Настоящий курс предназначен для обучающихся и студентов, изучающих английский язык и проявляющих интерес к истории Англии. Курс имеет надпредметный характер и ориентирован на удовлетворение современных познавательных интересов студентов в области лингвострановедения (в частности, истории Великобритании), выходящих за рамки учебной программы. Программа элективного курса по страноведению «История Великобритании» предназначена для студентов средне-специальных учебных заведений и рассчитана на 29 часов (1 час в неделю).
Программа курса разработана на основе "Сборника нормативных документов. Иностранный язык". Министерства образования Российской Федерации под редакцией Э.Д. Днепрова, А.Г. Аркадьева.
Программа курса содержит а) цели обучения, б) содержание обучения, в) формы и методы работы, г) языковой материал, д) учебно-методическое обеспечение, е) ожидаемый результат
Данный курс является актуальным, т.к. даёт учащимся представление о стране изучаемого языка, её истории, политической, экономической, культурной жизни и может быть рекомендован учащимся не только гуманитарного профиля, но и всем, кто хочет стать всесторонне развитой личностью.
Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей учащихся, их общеобразовательного потенциала.
Для того чтобы овладеть любым иностранным языком, мало заучивать слова и грамматику, надо ещё и знакомиться с культурой, литературой, историей этой страны, знать её – тогда и языком будет овладеть легче.
Новизна данной программы в том, что в курсе «Английский язык» данные темы не рассматриваются столь глубоко, но их содержание может способствовать интеллектуальному, творческому развитию студентов, расширению кругозора и позволит увидеть необычные стороны страны изучаемого языка. Государство, расположенное на острове Британия, образовалось в результате сложного взаимодействия разных племён и народов, которые постепенно прибывали с континента Европы, порой вытесняли друг друга, а порой смешивались и взаимно обогащали. После образования государства Англии под властью короля, страна пострадала от многочисленных сложных перипетий, происходящих в ходе кровавой и беспощадной борьбы за власть. И всё - таки в результате образовалась одна из цивилизованнейших и гуманнейших стран мира…
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что студенты смогут освоить ряд предметных умений (составлять план прочитанного, тезисы, конспекты, планировать свою деятельность, контролировать выполненные действия) и общеучебных умений (вести диалог с преподавателем, устанавливать контакты с целью выполнения заданий за пределами техникума). Безусловно, полезным окажется и опыт исследовательской деятельности, приобретенный в результате подготовки итоговых зачетных работ.
ЦЕЛИ:
Коммуникативная компетенция предполагает получение знаний той части социо-культурного фона, которая характерна для определенной этнической и языковой общности людей, без чего невозможно подлинное взаимопонимание. Конкретным выражением коммуникативной компетенции являются следующие коммуникативные умения:
- воспринимать на слух основное содержание лекций, содержащих информацию об истории и исторических личностях страны изучаемого языка,
- работать с книгой, справочной литературой,
- уметь передать содержание полученной информации.
Образовательная цель предполагает повысить уровень социокультурной компетенции учащихся, складывающейся из страноведческих знаний (знакомство с наиболее важными историческими событиями и выдающимися людьми Англии)
Развивающая цель предполагает формирование:
- языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, ценностных ориентаций,
- умений восприятия, понимания и интерпретации устных и письменных источников информации, основанной на лингвострановедческом материале, (в качестве учебных материалов, развивающих данные умения, используются биографии монархов и фабульные тексты),
- механизма языковой догадки и умения переносить знания и навыки в новую ситуацию общения,
- потребности дальнейшего самообразования в области страноведения.
Воспитательная цель предполагает формирование у учащихся:
- оценочно-эмоционального отношения к миру,
- положительного отношения к истории и культуре английского народа,
- понимания важности изучения страноведческого материала,
- личностных качеств: трудолюбия, активности, умения работать самостоятельно.
Задачи:
- обогатить лексический запас учащихся,
-расширить знания в области лингвострановедения,
-развивать умения иноязычного говорения и понимания устного и письменного источника информации.
СОДЕРЖАНИЕ:
Известно, что любая страна и нация, любое государство и общество тесно связаны с историческими корнями в своем развитии, а Великобритания и англичане всегда являли миру свою особенность, свою обособленность и почтение к собственной истории. Исторические корни не только определяют современные традиции и английский менталитет, они вошли в плоть и кровь английской культуры, вплелись во все слои и структуры английского языка. Учитывая факт, что социокультурная компетенция является основой культурной грамотности, определяет понимание учащимися национально-культурных особенностей лексических единиц английского языка, настоящий курс направлен на изучение раздела, охватывающего отдельные важные события в британской истории, связанные с выдающимися личностями.
Курс рассчитан на студентов, изучающих английский язык, проявляющих интерес к истории Великобритании и желающих усовершенствовать свои знания в этой области.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
На факультативных занятиях применяются разные формы и методы работы: сообщения, доклады, обсуждения с высказыванием собственного мнения, сравнительный анализ, ролевая игра. Совмещается фронтальная работа с работой в группах, что позволяет задействовать всех учащихся. Чтобы сделать занятия более разнообразными и интересными, используются разные виды наглядности: просмотр презентаций на мультимедийных средствах, видеоуроки.
ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ:
На занятиях я активно используется лексика, связанная с предлагаемым материалом, языковыми реалиями. С учащимися отрабатывается как правильно произносить слова, обозначающие исторические, культурные, географические понятия, связанные с Англией. Для лучшего усвоения лексических единиц по предлагаемой теме на чтение предлагаются страноведческие тексты и задания к ним.
На ряду со страноведческими текстами, предлагаются отрывки из адаптированных художественных произведений на английском языке: легенды о Робин Гуде, легенды о короле Артуре, М.Твен "Принц и нищий", У.Шекспир "Ромео и Джульетта", Ф.Шиллер "Мария Стюарт"
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Учебники по страноведению, словари 2-язычные, аудио-,видео - и медиаматериалы
РЕЗУЛЬТАТ:
-использование студентами английского языка как средства образования в области лингвострановедения.
- повышение уровня знаний и эрудиции в области истории Великобритании;
-приобретение опыта исследовательской деятельности, отработка навыка самостоятельной работы со справочной литературой, анализа информации и ее презентации на занятиях;
- умение работать в группах, вести диалог, выражать свое мнение.