kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Роль семьи в жизни человека и общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель обществознания Асташова С.М.

Тема: Роль семьи в жизни человека и общества

Цели:

- сформировать представление о семье как малой социальной группе, привести к пониманию функций семьи, ее видов, познакомить с политикой государства по отношению к семье;

- развивать речь, коммуникативные навыки, развить у учащихся интерес к семье;

- воспитывать чувство ответственности перед своей семьей, способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Ход урока:

Оргмомент.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас!

Друг на друга посмотрели.

И тихонечко все сели.

 Актуализация знаний учащихся.

Притча.  Жила - была на свете семья. Она была не простая. Более  ста человек  насчитывалось  в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни больше упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика, разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

 СТО РАЗ ЛЮБОВЬ,

 СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ,

 СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: "И все?"

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

 И, подумав, добавил: - И МИРА тоже.

-  Как вы думаете, в чем смысл притчи? Какое отношение притча имеет к нашему уроку?   О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Запись темы урока (слайд1)

-  Вспомним  пословицы и  поговорки о семье:

 «Вся семья вместе, так и душа на месте», «На что и клад, коли в семье лад», «Семья крепка ладом», «Семья сильна, когда над ней крыша одна», «Дерево держится корнями, а человек семьей», «В хорошей семье хорошие дети растут», «В дружной семье и в холод тепло», «Дом согревает не печь, а любовь и согласие»

 Какие знания мы должны с вами сегодня сформировать?

Сегодня на уроке мы с вами выясним: (слайд 2)

 1.что такое семья

 2.зачем нужна семья

 3.  какие бывают  семьи

 4.  как  государство заботится о семье

 Определение семьи

Что же такое семья? У поэтов определение семьи звучит так:

Моя семья - мое убежище.
Моя берлога - крепость, лежбище.

Маяк заметный среди шторма.
Мое спасение от бури.

Мой верный поводырь и страх.
Мой светлый мир, где мне не ведом страх.

– А  какие ассоциации у вас возникают, когда я говорю слово семья ? (ответы уч-ся)

Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи - бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботиться, о нем тоже никто не проявит заботу.

- Что объединяет членов  семьи?

1.Любят и уважают друг друга.

2. Живут в одном доме.

3. Ведут общее хозяйство.

4 .Объединяют доходы и расходуют их сообща.

5. Совместно воспитывают детей.

6. Вместе проводят свободное время.

- На каких чувствах, отношениях строится семья? (ответы уч-ся)

- Правильно, ребята, семья строится на любви, уважении, взаимопонимании, взаимопомощи, терпении, умении прощать и т.д.

-  Давайте попробуем дать определение семьи (слайд3)

Семья – это группа людей, состоящих в родстве (кровном или брачном), которые связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Ещё можно добавить, что семья – это группа лиц, живущих на одной жилплощади, ведущих совместное хозяйство. (Запись  в тетрадь)

- На протяжении всей жизни человек входит в состав множество самых разных групп – своих сверстников, друзей, школьный класс, спортивная секция и другие. Эти группы могут быть разными и меняться по своему составу. И только семья  остаётся той группой, которую человек не покидает.  - Семья - одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности.

 

Функции семьи

 Семья зародилась  в первобытном обществе, прошла долгий путь своего становления, но всегда  играла большую роль во взаимоотношениях людей

 и выполняла разные функции.  

Давайте посмотрим, какова роль семьи в обществе.  Зачем люди создают семьи?  (ответы уч-ся)

 Какие функции выполняет семья:

1. Обеспечивает продолжение человеческого рода.

2. Занимается воспитанием детей.

3. Удовлетворяет духовные и  физические  потребности человека.

4. Организует домашнее хозяйство.

5. Заботится о малолетних и престарелых членах семьи.

  Основное назначение семьи – это вырастить детей, дать им образование и помочь определиться в жизни

 Какие бывают семьи.

-Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.
Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший  – я,
Какая же у нас семья? (Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).

- Семьи, в которых живут родители и дети называют двухпоколенными, а если в семье живут еще бабушки и дедушки, такие семьи называют трехпоколенными.
- А как называют семью, в которой живут еще и прабабушки и прадедушки? (четырехпоколенная)

А как называют семью, в которой живут только муж и жена без детей? (однопоколенная)

- А какие еще бывают семьи?

По составу семья бывает:

 полная  - это  семья, где  есть  оба родителя и хотя бы  один ребенок. 

неполная – семья только из одного родителя или семья, состоящая только из родителей без детей.

По числу детей семьи бывают  малодетные  (1-2 ребенка) и многодетные (3 и  более ребенка)

По стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего возраста, пожилая пара.

 - Ребята, семьи различаются даже по географическому признаку: сельская и городская.

- Ребята, каждый из вас из какой семьи?

Выводы.   Главная особенность семьи – это  чувство любви и привязанности, объединяющее  всех ее членов.

Каждая семья живет своим миром, своим маленьким обществом. Но из маленького всегда получается что-то большое, значимое.
Физминутка

Сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой. Встаньте на одну ногу, руки вытянув вперед. Постояли на одной ноге, потом на другой. Теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. Опять постояли на одной ноге, затем на другой.

- Когда было легче удержаться на одной ноге? Почему в паре легче, как думаете? Что вам помогло? (поддержка, взаимопомощь)

Поддержка человеку нужна всегда, а особенно в семье, потому  что на взаимопонимании держатся семейные отношения.

Государство и семья
Семья  важна и дорога каждому человеку. Высшей ценностью для государства является человек. То, что важно для человека, должно быть важно и для государства. Вот почему семья находится под защитой государства.

- А как вы  считаете, государство заинтересовано в сохранении и укреплении семьи (ответы уч-ся)
- В Конституции РФ статья 38 (уч-ся читают текст)  записано, что семья находится под защитой государства. В нашей стране приняты законы, которые помогают многодетным семьям, молодым семьям, малоимущим семьям. Работают государственные  фонды и центры социальной помощи.

-  В России принят Семейный кодекс РФ, который регулирует семейные отношения. Это еще один закон, который специально защищает права и интересы детей. Семейный кодекс содержит 170 статей, но мы рассмотрим только то, что касается несовершеннолетних. (слайд)

Семейное право наделяет детей не только правами. Они должны нести и обязанности. Например, став взрослыми, дети обязаны содержать нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

8 июля в нашей стране объявлен  Днем семьи.

Подведение итогов.

- Завершить нашу тему я предлагаю стихотворением  (рассказывает весь класс)

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья  – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья - это сложно!
- Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
- Ребята! Так что является опорой в нашей жизни?

Рефлексия.
А сейчас, ребята, я предлагаю каждому из вас оценить урок. Для этого вам нужно выбрать по цвету тот, который соответствует вашему мнению об уроке.
Красный цвет
Я получил новые знания, показал свои. Понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Зеленый цвет

На уроке я не всегда понимал, о чем идет речь.

 Мне это не очень нужно.
Домашнее задание  Мини-сочинение «Моя семья»

 


 

Просмотр содержимого документа
«Роль семьи в жизни человека и общества »

Учитель обществознания Асташова С.М.

Тема: Роль семьи в жизни человека и общества

Цели:

- сформировать представление о семье как малой социальной группе, привести к пониманию функций семьи, ее видов, познакомить с политикой государства по отношению к семье;

- развивать речь, коммуникативные навыки, развить у учащихся интерес к семье;

- воспитывать чувство ответственности перед своей семьей, способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Ход урока:

Оргмомент.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас!

Друг на друга посмотрели.

И тихонечко все сели.

Актуализация знаний учащихся.

Притча. Жила - была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни больше упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика, разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

 СТО РАЗ ЛЮБОВЬ,

 СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ,

 СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: "И все?"

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил: - И МИРА тоже.

- Как вы думаете, в чем смысл притчи? Какое отношение притча имеет к нашему уроку? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Запись темы урока (слайд1)

-  Вспомним пословицы и поговорки о семье:

«Вся семья вместе, так и душа на месте», «На что и клад, коли в семье лад», «Семья крепка ладом», «Семья сильна, когда над ней крыша одна», «Дерево держится корнями, а человек семьей», «В хорошей семье хорошие дети растут», «В дружной семье и в холод тепло», «Дом согревает не печь, а любовь и согласие»

Какие знания мы должны с вами сегодня сформировать?

Сегодня на уроке мы с вами выясним: (слайд 2)

1.что такое семья

2.зачем нужна семья

3. какие бывают семьи

4. как государство заботится о семье

Определение семьи

Что же такое семья? У поэтов определение семьи звучит так:

Моя семья - мое убежище.
Моя берлога - крепость, лежбище.

Маяк заметный среди шторма.
Мое спасение от бури.

Мой верный поводырь и страх.
Мой светлый мир, где мне не ведом страх.

– А какие ассоциации у вас возникают, когда я говорю слово семья ? (ответы уч-ся)

Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи - бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботиться, о нем тоже никто не проявит заботу.

- Что объединяет членов семьи?

1.Любят и уважают друг друга.

2. Живут в одном доме.

3. Ведут общее хозяйство.

4 .Объединяют доходы и расходуют их сообща.

5. Совместно воспитывают детей.

6. Вместе проводят свободное время.

- На каких чувствах, отношениях строится семья? (ответы уч-ся)

- Правильно, ребята, семья строится на любви, уважении, взаимопонимании, взаимопомощи, терпении, умении прощать и т.д.

-  Давайте попробуем дать определение семьи (слайд3)

Семья – это группа людей, состоящих в родстве (кровном или брачном), которые связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Ещё можно добавить, что семья – это группа лиц, живущих на одной жилплощади, ведущих совместное хозяйство. (Запись в тетрадь)

- На протяжении всей жизни человек входит в состав множество самых разных групп – своих сверстников, друзей, школьный класс, спортивная секция и другие. Эти группы могут быть разными и меняться по своему составу. И только семья  остаётся той группой, которую человек не покидает. - Семья - одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности.


Функции семьи

Семья зародилась в первобытном обществе, прошла долгий путь своего становления, но всегда играла большую роль во взаимоотношениях людей

 и выполняла разные функции.

Давайте посмотрим, какова роль семьи в обществе. Зачем люди создают семьи? (ответы уч-ся)

Какие функции выполняет семья:

1. Обеспечивает продолжение человеческого рода.

2. Занимается воспитанием детей.

3. Удовлетворяет духовные и физические потребности человека.

4. Организует домашнее хозяйство.

5. Заботится о малолетних и престарелых членах семьи.

Основное назначение семьи – это вырастить детей, дать им образование и помочь определиться в жизни

Какие бывают семьи.

-Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.
Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья? (Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).

- Семьи, в которых живут родители и дети называют двухпоколенными, а если в семье живут еще бабушки и дедушки, такие семьи называют трехпоколенными.
- А как называют семью, в которой живут еще и прабабушки и прадедушки? (четырехпоколенная)

А как называют семью, в которой живут только муж и жена без детей? (однопоколенная)

- А какие еще бывают семьи?

По составу семья бывает:

полная - это семья, где есть оба родителя и хотя бы один ребенок.

неполная – семья только из одного родителя или семья, состоящая только из родителей без детей.

По числу детей семьи бывают малодетные (1-2 ребенка) и многодетные (3 и более ребенка)

По стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего возраста, пожилая пара.

- Ребята, семьи различаются даже по географическому признаку: сельская и городская.

- Ребята, каждый из вас из какой семьи?

Выводы. Главная особенность семьи – это чувство любви и привязанности, объединяющее всех ее членов.

Каждая семья живет своим миром, своим маленьким обществом. Но из маленького всегда получается что-то большое, значимое.
Физминутка

Сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой. Встаньте на одну ногу, руки вытянув вперед. Постояли на одной ноге, потом на другой. Теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. Опять постояли на одной ноге, затем на другой.

- Когда было легче удержаться на одной ноге? Почему в паре легче, как думаете? Что вам помогло? (поддержка, взаимопомощь)

Поддержка человеку нужна всегда, а особенно в семье, потому что на взаимопонимании держатся семейные отношения.

Государство и семья
Семья важна и дорога каждому человеку. Высшей ценностью для государства является человек. То, что важно для человека, должно быть важно и для государства. Вот почему семья находится под защитой государства.

- А как вы считаете, государство заинтересовано в сохранении и укреплении семьи (ответы уч-ся)
- В Конституции РФ статья 38 (уч-ся читают текст) записано, что семья находится под защитой государства. В нашей стране приняты законы, которые помогают многодетным семьям, молодым семьям, малоимущим семьям. Работают государственные фонды и центры социальной помощи.

- В России принят Семейный кодекс РФ, который регулирует семейные отношения. Это еще один закон, который специально защищает права и интересы детей. Семейный кодекс содержит 170 статей, но мы рассмотрим только то, что касается несовершеннолетних. (слайд)

Семейное право наделяет детей не только правами. Они должны нести и обязанности. Например, став взрослыми, дети обязаны содержать нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

8 июля в нашей стране объявлен Днем семьи.

Подведение итогов.

- Завершить нашу тему я предлагаю стихотворением (рассказывает весь класс)

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья - это сложно!
- Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
- Ребята! Так что является опорой в нашей жизни?

Рефлексия.
А сейчас, ребята, я предлагаю каждому из вас оценить урок. Для этого вам нужно выбрать по цвету тот, который соответствует вашему мнению об уроке.
Красный цвет
Я получил новые знания, показал свои. Понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Зеленый цвет

На уроке я не всегда понимал, о чем идет речь.

Мне это не очень нужно.
Домашнее задание Мини-сочинение «Моя семья»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Роль семьи в жизни человека и общества

Автор: Асташова Светлана Маратовна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162489

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Семья - маленькая ячейка общества"
    ["seo_title"] => string(37) "siemiamalienkaiaiachieikaobshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "274668"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452432617"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Родительское собрание      «Роль семьи в воспитании нравственных ценностей» "
    ["seo_title"] => string(76) "roditiel-skoie-sobraniie-rol-siem-i-v-vospitanii-nravstviennykh-tsiennostiei"
    ["file_id"] => string(6) "228825"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441523037"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конференция для родителей: "Роль семьи в формировании личности ребенка" "
    ["seo_title"] => string(78) "konfierientsiia-dlia-roditieliei-rol-siem-i-v-formirovanii-lichnosti-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "115135"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411845939"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "«Воспитание детей в семье» "
    ["seo_title"] => string(29) "vospitaniie-dietiei-v-siem-ie"
    ["file_id"] => string(6) "223396"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1437644756"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей. "
    ["seo_title"] => string(54) "rol-siem-i-v-dukhovno-nravstviennom-vospitanii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "151302"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420663713"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства