Внеурочное мероприятие на тему
«ДЕНЬ ДОБРА»
Цели. Развивать стремление быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.
Дать возможность детям поразмышлять над милосердием, проявлением доброты к окружающим, проявлению доброты и уважения к другим народам, инвалидам, нуждающимся; сформировать понятия "толерантность", "беженцы", "милосердие", "добро"; воспитать культуру человеческих отношений.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Слайд 1.
Учитель. Сегодня мы с вами проводим День Добра!
Слайд2.
Учитель. - Что такое толерантность? Я не буду раскрывать значение этого слова, а вы сами попробуете сказать, что означает это слово.
(Учитель читает стихотворение С.Маршака "Всемирный хоровод").
Стихи для ребят всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей и для русских,
Шведских, турецких, немецких, французских,
Негров, чья родина – Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих, которым вставать
Надо, когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой на ночлег;
Из тропических стран, где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек одетых и голых –
Тех, что живут в городах или селах.
Весь этот шумный, задорный народ
Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты пусть встретится с югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!
Учитель. – О чем это стихотворение?
(О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом).
Учитель.- Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?
(Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо).
Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города и страны в надежде, что там люди протянут им руку помощи, поделятся всем, что имеют сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.
(Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев. Понять, что к людям, даже если они другой национальности, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде.)
Слайд 3-4.
Учитель. Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов.
И вот через много лет ситуация повторилась. Сейчас очень непростая ситуация на Украине. Многие люди, вместе со своими детьми вынуждены покинуть свою страну, чтобы спастись от бомбёжек, разрухи, голода. Многие из них сейчас находятся в России. И наша страна, конечно, не могла отказать им в помощи. Беженцам оказывается помощь в лечении, в жилье, в работе. Ведь добрая русская душа еще издавна была известна всем народам.
Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.
Слайд 5.
Учитель. - А теперь давайте попробуем объяснить, что же обозначает слово "толерантность".
(Высказывания детей).
Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий. Культура межчеловеческих взаимоотношений предполагает доброжелательность в отношении к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей.
- Вы знаете, что причинами войн являются нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, а также деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых. Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем не повинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей (беженцы из стран, где идут войны). Завтра беда может коснуться нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?
Слайд 6, 7, 8. –Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.
Благотворить – значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, беженцам, старым людям.
Добро – все, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека.
Примеры пословиц.
Худо тому, кто добра не делает никому.
В ком добра нет, в том и правды мало. и т.д.
Учитель. А что такое доброе дело?
Это то, что дарит радость другому человеку. Нужно проявлять живой, искренний интерес к окружающим людям, ведь у каждого из нас свои проблемы, мечты, стремления. О том же говорит и Библия: "Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя". Ведь все люди, независимо от расы, национальности, культуры, обычаев, положения, возраста, пола – все одинаковы.
–В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными?
(Прежде всего надо оставаться самим собой, видеть свои ошибки)
(Примеры добрых дел и поступков)
Слайд 9 – 17.
Учитель. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
Младший брат сломал твою игрушку.
1.Ты его прощаешь.
2.Ты ударяешь его.
Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1.Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.
Учитель. - В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.
1. Саша плохо одет.
!Это неважно.
?Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
?Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
!Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь
3. На твоих глазах на кого-то нападают.
!Ты пытаешься защитить его.
?Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
Учитель. – Заканчивая наш разговор, давайте подведём итог.
–Проявлять толерантность – это значит…( бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее).
Слайд 18. - Что нового вы узнали сегодня?
- Что такое толерантность?
- Кто после этого разговора стал по-другому относиться к окружающим людям, товарищам? Покажите это в своих рисунках.
Слайд 19. (Звучат фонограммы песен о добре, дети дарят друг другу воздушные шары)