Цель: Познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка. Задачи: Обучающяя: - Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы. – Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира. – Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка. Развивающая: - Развивать самостоятельные умозаключения по результатам обследования, развивать исследовательские, творческие способности, познавательную активность, развивать фантазию, образное и логическое мышление, тактильную чувствительность и мелкую моторику рук; стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов не живой природы. Воспитательная: - Воспитание гражданско-патриотических качеств личности, воспитание любви к Родине и малой Родине, гордости за свою Родину, уточнить знания детей о символах России. Словарная работа: лупа, сплывы, фильтрация воды. Материалы:песок в контейнерах, стакан с водой, поднос, ложечка, совочки, лупа – на каждого ребёнка, презентация, схема свойств песка, 2 ёмкости с песком (влажным и сухим, игрушки, лейка, правила безопасности в работе с песком, воронка с песком, вода окрашенная гуашью, презентация Волшебныйпесок»). Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на опытную станцию. А вот что будем исследовать, я прошу вас отгадать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Волшебный песок"»
Конспект занятия «Волшебный песок!» Цель: Познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка. Задачи: Обучающяя: - Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы. – Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира. – Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка. Развивающая: - Развивать самостоятельные умозаключения по результатам обследования, развивать исследовательские, творческие способности, познавательную активность, развивать фантазию, образное и логическое мышление, тактильную чувствительность и мелкую моторику рук; стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов не живой природы. Воспитательная: - Воспитание гражданско-патриотических качеств личности, воспитание любви к Родине и малой Родине, гордости за свою Родину, уточнить знания детей о символах России. Словарная работа: лупа, сплывы, фильтрация воды. Материалы:песок в контейнерах, стакан с водой, поднос, ложечка, совочки, лупа – на каждого ребёнка, презентация, схема свойств песка, 2 ёмкости с песком (влажным и сухим, игрушки, лейка, правила безопасности в работе с песком, воронка с песком, вода окрашенная гуашью, презентация Волшебныйпесок»). Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на опытную станцию. А вот что будем исследовать, я прошу вас отгадать. Воспитатель: Отгадайте что в этой коробке? Ребята, в этой загадочной коробке есть то, что нужно нам для занятия. Вы сможете определить на ощупь, что находится в коробке? Прослушав ответы детей, воспитатель открывает коробку, показывает детям песок. Читает загадку.
Петя замок строит ловко, Катя торт печёт ведёрком. Здесь, у моря на часок Всех детей собрал / Песок /
Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке нужен, и на пляже. И он в стекле расплавлен даже Воспитатель: Правильно. Это песок. Ребята, а вы знаете, как образовался песок на земле? (нет). Песок – кусочки породы. -Представьте себе высокие горы. Под воздействием ветра, дождей, морозов горы разрушались, скалы осыпались, дробились камни, которые потом превращались в песок. Учёные рассмотрели песок в микроскоп. Посмотрите, какую картину они увидели.
А как вы думаете песок - это живая природа или нет (нет). -Правильно, а почему вы так думаете (живая природа дышит, пьёт воду. Растёт). - Где в природе можно встретить песок? Дети: На речке, море, пустыне, в песочнице, карьере и т. д. Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Учёные до сих пор не могут разгадать тайну пустыни. Откуда там много песка? Либо там были когда-то горы, или ветер надул столько песка. Песок может быть разноцветным коричневым, желтым, белым. Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов. Из песка делают наждачную бумагу и стекло, фильтр для воды, песочные часы. Применяется песок в дорожных работах. Им посыпают зимние обледеневшие дороги. А ещё его привозят на детские площадки и в детские сады. Сооружают песочницы, где детвора играет в строителей и скульпторов. Добавляют в грунт при разбивке клумб, газонов и при посадке деревьев. Также используют песок в художественном творчестве. С помощью песка рисуют картины. Создают декоративные кувшины с песком. А также сочиняют сказки на стекле. У песка есть полезные свойства: Лечат ревматизм, больные суставы, полезно ходить босыми ногами укрепление нервно-двигательного аппарата человека, мешочками с горячим песком лечат простудные заболевания(используя как грелку), песочные горячие ванночки для ног чтобы снять усталость. В современной медицине есть направление Псаммотерапия - лечение горячим песком. – Ребята, какой вывод мы можем сделать о песке? (песок создан природой). ВЫВОД: «Песок создан природой». Ребята вы устали? - Давайте отдохнем! Физминутка (выполняем движения в соответствии с текстом)
Поздоровайтесь с нашим песочком, (киваем головой)
Пройдите по ямкам, по кочкам, (шагаем на месте)
Попрыгайте и закопайтесь, (прыгаем, руками машем на себя)
Сгребите его и сожмите, (ладошками гребем к себе и обнимаем себя)
Возьмите в ладошки и отпустите. (складываем ладошки и отпускаем)
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам поумнеть помог.
Воспитатель: - Отдохнули, предлагаю вам занять свои рабочие места. И прежде, чем приступить к исследованию, давайте вспомним правила безопасности при работе: 1. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
3. Нельзя сильно дуть на песок 4. После проведения эксперимента надо убрать все принадлежности на свои места.
5. После работы с песком надо помыть руки.
Выставляется модель.
Беседа по модели. Что вы видите на первой карточке? Почему они зачёркнуты? Чего нельзя делать?
Берегите песчинки - не выбрасывайте их из песочницы. Если случайно песок высыпался, нужно показать мне и я помогу ему вернуться обратно в песочницу. Что видите на второй карточке?Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Песок любит, когда у детей чистые ручки. Покажите мне свои ручки, у всех они чистые? А после опытов с песком нужно будет обязательно помыть ручки и показать чистые ладошки. - Молодцы, правила все помните!
- У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы. Что у вас на столе? Мы сможем определить свойства песка? Хорошо приступаем к исследованию.
Опыт 1. «Из чего состоит песок».Обследовать сухой песок пальцами; рассмотреть песок через лупу.Воспитатель: Давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?Дети:Песок состоит из маленьких песчинок.Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок?Вывод: Песок состоит из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные.Опыт 2. «Песчаный конус».Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
Вывод:Песок может двигаться, сыпется. Благодаря этому свойству придумали песочные часы. Свойство сыпучести.Опыт 3. «Растворяется или нет?»
Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?
Дети: Нет, песок сел на дно стакана. Вывод: Не растворяется. Оседает на дно. Свойство тяжести.Опыт 4.«Что будет если в песок добавим воду»
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас определить ещё одно свойство. У меня здесь две ёмкости с песком. Скажите, какой он?
Дети: Сухой.
Воспитатель: Правильно. А скажите, как можно сухой песок сделать влажным?
Дети: Полить его.
(наливаем воду из стаканчика)
Воспитатель: Как вы думаете, не трогая песок руками, можно сказать, где сухой, а где влажный? Определим, какого они цвета? Дети: Влажный песок - темно-желтого, сухой песок - светло-желтого цвета. Воспитатель: А как вы думаете, какой песок сыпучий? А какой нет?
Дети: Сыпучий песок – сухой.
Воспитатель: А из какого песка, будет хорошо, лепится ком? Давайте проверим. Попробуем слепить из сухого и влажного песка ком. Из какого песка можно лепить?
Дети: Из влажного песка.
Воспитатель: Правильно. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
Воспитатель: А как вы думаете, на каком песке можно оставить следы, а на каком нет?
(Дать игрушки и попробовать оставить от них следы).Вывод:Песок сухой, когда попадает вода, она быстро впитывается и песок становится сырым, липким. С ним легко играть.Опыт 5. «Фильтрация воды». У песка есть полезное свойство очищать воду. Посмотрите внимательно как я буду делать. Возьмём окрашенную воду и пропустим через воронку, наполненную песком. Посмотрите, какая вода в стакане?
Вывод:Песок - природный фильтр. Итог. Воспитатель: Ребята, сегодня, «наш герой» – это песок. Мы с вами познакомились со свойствами песка. Какой из опытов вам понравился больше всего? Какое свойство песка? (ответы детей) Рисование
- А теперь давайте порисуем. А как же мы с вами будем рисовать? Ведь у нас нет ни красок, ни карандашей, ни бумаги, есть только песок.
- Значит, будем рисовать на песке, а чем можно рисовать на песке? Правильно, пальчиками, а можно кисточкой. А рисовать мы будем солнышко. Давайте приступим к работе. Нарисуем жёлтый круг, После лучики вокруг Пусть на белом свете Ярче солнце светит! - Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы! Ваши солнышки нам улыбаются. Давайте мы тоже им улыбнёмся. Воспитатель: - Ребята, в какой стране мы живем? (Россия) - Россия это что? (Наша Родина) – А место, где каждый из нас живет как называется? (Малая Родина) - А вы знаете столицу нашей России? (Москва)
- Какие символы России вы знаете? (Герб, флаг России, Гимн и т.д.)- Как зовут президента нашей страны? (Владимир Владимирович Путин) – Да, молодцы! -Ребята, а какого цвета флаг России? (Белый, синий, красный) – А что означает белый цвет? (цвет мира) -Синий цвет? (вера) -Красный цвет? (цвет силы, крови). - Все правильно, молодцы! - А хотите стать художниками и сделать аппликацию из песка? Посмотрите какую аппликацию мы будем делать, что изображено? (Флаг России).
Дети и воспитатель проходят к столикам с заготовками флага (на картоне приклеены силуэты флага с помощью двухстороннего скотча)
Воспитатель: Кто-то рисует гуашью,
А кто-то карандашом.
Я предлагаю вам, друзья,
Рисунок создать песком…
самостоятельная работа детей Воспитатель: Проходите к столу присаживайтесь возьмите тарелочку с песочком и посыпьте свой флаг на листочке аккуратно, тихонько (показывает как) песком (помогает детям по необходимости), а сейчас возьмите листочек и потрясите над тарелочкой, чтобы лишний песочек остался в ней. Скажите ребята, а из каких цветов состоит наш Российский флаг? (Ответы детей: Белый, синий, красный). Каким цветом будем раскрашивать первую полоску? (Белым). А вторую? (синим) третью? (красным) - Хорошо возьмите кисть и обмакните в гуашь белого цвета. И т.д. Вот и готовы наши флаги для героев. Покажите мне, какие флаги у вас получились (дети показывают работы). Мы свои аппликации положим в наш уголок поделок. - А сейчас протрите руки влажными салфетками. Заключительная часть. Воспитатель: - Ребята, сегодня, при помощи опытов, мыс вами узнали много интересного о песке. Что мы узнали о нем: - Песок создан природой Свойства песка: 1. Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. 2. Песок может двигаться, сыпется. Благодаря этому свойству придумали песочные часы. Свойство сыпучести.3.Не растворяется. Оседает на дно. Свойство тяжести.
4.Песок сухой, когда попадает вода, она быстро впитывается и песок становится сырым, липким. С ним легко играть. 5. Песок - природный фильтр,пропускает воду.
-На песке можно рисовать. -Из песка можно сделать аппликации. - Ребята, давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок? - Песок нужен в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий. Песок используют в гололёд, для посыпания дорожек. Чтобы не было скользко. Из песка делают наждачную бумагу и стекло. В давние времена, когда ещё не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время. Песок используют для детских игр и поделок.