kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная основная общеобразовательная программа по биологии 9 класс основного общего образования для учащихся с ОВЗ 2020-2021 уч. год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с ЗПР - это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.

Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.

Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно-ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

В программе сохранено основное содержание  общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе ЗПР очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная основная общеобразовательная программа по биологии 9 класс основного общего образования для учащихся с ОВЗ 2020-2021 уч. год»

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

«Туора-Кюельская СОШ имени Ивана Николаевича Гуляева»


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

На заседании МО учителей зам. директора по УР директор школы

естественного цикла ____________/./ ____________/./

Руководитель МО. «_____» __________ 2019 г. «_____» __________ 2019 г.

Протокол №____

От «____»_________2019 г.



Адаптированная основная общеобразовательная программа

по биологии 9 класс

основного общего образования для учащихся

с ограниченными возможностями здоровья

2020-2021 учебный год






Количество часов: 68 ч.

Учитель: Элякова Анна Афанасьевна





Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии. Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

- Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

-Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

- Приказа МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065- п «Об утверждении учебных планов специальных /коррекционных/ образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- Федерального базисного учебного плана, утверждённого Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

- Основной образовательной программой среднего (полного) общего образования МБОО «Туора-Кюельская СОШ имени Ивана Николаевича Гуляева» с. Туора – Кюель МО «Таттинский район» РС (Я);

- Учебным планом на 2019-2020 учебный год МБОО «Туора-Кюельская СОШ имени Ивана Николаевича Гуляева» МО «Таттинский район» РС(Я);

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

- Приказа МО РФ № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте № 19644 от 01.02. 2011);

- Письма Минобрнауки РФ от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

- Письма Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»;

- Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;


Дети с ЗПР - это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.

Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.

Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно-ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе ЗПР очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

Цели  и  задачи  изучения курса

Изучение биологии в 9 классе должно быть направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  о средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жи­вой природы, использовать информацию о современ­ных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами ;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про­цессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде. для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и  потребностями региона.

Задачи:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и  потребностями региона.

Адаптированная рабочая программа по биологии для обучающихся с ОВЗ составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; Биология 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / под ред. И.Н. Пономаревой. – 6-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2018. – 272с. : ил.

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения начального курса биологии в 9-м классе основной школы из расчета 2 учебного часа в неделю. В том числе 6 часов отводится на выполнение лабораторных работ и 2 часа на резервные уроки.











Требования к уровню подготовки учащихся


Компетенции













Предметные и метапредметные

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.









Личностные

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.



Учебно – тематический план



Название главы



Количество часов



Лабораторные и практические работы



Экскурсии

Глава 1. Общие закономерности жизни

5 ч

-

-

Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне

10 ч

№1

№2

-

Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне

17 ч

№3

№4

-

Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле

19 ч

№5

-

Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды

15 ч

№6

1 ч

Резерв времени

2 ч



Итого:

68 ч

6 л/р

1 ч

Календарно-тематическое планирование


п/п


Название раздела

Тема урока


Кол-во часов



Элементы содержания или основные понятия урока


Планируемые результаты

Дата проведения

Личностные

Метапредметные

Предметные

По плану

факт

Глава 1. Общие закономерности жизни (5 ч)

1

Биология – наука о живом мире

1

Биология- наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Биофизика, биохимия, генетика, бионика.

Научное исследование, научный факт, наблюдение.

Становление биологии как науки.

Личностные: воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку.

Познавательные: формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научнопопулярной литературой, словарями и справочниками Регулятивные: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию Коммуникативные: преобразовывать информацию из одной формы в другую форму.

Предметные: иметь представление о биологии, как науке о живой природе; о профессиях, связанных с биологией; об уровневой организации живой природы.

2.09


2

Методы биологических исследований

1

Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов

Личностные: воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку.

Метапредметные: Регулятивные : овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения Коммуникативные: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность Познавательные: оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений

Предметные: иметь представление о биологии, как науке о живой природе; о профессиях, связанных с биологией; об уровневой организации живой природы.

6.09


3

Общие свойства живых организмов

1

Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость. Гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Эволюция.

Личностные: воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку.


Метапредметные: Познавательные: формирование приемов работы с разными источниками информации:

словарями и справочниками Коммуникативные: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию.

Предметные:

Иметь представление о биологии, как науке о живой природе; о профессиях, связанных с биологией; об уровневой организации живой природы. Знать:свойства живого;методы исследования биологии; значение биологических знаний в современной жизни.

9.09


4

Многообразие форм живых организмов

1

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

Основные понятия: таксон ,система, иерархия.


Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации и систематической группе.

Иметь представление о биологии, как науке о живой природе

13.09


5

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни»

1

Содержание всего изученного материала по главе 1.

все изученные понятия, пройденные по главе 1 «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»;


выполнять и ответить на все заданные задания и правильно ответить на тестовые вопросы.

Иметь представление о биологии, как науке о живой природе

16.09


Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)

6

Многообразие клеток

Лабораторная работа №1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток».

1

Из истории цитологии. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка- основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Свойства клетки.

Предметные: Клетка - основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы .

Основные положения клеточной теории Т.Шванна и М.Шлейдена.


Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.


Обобщать и система-тизировать знания, делать выводы. Оценивать свои достижения и дости-жения одноклассни-ков по усвоению учебного материала. ение опыта

20.09


7

Химические вещества в клетке

1

Общность хим. состава клетки. Неорганические (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты). Полимеры, мономеры.

Предметные: Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам

Называть неорганич и органич вещества клетки.


Формирование умения выделять существенные признаки тканей растений, умение различать их на таблицах, даль-нейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов

Усвоение системы научных знаний о живой природе, фор-мирование первич-ных представлений об эволюции расте-ний. Знание особен-ностей различных методов исследова-ния биологических наук, приобрет

23.09


8

Строение клетки

1

Строение клетки. Мембрана клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Типы клеток: прокариоты, эукариоты. Вирусы- неклеточные формы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.

Различать по немому рисунку прокариот и эукариот.

Называть способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки.

Предметные: Называть функции основных органоидов клетки.

Умение исполь-зовать различные источники информации, формирование ИКТ-компетент-ности, умение создавать, приме-нять, преобразо-вывать различ-ные знаки и сим-волы для реше-ния учебных и познавательных задач.

Отве-чать на итоговые воп-росы темы, выпол-нять задания для самоконтроляДавать определения поня-тиям, устанавливать причинно-следст-венные связи, осуществлять срав-нение и классифика-цию, строить логии-ческие рассуждения.

27.09


9

Органоиды клетки и их функции


1

Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды) и немембранные (рибосома, клеточный центр) органоиды. Особенности строения растительной, животной, бактериальной клеток.

Предметные: Органоиды, цпл, эу- и прокариоты.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Клеточное строение организмов

Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности, работы с микроскопом

Различать по немому рисунку прокариот и эукариот.

Называть способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки.

30.09


10

Обмен веществ – основа существования клетки

1

Обмен веществ и превращение энергии- основа жизнедеятельности клетки. Анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция). Энергия клетки. АТФ.

Предметные: Ассимиляция, диссимиляция, фермент.

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов.

Овладение основами само-оценки, само-контроля, спо-собность выби-рать целевые и смысловые уста-новки в своих учебных действиях.

Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция.

Называть этапы обмена веществ, роль ,АТф и ферментов в о\в.

Характеризовать сущность процесса о\в

4.10


11

Биосинтез белка в клетке

1

Понятие о биосинтезе. Ген- участок ДНК. Генетический код, его свойства. Этапы синтеза белка в клетке: транскрипция, трансляция.

Предметные: Ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов.


Умение исполь-зовать различные источники информации, формирование ИКТ-компетент-ности, умение создавать, приме-нять, преобразо-вывать различ-ные знаки и сим-волы для реше-ния учебных и познавательных задач.

Давать определения понятиям ген, ассимиляция.

Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка


7.10


12

Биосинтез углеводов - фотосинтез

1

Питание. Различия организмов по способу питания. Понятие о фотосинтезе. Роль пигмента хлорофилла. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений.

Предметные: Питание, фотосинтез, фотолиз.

Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла.

Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности,

Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез.

Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла.

Характеризовать фазы фотосинтеза.

11.10


13

Обеспечение клеток энергией

1

Понятие о клеточном дыхании. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Этапы биологического окисления: подготовительный, неполное безкислородное расщепление, полное кислородное расщепление. Гликолиз.

Предметные: Гликолиз, брожение, дыхание.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии.

Этапы энергетического обмена

веществ.

Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности,

Давать определение понятию диссимиляция.

Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание.

Перечислять этапы процесса диссимиляции.


14.10


14

Размножение клетки и ее жизненный цикл

Лабораторная работа №2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения».


1

Размножение, бесполое и вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты.

Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения.


Предметные: процессы, составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла.

Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза.


Овладение основами само-оценки, само-контроля, спо-собность выби-рать целевые и смысловые уста-новки в своих учебных действиях.

правильно выполнять лабораторную работу.

Давать определение понятию размножение.


18.10


15

Обобщение знаний по теме «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне»


1

Содержание всего изученного материала по главе 2.

Правильно излагать все изученные понятия, пройденные по главе 2 «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне»;


Умение развивать мотивы своей познавательной деятельности, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать их в соответствии с меняющейся ситуацией.

выполнять и ответить на все заданные задания и правильно ответить на тестовые вопросы.

21.10


Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч)

16

Организм – открытая живая система (биосистема)

1

Элементарная структурная единица жизни – организм.

Биосистема «организм»; регуляция физиологических процессов.

Предметные: почему клетку называют биосистемой;


Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобра-зовывать инфор-мацию в символы и схемы.

сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы.

25.10


17

Примитивные организмы

1

Изучить формы организмов (одноклеточные, многоклеточные, неклеточные). Строение бактерий и их свойства. Образ жизни и значение бактерий. Строение вирусов.

одноклеточные, многоклеточные и неклеточные уровни жизни.


Умение налажи-вания партнёрс-ких отношений во время работы в парах, в группах, умение осуществлять взаимоконтроль

различать строение бактерий и вирусов.

28.10


18

Растительный организм и его особенности

1

Особенности строения растительных организмов. Фотосинтез, транспирация, минеральное питание, транспорт веществ. Ксилема, флоэма, ситовидная трубка. Бесполое и половое размножение растений.

Изучить что растения принадлежат к эукариотам;


Разви-тие ИКТ-компе-тентности. Овла-дение основами самоконтроля, самооценки.

показать главные органы растений и их функции.

1.11


19

Многообразие растений и их значение в природе

1

Споровые и семенные растения. Низшие и высшие споровые. Водоросли. Моховидные. Папоротники, хвощи, плауны. Семенные растения: голосеменные и покрытосеменные

Изучить строение всех высших и низших растений.


Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

отличать голосеменных и покрытосеменных растений

15.11


20

Организмы царства грибов и лишайников

1

Одноклеточные грибы – дрожжи, плесневые грибы, шляпочные грибы, паразитические грибы. Лишайники.

особенности строения всех организмов царства грибов и лишайников.


Умение развивать мотивы своей познавательной деятельности, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать их в соответствии с меняющейся ситуацией.

указывать органы строения.

18.11


21

Животный организм и его особенности

1

Движение, распространение, питание, переживание неблагоприятных условий, забота о потомстве, постройки животных

строение и функции животного организма.


Умение развивать мотивы своей познавательной деятельности, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать их в соответствии с меняющейся ситуацией.

отличать животный организм от растительной.

22.11


22

Разнообразие животных

1

Простейшие, многоклеточные животные, кишечнополостные, плоские черви, круглые черви, кольчатые черви, моллюски, членистоногие, хордовые животные

группы животных, число видов животных, а также отличия и сходства.


Умение развивать мотивы своей познавательной деятельности, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать их в соответствии с меняющейся ситуацией.

относить виды животных к соответствующей группе.

25.11


23

Сравнение свойств организма человека и животных

1

Сходство и отличие животных от человека. Функции организма человека.

функции организма человека и их функции и строения


Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности,

отличать строение животных от человека.

29.11


24

Размножение живых организмов

1

Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение- древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Смена поколений. Вегетативное размножение.

Давать определение понятию размножение.

Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения.


Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности,

Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.

Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

2.12


25

Индивидуальное развитие

1

Понятие о делении клетки. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Фазы митоза. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития.

Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития


Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности,

Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек.

6.12


26

Образование половых клеток. Мейоз

1

Набор хромосом в клетке. Соматические клетки. Половые клетки, строение и их функции. Диплоидная и гаплоидная клетка. Мейоз, его сущность. Редукция. Гомологичные хромосомы.

Узнавать и описывать по рисунку половые клетки.

Выделять различия мужских и женских половых клеток.

Выделять особенности бесполого и полового размножения.

Умение развивать мотивы своей познавательной деятельности, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать их в соответствии с меняющейся ситуацией.

Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.

9.12


27

Изучение механизма наследственности

1

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.. Предистория генетики. Основные понятия: наследственность и изменчивость –свойства организмов, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы . Закономерности изменчивости организмов.

Давать определения понятиям Гомологичные хромосомы, конъюгация.


Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности,

Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.


13.12


28

Основные закономерности наследования признаков у организмов.

Лабораторная работа №3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»

1

Методы в исследованиях Г. Менделя

(гибридологический метод). Скрещивание. Гибрид.Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование.

Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека

Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.


Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности,

Решать простейшие генетические задачи.

16.12


29

Закономерности изменчивости


1

Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия.

Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные.


Называть причины ,обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости.

Приводить примеры генных и геномных мутаций.


Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.


Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций.

20.12


30

Ненаследственная изменчивость

Лабораторная работа №4 «Изучение изменчивости у организмов»

1

Изменчивость- свойство организмов. Наследственная изменчивость.

Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Мутации. Мутагены. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова.

Изучить термины: Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия.

Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные

мутаций.

Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.

Называть причины ,обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости.

Приводить примеры генных и геномных мутаций.

Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства

23.12


31

Основы селекции организмов

1

Из истории селекции. Селекция как наука. Задачи и методы селекции. Искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Полиплоидия. Особенности культурных растений. Методы селекции растений: гибридизация и отбор..

Знать термины: Селекция.

Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений.

Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах.


Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.


Называть практическое значение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком.

Анализировать содержание основных понятий.


27.12


32

Обобщение по теме «Закономерности жизни на организменном уровне»

1

Содержание всего изученного материала по главе 3.

все изученные понятия, пройденные по главе 3 «Закономерности жизни на организменном уровне»;


Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.

выполнять и ответить на все заданные задания и правильно ответить на тестовые вопросы.

10.01


Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (19 ч)

33

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

1

Гипотезы происхождения жизни. Идея абиогенеза и биогенеза. Значение работ Л. Пастера

Гипотеза, коацерваты, пробионты.

Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина.

Химический, предбиологически, биологический и социальный этапы развития живой материи.


Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности,

Давать определение термину гипотеза

Называть этапы развития жизни

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.


13.01


34

Современные представления о возникновении жизни на Земле

1

Гипотеза происхождения жизни А.И. Опарина. Коацерваты. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.

17.01


35

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

1

Гипотезы происхождения жизни. Идея абиогенеза и биогенеза. Значение работ Л. Пастера

Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты.

Этапы развития жизни Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Происхождение эукариотической клетки.


Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.


Давать определение термину Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты

Описывать начальные этапы биологической эволюции.

20.01


36

Этапы развития жизни на Земле

1

Изменение животного и растительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Основные черты приспособленности. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Ароморфоз, идиоадаптация.

Изменение животного и растительного мира. Усложнение растительного животного мира в процессе эволюции


Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.

Давать определение термину Ароморфоз, идиоадаптация.

приводить примеры растений и животных, существовавших в разные периоды развития земли

24.01


37

Идеи развития жизни на Земле

1

Появление идей об эволюции. Учение об эволюции органического мира. Предпосылки учения Ч. Дарвина.

Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции.

Появление идей об эволюции.

Теория эволюции Ж-Б. Ламарка.

Исследования Ч. Дарвина.

Движущие силы эволюции.

Роль естественного отбора в эволюции.

Значение работ Ч. Дарвина.

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.


Давать определение термину эволюция.

Описывать предпосылки учения Дарвина.

Знать основные факторы движущих сил эволюции, приводить примеры.


27.01


38

Ч.Дарвин об эволюции органического мира

1

Дарвин – основоположник учения об эволюции, его исследования. Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор – движущие силы эволюции. Искусственный отбор. Значение работ Ч. Дарвина.

Появление идей об эволюции.

Теория эволюции Ж-Б. Ламарка.

Исследования Ч. Дарвина.

Движущие силы эволюции.

Роль естественного отбора в эволюции.

Значение работ Ч. Дарвина.


Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.

Давать определение термину эволюция.

Описывать предпосылки учения Дарвина.

Знать основные факторы движущих сил эволюции, приводить примеры.


31.01


39

Современные представления об эволюции органического мира

1

Популяция как элементарная единица эволюции. Современные представления об эволюции органического мира. Факторы эволюции.

Популяция как элементарная единица эволюции.

Важнейшие понятия СТЭ.

Элементарные факторы эволюции.


Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.


Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

3.02


40

Вид, его структура и критерии

1

Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический. Экологический. Географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида.

Понятие о виде.

Критерии вида.

Называть признаки популяции

Перечислять критерии вида

Анализировать содержание определения понятий вид, популяция.


Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.

Приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяции

7.02


41

Процессы образования видов

1

Видообразование: географическое и экологическое. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения.

Понятие о микроэволюции.

Видообразование в результате географической изоляции.

Видообразование в пределах одного ареала.


Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.


Приводить примеры различных видов изоляции

Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования.

10.02


42

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов

1

Макроэволюция. Главные направления эволюции: биологический регресс и биологический прогресс.

Макроэволюция как процесс образования крупных систематических единиц.


Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.

Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.

14.02


43

Основные направления эволюции

1

Биологический прогресс, биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Соотношение направлений эволюции.

Прогресс и регресс в животном мире.

Направления биологического прогресса.

Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.


Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.

Давать определения понятиям прогресс и регресс.

Давать определения понятиям Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

17.02


44

Примеры эволюционных преобразований живых организмов

1

Эволюционные преобразования животных: преобразования в дыхательной и кровеносной системах; Репродуктивная система. Эволюционные преобразования у растений.

Необратимый характер эволюции.

Прогрессивное усложнение форм жизни.

Эволюция – процесс непрограммированного развития живой природы.

Относительность приспособленности видов к среде обитания.


Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.

Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы

21.02


45

Основные закономерности эволюции

Лабораторная работа №5 «Приспособленность организмов к среде обитания»

1

Основные особенности эволюции. Эволюция – необратимый процесс исторического развития органического мира. Адаптации (общие, частные).

.24.02


46

Человек – представитель животного мира

1

Последствия хозяйственной деятельности человека на растительный и животный мир, влияние собственных поступков на живые организмы.

эволюцию приматов, семейство Гоминиды.


Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.

называть известные представители млекопитающих; называть особенности дриопитеков как предков человека.

28.02


47

Эволюционное происхождение человека

1

Антропогенез. Накопление фактов о происхождении человека. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения.

понятие – антропогенез. Узнать накопление факторов о происхождении человека; доказательства родства человека с животными; важнейшие особенности организма человека.

Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.

объяснять что человек является представителем животного мира и с какими животными человек имеет сходство в своем строении.

2.03


48

Этапы эволюции человека

1

Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние. Современные люди. . Биосоциальная сущность человека.

австралопитеков, архантропов, палеоантропов, неоантропов и по какой причине их относят к роду Человек;


Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности,

объяснять отличие и сходство человека от обезьян.

6.03


49

Человеческие расы, их родство и происхождение

1

Человеческие расы: негроидная, монголоидная, европеоидная. Их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид.

Человек разумный – полиморфный вид.

Расы. Родство рас.

Происхождение рас.

Человек – житель биосферы.

Влияние человека в биосфере.

Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.

Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека.

Доказывать единство человеческих рас.

9.03


50

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

1

Человек – житель биосферы. Влияние человека на биосферу. Сельскохозяйственная революция. Промышленная революция. Научно-техническая революция.

понятие биосфера и как человек воздействует на природу


Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности,

характеризовать отношения человека и природы; защита природы и окружающей среды.

13.03


51

Обобщение по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»

1

Содержание всего изученного материала по главе 4.

все изученные понятия, пройденные по главе 4 ««Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»;

.

Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности,

выполнять и ответить на все заданные задания и правильно ответить на тестовые вопросы

16.03


Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч)

52

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы

1

Экология – как наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле. Экологические факторы. Влияние экологических факторов на организмы.

Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации.

Взаимодействие факторов.


Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.

Давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

3.04


53

Общие законы действия факторов среды на организмы

1

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организм. Основные экологические законы. Фотопериодизм.

Абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Основные закономерности действия факторов среды на организмы.


Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

6.04


54

Приспособленность организмов к действию факторов среды


1

Приспособленность организмов к различным экологическим факторам среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов.

Приспособления организмов к различным экологическим факторам.


Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

10.04


55

Лабораторная работа №6 «Оценка качества окружающей среды»

1

Оценка качества окружающей среды.

правильно выполнять лабораторную работу.

Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.


13.04


56

Биотические связи в природе

1

Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы, редуценты. Значение биотических связей.

Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы, редуценты.


Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.

Давать определения понятиям Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Называть типы взаимодействия организмов.

Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп

17.04


57

Популяции

1

Взаимосвязь организмов в популяции. Популяция. Популяция – форма существования вида в природе.

Популяция.

Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе.


Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.

Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции.

Изучать процессы, происходящие в популяции.

20.04


58

Функционирование популяции в природе

1

Популяция. Функционирование популяции в природе. Динамика численности популяций в природе. Биотические связи в регуляции численности.

Популяция.

Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе.


Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.

Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции.

Изучать процессы, происходящие в популяции.

24.04


59

Сообщества

1

Естественные и искусственные биоценозы. Структура сообщества живых организмов. Биотоп. Эдификаторы. Экологические ниши. Роль видов в природе. Особенности агроэкосистем.

Популяция, биоценоз, экосистема.

Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем. Классификация наземных экосистем.

Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.

Давать определения понятиям Популяция, биоценоз, экосистема.

Называть компоненты биоценоза; признаки и свойства экосистемы.


27.04


60

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

1

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты.

Биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы, гумус, фильтрация.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень.

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.

Описывать биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду.


1.05


61

Развитие и смена биогеоценозов

1

Саморазвитие биогеоценозов. Первичные и вторичные сукцессии. Продолжительность и значение сукцессии. Состояние экосистемы своей местности. Видовое разнообразие.

Экологическая сукцессия, агроэкосистемы.

Факторы существования равновесной системы в сообществе. Первичная и вторичная сукцессия.

Продолжительность и значение экологической сукцессии. Особенности агроэкосистем.


Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.

Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии.


.4.05


62

Основные законы устойчивости живой природы

1

Цикличность в экосистемах. Биологическое разнообразие в экологических системах.

Биосфера.

Биосфера – глобальная экосистема. Границы, компоненты и свойства биосферы.

Учение В.И.Вернадского о биосфере.


Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.

Давать определения понятиям биосфера.

Называть признаки, структурные компоненты и свойства биосферы.



.8.05


63

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы

1

Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли.

Природные ресурсы.

Последствия хоз деятельности человека в экосистемах. Влияние человека на растительный и животный мир. Сохранение биологического разнообразия. Классификация природных ресурсов.


Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.

Называть антропогенные факторы влияния на биогеоценозы

Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых при родных ресурсов


11.05


64

Экскурсия в природу

«Изучение и описание экосистемы своей местности»

1

Экскурсия

Наблюдать и фиксировать за экосистемой, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира Таттинского улуса. Соблюдать правила поведения в природе.


Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.


15.05


65


Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды»

1

Содержание всего изученного материала по главе 5.

все изученные понятия, пройденные по главе 4 «Закономерности взаимоотношений организмов и среды»;


Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.

выполнять и ответить на все заданные задания и правильно ответить на тестовые вопросы.

18.05


66

Итоговый контроль знаний по курсу биологии для 9 класса


1

Содержание всего курса биология 9 класс

все изученные понятия, пройденные по курсу Биология 9 класс.


Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.

выполнять и ответить на все заданные задания и правильно ответить на тестовые вопросы.

22.05


67-68

Резерв времени:

2 ч





25.05

29.05



41



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Элякова Анна Афанасьевна

Дата: 26.01.2021

Номер свидетельства: 571487

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства