"Волшебный песок" развивающее занятие на основе песочной терапии с элементами сказкотерапии и пальчиковой гимнастики
"Волшебный песок" развивающее занятие на основе песочной терапии с элементами сказкотерапии и пальчиковой гимнастики
"Волшебный песок" развивающее занятие на основе песочной терапии с элементами сказкотерапии и пальчиковой гимнастики разработано на основе исследований Зинкевич-Евстигнеевой, оприраясь на классические познания и принципы юнгианской песочной терапии, но с использованием стола с подсветкой для художественной анимации
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: световой стол, песок, видеокамера, проектор, интерактивная доска, аудиозаписи музыки (подборка спокойных музыкальных произведений), стулья по количеству участников, фотоаппарат или видеокамера, салфетки, мусорное ведро.
Время проведения: 15 минут
Ожидаемый результат: обретение детьми навыков работы с песком, улучшение мелкой моторики, положительный эмоциональный фон
Ход занятия:
Психолог приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг «песочницы», прикрытой тканью
Психолог: «Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Мы с вами сегодня начнем знакомство с волшебной песочной страной. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал».
Ритуал «входа» в Песочную страну:
Звучит музыка. Психолог: « Чтобы попасть в Песочную страну, нужно встать вокруг песочницы и взяться за руки. Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А еще желательно
Делать все внимательно!
Психолог снимает ткань со светового стола.
Психолог: Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками. Но есть важное условие:
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Потрогайте наш песок и скажите мне, он сухой или влажный? (дети отвечают, что сухой). А еще у нас волшебный не только песок, но и стол, на котором он насыпан. Чем он отличается от обычного стола? Давайте очистим от песка серединку и посмотрим. (Дети освобождают от песка середину стола и видят, что дно стеклянное, а из-под стекла светит лампочка).
Психолог: «А теперь проверим, правда ли наш песок волшебный? На нем могут появиться самые разные фигуры, и вы это сейчас увидите».
Психолог прижимает свою ладонь и делает отпечаток, дорисовывает к большому пальцу гребешок, клювик, делает ножки.
Психолог: «Смотрите, какой петушок получился! Попробуйте теперь вы».
Дети пробуют делать отпечатки ладоней, психолог при необходимости помогает дорисовывать петушка.
«Кто оставил на песочке
Эти разные следочки?
Наши детки тут играли
Свои ручки рисовали»
Психолог: «А теперь давайте погуляем пальчиками по песку». Дети прикасаются к поверхности песка кончиками пальцев.
Психолог: «Сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой. Потом - одновременно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками)» «Смотрите, какие у нас получились следы. А давайте придумаем, что за волшебные животные могли их оставить?» Дети придумывают животных. «А если мы вот так проведем ребром ладони (психолог показывает), то у нас получится, будто проползла змея. Попробуйте!»
Психолог: «Вот как замечательно! А давайте напоследок нарисуем солнышко из наших ладошек, чтобы оно светило в нашей волшебной Песочной стране» Дети рисуют вместе с психологом.
Ритуал завершения. Психолог: «Ну а теперь пришло время прощаться. Давайте подержим наши ладошки над песком и скажем дружно:
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Узнать нам много ты помог!»
Психолог отмечает каждого ребенка по имени, как он хорошо работал сегодня.
М.В. Киселева. «Арт-терапия в работе с детьми: руководство для психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми». –СПб, Речь, 2007 г.
4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.