Просмотр содержимого документа
«Знакомство с правилами дорожного движения в начальной школе»
Ознакомление с правилами дорожного движения на уроках в начальной школе.
Опасность и факторы риска, которые подстерегают человека в жизни, угрожают не только здоровью, но и самому ценному, что есть у любого ребенка, жизни.
С детства родители обязаны дать своему ребенку первые уроки по усвоению основных поведенческих реакций. Моделируя различные ситуации в семье, в школе, мы тем самым обеспечиваем защиту жизни, потому что в экстремальной ситуации у человека всплывает информация о когда – то усвоенных правильных действиях. Все это способно сделать ребенка более уверенным всебе, в жизни, а его поведение и жизнедеятельность безопасными.
Самая первая и большая опасность, встречающаяся на пути ребенка дорога. И главная задача учителя начальных классов – обучить ребенка правилам поведения в любой ситуации, в том числе экстремальной. Это значит - дать знания о правилах дорожного движения, научить безопасному поведению на улицах. Ведь ни для кого не секрет, что интенсивность дорожного движения с каждым годом увеличивается.
Изучать и знать Правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта.
Именно в начальной школе закладывается образовательный базис, на который в течение всей жизни человек опирается. Поэтому фундамент знаний безопасного движения должен быть заложен тоже в начальной школе, чтобы человек умел обеспечить себя и окружающим безопасность на дорогах.
Сохранить здоровье и жизнь человека в условиях различных опасностей, исходящих из среды обитания – это цель занятий по Безопасности жизнедеятельности.
К сожалению, специальные занятия по безопасности жизнедеятельности в начальной школе не предусмотрены. Основы Безопасности Жизнедеятельности начинается с 5 класса, но учить безопасному поведению ребенка нужно уже в начальной школе. Как решить данный вопрос?
В программе «Окружающий мир» четко прописаны темы по безопасности движения на дорогах и в жизни.
Учебный курс рассчитан на 68 часов. Из расчета 2 часа в неделю. На изучение Правил дорожного движения из этого курса выделено 4 часа.
Этого недостаточно для того, чтобы заложить фундамент знаний безопасного поведения на дорогах.
Поэтому необходимо изучение элементов правил дорожногодвижения включить в планирование уроков по учебным предметам: русский язык, математика, изобразительное искусство, технология, в качестве дидактического материала.
« Порядок на дороге! Вежливые водители и пешеходы»
Например, на уроке русского языка, изучая «Правописаниенепроверяемых безударных гласных в корне слова можно включить лексику по теме: Порядок на дороге! Вежливые водители и пешеходы!
Предлагаем следующие приемы работы:
Учащиеся разгадывают ребусы, в которых зашифрованы словарные слова:
машина, пассажир, улица, дорога.
2). Определяют лексическое значение слов.
3). Дети подбирают однокоренные слова, составляют предложение содержащее совет т.е побудительное по цели высказывание.
4). Сочиняют миниатюру.
Те же самые приемы работы можно использовать с другой тематической группой слов.
2. Математика
2. Мы знаем, что очень много Дорожно - транспортных происшествий происходит по вине водителя на пешеходных
перекрестках.
На уроке математики при прохождении темы «Внетабличное умножение и деление в пределах 100» была предложена самостоятельная работа, направленная на отработку вычислительного навыка. В значениях выражений было зашифровано правило дорожного движения для водителей. В результате решений выражений дети называют слова, и отвечают, как должен поступить водитель. А именно, уступить дорогу. Здесь уместно повторить, кому и где водитель обязан уступать дорогу. Дети отвечают, на пешеходном переходе и быть внимательным там, где установлен знак «Осторожно, дети»!и вспомнить этизнаки.
3. На уроке изобразительного искусства дети знакомятся с темой «Рисование геометрического узора в полосе и квадрате» повторяют знаки: предупреждающие, запрещающие,информационно-указательные.
Проводится игра «Знаешь ли ты дорожные знаки?»
Дети объясняют значение знаков, их цветовое решение в зависимости от классификации.
После чего они составляют рисунок из геометрических фигур.
Вот такие работы получились у ребят.
4.Обратимся к другому предмету – технология. Например, по теме «Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм» ребята изготовили модели светофоров и машин. Одновременно закреплялась тема по правилам дорожного движения «Виды светофоров».
Закрепить знание по теме «Виды светофоров и способы их регулирования.
Повторить правила безопасного поведения на дороге.
Вот структура урока по теме «Моделирование и конструирование машин»
Беседа «Машины на улицах нашего поселка»
Моделирование и конструирование изделия.
Ролевая игра с применением моделей.
Вот такие модели машин изготовили ребята. Эти моделимашин и светофоров, сделанные ребятами на уроках были использованы в ролевой игре «Светофоры для пешеходов и водителей»
Дети сами выбирали, кем они будут: водителями или пешеходами.
Таким образом, наряду с образовательной базой на уроке в начальной школе закладывается фундамент знаний по безопасному поведению, в том числе и на дорогах.