Просмотр содержимого документа
«Земля- дом, в котором мы живем.»
Классный час на тему "Земля – наш общий дом". 4-й класс
Цель: познакомить учащихся с Всемирным днём Земли.
Задачи: воспитание экологической культуры, любви и бережного отношения к природе; расширение знаний детей о родном крае; развитие речи учащихся.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя.
Постарайтесь сейчас не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, пусть ваше сердце почувствует доброту и радость сегодняшнего дня.
Жизнь повсюду, жизнь вокруг. Человек природе – друг
- Почему эпиграфом занятия я взяла эти слова? Все в природе взаимосвязано. И если человек будет дружить с природой, то и природа отблагодарит его.
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты, Ни год, ни два, а миллиарды лет, Я так устала. Плоть моя покрыта рубцами ран – живого места нет..
- Главная мысль стихотворения
- о чем беспокоится Земля? Почему подает сигналы СОС?
Мы считаем что «Земля наш дом» . И если ей нужна помощь, мы не останемся в стороне.
А почему именно сегодня мы решили поговорить о Земле?
История праздника.
22 апреля считается Днем Земли. Почему именно 22 апреля? Об этом нам расскажет….
Земля – это планета, на которой мы живем. Это – наш дом. Она покрыта лесами и лугами, морями и реками. Её населяют рыбы, насекомые, птицы, звери.
22 апреля во многих странах мира отмечается День Земли. Этот день призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Его можно назвать праздником чистой воды, земли и воздуха – всего, что необходимо для жизни. В этот день вспоминают об экологических катастрофах, люди начинают задумываться о том, что могут сделать для решения таких проблем.
«… День Земли — это день ответственности перед нашей планетой, ответственности перед людьми, которые её населяют, перед самой природой, частью которой мы являемся».
День Земли — это праздник, который отмечают люди всех национальностей .
Символ Дня Земли- Зелёная греческая буква Θ на белом фоне.
Флаг Земли не является официальным символом чего-либо, представляет собой фотографию планеты из космоса (снимок, сделанный астронавтами Аполлона-17 по дороге к Луне) на тёмно-синем фоне.
Традиционно Флаг связан с Днем Земли и многими другими экологическими, международными мероприятиями.
Возник этот праздник в 1872 году в США, было предложено заняться озеленением, устроить День дерева. Только в первый День дерева жители штата посадили около миллиона деревьев.
Правительство штата учредило День Дерева как официальный праздник, и отмечать его стали 22 апреля.
В 1970 г. День Дерева получил новое название - День Земли.
С 1990 года 22 апреля объявлено Международным Днём Земли, его отмечают жители большинства стран Мира.
На сегодняшний день, 147 стран мира зарегистрировано во Всемирном движении.
Во многих странах проходят праздничные мероприятия и акции, призывающие обратить внимание на проблемы экологии.
В России День Земли официально отмечается с 1992 года в рамках Дней защиты от экологической опасности.
В этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях, фестивалях и акциях.
С 19-24 апреля в десятках регионов России и во многих странах мира. проводится экологический праздник «Марш парков»
Этот праздник посвящён заповедникам и национальным паркам, которые сохраняют для нас в нетронутом виде красивейшие ландшафты, тысячи редких видов растений и животных, уникальные памятники культуры.
В этот день проводят уборку территорий парков и посадку деревьев.
22 апреля в народном календаре.
Народ интересовали не только звезды. Народ наблюдал и за изменениями в природе. Что говорит об этом дне народный календарь нам расскажет….
22 апреля –считают днем Вадима Ключника.
В день Вадима Ключника люди ходили к источникам, чистили их со словами: «Подземная водица, отмыкаем тебе пути вешние». После этого из родников черпали воду, пили и умывались ею. Люди верили, что это укрепляло их здоровье.
Народ наблюдал за природой и заметил что…
Ветер, туман 22апреля – жди плодородного лета. Много сока у березы – лето будет прохладным и влажным, что негативным образом отразится на урожае. Кулик прилетел – примета к тому, что весна окончательно началась. Одуванчики начали цвести – наступила весна. До восхода солнца 22апреля на небе видны облака красного цвета – будет ветреная погода.
По народным поверьям, до этого дня возможны морозы, но власть зимы уже слабее, а потому долгожданное тепло вступает в права.
Если ком земли не рассыпается, то вспахивать почву рано, т.к. она ещё сырая. Если же земля рассыпается, то пришло время пахать.
Если в гнездах яиц меньше чем обычно, будет год неурожайным.
Одуванчик зацвел – наступила настоящая весна.
Много сока у березы – к прохладному и дождливому лету.
Петухи рано запели – к перемене погоды.
Синие облака – к дождливой и теплой погоде.
Если к этому дню не установилась хорошая погода, то лето будет сухим.
Пошел дождь – будет хороший урожай.
Кулик прилетел – примета к тому, что весна окончательно началась.
Исходя из своих наблюдений народ сложил пословицы и поговорки о Земле.
Экологические проблемы.
Все мы очень любим нашу страну, и, конечно же, наш родной край. Но, к сожалению, не все жители берегут окружающую природу, красоту наших лесов, полей, лугов.
. С тех пор, как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь!
- Что же сделал человек, от чего так страдает Земля? 1: Человек сотворил страшные яды, которые убивают насекомых и других животных. 2: Человек создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами. 3: Человек вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора.
- Наше мероприятие – тревожный звонок для каждого из нас. Скажите, как называется наука, которая изучает законы жизни природы? ЭКОЛОГИЯ
Надеемся, что после нашего праздника ваши сердца отзовутся, и вы будете беречь окружающую среду нашего поселка. - Наш край действительно прекрасен. Нас окружает удивительная природа. Летом мы можем отдыхать на берегу озера, реки, дышать свежим воздухом, гуляя в лесу, собирая грибы да ягоды.
Сценка « На природе» 1-й турист:
Сегодня мы пришли гулять, Благо лес – рукой подать! Закупили всё подряд: Пищу, спички, лимонад.
2-й турист:
Расположимся поскорей! Тут уж нам никто не помешают: Жги и лей, руби и бей!
3-й турист:
Мусор птицам разбросаем! В речку скинем все бутылки – В море пусть плывут посылки!
4-й турист:
Мы цари! Молчи природа! Всё здесь наше – лес и воды!
Матушка природа:
Ты, человек, любя природу, Хоть иногда её жалей! В увеселительных походах Не растопчи её полей!
Я речь свою веду о том, Что вся Земля – наш общий дом, – Наш добрый дом, просторный дом, – Мы все с рожденья в нем живем.
К чему призывает нас Земля?
Подарок для Земли
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру “Если я приду в лесок”. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим “да”, если плохо, то все вместе говорим “нет”!
Если я приду в лесок И вытопчу ромашки? (Нет.) Если съем я пирожок И выброшу бумажки? (Нет.) Если хлебушка кусок На пеньке оставлю? (Да.) Если ветку подвяжу, Колышек подставлю? (Да.) Если разведу костер, А тушить не буду? (Нет.) Если сильно насорю И убрать забуду. (Нет.) Если мусор уберу, Банку закапаю? (Да.) Я люблю свою природу, Я ей помогаю! (Да.)
Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего, нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру. Нужно начать с себя, прямо сегодня, сейчас.
Вы поработали писателями и подготовили свои книжки- малышки на тему «Если я пойду в лесок» О чем же вы написали?
(зачитывают свои сочинения)
Сегодня праздник у Земли! А на праздник принято дарить подарки.
Сценка на экологическую тему ко Дню Земли.
Ребята вышли погулять во двор, И вот какой случился разговор:
1-й ученик:
Сегодня День Земли, я знаю точно, И мы должны придумать что-то срочно!
2-й ученик:
Мы в этот день, весенний, тёплый, яркий, Земле преподнесём свои подарки.
3-й ученик:
Всё верно! Я посажу вот здесь красивый сад, И каждый отдохнуть здесь будет рад!
4-й ученик:
Я специальные построю зданья, Где очищают воздух для дыханья.
5-й ученик:
А я огромную машину соберу, Чтоб мусор собирала по утру.
Учитель:
Пока ребята спорили о том, Какой подарок сделать им потом, Кирилл конфетные бумажки убирал, У дерева он сломанную ветку подвязал, На клумбе насадил он яркие цветы И выкрасил забор для красоты.
6-й ученик:
Мы спорили, кричали! Ты молчал! И ничего про свой подарок не сказал!
- Почему молчал Макар?
Правила поведения в лесу
Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь нашу Землю.
Ребята подготовили баннеры. О чем они говорят?
Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнезда!
- Как же нам сберечь Землю Что мы можем сделать?
- убрать двор, посадить растения, помогать животным и беречь растения.
7. Викторина « Знатоки природы»
Вы хорошо поработали, готовясь к этому мероприятию. Постарайтесь ответить на вопросы
Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями, символ России. (береза)
Как называется заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. (заповедник)
Как называется книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы, нуждающиеся в защите и охране (красная книга).
Итог: В заключении нашего занятия, давайте изменим портрет нашей Земли с печального на веселый.
Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы ( предлагаю посеять семена цветов для школьного участка) и ухаживает с любовью за ними.
Ведь от нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!
Предлагаю решить экологические задачи ( работа в группах)
Работа в группах. Решение экологических задач
а) В результате аварийных разливов нефти в мире гибнет 1 000 000 водоплавающих птиц в год. Сколько птиц может погибнуть за 5 лет? (5000 000 птиц // а х в.)
б) Ежегодно в Средиземное море сбрасывается 120 000 т отработанных масел, 600 000 т моющих средств и 100 т ртути. Сколько всего тонн вредных веществ попадает в море? (720 000 т // а + в + с.)
в) 1 кг шиповника содержит 20 граммов витамина С. Сколько витамина С в 10 кг шиповника? (200 г // а х в.)
г) Площадь тропических лесов ежегодно сокращается на 14 000 000 га. Сколько тропических лесов может исчезнуть за 10 лет? (140 000 000 га //а х в.)
д) Сова съедает за день 13 мышей. Сколько мышей съест сова за неделю? (91 мышь // а х в.)
е) Большая синица за летний день подлетает к гнезду 400 раз. Сколько раз она подлетит к гнезду за неделю? (2 800 раз //а х в.)
ж) Можжевельник живет 2000 лет, а сосна - 600 лет. На сколько лет дольше живет можжевельник, чем сосна? (1 400 лет // а : в.)
з) Береза живет 400 лет, а рябина - 100 лет. Во сколько раз больше живет береза, чем рябина? (В 4 раза // а : в.)
и) Длина синего кита 32 метра, а полярной медузы - на 7 м меньше. Какова длина полярной медузы? (25 м // а - в.)
Из незакрытого на перемене крана в столовой течет вода. За минуту вытекает 8 литров воды. Сколько чистой воды утечет в канализацию за перемену (15 минут) и за урок (40 минут)? (120 л; 320 л воды.)
2. За один год с гектара леса падает на землю 2 тонны хвои, листьев, веток, шишек и коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики. Сколько тонн упадет на землю в лесу за 18 месяцев? (3 т хвои.)
8. Сорок лет назад в Воронежской области насчитывалось 263 реки. За сорок лет исчезла 91 река. Сколько рек осталось в Воронежской области? (172 реки.)
Для образования в природе слоя почвы толщиной 5 см требуется, по подсчетам ученых, 2 000 лет. Сколько лет потребуется для образования слоя почвы в 12 см?
Об экологической роли леса:
а) 1 га лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов; 1 га хвойного леса — 5 кг; 1 га можжевелового леса — 30 кг.
б) 1 га дубового леса продуцирует в год 830 кг кислорода, березового — 725 кг, соснового — 540 кг.
в) 1 га хвойного леса отфильтровывает в год 30—35 т пыли, лиственного леса — 50—70 т пыли.
Об экологической роли птиц и насекомых:
Семья больших синиц за лето обслуживает 40 яблонь, поедая опасных для сада насекомых.
Дятел — это лесной доктор. Он избавляет деревья от насекомых — короедов. Один дятел за день съедает до 750—900 короедов. Добывая корм, он делает в деревьях выемки. Вырастив птенцов, дятлы покидают свои дупла, а весной долбят новые. Все дупла и выемки охотно используют для своих гнезд и ночлега маленькие птички.
Кукушка, которую слышат часто дети во время экскурсий в лес, съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука, до 50 личинок щелкунов и чернолетов, и др.
Мухоловка-пеструшка — совсем небольшая птичка, но она съедает за день до 300 мух и комаров.
Сова съедает за ночь 7—8 мышей. Одна совиная семья уничтожает за год до 10 тысяч мышей-полевок, спасая этим до 20 т зерна, которое могли бы уничтожить мыши.
Семиточечная божья коровка за свою жизнь съедает до 4000 тлей. Рыжие муравьи одного среднего по размеру муравейника истребляют за один день до 3500—4500 различных насекомых.
Итог:
Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с любовью за ними.
Ведь от нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!
Берегите эту Землю, эту воду! (Слайд 20) Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя!