kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО обучающихся с НАДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - образовательная программа) является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ №___»  (далее - Школа), определяющим приоритетные цели, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО обучающихся с НАДО»

ВАРИАНТ 6.1


Оглавление


1. Целевой раздел 3


1.1 Пояснительная записка 3


1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования………………………………………………………………….….8


1.3. Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования……………………………………………………...……………11


2. Содержательный раздел………………………………………………..……15


2.1. Программа формирования УУД…………………..……………………15


2.2. Программа отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности…………………………………………………………...…...…15


2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания………...…15


2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни………………….……………………………..….15


2.5. Направление и содержание программы коррекционной работы……..15


3. Организационный раздел………………………………………………….....25


3.1. Учебный план…………………………………………………………….25


3.2. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата……………………………………………………………….... 28



















  1. Целевой раздел


1.1. Пояснительная записка


Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - образовательная программа) является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ №___» г. Брянска (далее - Школа), определяющим приоритетные цели, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.


Цель реализации АООП НОО обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником с НОДА целевых установок, знаний, умений, навыков,


компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;


Образовательная программа разработана педагогическим коллективом МБОУ«СОШ № __» (далее - Школа) в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:


- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);


  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15» "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным программам основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"»


  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (зарегистрирован в Минюст России от 22.12.2009 № 15785) «Об утверждении и введении в


действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») с изменениями;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года);


    • Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;


    • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ;


  • Устав Школы


Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками.


Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.


Он полностью включѐн в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную Программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей,промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах1. Эти специальные условия аттестаций конкретизируются применительно к особенностям обучающихся с НОДА по первому варианту ФГОС.


  • случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.


Обязательной является систематическая специальная помощь – создание условий для реализации особых образовательных потребностей. Основная образовательная Программа (требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной общеобразовательной Программы. Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной образовательной программы, осваиваемой обучающимся с НОДА. Требования к структуре, условиям и результатам коррекционной работы для каждого уровня образования задаются Стандартом образования обучающихся с НОДА применительно к каждой категории детей в данном варианте.


  • основе АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата заложены дифференцированный и деятельностный подходы.


Дифференцированный подход к построению АООП НОО для детей с НОДАпредполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с НОДА требованиями к:


- структуре образовательной программы;


- условиям реализации образовательной программы; - результатам образования.


Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.


Деятельностный подход основывается на теоретических положенияхотечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.


Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).


Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования.


  • АООП начального общего образования для обучающихся с НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает:


  • придание результатам образования социально и личностно значимого


характера;


  • прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;


  • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;


  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с НОДА на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

1Пункт 13 статьи 59 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).


В основу формирования адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с НОДА положены следующие


принципы:


- принципы государственной политики РФ в области образования2 (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);


- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;


- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;


- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;


- онтогенетический принцип;


- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с НОДА;


- принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области»;


- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;


- принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни;


- принцип сотрудничества с семьей.








  1. Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от


23.07.2013 N 203-ФЗ).


Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА


Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются виды патологии опорно-двигательного аппарата.


Для организации психолого-педагогического сопровождения ребѐнка с НОДА образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка еѐ результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер. В настоящем стандарте предлагается типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:


Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1.: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.


Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА


Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своѐ отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:


    • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;


    • требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;


    • необходимо использование специальных методов, приѐмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;


    • индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребѐнка;


    • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;


Для этой группы обучающихся обучение в общеобразовательной школе возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.


АООП НОО (вариант 6.1) для обучающихся с НОДА предусматривает различные варианты специального сопровождения обучающихся данной категории:


    • обучение в общеобразовательном классе по АООП НОО обучающихся с НОДА (вариант 6.1);


    • обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения;


    • организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами сопровождения Школы.



1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с НОДА АООП НОО соответствуют ФГОС НОО3.


Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.


Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата программы коррекционной работы


По каждому направлению коррекционной работы определяются планируемые результаты


реализации этой программы для каждого обучающегося.


  1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Медицинская коррекция и реабилитация»:


- Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приѐме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.


- Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное рабочее место, специализированные клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки, памперсы и др.).


- Умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к окружающей среде.


- Понимание ребѐнком того, что попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно. Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.


  • Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьѐй для принятия решения в области жизнеобеспечения.


  • Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту.


  • Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни. Сформированность умения брать на себя ответственность в этой деятельности.


  • Представление об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность. Прогресс ребѐнка в этом направлении.


  • Стремление ребѐнка активно участвовать в подготовке и проведении праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении.


  1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению: «Психологическая коррекция познавательных процессов»:


- Развитие у ребенка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

-Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и


метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных отношений.


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,


утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (далее – ФГОС НОО).





- Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности.


- Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия.


- Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию.


- Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.


- Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.


  1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»:


- Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность.


- Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов реагирования на отношение к нему окружающих.


- Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять ими.


- Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.


  1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению: «Психологическая коррекция социально-психологических проявлений»:


- Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.


- Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели.

  • Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.


  • Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника.


  1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений речи»:


- Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели.


- Формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим анализом. - Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации.


- Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи. - Автоматизация поставленных звуков.


- Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.


  1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»:


- Умение чтения разных слогов.


- Умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки.


-Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости.


- Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне. - Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.


- Умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне. - Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.


При составлении программы коррекционной работы, направленной на поддержку ребенка в освоении основной образовательной программы, необходимо руководствоваться рекомендациями, зафиксированными в Индивидуальной Программе Реабилитации ребенка-инвалида (ИПР) в разделе: «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации», выдаваемой федеральными государственными учреждениями Медико-Социальной Экспертизы.



1.3. Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования


Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения АООП НОО должна позволять вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с НОДА, освоивших АООП НОО.


  • процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).



Промежуточная аттестация планируемых результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО: личностных, предметных и метапредметных проводится в 1 – 4-классах. В соответствии с требованиями ФГОС НОО предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающегося. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимся образовательных результатах.


Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО не подлежат итоговой оценке. Обобщенная оценка личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.


Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения, описанных в частях «Регулятивные универсальные


учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия», «Чтение. Работа с текстом «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» пункта «Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО».


Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Оценка достижения предметных результатов ведѐтся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ по итогам четвертей и за год. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися, с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса, соответствующих базовому уровню. Определение четвертной отметки:


– высчитывается как среднее арифметическое, так как это единственное объективное и понятное ученику правило, только при этом условии ученик может контролировать действия учителя и самостоятельно заранее прогнозировать свою четвертную отметку;


– для определения среднего балла должны учитываться отметки за все темы, изученные в данной четверти: текущие отметки, обязательные отметки за задания проверочных и контрольных работ;


– среднее арифметическое высчитывается по отметкам, выставленным в официальный журнал за контрольные работы, и за текущие ответы.


Содержание промежуточной аттестации определяется утверждѐнной рабочей программой на каждый учебный год. В день проводится только одна форма контроля. ОУ самостоятельно планирует содержание и периодичность промежуточного контроля личностных, метапредметных и предметных результатов.


Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.


Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы


Применительно к варианту 6.1. ФГОС для детей с НОДА задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребѐнка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ изменений поведения ребенка в повседневной жизни по следующим позициям, соответствующим направлениям коррекционной работы с ребенком в условиях инклюзии:


  • адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;


  • способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;


  • владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;


  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);


  • осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной


организации;


  • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.


Результаты анализа изменений в повседневном поведении ребенка в варианте 6.1. ФГОС должны быть представлены также в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единиц, характеризующих достигнутый уровень жизненной компетенции ребенка в условиях инклюзии.


Формы и методы оценки обучающихся


Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трѐх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.


В соответствии с требованиями ФГОС НОО система оценки метапредметных и предметных результатов предусматривает уровневый подход (базовый и повышенный уровни) к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.


В процессе оценки личностных, метапредметных и предметных результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и другие).


Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть осуществлѐн в ходе текущей, промежуточной, тематической оценки, в рамках реализации рабочих программ по учебным предметам, курсам, программам внеурочной деятельности и измерен в следующих основных формах:


– выполнение стандартизированной проверочной работы;


– выполнение специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;


– выполнение учебно-познавательных и учебно-практических задач, продуктивных задач средствами учебных предметов;


– проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий;


– выполнение комплексных заданий на межпредметной основе;


– учебные исследования, решение проектных задач и защита проектов.


Контроль за предметными результатами осуществляется в разнообразных формах:


– проверочная работа;


– стандартизированная письменная работа. Соответствие уровня предметных результатов годовой отметки по предмету, выставленной учителем;


– контрольная работа, дополненная новыми формами контроля результатов, такими


как:


целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам), самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),


– учебные проекты;


– диктант;


– изложение (в 3 классе - обучение, в 4-м написание одного итогового);


– математический диктант;


– словарный диктант;


– списывание;


– тестирование;


– устный опрос.


Количество форм и их периодичность определяется рабочими программами по предметам и курсам.


    • учетом психолого-педагогических особенностей обучающего на проведение письменных работ для него отводится больше учебного времени (время выполнения работы увеличивается на 15- 20 мин с перерывом на необходимый обучающемуся отдых, двигательной активности), отдельные виды работ по русскому языку (фонетический разбор слов) могут быть оценены словесно без выставления отметки.


Итоговые работы за курс начальной школы внешнего мониторинга проводятся в отдельном кабинете (индивидуально), время на выполнение работы увеличивается на 20 мин, предусматривается перерыв в работе на двигательную активность (физкультурную паузу, возможность выхода в туалет).


  1. Содержательный раздел

2.1., 2.2., 2.3., 2.4.


Программа формирования универсальных учебных действий, программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с НОДА, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности соответствуют ФГОС НОО МБОУ «СОШ №___» г. Брянска.




2.5. Направление и содержание программы коррекционной работы


Программа коррекционной работы для обучающихся с НОДА должна соответствовать структуре данного вида программы, представленной в ФГОС начального общего образования. Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи для всех категорий детей с НОДА, осваивающих вариант 6.1. ФГОС НОО. Эти направления образуют структуру программы коррекционной работы, дополняющей основную образовательную программу:


  • медицинская коррекция и реабилитация (лечебно-воспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение);


  • психологическая коррекция познавательных процессов;


  • психологическая коррекция эмоциональных нарушений;


  • психологическая коррекция социально-психологических проявлений;


  • коррекция нарушений речи;


  • коррекция нарушений чтения и письма.


Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с НОДА, помимо


организации доступной среды, нуждаются в организации специальной помощи. Обязательным условием усвоения варианта 6,1. стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого ребенка с двигательными нарушениями. Психолого-педагогическая поддержка предполагает:


- помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками, родителями, учителями;


  • работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе;

  • поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;


  • обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.






























Программа коррекционной работы для детей с НОДА

Пояснительная записка


    • условиях модернизации системы образования, забота о психологической безопасности, здоровье обучающихся, создание комфортной образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, гарантирующей охрану и укрепление их физического, психологического и социального здоровья, комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам, становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования. Особую роль в проектировании и организации образовательной среды МБОУ «СОШ №__»г. Брянска, оценке содержания и результатов образовательного процесса приобретает целостная система психолого-педагогического сопровождения.


Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающегося с ОВЗ.


Программа позволяет реализовывать личностно-ориентированный подход через психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимися с ОВЗ стандарта образования. Данная программа позволяет оказать помощь родителям (законным представителям), учителям в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, а также способствует созданию в МБОУ СОШ №__ условий для сохранения и укрепления психического здоровья обучающихся, родителей, педагогов. Программа может уточняться и корректироваться.


Данная программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с НОДА и оказание помощи детям этой категории в освоении программы общего образования.


Программа психолого-педагогического сопровождения обеспечивает:


– выявление особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;


– осуществлении индивидуально-ориентированный психолого-медико– педагогической помощи обучающимся данной категории с учетом особенностей психофизического развития и их индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);


– возможность освоения обучающимися программы общего образования и их интеграции в образовательном учреждении, обществе.


Цели и задачи


Цель программы


Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями Стандарта направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с НОДА в освоении


программы общего образования в рамках АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию; помощи педагогам и родителям (законным представителям) в процессе обучения и воспитания данной категории детей. Она предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с НОДА посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа психолого-педагогического сопровождения предусматривает различные варианты специального сопровождения обучающихся с НОДА,


  • том числе и обучение по индивидуальной программе, с использованием надомной, очной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут различные варианты специального сопровождения обучающихся с НОДА, а также организационные формы работы.


Задачи программы


– своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;


– определять особые образовательные потребностей обучающихся с НОДА;


– определение особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;


– создавать условий, способствующих обучающимся с НОДА общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении;


– осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого–медико-педагогической комиссии);


– разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой специалиста образовательного учреждения;


– обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных коррекционных услуг;


– реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с НОДА.


– оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей по педагогическим, социальным и другим вопросам;


– оказание консультативной и методической помощи учителям МБОУ «СОШ № __»;


– создание в МБОУ «СОШ №__» условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.


Принципы формирования программы


Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:


1. Соблюдение интересов ребенка.


Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.


2. Осведомленное согласие родителей (законных представителей).


Принцип обеспечивает осуществление коррекционной деятельности на основании согласия родителей (законных представителей) и предполагает разъяснительную работу по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.


  1. Системность.


Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, то есть системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.


  1. Непрерывность.


Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи решения проблемы.


  1. Вариативность.


Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.


  1. Рекомендательный характер оказания помощи.


Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представите-лями) вопроса о направлении (переводе) детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).


Направление и содержание работы


Программа коррекционной работы с НОДА включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие еѐ основное содержание:


  1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с НОДА с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП НОО.

Проведение диагностической работы включает:


– изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях обучающихся НОДА, представленных в заключении психолого-медико-педагогической комиссии;


– комплексный сбор сведений об обучающихся с НОДА на основании диагностической информации от специалистов различного профиля;


– установление этиологии, механизма, структуры дефекта у обучающихся с НОДА;


– изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающихся с НОДА;


– анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач, содержания, методов коррекционной помощи обучающимся с НОДА;


– осуществление мониторинга динамики развития обучающихся с НОДА, их успешности в освоении АООП НОО с целью дальнейшей корректировки коррекционных мероприятий.


  1. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоении ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:


– системное и разносторонне развитие и коррекцию;


– совершенствование коммуникативной деятельности;


– развитие и коррекцию дефицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) у обучающихся с НОДА;


– развитие познавательной деятельности, высших психических функций (что возможно только лишь в процессе развития речи);


– формирование или коррекцию нарушений развития личности, эмоционально-волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации обучающегося с НОДА.


3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с НОДА в освоении АООП НОО, консультирование педагогов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с НОДА.


Консультативная работа включает:


– выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с НОДА для всех участников образовательного процесса;


– консультирование специалистами педагогов по выбору дифференцированных индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимися;


– консультированную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционно-развивающего обучения учащегося с НОДА.

    1. Информационно-просветительская работа направлена на осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным


  • особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с НОДА, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.


Информационно-просветительская работа включает:


– различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, лекции, беседы, использование информационных средств), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса и обучающимся, их родителям (законным представителям), вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с НОДА;


– проведение тематического обсуждения индивидуально-типологических особенностей обучающихся с НОДА с участниками образовательного процесса, родителями (законными представителями) обучающегося.

Коррекционно-развивающие занятия


Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с НОДА предусматривают


индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию когнитивных функций. Коррекционно-развивающие занятия могут быть направлены на развитие ощущений,


ориентировки в пространстве. В связи с необходимостью развития коммуникативных


навыков возможно введение коррекционно-развивающих занятий «Основы коммуникации». С детьми, имеющими выраженные двигательные нарушения в сочетании с нарушениями пространственных представлений, могут быть введены занятия по темам: «Психомоторика и развитие сенсорных процессов», «Социально-бытовая ориентировка», обеспечивающие коррекцию и компенсацию нарушений мелкой моторики.


Этапы реализации программы


Данная программа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.


  1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является учет особенностей развития детей, определения


специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.


2.Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).


Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.


3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).


Результатом является констатация созданных условий и выработанных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.


    1. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).


Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс


  • процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.


Механизм реализации программы


Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие педагогов и специалистов МБОУ СОШ №__, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся с НОДА в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:


– комплексность в определении и решении проблем ребѐнка, предоставление ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;


– многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;


– составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, эмоционально- волевой и личностной сфер ребѐнка.


Консолидация усилий психолога, педагогов, социального педагога позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребенка. Формой организованного взаимодействия сотрудников в МБОУ СОШ №__ становится школьный ПМПк, который предоставляет многопрофильную помощь ребенку и его родителям (законным представителям), а также сотруднику МБОУ СОШ №__ образовательному и воспитательному процессу в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием и социализацией детей.



Планируемые результаты


В ходе реализации предложенной программы ожидаются следующие результаты:


– создание системы комплексной помощи обучающимся с НОДА в освоении программы общего образования, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию;


– создание специальных условий обучения и воспитания обучающихся в МБОУ «СОШ №__», позволяющих учитывать их особые образовательные потребности посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;


– создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

На каждого ученика заполняется и ведется в течение всего времени обучения индивидуальная психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.


Планируемые результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с НОДА в различных средах.


Ожидаемые результаты по направлению: «Психологическая коррекция познавательных процессов»:


– развитие у ребенка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность;


– умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных отношений;


– увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности;


– умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия;


– умение планировать свою деятельность по времени и содержанию;


– умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы;


– умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.


Ожидаемые результаты по направлению: «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»:


– смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность;


– смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность;


– умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять ими;


– практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.



– уменьшение ореола исключительности психологических проблем;


– модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов реагирования на отношение к нему окружающих;


– умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;


– умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника.


Ожидаемые результаты по направлению: «Коррекция нарушений речи»:


– умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели;


– умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.


Выше перечисленные результаты отслеживаются для каждого обучающегося в индивидуальной карте развития с помощью таблицы «Оценка социально-личностных результатов (жизненной компетенции)».



Динамическое наблюдение педагогом-психологом


в ходе коррекционных занятий: «Оценка социально-личностных результатов (жизненной компетенции)»


Учебный год

Наблюдаемый параметр



начало года





конец года


динамика


Выводы, рекомендации


Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с НОДА в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.

Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы специального сопровождения обучающихся с НОДА. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся


  • НОДА.







    1. Организационный раздел


3.1. Учебный план


Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО МБОУ «СОШ №__» г. Брянска


Пояснительная записка


Настоящий учебный план фиксирует общий объѐм нагрузки, максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план разработан на основе:


  • - Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);


  • ..Федерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) в действующей редакции;


  • ..СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);


  • ..Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ№ __» г. Брянска.


  • ..Устава школы.



Реализация учебного плана на начальной ступени общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента всего последующего обучения, в том числе:


    • учебной деятельности, как системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать


  • оценивать учебные действия и их результат;


    • универсальных учебных действий;


    • познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.



Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:


    • формирование гражданской идентичности;

    • приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;


  • формирование готовности к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;


    • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;


    • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Программа отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей


области разрабатывается на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с НОДА в соответствии с заключением ПМПК учащихся. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:


 ..введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных


потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и


(или) физическом развитии;


 ..введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.


По желанию родителей (законных представителей) обучающихся уроки физической культуры реализуются в форме семейного образования.


Для детей с НОДА в коррекционной части программы предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций. Предметы коррекционного цикла следует определять в зависимости от имеющихся у детей нарушений:


  • преимущественно двигательных;


  • преимущественно речевых;


  • сочетание двигательных и речевых;


  • недостатков общего психического развития.


    • зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с детьми данной категории должна строиться дифференцированно.


    • цикл коррекционных занятий обязательно включаются:


логопедические занятия для детей с речевой патологией, с использованием компьютерных


программ при самых тяжелых нарушениях (анартрия);


индивидуальные и групповые занятия для коррекции нарушенных психических функций.


  • дальнейшем содержание коррекционных занятий определяется в зависимости от особенностей структуры речевого и двигательного развития каждого обучающегося.






Учебный план МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа № __» г. Брянска на 2017-2018 год.

(Начальное общее образование 1-4 классы)

п.п.

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в год / неделю


Всего

1а б (школа России)

2аб(школа

России)

3аб(школа

России)

4аб(школа

России)


Русский язык и литературное чтение

Русский язык1

5/165

5/170

5/170

5/4 (153)

39/1316

Литературное чтение

4/132

4/136

4/136

4/3 (119)

36/1046

Иностранный язык

Иностранный язык

-

2/68

2/68

2/68

12/408

Математика и информатика

Математика

4/132

4/136

4/136

4/136

32/1056

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Окружающий мир

2/66

2/68

2/68

2/68

16/540

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

-

-

-

1/34

1/68

Искусство

Музыка

1/33

1/34

1/34

1/34

8/270

Изобразительное искусство

1/33

1/34

1/34

1/34

8/270

Технология

Технология

1/33

1/34

1/34

1/34

8/270

Физическая культура

Физическая культура

3/99

3/102

3/102

3/102

24/810



Итого

21/693

23/782

23/782

23/782

180/6078


Часть, формируемая участниками образовательного процесса

( 5-дневная учебная неделя)

-

-

-

-


-


Максимально допустимая годовая нагрузка (5-дневная учебная неделя)

-

21/693


23/782


23/782


23/782

180/6078



Календарный учебный график соответствуют календарному учебному графику ООП НОО школы.




3.2. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата


Система условий реализации ООП НОО представляет собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:


  • обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для учащихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся;


  • гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся;


  • комфортной по отношению к учащимся и педагогическим работникам.



Кадровые условия реализации ООП НОО

Школа укомплектована квалифицированными кадрами. Уровень квалификации работников для каждой занимаемой должности соответствует

Квалификационным характеристикам и квалификационной категории.



Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в 3 года.


За последние 3 года педагогические работники прошли повышение квалификации в рамках семинаров, проводимых методической службой школы и города, на курсах повышения квалификации.




Финансовые условия


Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися с ТНР общедоступного и бесплатного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию АООП НОО в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.


Согласно п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ.

Финансовые условия реализации АООП НОО должны:


    1. обеспечивать возможность выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к условиям реализации и структуре АООП НОО;

  1. обеспечивать реализацию обязательной части АООП НОО и части, формируемой участниками образовательной деятельности, учитывая вариативность особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей развития обучающихся;


  1. отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации АООП НОО, а также механизм их формирования.


Финансирование реализации АООП НОО должно осуществляться


  • объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования. Указанные нормативы определяются в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ:


 специальными условиями получения образования (кадровыми, материально-техническими);


расходами на оплату труда работников, реализующих АООП НОО;


 расходами на средства обучения и воспитания, коррекцию (компенсацию) нарушений развития, включающими расходные и дидактические материалы, оборудование, инвентарь, электронные ресурсы, оплату услуг связи, в том числе расходами, связанными с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;


 расходами, связанными с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;


иными расходами, связанными с реализацией и обеспечением реализации

АООП НОО.


Финансовое обеспечение должно соответствовать специфике кадровых и материально-технических условий, определенных для АООП НОО обучающихся с НОДА.


Определение нормативных затрат на оказание государственной услуги вариант 6.1 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование, находясь в среде сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, и в те же сроки обучения. Обучающемуся с НОДА предоставляется государственная услуга по реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования, которая адаптируется под особые образовательные потребности обучающегося и при разработке которой необходимо учитывать следующее:


    1. обязательное включение в структуру АООП начального общего образования для обучающегося с НОДА программы коррекционной работы, что требует качественно особого кадрового состава специалистов, реализующих АООП;


    1. при необходимости предусматривается участие в образовательно-коррекционной работе тьютора, а также учебно-вспомогательного и прочего персонала (ассистента, медицинских работников, необходимых для сопровождения обучающихся с ОВЗ, инженера по обслуживанию специальных технических средств и ассистивных устройств).


    1. создание специальных материально-технических условий для реализации АООП (специальные учебники, специальные учебные пособия, специальное оборудование, специальные технические средства, ассистивные устройства, специальные компьютерные программы и др.) в соответствии с ФГОС для обучающихся с НОДА.


При определении нормативных финансовых затрат на одного обучающегося с ОВЗ на оказание государственной услуги учитываются вышеперечисленные условия организации обучения ребенка с НОДА. Финансирование рассчитывается с учетом рекомендаций ПМПК, ИПР инвалида, в соответствии с кадровыми и материально-техническими условиями реализации АООП, требованиями к наполняемости классов в соответствии с СанПиН и на основании постановления правительства Красноярского края от 29 мая 2014 г. N 217-п « Об утверждении порядка расчета нормативов обеспечения реализации основных и дополнительных образовательных программ в расчете на одного обучающегося (один класс-комплект) муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории Красноярского края

Таким образом, финансирование АООП НОО для каждого обучающегося с ОВЗ производится в большем объеме, чем финансирование ООП НОО обучающихся, не имеющих ограниченных возможностей здоровья.


Материально-технические условия


Материально-технические условия - общие характеристики инфраструктуры, включая параметры информационно-образовательной среды образовательной организации. Материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся с НОДА должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования должна быть отражена специфика требований к:

    • организации пространства, в котором обучается учащийся с НОДА;


    • организации временного режима обучения;


    • техническим средствам комфортного доступа обучающихся с НОДА к образованию;


    • техническим средствам обучения, включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей;


    • обеспечению условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся;



Преподавание в 1-4-х классах ведется по УМК «Школа России», который включают: концепцию, рабочие программы и систему учебников. МБОУ СОШ №__ располагает полным комплектом учебно-методической литературы, соответствующей возрастным особенностям обучающихся и современным требованиям ФГОС. Таким образом, в учреждении создана образовательная среда, адекватная развитию ребёнка, и комфортные санитарно-гигиенические условия.

При выборе УМК учреждением учтены пожелания родителей (законных представителей). Выбор других УМК может осуществляться на основе решения педагогического совета, согласованного с Управляющим Советом. Для реализации программы используются учебники, рекомендованные Минобрнауки РФ.

Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана по основной образовательной программе.

Система учебников «Школа России», включает следующие завершённые предметные линии:

1. Завершенная предметная линия учебников «Русский язык» (авт. Канакина В. П., Горецкий В. Г.), включающий курс «Обучение грамоте» (авт. Горецкий В. Г. и др.)

2. Завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климанова и др.)

3. Завершенная предметная линия учебников «Математика» (авт. Моро М. И. и др.)

4. Завершенная предметная линия учебников «Английский язык» (автКузовлев),

5. Завершенная предметная линия учебников «Окружающий мир» (авт. Плешаков А. А.)

6. Завершенная предметная линия учебников «Технология» (авт. Роговцева Н. И. и др.)

7. Завершенная предметная линия учебников «Изобразительное искусство» (авт.

Неменская Л. А.)

8. Завершенная предметная линия учебников «Физическая культура» (авт. Лях В. И.)

9. Завершенная предметная линия учебников «Музыка» (авт. Критская Е. Д.)


Санитарно-гигиенические нормы образовательного процесса.


Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами. Согласно требованиям СанПиНов учебные занятия начинаются с 8.30, продолжительность урока 40 минут, перерыв между уроками составляет 10 - 20 минут. Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению режим школы соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам. Уроки физической культуры проводятся по расписанию в спортивном зале или на свежем воздухе на спортивной площадке.


Питание учащихся школы осуществляется на базе собственной столовой.


Сотрудники школы проходят обязательную ежегодную диспансеризацию.


Школа участвует в программах, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, ведет активную пропаганду здорового образа жизни. В школе работают медицинский кабинет.




Обеспечение условий безопасности.


  • здании школы для предотвращения чрезвычайных ситуаций имеется: информационные стенды в вестибюлях школы ППД и профилактике ДТП, противопожарной безопасности, автоматическая пожарная сигнализация. В


школе установлена система предупреждения о пожаре. Периодически проверяются средства пожаротушения, уточняются схемы эвакуации из школы в случае ЧС. В течение учебного года проводятся тренировки по эвакуации учащихся в случае возникновения ЧС (пожара, террористического акта и др.).Для соблюдения мер пожарной и электробезопасности с учителями и учащимися проводится инструктаж в соответствии с планом по ТБ.













46



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО обучающихся с НАДО

Автор: Кривоноженкова Марина Владимировна

Дата: 14.04.2018

Номер свидетельства: 466194

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Адаптированная основная общеобразовательная программа по биологии 9 класс основного общего образования для учащихся с ОВЗ 2020-2021 уч. год"
    ["seo_title"] => string(80) "adaptirovannaia_osnovnaia_obshcheobrazovatelnaia_programma_po_biologii_9_klass_o"
    ["file_id"] => string(6) "571487"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1611663288"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по чтению в 4 классе. Тема: «В. Голявкин. Птичка»."
    ["seo_title"] => string(62) "konspekt_uroka_po_chteniiu_v_4_klasse_tema_v_goliavkin_ptichka"
    ["file_id"] => string(6) "620704"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1671338711"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по геометрии для 7 класса (к УМК под ред. Л.С.Атанасяна) "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-ghieomietrii-dlia-7-klassa-k-umk-pod-ried-l-s-atanasiana"
    ["file_id"] => string(6) "194044"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427722798"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Программа факультатива по английскому языку "История Великобритании" "
    ["seo_title"] => string(71) "proghramma-fakul-tativa-po-anghliiskomu-iazyku-istoriia-vielikobritanii"
    ["file_id"] => string(6) "235893"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443880646"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства