Конспект познавательного занятия в старшей группе
«Что такое экология. Живая и неживая природа»
Тема: «Что такое экология. Живая и неживая природа»
Цель: Познакомить детей с наукой экология, сформировать представления о живой и неживой природе, об их взаимосвязи.
Задачи:
1. Дать первоначальное представление об экологии, как науке, среде обитания и приспособленности.
2. Развивать и обогащать память, внимание, умение мыслить.
3. Воспитывать доброжелательность, правила поведения в окружающей природной среде.
4. Расширить представления о природных и искусственных объектах, о живой и неживой природе.
5. Сформировать целостный взгляд на природу и место человека в ней.
Оборудование: табличка со словом экология, таблица экологии, предметные картинки для заданий.
Ход занятия.
- Ребята, а какие вы знаете науки? (ответы детей)
- Среди других наук (о цифрах, странах, растениях,
животных, человеке) особое место занимает экология.
- Как вы думаете, что же изучает экология?
Оказывается, слово «экология» образовалась от двух греческих слов «экос», что значит «дом» и «логос», что значит «наука», значит «экология» - это наука о доме.
- А о каком доме? О том, который строители выстроили из кирпича и бетона?
- Конечно, нет. Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека. А для всех вместе это, конечно, наша планета Земля. А жить вместе в одном доме очень разным существам совсем непросто. Тут и поссориться можно, и отобрать у соседа место получше, а то и просто навредить.
Однако Земля наша не одну тысячу лет существует и ничего. Все как-то уживаются, иначе говоря, существуют и даже на пользу друг другу, хотя польза эта часто бывает своеобразной, поскольку одни служат кормом для других, а те в свою очередь, для третьих.
Вот наука экология и призвана изучать как отдельные жильцы нашего дома не только уживаются, но и воздействуют друг на друга. Например, выруби лес - высохнет лесная речка, звери без питания пропадут, испортится земля и даже воздух, поскольку лес источник кислорода. А кислород необходим для дыхания.
- Итак, ребята, что же такое экология?
Да, это наука о связи живых организмов и среды обитания.
Все мы знаем слово природа, но что это? Вот лес - это природа? А поезд, который везет нас к лесу? А река? А лодка на реке? А кошка? А окошко, на котором она сидит? Давайте сделаем вывод, что такое природа? (ответы детей)
К природе относится все, что нас окружает: солнце, воздух, вода, реки и озера, горы и леса, животные и сам человек.
К природе не относится только то, что сделано руками человека: поезд, лодка, окно, мячик и другие игрушки. Все это - искусственные предметы.
Природа - это то, что существует без помощи человека, а "не природа" - это все то, что сделано руками человека.
- На какие два мира можно разделить всю природу?
- Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы.
Давайте разделим на 2 группы картинки, которые лежат перед вами: в одну сторону положим объекты живой природы, в другую - неживой. Что у вас получилось?
- Птица живая, она летает. Но самолет тоже летает! Он живой?
- И снежинка летает - она живая?
- Значит, должны быть какие то подсказки, которые могут отличать живое от неживого. Давайте разберемся, какими они могут быть.
Игра "Кто я?"
Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать и, если отгадка относится к живой природе, хлопнуть в ладоши, а если к неживой - топнуть ногой.
Я умею свистеть, выть, раскачивать деревья. Кто я? (Ветер)
Я умею расти, цвести, радоваться. Кто я? (Растение)
Я умею летать, бежать, плыть по небу. Кто я? (Облако)
Я умею согревать, освещать. Кто я? (Солнце)
Я умею питаться, передвигаться, дышать. Кто я? (Человек, птица, насекомое, животное)
Я умею летать, кружиться, укрывать поля. Кто я? (снег)
- Молодцы, замечательно справились с загадками. И мы с вами увидели, что есть подсказки - признаки, по которым можно отличать живую и неживую природу. Давайте рассмотрим эти признаки:
Первый признак: все живое двигается. Мы с вами умеем двигаться? А любим? Тогда давайте подвигаемся вместе!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
- Вот как замечательно мы умеем двигаться. Ходим и бегаем мы при помощи ног. А как двигается кошка? Есть у нее ноги?
- Ноги кошки называются лапами!
- А что помогает двигаться птице? У нее есть крылья и ноги.
- Как двигается змея, у которой нет крыльев и ног? А рыбки в аквариуме?
- Но облака и вода тоже двигаются - облака плывут по небу, вода течет. Живые ли они? Поэтому, говоря о живом и неживом, надо искать несколько признаков-подсказок!
- Еще один признак - все живое растет, то есть увеличивается в размерах. Растут ребятишки, растут кошки и мышки, растут ромашки и березки, растут и грибы - все это живая природа!
- А для того, чтобы расти, всему живому нужно питаться! Потому что еда - это те "кирпичики", из которых мы с вам построены. И чтобы мы были красивыми и здоровыми, эти "кирпичики" должны быть полезными и разнообразными!
- Итак, мы с вами выяснили, что все живое движется, растет и питается! А еще все живое дышит!
- Давайте вдохнем воздух и почувствуем, как он оказывается внутри нас. а теперь выдохнем его - фуууууу, как будто дует ветер. При дыхании мы вдыхаем воздух в себя и выдыхаем его обратно. Что у нас участвует в дыхании?
- А как дышат другие живые существа, например, рыбы?
- А еще все живое дает потомство, детенышей, то есть воспроизводит себе подобных. Давайте поиграем - я буду вам показывать картинки животных, а вы будете говорить, как называется детеныш этого животного.
Просмотр мультфильма «Живая и неживая природа».
- Вот мы и научились с вами различать живое и неживое.