Воспитательное мероприятие по ПДД в начальных классах
Воспитательное мероприятие по ПДД в начальных классах
Где еще можно переходить дорогу
Цель: объяснить учащимся значение терминов: одностороннее, двустороннее движение, разъяснить учащимся опасность неожиданного выхода на проезжую часть улицы или дороги перед идущим транспортом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательное мероприятие по ПДД в начальных классах»
Воспитательное мероприятие по ПДД в начальных классах
Бондарь Татьяна Викторовна
учитель начальных классов
школа-лицей "Дарын"
г.Петропавловск
Тема: Где еще можно переходить дорогу
Цель: объяснить учащимся значение терминов: одностороннее, двустороннее движение, разъяснить учащимся опасность неожиданного выхода на проезжую часть улицы или дороги перед идущим транспортом.
Наглядные пособия: набор фигур пешеходов и моделей транспортных средств, таблицы улицы, дороги.
Ход занятия:
Рекомендуется начать занятие с повторения ранее пройденных правил, а именно:
• ходить нужно по тротуару, придерживаясь правой стороны;
• проезжая часть предназначена не для пешеходов, а только для транспорта;
• переходить улицу надо на перекрестках и в местах, обозначенных специальными указателями;
• переходить улицу надо только шагом и по прямой;
• быть вежливым, аккуратно одетым, не мешать прохожим и водителям транспорта своим поведением.
Соблюдение этих и других правил, с которыми еще предстоит познакомиться, является важнейшим условием обеспечения безопасности дорожного движения. Учитель объясняет учащимся, насколько усложняется эта задача в ненастную погоду, когда идет дождь или снег. Если на улице сыро или скользко, едущая машина не может сразу остановиться, даже если водитель моментально нажмет на тормоза. Поэтому никогда не надо выходить на проезжую часть неожиданно для водителя. Надо помнить, что пешеходу легче остановиться, чем машине. Лучше не спешить переходить улицу, а подождать, пока пройдет автомобиль.
По проезжей части машины могут ехать или только в одну сторону, или в обе. В первом случае движение одностороннее, во втором — двустороннее.
Если движение двустороннее, то проезжая часть разделена белой линией.
Педагог акцентирует внимание на то, что учащиеся не должны выходить на проезжую часть больших дорог без сопровождения взрослых. Транспорт там движется в несколько рядов, и водители могут не заметить одиноко стоящего на проезжей части ребенка из-за его маленького роста. Это может закончиться аварией.
Переходя дорогу со взрослыми, дети должны помнить, что надо держать их за руку. На больших, широких дорогах с двусторонним движением бывают «островки безопасности». Это может быть возвышение над проезжей частью дороги. Если пешеходы не успели перейти широкую дорогу, они могут остановиться на «островке безопасности», чтобы пропустить машины. Водителям нельзя заезжать на «островок безопасности», даже если на нем нет пешеходов.
Объясняет, что существуют разные дороги: узкие, широкие, с двусторонним и односторонним движением, с трамвайными путями. Эти дороги надо уметь правильно и безопасно переходить.
Дается установка: подойдя к проезжей части любой дороги, надо остановиться, сказав себе: «Будь осторожен!» Когда ребенок останавливается и настраивает себя на переход дороги, другие мысли «уходят» из головы. Он сосредоточен, внимателен. Если так делать всегда, появляется привычка, обеспечивающая безопасность.
Правила перехода дорог.
Дорога с односторонним движением. Несмотря на то, что на такой дороге движение транспорта в одну сторону, смотреть надо не только в эту сторону, но и в противоположную. Потому что навстречу транспортному потоку при включенных спецсигналах могут ехать машины «скорой помощи», милиции, противопожарной и аварийных служб.
Дорога с двусторонним движением. Подойдя к проезжей части дороги, надо остановиться и посмотреть во все стороны, затем налево, направо, а дойдя до середины – еще раз направо, контролируя ситуацию слева. Если не удалось сразу перейти дорогу, следует остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. При этом надо иметь в виду, что на дорогах с интенсивным движением нужно быть осторожным. Один шаг вперед или назад может стоить жизни. Машины едут слева и справа в 2-3 ряда. Из-за любого неосторожного движения можно попасть под колеса транспорта. Поэтому такие дороги детям младшего школьного возраста можно переходить только в сопровождении взрослых.
Дорога с трамвайными путями. При переходе дороги с трамвайными путями нужно, подойдя к проезжей части, остановиться, посмотреть налево и направо. Если нет трамвая и машин – переходить. Перед трамвайными путями снова остановиться, посмотреть налево, направо. При отсутствии трамваев и машин перейти дорогу до конца. Ни в коем случае нельзя останавливаться между трамвайными путями. Это очень опасно, так как движение трамваев может быть встречным. Широкие дороги с интенсивным двусторонним движением и трамвайными путями следует переходить только со взрослыми.
Загородная дорога. Переходить загородную дорогу следует так: остановиться перед ней, сказав себе: «Будь осторожен!», имея в виду, что машина может появиться с любой стороны, в том числе из-за поворотов, которые всегда есть на загородной дороге. Поэтому надо смотреть вокруг (дорога может быть извилистой), потом налево, направо и. убедившись в безопасности, контролируя ситуацию, переходить дорогу, по возможности не останавливаясь
Упражнение:
На занятии необходимо отработать с детьми правильные повороты головы, отдавая команды «посмотри налево», «посмотри направо». Переход улицы в такой последовательности может проводиться вначале в классе или в зале на очерченных мелом «перекрестках». При «переходе» каждый учащийся объясняет свое движение следующим образом: «Я смотрю налево. Автомобилей нет. Я дохожу до середины улицы. Я смотрю направо. Я пропускаю едущий автомобиль. Переход улицы заканчиваю». Следует, однако, иметь в виду, что этот принцип «посмотри налево-направо» оказывается явно недостаточным в условиях многополосного движения. Ребенок, переходящий такую улицу, может оказаться между двумя рядами движущихся машин, не успев завершить переход. В таких случаях при переходе улицы надо убедиться в отсутствии транспортного средства одновременно на всех полосах движения, что ребенку не всегда удается. Лучше всего, если его через такую улицу переведут взрослые.
Упражнение (на транспортной площадке).
Учащихся делят на две группы, одна из которых выполняет роль транспортных средств, другая – пешеходов. Перекрестки на площадке не регулируются. Отрабатываются правила перехода улиц и дорог.
Контрольные вопросы
Что такое проезжая часть? Чем она опасна?
Что такое тротуар? Какое поведение на тротуаре может быть опасным?
Как обозначаются остановки маршрутного транспорта?
Где следует ожидать маршрутный транспорт?
Какое поведение опасно на остановках маршрутного транспорта?
Объясни значение сигналов светофора.
Где можно и где нельзя детям играть на улице? Почему?
Почему опасно выходить на проезжую часть неожиданно для водителя?
Кому легче остановиться: машине или пешеходу?
Как надо переходить улицу с двусторонним движением?