ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ.
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ.
УДК 367.
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ.
Исаева Е.С.
Общеобразовательная средняя школа №3 г.Жезказган
В современном мире слово толерантность стало не просто широкоупотребительным и модным, его активизация отражает актуальность самой проблемы межличностного и социального взаимодействия людей. Оно происходит от латинского глагола tolerate (переносить, выдерживать, терпеть). При этом перевод и трактовка слова “толерантность” в разных культурах неоднозначны.В русском языке слово толерантность в его "ментальном", а не "биологическом, медицинском" значении является сравнительно недавним заимствованием. «Способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам» - в русском языке означает «толерантность» [1].
Владимир Иванович Даль отмечает, что по смыслу терпимость связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие [2].
Нетерпимость же проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Казахстанский педагог Н.Н. Подобед основной упор в понятии толерантности делает на чувстве терпимости, согласия и доверия [3].
«Толерантность» - это достаточно сложный термин с целым рядом нюансов. За время работы в школе наш школьный предмет неоднократно менял свое название – труд, домоводство, обслуживающий труд, а теперь технология, во все времена ученикам прививались такие понятия как умение работать в коллективе, уважать человеческое достоинство и различия между людьми, уметь и мирно разрешать конфликт и всегда учили решать проблемы черезсотрудничество.Безусловно, современное общество изменилось, и эти изменения надо принимать с пониманием ситуации. Агрессивность, индивидуализм, нетерпимость не должны стать основными направляющими нашей жизни и понятие толерантного отношения в коллективе мы должны обозначит как одну из основ воспитательного процесса с самого раннего возраста. Принятие и понимание того, что каждый человек - уникальная личность, уважение различий между людьми с младших классов внедрятся в сознание учащихся, но толерантность не должна восприниматься как соглашательство, индифферентность и ущемление собственных интересов. Школа, как место социализации, должна стать центром воспитания толерантности, так как толерантность является важным фактором устойчивости не только школы, но и общества. Уроки технологии представляют учителю большое поле деятельности в рамках воспитания толерантности у учащихся. Работа в команде, разделение обязанностей позволяет донести до ребят понимание принципа взаимозависимости, как основы совместных действий приучает к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, наглядно показывает, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество. Национальный состав учащихся, взаимодействие различных этнических групп не является большой проблемой. Персептивная сторона общения построена на формировании образа другого человека. Это достигается умениемпонять через внешние действия человека его внутренний мир, его психологические особенности, которые так причудливо отражаются в поведении.
Нурланова Асем Нурлановна заведующая кафедрой «Педагогика и психология», доцент КАСУ под этнической толерантностью понимает «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной»//из выступления по телевидению//. По-настоящему узнать нравы и обычаи страны можно лишь, познакомившись с блюдами национальной кухни. Как сама еда, так и способы ее приготовления, а также ритуалы употребления пищи способны сказать о быте и культуре гораздо больше, чем какие-либо учебные пособия. Программа по технологии в разделе «Технология приготовления пищи» предусматривает знакомство детей с обычаями, традициями национальной кухни. Кыргызстанский педагог К.Б. Алдашева связывает развитие толерантности как готовности к усвоению ценного социального опыта других народов с развитием гражданской зрелости и осознанием особенностей своего народа, своих традиционных ценностей и современных проблем [4].
На уроках и внеклассных мероприятиях вместе с детьми мы совершаем заочные путешествия, знакомясь с другими странами, нравами и обычаями их жителей, технологией приготовления тех или иных национальных блюд. Начиная с 5 класса при приготовлении программных блюд я останавливаю внимание на национальной принадлежности того или иного блюда, его особенностях и общности с блюдами других национальных кухонь. Итоговым уроком в 5 классе у нас проходит так называемое «КАФЕ» когда девочки готовят самостоятельно по технологической карте выбранное блюдо, которое уже готовили на уроке, приглашают в гости мальчиков и учителей. На этом занятии практически применяются навыки застольного этикета, приема гостей и толерантного взаимодействия.
В 6 классе, когда девочки уже постарше и более умелые, я посвящаю весь раздел: технологии приготовления пищи, изучению «Казахской национальнойкухни». Как итог на последнем уроке проводятся презентации команд «Чему мы научились на уроках кулинарии в 6 классе» и самостоятельное приготовление выбранных блюд, национальных блюд с рассказом о народных традициях.
Путешествуя по Казахстану, мы не забываем, что наша страна многонациональна. Сегодня в нашей школе учатся дети разных национальностей и вероисповеданий и в 7 классе внимание уделяется национальным кухням мира и в частности тем национальностям, которые представлены в нашей школьной стране. По темам уроков учащиеся предлагают приготовить свои национальные блюда: плов, "пиперки палнены" ("чушки") фаршированные овощи, драники и конечно разные казахские деликатесы: (бес бармак, бауырсаки, куырдак…) На урок девочки приносят не только рецепты тех или иных блюд, но и интересные сведения о стране, кулинарии, о связи блюд с историей страны. На последнем итоговом уроке у нас проходит конкурс-презентация национальных блюд, приготовленных самостоятельно девочками на уроке, оформление стола и показ презентации об особенностях национальной кухни и сведений о стране. Одноклассники и учителя, преподающие в этих классах, становятся гостями и судьями конкурса. Воспитание культуры толерантности у школьников предусматривает следующий результат приобщения к культуре мира: дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества; обучение через общение основано на умении принять чужую точку зрения и поддержке; атмосфере, способствующей честности открытости; на поощрении и руководстве; на полном согласии и доверии учеников. Учитель и ученик - часть одной команды, они работают над достижением общей цели!
Использованная литература:
1. Энциклопедический словарь-1980г. 1348с.
2. Даль В. Толковый словарь 1983г.-1600с.
3. Подобед Н.Н. Педагогические условия формирования толерантности
общения учащихся в школе-Алматы, 2007г.-180с.
4. Алдашева К. Б. Толерантность к чужой культуре и ценности
Просмотр содержимого документа
«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ. »
УДК 367.
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ.
Исаева Е.С.
Общеобразовательная средняя школа №3 г.Жезказган
В современном мире слово толерантность стало не просто широкоупотребительным и модным, его активизация отражает актуальность самой проблемы межличностного и социального взаимодействия людей. Оно происходит от латинского глагола tolerate (переносить, выдерживать, терпеть). При этом перевод и трактовка слова “толерантность” в разных культурах неоднозначны.В русском языке слово толерантность в его "ментальном", а не "биологическом, медицинском" значении является сравнительно недавним заимствованием. «Способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам» - в русском языке означает «толерантность» [1].
Владимир Иванович Даль отмечает, что по смыслу терпимость связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие [2].
Нетерпимость же проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Казахстанский педагог Н.Н. Подобед основной упор в понятии толерантности делает на чувстве терпимости, согласия и доверия [3].
«Толерантность» - это достаточно сложный термин с целым рядом нюансов. За время работы в школе наш школьный предмет неоднократно менял свое название – труд, домоводство, обслуживающий труд, а теперь технология, во все времена ученикам прививались такие понятия как умение работать в коллективе, уважать человеческое достоинство и различия между людьми, уметь и мирно разрешать конфликт и всегда учили решать проблемы черезсотрудничество.Безусловно, современное общество изменилось, и эти изменения надо принимать с пониманием ситуации. Агрессивность, индивидуализм, нетерпимость не должны стать основными направляющими нашей жизни и понятие толерантного отношения в коллективе мы должны обозначит как одну из основ воспитательного процесса с самого раннего возраста. Принятие и понимание того, что каждый человек - уникальная личность, уважение различий между людьми с младших классов внедрятся в сознание учащихся, но толерантность не должна восприниматься как соглашательство, индифферентность и ущемление собственных интересов. Школа, как место социализации, должна стать центром воспитания толерантности, так как толерантность является важным фактором устойчивости не только школы, но и общества. Уроки технологии представляют учителю большое поле деятельности в рамках воспитания толерантности у учащихся. Работа в команде, разделение обязанностей позволяет донести до ребят понимание принципа взаимозависимости, как основы совместных действий приучает к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, наглядно показывает, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество. Национальный состав учащихся, взаимодействие различных этнических групп не является большой проблемой. Персептивная сторона общения построена на формировании образа другого человека. Это достигается умениемпонять через внешние действия человека его внутренний мир, его психологические особенности, которые так причудливо отражаются в поведении.
Нурланова Асем Нурлановна заведующая кафедрой «Педагогика и психология», доцент КАСУ под этнической толерантностью понимает «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной»//из выступления по телевидению//. По-настоящему узнать нравы и обычаи страны можно лишь, познакомившись с блюдами национальной кухни. Как сама еда, так и способы ее приготовления, а также ритуалы употребления пищи способны сказать о быте и культуре гораздо больше, чем какие-либо учебные пособия. Программа по технологии в разделе «Технология приготовления пищи» предусматривает знакомство детей с обычаями, традициями национальной кухни. Кыргызстанский педагог К.Б. Алдашева связывает развитие толерантности как готовности к усвоению ценного социального опыта других народов с развитием гражданской зрелости и осознанием особенностей своего народа, своих традиционных ценностей и современных проблем [4].
На уроках и внеклассных мероприятиях вместе с детьми мы совершаем заочные путешествия, знакомясь с другими странами, нравами и обычаями их жителей, технологией приготовления тех или иных национальных блюд. Начиная с 5 класса при приготовлении программных блюд я останавливаю внимание на национальной принадлежности того или иного блюда, его особенностях и общности с блюдами других национальных кухонь. Итоговым уроком в 5 классе у нас проходит так называемое «КАФЕ» когда девочки готовят самостоятельно по технологической карте выбранное блюдо, которое уже готовили на уроке, приглашают в гости мальчиков и учителей. На этом занятии практически применяются навыки застольного этикета, приема гостей и толерантного взаимодействия.
В 6 классе, когда девочки уже постарше и более умелые, я посвящаю весь раздел: технологии приготовления пищи, изучению «Казахской национальнойкухни». Как итог на последнем уроке проводятся презентации команд «Чему мы научились на уроках кулинарии в 6 классе» и самостоятельное приготовление выбранных блюд, национальных блюд с рассказом о народных традициях.
Путешествуя по Казахстану, мы не забываем, что наша страна многонациональна. Сегодня в нашей школе учатся дети разных национальностей и вероисповеданий и в 7 классе внимание уделяется национальным кухням мира и в частности тем национальностям, которые представлены в нашей школьной стране. По темам уроков учащиеся предлагают приготовить свои национальные блюда: плов, "пиперки палнены" ("чушки") фаршированные овощи, драники и конечно разные казахские деликатесы: (бес бармак, бауырсаки, куырдак…) На урок девочки приносят не только рецепты тех или иных блюд, но и интересные сведения о стране, кулинарии, о связи блюд с историей страны. На последнем итоговом уроке у нас проходит конкурс-презентация национальных блюд, приготовленных самостоятельно девочками на уроке, оформление стола и показ презентации об особенностях национальной кухни и сведений о стране. Одноклассники и учителя, преподающие в этих классах, становятся гостями и судьями конкурса. Воспитание культуры толерантности у школьников предусматривает следующий результат приобщения к культуре мира: дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества; обучение через общение основано на умении принять чужую точку зрения и поддержке; атмосфере, способствующей честности открытости; на поощрении и руководстве; на полном согласии и доверии учеников. Учитель и ученик - часть одной команды, они работают над достижением общей цели!
Использованная литература:
1. Энциклопедический словарь-1980г. 1348с.
2. Даль В. Толковый словарь 1983г.-1600с.
3. Подобед Н.Н. Педагогические условия формирования толерантности
общения учащихся в школе-Алматы, 2007г.-180с.
4. Алдашева К. Б. Толерантность к чужой культуре и ценности