онлайн – конференции, электронные презентации, электронные учебники; дистанционные технологии обучения, смешанное обучение, решение проектных задач, дискуссии, «мозговой штурм», деловая игра, мастер-класс, интеллектуальные игры, групповые формы работы или работу в парах и т.д.
Организация предметных образовательных событий
Проведение предметных недель, конференций, олимпиад
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников
Наставничество по форме «успевающий – неуспевающий» (вариант поддержки для достижения образовательных результатов), «равный - равному» (обмен навыками для реализации творческих и образовательных проектов)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Основное содержание обучения в федеральной программе представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация».
3 КЛАСС
Числа и величины
Числа в пределах 1000: чтение, запись, сравнение, представление в виде суммы разрядных слагаемых. Равенства и неравенства: чтение, составление. Увеличение/уменьшение числа в несколько раз. Кратное сравнение чисел.
Масса (единица массы — грамм); соотношение между килограммом и граммом; отношение «тяжелее/легче на/в».
Стоимость (единицы — рубль, копейка); установление отношения «дороже/дешевле на/в». Соотношение «цена, количество, стоимость» в практической ситуации.
Время (единица времени — секунда); установление отношения «быстрее/медленнее на/в». Соотношение «начало, окончание, продолжительность события» в практической ситуации.
Длина (единица длины — миллиметр, километр); соотношение между величинами в пределах тысячи.
Площадь (единицы площади — квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр).
Арифметические действия
Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100 (табличное и внетабличное умножение, деление, действия с круглыми числами).
Письменное сложение, вычитание чисел в пределах 1000.
Действия с числами 0 и 1.
Письменное умножение в столбик, письменное деление уголком. Письменное умножение, деление на однозначное число в пределах 100.
Алгоритмы письменных приемов вычисления (сложения, вычитания, умножения и деления) в пределах 1000.
Проверка результата вычисления (прикидка или оценка результата, обратное действие, применение алгоритма, использование калькулятора). Деление с остатком.
Переместительное, сочетательное свойства сложения, умножения при вычислениях.
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Алгоритм записи уравнения.
Порядок действий в числовом выражении, значение числового выражения, содержащего несколько действий (со скобками/без скобок), с вычислениями в пределах 1000.
Однородные величины: сложение и вычитание.
Текстовые задачи
Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представление на модели, планирование хода решения задачи, решение арифметическим способом. Задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше, на/в), зависимостей (купля-продажа, расчёт времени, количества), на сравнение (разностное, кратное). Запись решения задачи по действиям и с помощью числового выражения. Проверка решения и оценка полученного результата.
Доля величины: половина, треть, четверть, пятая, десятая часть в практической ситуации; сравнение долей одной величины. Задачи на нахождение доли величины.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей). Виды треугольников.
Периметр многоугольника: измерение, вычисление, запись равенства. Вычисление периметра прямоугольника (квадрата) разными способами.
Измерение площади, запись результата измерения в квадратных сантиметрах. Вычисление площади прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами, запись равенства. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным значением площади. Сравнение площадей фигур с помощью наложения.
Математическая информация
Классификация объектов по двум признакам.
Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения: конструирование, проверка. Логические рассуждения со связками «если …, то …», «поэтому», «значит».
Извлечение и использование для выполнения заданий информации, представленной в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание уроков, движения автобусов, поездов); внесение данных в таблицу; дополнение чертежа данными.
Формализованное описание последовательности действий (инструкция, план, схема, алгоритм).
Столбчатая диаграмма: чтение, использование данных для решения учебных и практических задач.
Алгоритмы изучения материала, выполнения обучающих и тестовых заданий на доступных электронных средствах обучения (интерактивной доске, компьютере, других устройствах).
Универсальные учебные действия
Универсальные познавательные учебные действия:
сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические фигуры);
выбирать приём вычисления, выполнения действия;
конструировать геометрические фигуры;
классифицировать объекты (числа, величины, геометрические фигуры, текстовые задачи в одно действие) по выбранному признаку;
прикидывать размеры фигуры, её элементов;
использовать элементарные знаково-символические средства для организации своих познавательных процессов (использование знаково-символических средств при образовании чисел в пределах 1000, использование схемы для решения задачи из числа предложенных, составление схемы к задаче, составление задачи по схеме, различение понятий число» и «цифра», овладение математическими знаками и символами и т.д.);
понимать смысл зависимостей и математических отношений, описанных в задаче;
осмысленно читать тексты математических задач (уточнять лексическое значение слов, определять структуру задачи, находить опорные слова, выделять и объяснять числовые данные, находить известные и искомые данные);
различать и использовать разные приёмы и алгоритмы вычисления;
выбирать метод решения (моделирование ситуации, перебор вариантов, использование алгоритма);
соотносить начало, окончание, продолжительность события в практической ситуации;
составлять ряд чисел (величин, геометрических фигур) по самостоятельно выбранному правилу;
моделировать предложенную практическую ситуацию;
устанавливать последовательность событий, действий сюжета текстовой задачи.
Работа с информацией:
читать информацию, представленную в разных формах;
извлекать и интерпретировать числовые данные, представленные в таблице, на диаграмме;
уметь производить анализ и преобразование информации в виде таблиц (анализировать имеющиеся данные об объектах, заносить их в соответствующую строку и столбец таблицы, определять количество столбцов и строк таблицы, исходя из данных, оформлять таблицу);
записывать результаты разнообразных измерений в числовой форме (знание единиц измерения и понимание к каким величинам они применяются, понимание того, что одна и та же величина может быть выражена в разных единицах, выражать величины в числовой форме в зависимости от выбранной единицы измерения, соотносить числа, выраженные в разных мерах и т.д.);
заполнять таблицы сложения и умножения, дополнять данными чертеж;
устанавливать соответствие между различными записями решения задачи;
использовать дополнительную литературу (справочники, словари) для установления и проверки значения математического термина (понятия).
Универсальные коммуникативные учебные действия:
слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его;
использовать адекватно речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных задач, договариваться о распределении функций;
уметь работать в паре, в подгруппе;
использовать математическую терминологию для описания отношений и зависимостей;
строить речевые высказывания для решения задач; составлять текстовую задачу;
объяснять на примерах отношения «больше/меньше на … », «больше/меньше в … », «равно»;
использовать математическую символику для составления числовых выражений;
выбирать, осуществлять переход от одних единиц измерения величины к другим в соответствии с практической ситуацией;
участвовать в обсуждении ошибок в ходе и результате выполнения вычисления.
Универсальные регулятивные учебные действия:
выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оречевлять алгоритм решения математических заданий и соотносить свои действия с алгоритмом;
исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно;
проверять ход и результат выполнения действия;
выбирать и использовать различные приёмы прикидки и проверки правильности вычисления; проверять полноту и правильность заполнения таблиц сложения, умножения.
Совместная деятельность:
принимать правила совместной деятельности при работе в парах, группах, составленные учителем или самостоятельно;
при работе в группе или в паре выполнять предложенные задания (находить разные решения; определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время);
договариваться о распределении обязанностей в совместном труде, выполнять роли руководителя, подчинённого, сдержанно принимать замечания к своей работе;
с помощью учителя выполнять совместно прикидку и оценку результата выполнения общей работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обучающийся с ЗПР младшего школьного возраста достигает планируемых результатов обучения в соответствии со своими возможностями и способностями. На его успешность оказывают влияние индивидуальные особенности познавательной деятельности, темп деятельности, особенности формирования учебной деятельности (способность к целеполаганию, готовность планировать свою работу, самоконтроль и т. д.).
Планируемые результаты освоения программы по математике, представленные по годам обучения, отражают, в первую очередь, предметные достижения обучающегося. Также они включают отдельные результаты в области становления личностных качеств и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения. Тем самым подчеркивается, что становление личностных новообразований и универсальных учебных действий осуществляется средствами математического содержания курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» в начальной школе у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие личностные результаты:
осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; стремиться углублять свои математические знания и умения;
пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
Базовые логические действия:
устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость);
устанавливать закономерность в числовом ряду и продолжать его (установление возрастающих и/или убывающих числовых закономерностей на доступном материале, выявление правила расположения элементов в ряду, проверка выявленного правила);
приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач;
использовать элементарные знаково-символические средств для организации своих познавательных процессов (использование знаково-символических средств при образовании чисел, овладение математическими знаками и символами и т.д.);
осмысленно читать тексты математических задач (уточнять лексическое значение слов, определять структуру задачи, находить опорные слова, выделять и объяснять числовые данные, находить известные и искомые данные);
представлять текстовую задачу, её решение в виде схемы, арифметической записи.
Базовые исследовательские действия:
проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;
понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов).
Работа с информацией:
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;
читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
записывать результаты разнообразных измерений в числовой форме (знание единиц измерения и понимание к каким величинам они применяются, понимание того, что одна и та же величина может быть выражена в разных единицах, выражать величины в числовой форме в зависимости от выбранной единицы измерения, соотносить числа, выраженные в разных мерах и т.д.);
принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его;
использовать адекватно речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных задач, договариваться о распределении функций;
уметь работать в паре, в подгруппе;
с помощью педагога строить логическое рассуждение;
после совместного анализа использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ;
комментировать процесс вычисления, построения, решения;
объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии (при необходимости с опорой на визуализацию и речевые шаблоны);
в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида –описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; составлять по аналогии;
самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным после совместного анализа.
Универсальные регулятивные учебные действия:
Самоорганизация:
выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оречевлять алгоритм решения математических заданий и соотносить свои действия с алгоритмом;
выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
Самоконтроль:
исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; оценивать их;
выбирать и при необходимости корректировать способы действий.
Самооценка:
предусматривать способы предупреждения ошибок (задать вопрос педагогу, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);
оценивать рациональность своих действий, (с опорой на алгоритм/опорные схемы) давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
принимать правила совместной деятельности при работе в парах, группах, составленные учителем или самостоятельно;
участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы;
осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000;
заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых;
находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз (в пределах 1000);
выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 — устно, в пределах 1000 — письменно); умножение и деление на однозначное число (в пределах 100 — устно и письменно) с опорой на алгоритм;
выполнять действия умножение и деление с числами 0 и 1; деление с остатком;
выполнять деление с остатком с опорой на правило;
устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления (при необходимости с использованием смысловой опоры);
использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений (при необходимости с использованием терминологических таблиц);
решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, вычитании (с опорой на алгоритм);
использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения;
использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени (минута, час, секунда), стоимости (копейка, рубль);
преобразовывать одни единицы данной величины в другие (при необходимости с использованием таблиц величин);
определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время; выполнять прикидку и оценку результата измерений; определять продолжительность события (с направляющей помощью учителя);
сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше, на/в» (при необходимости с использованием таблиц величин);
называть, находить после совместного анализа долю величины (половина, четверть);
сравнивать величины, выраженные долями;
знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях (покупка товара, определение времени, выполнение расчётов) соотношение между величинами; выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число;
решать задачи в одно-два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления);
конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные части;
сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений);
находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата), используя правило/алгоритм;
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»;
формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые), в том числе с использованием изученных связок;
классифицировать объекты по одному-двум признакам;
извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание, режим работы), в предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка);
структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу;
составлять план выполнения учебного задания и следовать ему; выполнять действия по алгоритму;
сравнивать математические объекты (находить общее, различное, уникальное);
выбирать верное решение математической задачи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Всего
Контрольные работы
Практические работы
Раздел 1.Числа и величины
1.1
Числа
10
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
1.2
Величины
8
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
Итого по разделу
18
Раздел 2.Арифметические действия
2.1
Вычисления
40
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
2.2
Числовые выражения
7
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
Итого по разделу
47
Раздел 3.Текстовые задачи
3.1
Работа с текстовой задачей
12
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
3.2
Решение задач
11
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
Итого по разделу
23
Раздел 4.Пространственные отношения и геометрические фигуры
4.1
Геометрические фигуры
9
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
4.2
Геометрические величины
13
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
Итого по разделу
22
Раздел 5.Математическая информация
5.1
Математическая информация
15
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
Итого по разделу
15
Повторение пройденного материала
4
1
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
Итоговый контроль (контрольные и проверочные работы)
7
7
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
136
7
1
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата изучения
Электронные цифровые образовательные ресурсы
Всего
Контрольные работы
Практические работы
1
Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a58e
2
Сложение и вычитание однородных величин
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0f200
3
Взаимосвязь арифметических действий: сложения и вычитания, умножения и деления
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0d5cc
4
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, в несколько раз
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0896e
5
Неизвестный компонент арифметического действия: различение, называние, комментирование процесса нахождения
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0f3d6
6
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия сложения (вычитания)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0ee40
7
Изображение фигур – отрезка, прямоугольника, квадрата – с заданными измерениями; обозначение фигур буквами
1
8
Входная контрольная работа
1
1
9
Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представление текста на модели. Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e10588
10
Таблицы с данными о реальных процессах и явлениях; внесение данных в таблицу
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e15ec0
11
Решение задач с геометрическим содержанием
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e17068
12
Логические рассуждения (одно-двухшаговые) со связками «если …, то …», «поэтому», «значит», «все», «и», «некоторые», «каждый»
Задачи на применение смысла арифметических действий сложения, умножения
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e10ed4
16
Таблица умножения и деления
1
17
Умножение и деление в пределах 100: приемы устных вычислений
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a3cc
18
Сочетательное свойство умножения
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e08eb4
19
Нахождение периметра многоугольника
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1338c
20
Задачи на применение смысла арифметических действий вычитания, деления
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1158c
21
Соотношение «цена, количество, стоимость» в практической ситуации
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0944a
22
Задачи применение зависимости "цена-количество-стоимость"
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e11708
23
Задачи на движение одного объекта. Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов
1
24
Порядок действий в числовом выражении (со скобками)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0f034
25
Порядок действий в числовом выражении (без скобок)
1
26
Задачи на расчет скорости, времени или пройденного пути при движении одного объекта. Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи
1
27
Контрольная работа №1
1
1
28
Равенства и неравенства с числами: чтение, составление
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e08658
29
Умножение и деление в пределах 100: таблица умножения и деления
1
30
Умножение и деление с числом 6
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0ade0
31
Задачи на понимание отношений больше или меньше на…
1
32
Задачи на разностное сравнение
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e11d02
33
Задачи на кратное сравнение
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e11f3c
34
Задачи на понимание отношений больше или меньше в…
1
35
Столбчатая диаграмма: чтение
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e173e2
36
Столбчатая диаграмма: использование данных для решения учебных и практических задач
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e175ae
37
Сравнение математических объектов (общее, различное, уникальное/специфичное)
1
38
Выбор формы представления информации. Линейные диаграммы
1
39
Умножение и деление с числом 7
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0afb6
40
Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения: конструирование, проверка
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e15b14
41
Свойства чисел. Математические игры с числами
1
42
Кратное сравнение чисел
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e08cc0
43
Равенства и неравенства: установление истинности (верное/неверное)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e087e8
44
Единицы площади – квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e09e4a
45
Площадь прямоугольника, квадрата
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e13bca
46
Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным значением площади. Сравнение площадей фигур с помощью наложения
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e139fe
47
Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e12c66
48
Конструирование многоугольника из данных фигур, деление многоугольника на части
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e129e6
49
Периметр и площадь прямоугольника: общее и различное
1
50
Площадь и приемы её нахождения
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e13f6c
51
Нахождение площади прямоугольника, квадрата
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e146ce
52
Алгоритмы (правила) нахождения периметра и площади
Планирование хода решения задачи арифметическим способом. Решение задач изученных видов
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e16640
58
Конструирование прямоугольника из данных фигур, деление прямоугольника на части
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e12df6
59
Переход от одних единиц площади к другим
1
60
Задачи на работу (производительность труда) одного объекта
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e11884
61
Задачи на расчет производительности труда, времени или объема выполненной работы
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e11a00
62
Применение переместительного, сочетательного свойства при умножении
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0ebc0
63
Проверка правильности нахождения периметра, площади прямоугольника
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e18d3c
64
Нахождение площади в заданных единицах
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e14142
65
Арифметические действия с числом 1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0cdf2
66
Умножение и деление в пределах 100: внетабличное выполнение действий
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0b678
67
Арифметические действия с числом 0
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0cfc8
68
Нахождение площади фигуры, составленной из прямоугольников (квадратов)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e148e0
69
Оценка решения задачи на достоверность и логичность
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e12266
70
Вычисления с числами 0 и 1. Деление нуля на число
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0d18a
71
Задачи на нахождение доли величины
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e12400
72
Доля величины: сравнение долей одной величины
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e12586
73
Доля величины: половина, четверть в практической ситуации, сравнение величин, выраженных долями
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a1f6
74
Алгоритмы (правила) построения геометрических фигур. Правила построения окружности и круга
1
75
Время (единица времени — секунда); установление отношения «быстрее/ медленнее на/в». Определение с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов времени; прикидка и оценка результата измерений
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e095bc
76
Время (единица времени — секунда); соотношение «начало, окончание, продолжительность события» в практической ситуации
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0974c
77
Расчёт времени. Соотношение «начало, окончание, продолжительность события» в практической ситуации
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0999a
78
Соотношение «больше/ меньше на/в» в ситуации сравнения предметов и объектов на основе измерения величин
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0a020
79
Контрольная работа №3
1
1
80
Устное умножение суммы на число
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0baf6
81
Умножение и деление двузначного числа на однозначное число
1
82
Внетабличное устное умножение и деление в пределах 100
1
83
Приемы умножения двузначного числа на однозначное число
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0bcc2
84
Выбор верного решения задачи
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e10d4e
85
Разные способы решения задачи
1
86
Деление суммы на число
1
87
Разные приемы записи решения задачи
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e120e0
88
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия умножения (деления)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0d400
89
Устное деление двузначного числа на двузначное
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0b8ee
90
Проверка результата вычисления: обратное действие, применение алгоритма, оценка достоверности результата
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0e634
91
Деление на однозначное число в пределах 100
1
92
Применение устных приёмов вычисления для решения практических задач
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0be8e
93
Контрольная работа №4
1
1
94
Задачи на понимание смысла арифметического действия деление с остатком
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0c212
95
Устное деление с остатком; его применение в практических ситуациях
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0c3f2
96
Нахождение периметра в заданных единицах длины
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e13666
97
Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным значением периметра
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e14c8c
98
Дополнение изображения (чертежа) данными на основе измерения
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e14e62
99
Работа с таблицей: анализ данных, использование информации для ответов на вопросы и решения задач
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e16078
100
Стоимость (единицы — рубль, копейка); установление отношения «дороже/дешевле на/в» (в повторение)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e092c4
101
Практическая работа по разделу "Величины". Повторение
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e14ab6
102
Числа в пределах 1000: чтение, запись, упорядочение
1
103
Работа с информацией: чтение информации, представленной в разной форме. Римская система счисления
1
104
Числа в пределах 1000: чтение, запись
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e07208
105
Увеличение и уменьшение числа в несколько раз (в том числе в 10, 100 раз)
1
106
Числа в пределах 1000: представление в виде суммы разрядных слагаемых
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0820c
107
Математическая информация. Алгоритмы. Повторение
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e17aea
108
Классификация объектов по двум признакам
1
109
Числа в пределах 1000: сравнение
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e07ff0
110
Масса (единица массы — грамм); соотношение между килограммом и граммом; отношение «тяжелее/легче на/в»
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e09116
111
Измерение длины объекта, упорядочение по длине
1
112
Длина (единица длины — миллиметр, километр); соотношение между величинами в пределах тысячи
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e09bde
113
Нахождение периметра прямоугольника, квадрата
1
114
Сложение и вычитание с круглым числом
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0ca46
115
Сложение и вычитание в пределах 1000
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0cc1c
116
Алгоритмы (правила) устных и письменных вычислений (сложение, вычитание, умножение, деление)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e16c6c
117
Письменное умножение на однозначное число в пределах 100
1
118
Письменное сложение в пределах 1000
1
119
Письменное вычитание в пределах 1000
1
120
Алгоритм деления на однозначное число
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0defa
121
Контрольная работа №5
1
1
122
Умножение круглого числа, на круглое число
1
123
Деление круглого числа, на круглое число
1
124
Приемы умножения трехзначного числа на однозначное число
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0dd2e
125
Изображение прямоугольника с заданным отношением длин сторон (больше или меньше на, в)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e17220
126
Умножение и деление трехзначного числа на однозначное число
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e18120
127
Задачи на расчет времени, количества
1
128
Приемы деления трехзначного числа на однозначное число
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1043e
129
Приемы деления на однозначное число
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e102b8
130
Проверка правильности вычислений: прикидка и оценка результата. Знакомство с калькулятором
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e0e81e
131
Числа. Числа от 1 до 1000. Повторение
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e17c7a
132
Текстовые задачи. Задачи в 2-3 действия. Повторение и закрепление
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1858a
133
Запись решения задачи по действиям с пояснениями и с помощью числового выражения
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e18b70
134
Алгоритмы (правила) порядка действий в числовом выражении
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e16eb0
135
Нахождение значения числового выражения (со скобками или без скобок)
1
136
Итоговая контрольная работа
1
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
136
7
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Моро М.И. Тетрадь по математике для 3 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2019.
Моро М.И. Тетрадь по математике для 3 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2019.
Уткина Н.Г., Улитина Н.В., Юдачева Т.В. Дидактический материал по математике для 3 класса четырёхлетней нач. шк.: Пособие для учащихся. – М.: АРКТИ, 2001.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие к учебнику «Математика». 3 класс / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова.- М.: Просвещение, 2019.
Дмитриева О.И и др. Поурочные разработки по математике + Текстовые задачи двух уровней сложности к учебному комплекту М.И. Моро и др. - М.:ВАКО, 2007.
Контрольные работы по математике. 1-4 классы к учебнику М.И. Моро и др. Автор: В.Н. Рудницкая-М.: Экзамен, 2007.
Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 2 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 1-4 классы. В 2-х частях»/ В.Н. Рудницкая. – М.: Изда-тельство «Экзамен», 2009.
Волкова С. И. Проверочные работы к учебнику «Математика. 1-4 классы». – М.: Просвещение, 2016.
Ракитина М. Г. Математика: 1-4 классы: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2014.
Считай без ошибок: справочник школьника по математике / Сост. Н. Е. Точная. – СПб.: Литера, 2009.
Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по математике: Счет в пределах десятка: 2 класс. – М.: Астрель, 2016.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok
Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1september.ru
Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net
Учитель портал: http://www.uchportal.ru
Видеоуроки по основным предметам школьной программы:
http://inerneturok.ru
Сайт «Самоучка» samouchka.com.ua
«Отличник» сайт ресурса: www.otlichnyk.ru
«Знайка». Задания для обучающихся начальных классов сайт ресурса: