Просмотр содержимого документа
«Зачем человеку семья»
Классный час «Зачем человеку семья», 4 класс Час размышлений о семье в 4 классе
Цели мероприятия
1. Формировать и корректировать представления детей о семье.
2. Способствовать сплочению сообщества учащихся и их родителей, предупреждению развития негативных межличностных отношений детей и взрослых.
Подготовка
1. Классный руководитель вместе с учащимися репетирует инсценировки свадебных традиций.
2. Дети вместе с родителями изготавливают костюмы для инсценировок, необходимый реквизит, подбирают пословицы на тему «Семья».
3. Группа учащихся вместе с учителем рисует модель генеалогического древа.
4. Классный руководитель подготавливает необходимое количество альбомных листов, парных карточек с названиями животных для выполнения различных заданий.
5. Приглашение на классный час родителей, бабушек и дедушек учащихся.
Участвуют учащиеся 4-го класса, их родители, бабушки и дедушки, классный руководитель.
Ход мероприятия
На классной доске прикреплен ребус (цифра 7 и буква «Я») и крупными буквами с помощью цветных мелков написана тема часа размышлений «Зачем человеку семья?».
Классный руководитель. Уважаемые родители, бабушки, дедушки, дорогие ребята! Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы поговорить об одной из главных ценностей в жизни человека — о семье.
Что такое семья? Как она появилась? Ученые считают, что семья возникла примерно 3 тыс. лет назад.
Главное в семье — не выгода, не совместная деятельность, а любовь. Сохраняя любовь и передавая это чувство другим поколениям, члены семьи создают в ней атмосферу счастья, уверенности, защищенности. Известный психолог В. Сатир убеждена, что хорошо налаженные семейные отношения — это вопрос выживания, вопрос первостепенной важности.
Классный руководитель предлагает с помощью фразы «Я люблю, когда ты...» детям и родителям высказать свое мнение. Важно дать позитивный аспект, опереться на положительные характеристики, затронуть все сферы жизни (отношения, пристрастия в еде, черты характера и т.д.).
Слово «брак», как известно, связано с глаголом «брать», и возникло оно как раз в те старые времена, когда мужчины «брали», забирали невесту в свой дом, причем соединялись браком по церковному обряду. У некоторых народов существовал и даже сохраняется до нынешних времен обычай брать выкуп за невесту («калым»), у русских обязательно готовили невесте приданое.
Дорогие ребята, при подготовке к классному часу вы занимались поиском пословиц о семье. Сейчас мы все хотели бы их услышать.
Учащиеся называют пословицы, например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «В семье и каша гуще», «Нет семьи — ищи, а нашел — береги».
Славянское слово «семья» родилось во времена Древней Руси. Есть несколько толкований его происхождения. Связывают его и с понятием «семя», от которого зарождается жизнь, и с понятием «Я», повторенного семь раз: родители супруга, родители супруги — это четверо, сами супруги — еще двое и ребенок. (Классный руководитель сопровождает свой рассказ указанием на ребус.)
В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» понятие «семья» раскрывается так: «Я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Потому что издавна цифра "семь" считается цифрой многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях».
Далее классный руководитель предлагает сыграть в игру «Найди свою пару». Он раздает карточки, на которых написаны названия животных (эти названия повторяются на двух карточках). • Надпись должен видеть только тот, кто получил данную карточку. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, но нельзя говорить и издавать характерные для этого животного звуки. После того как участники найдут свои пары, необходимо оставаться рядом и не переговариваться. Только когда все пары будут образованы, проверяется, совпали ли животные. Целесообразно по причине большого количества участвующих в игре предоставить возможность поиска своей «пары» сначала одному ряду участников, потом второму и соответственно третьему.
В русских деревнях, особенно на Севере, бобыль, бродяга, шатун (человек, который не имел семьи) считался обойденным Богом. Все женились, все выходили замуж. Вдовство и сиротство рассматривались как величайшее горе, а обидеть вдову или сироту — большой грех. Огромным несчастьем считалась бездетность, сирот охотно брали в семьи.
Бракосочетание, или свадьба, — важное событие в жизни любого человека. Практически у каждого народа есть свои свадебные традиции. С некоторыми из них мы сейчас и познакомимся.
Подготовленные учащиеся инсценируют свадебные традиции других народов, классный руководитель комментирует.
Восток (Китай). Перед свадьбой опытный гадатель узнавал, что говорят гороскопы о будущих молодых. Примета счастливого брака — вдоволь наплакавшаяся невеста. Жених и невеста зажигают свечи и ароматические палочки, а затем последовательно отдают поклоны Небесам, Земле, Солнцу, Луне и собственным родителям. На этапе поклона Земле и Небу брак уже считается зарегистрированным. Остается только скрепить любовь... чаем. Чашки супругов при этом должны быть связаны красной лентой.
Посмотрите на форму одежды: вместо свадебного платья — короткий красный халат, декорированный шелковыми цветами. Под халат надевается длинное шелковое платье красного или зеленого цвета. Ну а вместо фаты на голове у настоящей китайской невесты должен быть целый дом — сложная металлическая конструкция, затянутая шелком, украшенная перьями, цветами, шнурками и медальонами. Лицо при этом прикрывается красной или черной шелковой вуалью. Одежда жениха — халат с драконами, символом силы и мудрости, и легкие шаровары.
Запад (Италия). Будущий муж начинает ухаживания с пения серенад под балконом. В знак благодарности будущая невеста должна бросить молодому человеку под ноги алую розу. На свадьбе одна из популярных традиций, существовавшая еще во времена древних римлян, называется «смыкание рук». Невеста и ее гости выстраиваются напротив «свиты» жениха. Затем каждый гость со стороны жениха представляется родным и близким невесты. Наконец, жених пожимает руку невесте, что и означает «объявляю нас мужем и женой». У дома жениха молодую жену непременно осыпают зерном — символом плодородия.
Настоящая итальянская невеста должна перетанцевать со всеми гостями по очереди. Издавна римские невесты шли под венец в красном или зеленом наряде. Фата обычно была ярко-оранжевой. Белое платье вошло в моду только в прошлом веке.
Север (Скандинавия). Как только свадебная процессия приблизится к месту регистрации брака, гости просто обязаны начать... шуметь, кричать, петь дурными голосами, топать ногами, хлопать в ладоши. Викинги верили, что шум охраняет семью от злых сил.
До начала прошлого века невесты викингов шли к алтарю в черных платьях с роскошными белоснежными кружевами. На голове невесты должна быть диадема или венок из живых цветов. Ну а жениха можно было обрядить в шкуры или бархатный наряд с широким плащом.
Далее учитель рассказывает о свадебных традициях.
В Кореесвадьбу должны сопровождать утки — будь они живыми, пластмассовыми или нарисованными, лишь бы не в качестве блюда на столе. Утка и селезень, как принято считать, верны друг другу всю жизнь. В Швейцарии в день бракосочетания молодая пара сажает во дворе своего дома сосну — знак богатства и удачи. Чем дольше будет жить дерево, тем крепче будет брак.
Традиционная русская семья, как правило, включала в себя не только родителей с детьми, но и старшее поколение (бабушек и дедушек) и взрослых детей. Долгие годы, часто на протяжении всей жизни, представители трех, а иногда и четырех поколений проживали вместе, вели общее хозяйство, испытывали всю меру ответственности друг за друга. Старшие родственники традиционно- помогали молодым и могли рассчитывать в старости на уход и заботу со стороны детей и внуков.
Классный руководитель предлагает учащимся, их родителям, бабушкам, дедушкам выполнить следующее задание (при выполнении задания можно сгруппироваться «семьями»): подобрать метафору к понятию «семья» и изобразить это на альбомных листах, которые раздаются в процессе инструктажа. Например, «красивый букет» или «улыбающиеся и ждущие пушистые домашние тапочки». Интересные, оригинальные рисунки предлагается прокомментировать ученику или другому представителю «семьи». Впоследствии из рисунков можно будет организовать выставку. Для классного руководителя метафорический образ семьи воспитанников позволит сделать некоторые выводы с точки зрения психологической науки.
Каждый из нас имеет множество предков, происходящих из десятков семей. И если попытаться изобразить историю своего рода, то наиболее удобной формой будет нечто, напоминающее разветвленное дерево. Оно называется генеалогическим древом, которое позволяет нам воссоздать свою родословную: кто наши родители, дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки.
Учитель под моделью генеалогического древа записывает словосочетание «генеалогическое древо» и на модели демонстрирует, как можно восстановить и проследить хотя бы часть истории семьи.
Я предлагаю вам, ребята, и вам, уважаемые родители, бабушки и дедушки, попробовать дома воссоздать генеалогическое древо семьи и при нашей следующей встрече, посвященной истории имени, фамилии, рода представить свою родословную.
А в конце нашего классного часа давайте попробуем все вместе найти ответы на самый главный сегодня вопрос: Зачем человеку семья? Сначала предоставим слово самым юным членам семьи — ребятам, а родители, бабушки, дедушки им помогут.
Классный руководитель обобщает полученные ответы на вопрос: «Зачем человеку семья?» и делает следующий вывод.
Итак, семья нужна, чтобы:
— было, на кого опереться;
— с кем посоветоваться;
— был кто-то рядом, чьим мнением дорожат;
— кто не оставит в беде;
— с кем по-настоящему хорошо;
— кто разделяет такие же ценности;
— кто не будет завидовать;
— с кем можно совместно радоваться успехам;
— кому можно доверять;
— кто в трудную минуту поддержит и защитит;
— кто смотрит на вещи сходным образом;
— кто уравновешивал бы слабости.
Литература
Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Ярославль, 1997.
Верб Л. Под одним кровом. Советы семейного психолога. СПб., 2003.
Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей: В 10 т. / Сост. Г. Шалаева. М., 1994. Т. 9.
Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. СПб., 2006.
Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии. М.; Воронеж, 2005.