kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект "Зачем человеку нужна семья?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы .В жизни всегда вариантов больше одного, а уж точек зрения столько, сколько людей на планете. Над вопросом создания семьи когда-нибудь начинают задумываться все. Поэтому этот вопрос актуален во все времена.

Цель работы: определить значение семьи в современном обществе.

Гипотеза: Семья теряет свою актуальность. Большинство молодых семей живут гражданским браком. Штамп в паспорте ничего не решает.

Объект исследования: семья.

Предмет исследования: отношение к семейному образу жизни.

Задачи:

- изучить литературу;

- разработать анкету;

- проанализировать полученные результаты.

А зачем нужна семья? С точки зрения природы семья невыгодна, т.к. предполагает моногамию, а для естественного отбора было бы лучше, чтобы люди скрещивались в как можно более разнообразных сочетаниях. На ранних этапах развития человека так и было. Однако, со временем семья стала все более устойчивой системой, и, в конце концов, осталась практически единственной формой сожительства людей. Те же вопросы возникают и по отношению к животным: наличие там семей тоже противоречит интересам природы. Почему же семья все же появилась и, несмотря на сложности, противоречия и т.п., сохранилась?

Еще в средние века и в эпоху Просвещения лучшие умы выражали обеспокоенность упадком семейных отношений. В общем можно отметить, что “семейный вопрос”, несмотря на множество его постановок, далеко не нов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Зачем человеку нужна семья? »
















Зачем человеку нужна семья?






































План

I. Введение.

II. Основная часть

1. Понятие семьи.

2. Функции семьи.

3. Брак.

4. Развод.

III. Исследовательская часть.

IV. Заключение

Список использованной литературы










































Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье,

но каждая семья является, прежде всего, большим делом,

имеющим государственное значение…

(А.С. Макаренко)


I. Введение.

Актуальность темы .В жизни всегда вариантов больше одного, а уж точек зрения столько, сколько людей на планете. Над вопросом создания семьи когда-нибудь начинают задумываться все. Поэтому этот вопрос актуален во все времена.

Цель работы: определить значение семьи в современном обществе.

Гипотеза: Семья теряет свою актуальность. Большинство молодых семей живут гражданским браком. Штамп в паспорте ничего не решает.

Объект исследования: семья.

Предмет исследования: отношение к семейному образу жизни.

Задачи:

- изучить литературу;

- разработать анкету;

- проанализировать полученные результаты.

А зачем нужна семья? С точки зрения природы семья невыгодна, т.к. предполагает моногамию, а для естественного отбора было бы лучше, чтобы люди скрещивались в как можно более разнообразных сочетаниях. На ранних этапах развития человека так и было. Однако, со временем семья стала все более устойчивой системой, и, в конце концов, осталась практически единственной формой сожительства людей. Те же вопросы возникают и по отношению к животным: наличие там семей тоже противоречит интересам природы. Почему же семья все же появилась и, несмотря на сложности, противоречия и т.п., сохранилась?

Еще в средние века и в эпоху Просвещения лучшие умы выражали обеспокоенность упадком семейных отношений. В общем можно отметить, что “семейный вопрос”, несмотря на множество его постановок, далеко не нов.

























II. Основная часть

1. Понятие семьи.

Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом  и духовном воспроизводстве населения.

2. Функции семьи.

Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев Н. Я., 1977). Выполнение семьей  ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом

Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечива­ется восстановление затраченных в труде физических сил.

Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребнос­тей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологичес­кой защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию чле­нов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

Функция духовного (культурного) общения удовлетворение потребно­стей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

Функция первичного социального контроля обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачи­ваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождение внебрачных детей, супружеские измены и т. п.). Раз­вод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.

Что такое обычная семья? Такая семья состоит из мужчины и женщины как ядра и вокруг этого ядра - дети, иногда – родители, мужчины или женщины. В некоторых семьях, особенно на Востоке, ядро семьи составляют пожилые родители одного из супругов. Встречаются и демократические семьи, где отсутствует четкий лидер и отношения всех членов семьи равноправные.

Семья представляет собой важнейший компонент социальной структуры общества, это особый социальный институт, который обеспечивает воспроизводство общества. Проще говоря - семья занимает в нашей жизни одно из первых мест, и нет ничего дороже и значимее семьи.

Для ответа на вопрос, зачем человеку семья, необходимо задуматься над тем, зачем мы вообще живём. Многие говорят, что главное - попробовать в этой жизни всё, везде побывать, всё увидеть, получить незабываемые впечатления... Всё же это далеко не всё. Главное, не уйти из этой жизни незаметно, а оставить частичку себя - детей и внуков, которые могли бы достойно продолжить род. Для этого и создаётся семья. Но и это ещё не всё, ведь просто создать семью недостаточно. Важно сохранить тёплые отношения между всеми членами, дать детям хорошее воспитание. Семья должна стать постоянной опорой и поддержкой для человека. Нет ничего лучше доверительных отношений в семье, чтобы всегда, в любой ситуации можно было получить полезный совет, поддержку и помощь.

К сожалению, не во всех семьях царит взаимопонимание, иногда родные люди не могут найти между собой общий язык и живут разной жизнью, практически не пересекаясь. Чтобы избежать этой проблемы, необходимо просто осознавать важнейшее значение семьи.

Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе. По сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы можно считать “изобретениями” культуры, сфера их существования – общественная жизнь; сфера же семьи в первую очередь – личная жизнь.

Семья - первичный и важнейший институт общества благодаря тем функциям, которые она реализует. Именно через семью сменяются поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается человеческий род, происходят первичная социализация и воспитание детей, наконец, реализуется такая благородная функция, как забота о престарелых. На семью ложится организация быта, потребления, а также значительная часть хозяйственно-экономических функций.

С развитием общества изменяются брак и семья. Законодатели, специалисты по семейно-брачным отношениям все более признают необходимость договорных основ брака. Такой брак — добровольный союз между мужчиной и женщиной, в котором обе стороны должны иметь одинаковые права. Возможно, это будет в правовом государстве, о котором мечтал еще Иммануил Кант. Он говорил, что идеальное состояние общества — это правовое государство и правовые межгосударственные отношения, обеспечивающие всеобщий мир. Мир должен царить и в каждой семье за счет соблюдения не только нравственных, но и правовых норм.

3. Брак.

Брачный союз - первая ступень человеческого общества. (Цицерон)

Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. (А. Шопенгауэр)

Брак представляет собой отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обеих сторон одинакова, зависимость – обоюдна, а обязательства – взаимны. (В. Гюго)

Современная семья строится в основном на брачных отношениях. Под браком понимается исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения, как в правовом, так и в морально-этическом плане. Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т.п.

Социологи выделяют три мотива: брак по любви, брак по расчету и брак по шаблону. Мотив любовного влечения в брачных отношениях не нуждается в комментариях. Брак по шаблону совершается тогда, когда срабатывает рассуждение: «Все мои сверстники обзаводятся семьями, как бы и мне не опоздать».

Семья как социальный институт обладает обоими его признаками. Первый – удовлетворение определенных общественных потребностей: воспроизводство человеческого рода, социализация личности, регуляция сексуальных отношений, решение определенных хозяйственных задач.

Второй признак – семья представляет из себя систему, состоящую из элементов: муж, жена, дети, старшее поколение, внуки и т.д. Эта система наделяет членов семьи определенными функциями, которые в какой-то степени ограничивают свободу личности.

К проблемам современного общества, сдерживающим деторождение, можно отнести ранние браки, составляющие категорию риска и дающие половину всех разводов. Если в странах Европы брачный возраст составляет 28 лет, в Японии — 30-33 года, то у нас планка снижается до 18 лет. Практически до 24 лет молодые люди — иждивенцы, а, по сути, 18-летние супруги остаются иждивенцами до 40 лет. Ранний брак, за редким исключением, не дает им возможность завершить образование, приобрести профессию, а, соответственно, лишает шанса занять более престижное и высокооплачиваемое положение. Нехватка денег, проблема с жильем, нежелательная беременность и роды — все это усугубляет неустойчивое положение молодой семьи, приводящее к разводу. Известна тревожная статистика разводов в нашей стране: сейчас половина молодых семей распадается в первый год жизни, две трети — в первые пять лет, в 70% семей, не распавшихся после пятилетней жизни, супруги находятся в напряженных отношениях.

Сто или двести лет назад браки заключались на основании семейных и имущественных потребностей, а не по любви.

Многие живут в гражданском браке, чтобы не испытывать последствия и психологическое давление развода.

4. Развод.

Развод, то есть юридически фиксируемый распад брака, есть антитеза брака, его теневая сторона. Социологический анализ проблем развода - это в определенной степени и анализ проблем самого брака, в основном его отрицательных сторон.

Общество заинтересовано в стабильности семейных отношений, так как это обеспечивает здоровые взаимоотношения супругов, благотворно сказывается на воспитании детей, облегчает решение целого ряда социальных проблем (жилье, социальное обеспечение, трудоустройство и т. д.). Следовательно, в самом общем виде государство и общество не могут не видеть в разводе свидетельства неблагополучия в сфере семейных отношений. С этой точки зрения развод является социальным злом.

Вместе с тем на развод следует смотреть и с иных позиций. Применительно к каждому конкретному браку вопрос о нежелательности или желательности развода не может решаться однозначно. В отдельных случаях развод не только не является социальным злом, он, наоборот, необходим.

Брак является свободным и добровольным союзом между мужчиной и женщиной. Свобода вступления в брак предполагает и свободу развода. Свобода развода - обратная сторона свободы брака, неотъемлемая часть свободы личности.

Разводы играют преимущественно негативную роль и в изменении рождаемости, и в воспитании детей. Во-первых, вследствие разводов уменьшается продуктивный период в жизни женщины. Во-вторых, в случае неудачного первого брака может намного отодвинуться время первого деторождения (что нежелательно и с медицинской точки зрения). В-третьих, неблагоприятные отношения в семье, предшествующие разводу, могут оказать отрицательное влияние на репродуктивные установки женщины, хотя в остальных случаях это влияние может быть нейтрализовано желанием женщины создать и укрепить новую семью.

Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается - воспитание детей.







III. Исследовательская часть.

При проведении работы было составлено 3 анкеты- опроса.

Опрошены жители п. Привокзальный.

В Анкете №1 был представлен один вопрос и варианты ответа:

Зачем человеку семья?

-для продления рода;

-для получения воспитания;

-чтобы спокойно встретить старость;

-для поддержки и помощи на протяжении детства и юношества;

-для организации досуга, взаимообогащения интересов;

-для формирования индивида как личности.


Категория


Вариант



неженатые


женатые


Общее

Для продления рода


18%

26%


27%

Для получения воспитания

21%

16%

18%

Чтобы спокойно встретить старость

11%

15%

13%

Для поддержки и помощи на протяжении детства и юношества


19%


14%


14%

Для организации досуга, взаимообогащения интересов


12%


10%


10%

Для формирования индивида как личности

19%


19%

18%


Вывод:

Большинство опрошенных считают, что целью семьи является продление рода и получение воспитания.

Следующая анкета была создана по результатам первого опроса.

Если семья нужна для продления рода и получения воспитания, нужен ли для этого штамп в паспорте?

Вывод: 68 % опрошенных считают, что брак нужно официально регистрировать. Многие обосновали это тем, что при появлении штампа в паспорте появляется больше обязанностей, ответственность, зависимость друг от друга, что делает людей ближе.

Анкета №3 была составлена для того, чтобы понять, как отразится нынешнее отношение к семье на будущих поколениях.

Вопрос: Как вы считаете, будущее поколение выберет семью или так называемую свободную любовь?



Школьники

Взрослые

Свободная любовь

56%

23%

Семья

44%

77%


Многие из опрошенных обеспокоены по поводу того, в каких направлениях развивается семейная жизнь в последние десятилетия. Они считают, что институт семьи переживает кризис и приводят многие признаки, толкуемые как симптомы упадка и дезинтеграции: количество разводов катастрофически возросло; уровень рождаемости снизился; увеличилось число матерей, не состоящих в браке; выросло количество неполных семей; матери, имеющие маленьких детей, существенно пополняют трудовую армию страны. Большинство людей хотят, чтобы создавались настоящие, крепкие семьи и верят в то, что любовь будет для всех основой семьи.

















IV. Заключение

Существует множество различных предсказаний о будущем семьи, например, Эдвард Корниш (1979г.) предположил несколько тенденций развития будущей семьи. Среди них:

-сохранение современной семьи;

-уничтожение семьи;

-возрождение семьи;

-создание “ненастоящих семей”, основанных на общих интересах и потребностях;

-возврат к традиционной семье.

То, что произойдёт в действительности, вероятно, не будет точно соответствовать этим предсказаниям. С другой стороны, семья отличается гибкостью и устойчивостью. Можно уверенно сказать, что традиционная семья отошла в прошлое. Как мы видим, история семьи сопровождается постепенной утратой её функций. Современные тенденции указывают, что монополия семьи на регулирование интимных отношений взрослых, деторождение и уход за маленькими детьми сохранятся и в будущем. Однако произойдёт частичный распад даже этих сравнительно устойчивых функций. Функция воспроизведения, присущая семье, будет осуществляться и незамужними женщинами.

В конечном итоге можно быть уверенными, что семья не исчезнет, потому что пока есть любовь - есть и желание жить вместе с любимым человеком. И уж этот тип семьи - "семья по любви" - будет всегда. А в остальном - понятие семьи неизбежно меняется, расширяется или сужается, преобразуется. Это естественный процесс, главное, не мешать людям жить так, как они хотят, но при этом каждому человеку нужно понимать, что никто и никогда не будет любить и дорожить им больше, чем его собственные родные и близкие.





























Использованная литература:

1. www.antidrug.ru/preventivedrug/preventive7.htm

2. www.deti-s-zur.ru/article/744.html

3. www.freepapers.ru

4. www.realisti.ru/main/family

5. Кравченко А.И. «Общая социология: Учебное пособие для вузов» ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

6. Комаров М.С. «Введение в социологию. Наука». 1994


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Исследовательский проект "Зачем человеку нужна семья?

Автор: Бармина Татьяна Александровна

Дата: 09.10.2014

Номер свидетельства: 117607

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Наши проекты. "Пословицы и поговорки""
    ["seo_title"] => string(38) "nashi-proiekty-poslovitsy-i-poghovorki"
    ["file_id"] => string(6) "254012"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447689755"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "статья "Использование проектно-исследовательской технологии во внеурочной деятельности в начальной школе"е "
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie-ie"
    ["file_id"] => string(6) "147638"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419440337"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Живая связь времён "
    ["seo_title"] => string(22) "zhivaia-sviaz-vriemion"
    ["file_id"] => string(6) "196878"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428136186"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Проект "Здравствуй, лето" во второй младшей группе"
    ["seo_title"] => string(48) "proekt_zdravstvui_leto_vo_vtoroi_mladshei_gruppe"
    ["file_id"] => string(6) "609579"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1655143133"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Проект по физической культуре "Мы-будущие олимпийцы""
    ["seo_title"] => string(52) "proiektpofizichieskoikulturiemybudushchiieolimpiitsy"
    ["file_id"] => string(6) "285930"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454258592"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства