Просмотр содержимого документа
«Воспитательное мероприятие по ПДД»
ТЕМА: «Безопасные маршруты «Дом-школа-дом»
Цель занятия: формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность, учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой.
^ Наглядные пособия: макет микрорайона школы, таблицы, схемы улиц, перекрестков, рабочая тетрадь «Безопасность на улицах и дорогах»
Ход занятия: Вы уже второклассники. Целый год вы ходили из дома в школу и обратно по одному и тому же маршруту. И вот опять этим же путём вы будете ходить целый учебный год. Но теперь вы стали старше и можете лучше оценить, насколько удачно выбран маршрут. Может быть, некоторые опасные места всё же лучше обходить, а не идти мимо них? Может быть, на самом маршруте что-то изменилось? Например, построили новый гараж, и надо маршрут немного изменить.
^ Работа с маршрутными листами:
Подпиши название дорожной разметки.
Обозначь дорожные знаки, разрешающие переход дороги. Подпиши названия.
Нарисуй схему одной из остановок трамвая, автобуса или троллейбуса, расположенной ближе всего к твоему дому.
Отметь красным цветом опасные участки и места, на которые следует обратить внимание.
^ Работа над схемой маршрута с родителями
1. Пройди с кем-либо из взрослых по маршруту, которым ты ходишь в школу и обратно.
2. Обсудите ещё раз вместе: лучший ли это вариант пути, не стоит ли его изменить так, чтобы он стал более безопасным?
3. Обозначь на схеме наиболее безопасный путь от самого дома до школы. Лучший путь тот, где обзор проезжей части не затруднён: нет кустов, деревьев, сооружений, постоянно стоящих машин. Если этих помех избежать всё же нельзя, они должны быть отмечены на схеме. По возможности лучше выбирать регулируемый пешеходный переход, чем нерегулируемый, даже если из-за этого путь будет длиннее.
4. На твоём маршруте должны быть отмечены все пересечения с проезжей частью, включая внутридворовые дорожки и проезды. Твой путь по двору или жилой зоне должен проходить по наиболее безопасной стороне, там, где есть возможность при встрече с транспортными средствами не оставаться на их пути. Во дворах и жилых зонах есть места менее и более опасные: где-то машины не ездят почти никогда, где-то ездят часто. Эти опасные места и должны быть отмечены.
Твой путь по тротуару и пешеходному переходу должен проходить только правой стороне. Отметь стрелками, куда следует смотреть перед началом перехода и во время самого перехода в местах пересечений проезжей части.
5. Ближайшие к дому и к школе пересечения проезжей части надо отбить особо. Вблизи дома и школы чаще всего происходят встречи с родными и знакомыми. Это может отвлечь твоё внимание от наблюдения за дорогой, что недопустимо.
6. Возможно, по дороге в школу и домой ты пользуешься маршрутным транспортом. Отметь на схеме места остановок транспорта. Покажи, где надо находиться в ожидании транспорта (эти участки можно заштриховать).
7. Удели внимание дорожной разметке, знакам и пешеходным ограждениям. Всё это должно быть указано на схеме.
8. Временные препятствия (например, ямы, траншеи, груды мусора, и т. п.), из-за которых приходится отклоняться от маршрута, надо метить на схеме и указать безопасные пути их обхода.
9. Нельзя оставлять без внимания повреждённые и неосвещённые в тёмное время суток дорожные знаки, неработающие фонари. Отметь это на схеме и сообщи об этих неисправностях учителю.
l0. Когда схема будет составлена, надо тщательно её проверить ещё раз обратив особое внимание на опасные участки, а также места, где маршрутом «дом — школа» и «школа — дом» не совпадают между собой.
^ Закрепление знаний
Но на этом успокаиваться не надо. Во-первых, саму схему маршрута время от времени надо проверять: ведь могут произойти изменения. Во-вторых, на хорошо знакомом, привычном маршруте ты начинаешь действовать больше по привычке, становишься менее внимательным — ведь все изо дня в день повторяется, никаких изменений не происходит. Тут-то и может скрываться опасность. Вдруг появляется машина — там, где её никогда не бывало. Такая неожиданность не опасна только в том случае, если ты всегда идёшь по знакомому маршруту так же внимательно как в первый раз.
Если по каким-то причинам тебе пришлось незначительно изменить маршрут, надо быть очень внимательным и выполнять все требования правил для пешеходов, которые тебе уже хорошо знакомы. Мы говорили, что схему твоего маршрута время от времени надо проверять и, если это необходимо, вносить в неё изменения. Очень полезна и самопроверка правил безопасного поведения по пути в школу и из школы домой.
Контрольные вопросы:
Для чего нужен маршрут?
Почему надо идти всегда в школу и обратно одной дорогой?
Чем опасна спешка?
Назови основные правила поведения в автобусе, троллейбусе, трамвае.
Полностью ли защищает «зебра» пешехода от опасности?
Назови дорожные знаки, которые должен знать каждый пешеход.
Назови основные правила поведения на тротуаре.
Как переходить дорогу по регулируемому переходу?
Как переходить дорогу по нерегулируемому переходу?
Каково значение жёлтого мигающего сигнала светофора? Как при этом следует переходить дорогу?
Каково значение зелёного мигающего сигнала светофора? Как при этом должен вести себя пешеход, переходящий через проезжую часть?
Что такое остановочный путь? Отчего зависит величина остановочного пути?