~~
Внеклассное мероприятие
( с применением ПК)
«Земля наш общий дом»
для учащихся 5 - 6 классов
Разработано учителем физики
МОУ «Оброченская СОШ» Ичалковского района
Республики Мордовия
Ермаковой А. И.
Учитель: Ребята! Наш разговор сегодня будет посвящён нашему общему дому – планете Земля и всему живому, что на ней обитает. Это: природа, сам человек, растительный и животный мир.
Наш разговор начинается на тропинке «Литературная», где мы вспомним стихи о природе, о животных, о Родине.
1 чтец :
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Тёмным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Пахнет от колёс.
Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забитый,
Край ты мой родной!..
(Сергей Есенин)
2 чтец:
Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стёжку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе я верую.
Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся – далёкая и близкая.
Сродни мне посвист журавлей
И не чужда тропинка склизкая.
Цветёт болотная купель,
Куга зовёт к вечерне длительной,
И по кустам звенит капель
Росы холодной и целительной.
И хоть сгоняет твой туман
Поток ветров, крылато дующих,
Но вся ты - смирна и Ливан
Волхвов, потайственно волхвующих.
(Сергей Есенин)
1
Учитель: Ребята, а какие стихи знаете вы? ( Отвечают дети)
Учитель: А кто прочитает нам своё любимое стихотворение? (Дети читают стихи)
Учитель: Незаметно мы оказались на тропинке «Сказочная».
Внимание на экран!
Посмотрите на приведённую таблицу, где указаны авторы и даны названия их сказок про животных и о растениях. Читали ли вы эти сказки? (Отвечают дети)
Учитель: А какие ещё сказки вы можете назвать? (Дети называют знакомые сказки)
Учитель: А кто может рассказать нам сказку, например, о животном? (Один из учеников рассказывает сказку)
Учитель: За сказкой быстро время пролетело и мы с вами уже на тропинке «Загадок». Вы любите загадки? (Отвечают дети)
Учитель: Попробуйте отгадать мои загадки:
1. Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо,
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит, да ноги. Черепаха
2. Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. Лось
3. Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга. Олень
4. Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами — кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! Рысь
5. В лесу живёт,
Кур в деревне крадёт. Лиса
6. Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. Заяц
7. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
2
Иголок очень много,
А нитки — ни одной. Ёж
8. Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю. Рыба
9. Не кузнец, а с клещами,
С длинными усами.
Когда он черен —
Куслив и задорен.
А лишь покраснеет,
Так и присмиреет. Рак
10. Пришли мужички без топоров,
Срубили избу без углов. Муравьи и муравейник
11. Теремок ползет,
На себе его везет
Хозяюшка богатая,
Богатая, рогатая. Улитка
12. В воде родится,
А воды боится. Стрекоза
13. Днем молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает. Филин
14. Стоит ствол,
На стволе кол,
На колу дворец,
Во дворце певец. Скворец
15. Лежит — молчит,
Подойдешь — заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает. Собака
3
16. Мохнатенька,
Усатенька,
Лапки мягоньки,
А коготки востры. Кошка
17. Сидит на окошке кошка,
И хвост, как у кошки,
И нос, как у кошки,
И уши, как у кошки,
А не кошка. Кот
Учитель: Молодцы! По всему видно, что вы любите загадки, но время пришло перейти нам на тропинку «Зелёная аптека».
Ребята, мы живём с вами в сельской местности и каждый из вас, без спору, часто бывает на природе. Сейчас мы проверим, на сколько вы наблюдательны и что знаете о лекарственных растениях, произрастающих на территории нашей Республики Мордовия. (Отвечают дети)
Учитель: Внимание на экран!
Хочу познакомить вас с простыми лекарственными растениями, которые каждому хорошо знакомы:
Одуванчик лекарственный
Распространён на всей территории России. Растёт вдоль жилья, дорог, на залежах, пустырях, в огородах, парках и садах.
Лекарственным сырьём служат корни и надземная часть растения.
Корни и листья обладают желчегонным, успокаивающим, отхаркивающим, жаропонижающим действием, возбуждают аппетит и улучшают общее состояние кожи.
Сок обладает укрепляющим свойством, полезен при воспалении желудка, способствует снижению болей в суставах.
Настой корня назначают при кожных заболеваниях.
Земляника лесная
Широко распространена в европейской части России, Западной и Восточной Сибири, на Кавказе и в Средней Азии.
Лекарственным сырьём служат зрелые плоды и листья.
Свежие плоды и отвар сушёных ягод оказывают благоприятное действие на пищеварение, утоляют жажду, возбуждают аппетит, устраняют воспалительные и язвенные процессы в желудочно – кишечном тракте.
Земляника полезна при гастритах, колитах , дизентерии и малокровии.
Листья употребляют при заболеваниях почек, мочевого пузыря, при бронхиальной астме, для снижения артериального давления.
4
Подсолнечник однолетний
Широко распространён в лесной и лесостепной зонах европейской части.
Лекарственным сырьём служат краевые цветки, листья и зрелые семянки.
Препараты подсолнечника понижают температуру тела, возбуждают аппетит.
Отвар листьев и цветков применяют при лечении малярии и коклюша, как жаропонижающее средство.
Настой растения применяют при лечении желудочно – кишечной колике и спазмах гладкой мускулатуры бронхов.
Чеснок
Выращивается повсеместно. Особенно широко распространён в европейской части России, на Кавказе, в Казахстане, Средней Азии и на Дальнем Востоке.
Лекарственным сырьём служат луковицы.
Препараты чеснока обладают мочегонным, антисептическим и болеутоляющим действием. Они повышают устойчивость организма к инфекционным и простудным заболеваниям, снимают усталость, снижают давление крови, улучшают работу сердца, стимулируют пищеварение.
Учитель: Вот видите, ребята, сколько полезной информации вы узнали, посетив эту тропинку. В будущем, не спешите пить таблетки, вспомните эту тропинку и примените лекарственное растение по назначению, пользы будет больше.
Учитель: Заключительная тропинка «Юных экологов». И нас приветствует главный эколог школы. Ему слово.
Главный эколог школы: (в роли главного эколога школы ученик – старшеклассник)
Ребята!
С глубокой древности люди с большим уважением к Земле, говорили: «Земля – матушка!» Этими ласковыми, тёплыми и нежными словами они говорили о ней, как о самом близком и дорогом. Земля же, в свою очередь, радовала человека своими красотами и давала щедрый урожай. Она делала и делает всё для того, что бы между человеком и природой царила полная гармония. Каждый свой сезон окрашивает разными красками и убирает богатыми убранствами.
А задумывался ли кто из нас над тем, что может быть, Земля делает это для того, что бы скрыть наше невежество?
Зачем искать глобальную катастрофу где-то, если она вот, у нас под ногами. Мало того, мы сделали её сами, своими руками.
5
Земля же не желает с этим мириться! Летом все наши «огрехи» она устилает зелёным ковром, с яркими разноцветными цветами. Осенью укрывает жёлто-красным покрывалом из опавших листьев. Зимой кругом бело-голубой покров из маленьких, очень красивых снежинок. А весной, как только сходит снег и теплее начинает пригревать солнышко, на бугорках зажигаются искорки, словно упавшие с неба, первых цветов.
Что же выберешь ты, человек?
Будешь ускорять приход конца света, и продолжать быть невежей?
А может всё же пора взяться за ум?
Если каждый из нас наведёт порядок около своего дома, то чистой станет вся улица, а вместе с ней и всё твоё село, деревня, город и вся наша Земля.
Помни: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!»
Посмотрите на экран! Какие фото сделаны учеником нашей школы. Думаю, что подобное зрелище видел каждый, ведь это снимки помоек, которые располагаются вблизи жилых домов. Зрелище не для слабонервных! Смотреть противно!
А кто виноват? Кто сотворил это?
Сам напакостил, сам и убери. Ведь если убрать всё это, тогда вокруг будет только красота. Посмотри, как мир прекрасен!
Учитель: Ребята, вот и подошла к концу наша встреча. Много полезного вы узнали сегодня и унесёте с собой.
Главное, чтобы вы по-другому посмотрели на мир вокруг и увидели в нём своих друзей: животных и растения, которые ждут от нас заботы и любви. Помните – Земля наш общий дом и жить в нем должен комфортно и человек, и растение и животное.
6