Конспект урока по чтению в 4 классе. Тема: «В. Голявкин. Птичка».
Конспект урока по чтению в 4 классе. Тема: «В. Голявкин. Птичка».
Открытый урок чтения в 4 классе. (7.12.2022 г.)
Тема. В. Голявкин. Птичка.
Учитель. Егорова Н.С.
Цель урока: формирование навыка правильного, осознанного, выразительного чтения.
Задачи урока.
Обучающие: продолжить формирование у учащихся навыков правильного, осознанного, выразительного чтения; учить делать простейшие выводы.
Коррекционно-развивающие: осуществлять развитие слухового восприятия на основе прослушивания текста; коррекция образного мышления и расширение поля зрения. Развивать и совершенствовать речь и мышление учащихся.
Воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, прививать любовь к животным, воспитывать стремление к успеху в учёбе.
Оборудование: Чтение. 4 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Авт.-сост. С.Ю.Ильина. 1 часть – М.: «Просвещение», 2014.;
презентация, ноутбук, экран, карточки со словами, предметные картинки.
Ход урока.
Организационный момент.
Начинаем мы урок. Он пойдёт ребятам впрок.
- У нас урок чтения. Что мы делаем на уроке чтения? Прочитаем.
СЛАЙД №2.
Читаем, думаем, рассуждаем, отвечаем.
- Как читаем?
- Как отвечаем?
- Вспомните, как называется раздел, который мы изучаем? Для этого составьте из слов название раздела:
на, Жизнь, добрые, дана, дела. (На доске открыть. Приложение 1).
- Все произведения, которые мы читали в этом разделе о хороших поступках детей и взрослых.
Речевая разминка.
- Сегодня мы продолжим работу по этому разделу. И начнём её с речевой разминки.
1. -Прочитайте четверостишие (читают про себя, напомнить о том, как читаем).
- Сейчас прочитаем вслух все вместе и ответим на Вопрос:О ком это стихотворение?). СЛАЙД № 3.
Если кто-то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится. Ответ на вопрос. (о котёнке)
2. -Правильно! А теперь в каждой строчке этого стихотворения найдите и назовите гласные буквы (дети называют буквы в строчках по рядам: 1 строчка – 1й ряд, и т.д.)
3. -Давайте вспомним, какую роль играют гласные буквы в русском языке?
- Давайте из них составим слова (составляем слова: ут-ро, зве-рёк, бе-да, лу-жи, дом);
*(учитель указкой показывает 1й слог, дети добавляют второй и составляют слово).
- Какой слог является словом? Сколько слогов в слове дом? Почему?
5. -Ребята, из какого произведения эти слова?
- Правильно, и ваше стихотворение называется «Котёнок». Его вы должны были читать во время подготовки домашнего задания.
III. Проверка подготовки домашнего задания. СЛАЙД № 5.
- Скажите, как выглядел котёнок, когда девочка нашла его в саду?
- Каким стал котёнок, когда девочка забрала его домой?
- Прочитаем стихотворение.
- Чему оно учит нас? ОЦЕНКИ.
IV. Сообщение темы урока.
- Ребята, мы продолжаем изучать произведения раздела «Жизнь дана на добрые дела». Какие добрые поступки, о которых вы узнали из произведений этого раздела, вам запомнились?
- Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Вы узнаете ещё об одном поступке. А вот хороший он или плохой, мы с вами выясним в течение урока.
- А сейчас посмотрите на экран. Чтобы узнать название рассказа, вам нужно среди данных букв выбрать и прочитать буквы синего цвета и составить слово:
аерпнлтдщиыячсмокфюгаж СЛАЙД № 7.
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
- Тема сегодняшнего урока рассказ «Птичка». (На доску прикрепить. Приложение 2).
- Написал его Виктор Владимирович Голявкин. СЛАЙД № 8.
Родители маленького Вити работали в музыкальной школе, учили детей музыке. Они очень хотели, чтобы их сын стал музыкантом. Но Виктор Владимирович стал художником. Затем он решил попробовать себя в литературном творчестве, стал писать небольшие рассказы. Их печатали в журналах. Так к писателю пришла известность.
V. Работа с текстом.
а). Подготовка к первичному восприятию текста.
- Ребята, скажите, каких птиц вы знаете?
- Можем ли мы по названию рассказа догадаться, о какой птичке идёт речь?
-Чтобы узнать это, отгадайте загадку:
Эта маленькая пташка,
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки,
И спасается от кошки. (Воробей) картинка на доску к теме.
- Правильно, это воробей.
б). Первичное восприятие текста.
- Внимательно послушайте рассказ и ответьте на вопрос: «О ком ещё говорится в произведении?»
*Чтение рассказа учителем. (ответ на вопрос)
- Как вы думаете, кто из них главный герой произведения?
VI. Физминутка.
- Теперь, ребята, сделаем в нашей работе небольшой перерыв, выполним физминутку для глаз.
Глазки широко открыли,
Огляделись, удивились. Глазки закрываем – они у нас отдыхают. Снова глазки открываем,
Быстро, быстро все моргаем. Глазки отдохнули – глубоко вздохнули! Глубоко вздохнули – вот как отдохнули!
VII. Продолжение работы над текстом. Мотивация к чтению и анализу произведения.
а). Словарная работа. Чтение и объяснение непонятных слов. СЛАЙД №9
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению в 4 классе. Тема: «В. Голявкин. Птичка».»
Открытый урок чтения в 4 классе. (7.12.2022 г.)
Тема. В. Голявкин. Птичка.
Учитель. Егорова Н.С.
Цель урока: формирование навыка правильного, осознанного, выразительного чтения.
Задачи урока.
Обучающие: продолжить формирование у учащихся навыков правильного, осознанного, выразительного чтения; учить делать простейшие выводы.
Коррекционно-развивающие: осуществлять развитие слухового восприятия на основе прослушивания текста; коррекция образного мышления и расширение поля зрения. Развивать и совершенствовать речь и мышление учащихся.
Воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, прививать любовь к животным, воспитывать стремление к успеху в учёбе.
Оборудование: Чтение. 4 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Авт.-сост. С.Ю.Ильина. 1 часть – М.: «Просвещение», 2014.;
презентация, ноутбук, экран, карточки со словами, предметные картинки.
Ход урока.
Организационный момент.
Начинаем мы урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
- У нас урок чтения. Что мы делаем на уроке чтения? Прочитаем.
СЛАЙД №2.
Читаем, думаем, рассуждаем, отвечаем.
- Как читаем? (Читают громко, правильно, выразительно).
- Как отвечаем? (Чётко, полными ответами.)
- Вспомните, как называется раздел, который мы изучаем?
Для этого составьте из слов название раздела:
на, Жизнь, добрые, дана, дела. (На доске открыть. Приложение 1).
- Все произведения, которые мы читали в этом разделе о хороших поступках детей и взрослых.
Речевая разминка.
- Сегодня мы продолжим работу по этому разделу. И начнём её с речевой разминки.
1. -Прочитайте четверостишие (читают про себя, напомнить о том, как читаем).
- Сейчас прочитаем вслух все вместе и ответим на Вопрос:О ком это стихотворение?).
СЛАЙД № 3.
Если кто-то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится.
Ответ на вопрос. (о котёнке)
2. -Правильно! А теперь в каждой строчке этого стихотворения найдите и назовите гласные буквы (дети называют буквы в строчках по рядам: 1 строчка – 1й ряд, и т.д.)
3. -Давайте вспомним, какую роль играют гласные буквы в русском языке? (образуют слоги)
4. -Зачем в русском языке нужны слоги? (чтобы составлять слова)
- Давайте из них составим слова (составляем слова: ут-ро, зве-рёк, бе-да, лу-жи, дом);
*(учитель указкой показывает 1й слог, дети добавляют второй и составляют слово).
- Какой слог является словом? Сколько слогов в слове дом? Почему?
5. -Ребята, из какого произведения эти слова?
- Правильно, и ваше стихотворение называется «Котёнок». Его вы должны были читать во время подготовки домашнего задания.
III. Проверка подготовки домашнего задания. СЛАЙД № 5.
- Скажите, как выглядел котёнок, когда девочка нашла его в саду?
- Каким стал котёнок, когда девочка забрала его домой?
- Прочитаем стихотворение. СЛАЙД № 6 пустой
- Чему оно учит нас? (Твоя помощь может пригодиться не только другим людям, но и животным). ОЦЕНКИ.
IV. Сообщение темы урока.
- Ребята, мы продолжаем изучать произведения раздела «Жизнь дана на добрые дела». Какие добрые поступки, о которых вы узнали из произведений этого раздела, вам запомнились?
- Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Вы узнаете ещё об одном поступке. А вот хороший он или плохой, мы с вами выясним в течение урока.
- А сейчас посмотрите на экран. Чтобы узнать название рассказа, вам нужно среди данных букв выбрать и прочитать буквы синего цвета и составить слово:
аерпнлтдщиыячсмокфюгаж СЛАЙД № 7.
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
- Тема сегодняшнего урока рассказ «Птичка». (На доску прикрепить. Приложение 2).
- Написал его Виктор Владимирович Голявкин. СЛАЙД № 8.
Родители маленького Вити работали в музыкальной школе, учили детей музыке. Они очень хотели, чтобы их сын стал музыкантом. Но Виктор Владимирович стал художником. Затем он решил попробовать себя в литературном творчестве, стал писать небольшие рассказы. Их печатали в журналах. Так к писателю пришла известность.
V. Работа с текстом.
а). Подготовка к первичному восприятию текста.
- Ребята, скажите, каких птиц вы знаете?
- Можем ли мы по названию рассказа догадаться, о какой птичке идёт речь?
-Чтобы узнать это, отгадайте загадку:
Эта маленькая пташка,
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки,
И спасается от кошки. (Воробей) картинка на доску к теме.
- Правильно, это воробей.
б). Первичное восприятие текста.
- Внимательно послушайте рассказ и ответьте на вопрос: «О ком ещё говорится в произведении?»
**Чтение рассказа учителем. (ответ на вопрос)
- Как вы думаете, кто из них главный герой произведения?
VI. Физминутка. (Можно стоя).
- Теперь, ребята, сделаем в нашей работе небольшой перерыв, выполним физминутку для глаз.
Глазки широко открыли,
Огляделись, удивились. Глазки закрываем – они у нас отдыхают. Снова глазки открываем,
Быстро, быстро все моргаем. Глазки отдохнули – глубоко вздохнули! Глубоко вздохнули – вот как отдохнули!
VII. Продолжение работы над текстом. Мотивация к чтению и анализу произведения.
а). Словарная работа. Чтение и объяснение непонятных слов.СЛАЙД №9
Кра-дёт-ся -----------крадётся (идёт тихо, не слышно)
Лю-бо-пыт-но-------любопытно (интересно)
Во-ро-бы-шек------воробышек (детёныш воробьёв)
По-до-кон-ник-------подоконник
б). Самостоятельное чтение. СЛАЙД № 10 пустой
Задание: прочитайте текст «вполголоса», найдите ответ на вопрос, как мальчик отобрал воробышка у кошки?
в). Работа над выразительным чтением.
Задание:
- Найдите в тексте вопросительное предложение. (?)
Прочитайте его с нужной интонацией.
- Найдите в тексте восклицательное предложение. (!)
Прочитайте его с нужной интонацией.
г). Чтение текста по цепочке. (2-3 чел)
д). Анализ текста.
- Ответьте на вопрос: Какая была погода на дворе? (вопрос записан на доске).
- Что заинтересовало мальчика? (куда кошка крадётся)
- Что он увидел? Прочитать.
- Найди и прочитай строчки, в которых говорится о том, как мальчик отобрал воробышка у кошки?
- Почему учительница сказала «повезло твоей птичке»?
- Как ребята отреагировали на поступок мальчика?
- Ребята, кто-нибудь узнал что-то новое из рассказа? (Птички не любят когда их держат)
- Что сделал мальчик с воробышком?
- Чем закончился рассказ? Прочитать.
VIII. Обобщение результатов анализа.
- Скажите, хороший или плохой поступок совершил мальчик?
- Соответствует ли рассказ разделу?
- Какие пословицы подходят к рассказу В.В. Голявкина «Птичка»?
СЛАЙД № 11.
Не все коту масленица. Дорога помощь вовремя. Жизнь дана на добрые дела.
СЛАЙД № 12 пустой
IX. Домашнее задание.
С. 84-85, 1, 2 группа – читать, пересказывать;
3 группа – читать, с. 84, 1и 2 абзац.
X. Подведение итога.
- Понравился ли вам рассказ?
- В чём заключается его главная мысль?
(Главная мысль рассказа заключается в том, что сильные должны защищать слабых. Мальчик увидел, как кошка поймала воробья, и отнял птицу у кошки, чтобы спасти ей жизнь).
- Чему он учит нас?
(Рассказ учит быть наблюдательным и любознательным, подмечать то, что происходит вокруг. Школьника заинтересовало необычное поведение кошки, и он направился вслед за ней. Любознательность школьника позволила вызволить птичку из беды)
- Понравился ли вам главный герой?
(В рассказе мне понравился главный герой, школьник, который спас птицу и нисколько не жалел о том, что она улетела)
- Что для мальчика было главным?
(Для мальчика главным было то, что он помог слабому существу.)
- Как можно охарактеризовать мальчика по его поступку? (добрый)