Внеклассное занятие,было проведено с учащимися 1-3 класса по теме: "Что такое толерантность?" Мероприятие проведено в игровой, доступной, интересной, для детей младших классов, форме. Направлено на воспитание у детей человеколюбия, доброты и сопереживания к окружающим людям и близким. Развитие стремления быть терпимым в обществе людей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие Что такое толерантность? »
МКОУ Бродовская СОШ
Тема: «Что такое толерантность?»
(Внеклассное занятие в 1,3 классах).
Подготовила и провела: Яковлева Е.П..
2014-2015 учебный год.
Цели: Воспитывать у детей человеколюбие, доброту и сопереживание, внимание к окружающим: близким людям, соседям по дому, по парте.Предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников, развивать умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга.
Развивать стремления быть терпимым в обществе людей.
(Вход в класс по листочкам).
I.1.Ребята, к нам на занятие пришли гости, а когда приходят гости нужно здороваться. А знаете, что вы ведь не просто поздоровались, а подарили нашим гостям частичку здоровья, потому что сказали: «Здравствуйте! Здоровья желаю!» Русская народная поговорка говорит: “Здороваться не будешь, здоровья не получишь”. У нас хорошее, радостное настроение. Мы все бодрые и веселые. Начинаем наше занятие.
Сейчас посмотрим маленький мультфильм.
- Почему все смеялись над существом зелёного цвета?
- Что случилось, когда прошёл дождик?
- Какова главная мысль этого мультфильма?
- Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас бантики красивые.
- А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.
- Прошу подняться ребят, у которых тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?
- Подумайте и скажите: «Какие все мы?» (ответы детей)
- А что же нас объединяет? (страна, село, школа) Стихотворение (Тома)
- Значит «Мы разные, но мы вместе». Это девиз нашего сегодняшнего мероприятия.
- А тему скажем позже.
2.Сейчас я прошу вас выйти на середину зала. Мы проведём небольшое упражнение
Упражнение. «Изгой»
Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово «ворона».
Задание детям: Не говоря того слова, что я вам сказала, а, произнося лишь звуки, которые издают эти животные, найдите «своих».
Вопросы для обсуждения:
Как вы узнали где ваша группа?
Легко ли было найти своих?
Обращаясь к вороне:
Почему никто не обращал на тебя внимания?
Как ты себя чувствовал?
Ребята почему вы не обращали на него внимания?
Хотели ли вы быть на месте вороны?
Тяжело ли быть не похожим на всех?
Как вы должны относиться к такому человеку?
II. Садимся на места. Я предлагаю вам в группах обсудить ситуации.
1.Заканчивая выражение, вы выбираете вариант ответа или добавляете свой.
В итоги мы сформулируем правила общения людей.(после каждого обсуждения на доске появляется правило)
1. Ты поссорился со своей сестрой.
- Ты попытаешься объясниться с ней. - Ты обижаешься и мстишь.
2. Цвет кожи у Джо отличается от твоего...
- Ты стремишься лучше узнать его. - Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
3. Пожилая женщина медленно идет.
- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать. - Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь
4. На твоих глазах нападают на одноклассника...
- Ты пытаешься защитить его. - Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
5. К тебе подходит ребенок-инвалид...
- Ты естественным образом разговариваешь с ним. - Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
6.На уроке одноклассник говорит неправильный ответ…
- Ты перебиваешь и споришь с ним.
- Ты внимательно выслушиваешь его.
7. На уроке физкультуры тебя случайно задели и ты упал…
- Ты поднимаешь крик.
- ты спокойно реагируешь, поднимаясь, не упрекаешь товарища.
Посмотрите, что получилось на доске. Правило первое- уметь договариваться.
Правило второе –понимать и принять другого человека таким, каков он есть
Правило третье – помогать старшим, ведь со временем ты будешь таким.
Правило четвертое – всегда помогать людям в сложных ситуациях.
Правило пятое – проявлять сострадание и милосердие
Правило шестое - уважать мнение другого человека.
Правило седьмое - уметь прощать и быть снисходительным.
А все эти правила, ребята, можно объединить одним словом. Каким?
Все эти понятия можно объединить одним словом толерантность.
Какова же тема нашего занятия?
2. Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.
На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие "толерантность".
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из- за того, что в разных языках оно трактуется по- разному. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
3. У вас на столах в конверте карточки, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: "Что общего в определениях?"
Дети зачитывают:
Толерантность - способность признавать, отличные от своих собственных, идеи или мнения. (Испанский).
Толерантность - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. (Французский)
Толерантность - готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
Толерантность - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
Посмотрите, как похожи все эти определения на наши правила.
Дети по очереди читают стихи.
1.Что ж такое толерантность? Может к бабушке любовь?
2.А быть может это то, что маме Я на день рождения принёс?
3.Понял я, что это - уважение К мнению не только своему.
4.Видеть боль чужую Я, по-моему, уже могу.
5.Дам монетку нищему, Пожилому помогу.
6.Товарища в беде не брошу, Злобу в класс я не пущу.
7.Если ты к друзьям терпим, Выслушать любого можешь.
8.Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
9.Веришь в чудо, доброту. Взрослых уважаешь.
10.Маме с папой не грубишь, Младших ты не обижаешь.
11.Значит, не зря все говорят, Что ты толерантен.
12.Оставайся им всегда и Будь ещё галантен.
13.Что такое толерантность? Доброта, любовь и смех.
14.Что такое толерантность? Счастье, дружба и успех.
15.Если каждый друг к другу будет терпим,(3 класс) То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Физминутка: Поднимите все ладошки И потрите их немножко. Дружно хлопните раз пять: 1,2,3,4,5. Продолжайте потирать! Мой сосед такой хороший- Я ему пожму ладоши. И другой сосед хороший- И ему пожму ладоши. Руки вверх поднять пора. Дружбе крикнем мы: Ура!
III. А теперь , ребята, проведём несколько упражнений на понимание слова «толерантность». В первом участвуют ребята первой группы. Выйдите, пожалуйста, на середину зала.
1. Упражнение «Комплименты»
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.
Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение, и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята будут называть положительные качества этого человека.
Вам понравилось это упражнение?
Почему?
Что нового вы узнали друг о друге?
Были комплименты одинаковыми или разными?
Почему разные?
Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
2. Упражнение «Сказочный герой». Участвуют ребята второй группы.
Я буду называть сказочного героя, а вы - отвечать, какой он и какой поступок совершил. - Всех добрых героев сказок можно назвать толерантными – они внимательные, добрые, умеют дружить. А всех злых героев мы будем называть нетолерантными. (баба-яга, кот Леопольд, почтальон Печкин, Кот Матроскин, Змей Горыныч, красная Шапочка,)
III. Упражнение «Волшебный микрофон». Участвуют ребята третьей группы.
Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса
Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)
О чем вы мечтаете?
Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?
Что нового вы узнали?
Что вас удивило, что понравилось?
Теперь вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, мечтами не только не занятиях.
4. Упражнение. «Звали, зовут, будут звать...». участвуют ребята четвёртой группы.
Учитель говорит слова:
«Когда я была совсем маленькой, меня звали…, в школе меня называли…, а когда я стала учителем, меня стали называть...»
Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление. Назовите себя по примеру.
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
5 упражнение. (для всех групп). Придумайте и нарисуйте свой символ толерантности.
III.Итог занятия.
У каждого из вас листок . Вы услышали много слов –понятий толерантности. Напишите на своём листочке одно понятие, которое запомнили. Прикрепим листочки на волшебное дерево. Чем же оно волшебное? Каков девиз нашего классного часа?
Теперь ученики 3 класса прочтут стихи.
- Что запомнилось в сегодняшнем занятии?
-Что поняли?
_ О чём расскажите дома?
Релаксация.
Теперь давайте возьмемся все за руки, чтобы заключить весь мир в один большой хоровод дружбы, в один круг радости, в один большой хоровод и отправимся в добрую дорогу.