Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по литературному чтению 3 класс.»
Тема «Красна речь пословицей», 3 класс
Цели урока:
1. Обобщить знания учащихся о пословицах, как одном из видов устного народного творчества.
2. Развивать устную речь учащихся, память, внимание.
Оборудование:
1.Плакаты с пословицами: «Красна речь пословицей», «Пословица недаром молвится».
2.Листы (на каждой парте) с выписанными на них пословицами, без обозначения тематики.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Основная работа с учащимися.
Учитель. В давние времена, когда не было письменности, люди создавали сказки, загадки, пословицы и поговорки, где выражали свои мысли, чувства, и передавали из уст в уста. Так появился фольклор, или устное народное творчество. Найдите в данных высказываниях (на плакатах): «Красна речь пословицей», «Пословица недаром молвится», на ваш взгляд главные ключевые слова.
Ученик. Это слово - Пословица.
Учитель. Правильно.
Пословица - жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себя какое-то поучение.
Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.
Открываем первую страницу нашего журнала:
«Чтение - лучшее учение».
Учитель. Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме
страницы.
Ученики. «Книга для ума - что теплый дождик для всходов».
«Книга поможет в труде, выручит в беде».
«Кто много читает, тот много знает».
«Грамоте учиться - всегда пригодиться».
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть».
Учитель. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Книга является надежным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научиться ими лучше управлять, сельский труженик - о том, как успешнее собрать хороший урожай, врач - о том, как помочь людям стать здоровыми, учитель — о том, как учить и воспитывать своих учеников. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того, мы должны бережно относиться к книгам.
Появляется Незнайка.
Незнайка. Я к вам обращаюсь, товарищи дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в доме. Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Ребята, помогите ответить на вопросы:
Что означает слово «библиотека»?
Что такое «читательский формуляр»?
На чем была написана первая книга?
Игра «Ромашка» {на больших лепестках написаны названия книги, а на маленьких — их авторы, нужно правильно вместить лепестки):
«Волшебник изумрудного города» А. Волков
«Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстой
«Дети капитана Гранта» Ж. Верн
«Остров сокровищ» Р. Стивенсон
«Конек - Горбунок» П. Ершов
Вопрос. Так какие пословицы о чтение вы знаете? Открываем вторую страницу журнала:
«Дерево сильно корнями, а человек — трудом».
Учитель. Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страниц.
Ученики.
«Без труда мечта мертва».
«Без труда не вытянешь рыбку из пруда».
«Без труда ничего не дается».
«Землю красит солнце, а человека — труд».
«Птица крепнет в полете, а человек — в труде».
«Деревья смотрит в плодах, а человека смотри в делах».
Учитель. Объясните значение той пословицы, которая вам больше понравилась.(0бъяснения учащихся).
Ученики. Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба —
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
Учитель. Сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд - учеба, хорошие, крепкие знания. Они помогут вам в будущем получить интересную профессию. А сейчас я вам предлагаю загадки о профессиях.
Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его не легок и не прост,
Как космонавт, плывет он среди звезд. (Водолаз)
Мастер, мастер, помоги —
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди -
Мы пойдем сегодня в гости. (Сапожник)
Ему нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней - сноровка. (Слесарь)
Открываем третью страницу журнала:
«Птица сильна крыльями, а человек - дружбой».
Учитель. Из предложенных пословиц найдите те, которые соответствуют теме.
Ученики. «Человек без друга - что земля без воды».
«Человек без друзей — что дерево без корней».
«Друга ищи, а найдешь - береги».
«Друзья познаются в беде».
«Старый друг лучше новых двух».
«Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду в глаза скажет».
«Будь сам другом и тебе помогут в беде».
Учитель. (Задает вопросы.)Ребята, а как вы понимаете значение пословицы:
«Человек без друга - что земля без воды»?
А какие песни о дружбе вы знаете? (Дети называют песни.)
-Так каким должен быть настоящий друг?
Физминутка под мелодию песни «Когда мои друзья со мной» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича).
Открываем четвертую страницу журнала:
«Счастье не ищут, а делают».
Учитель. Укажите из представленных пословиц те, которые соответствуют теме
страницы.
Ученики.
«Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается».
«Счастье без ума - дырявая сума: где найдешь, там и сгубишь»
Учитель. Некоторые люди говорят, что счастье — это богатство, деньги , но ведь настоящее счастье за деньги не купишь. Ошибаются и те, кто считает, что счастье — в славе. Добрая слава, действительно, радует человека. А от худой славы он не знает как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.
Чтение и обсуждение рассказа Н.Богданова «След человека». Вопрос. Так какова же главная мысль рассказа?
СЛЕД ЧЕЛОВЕКА. (Рассказ)
Однажды Володя и его старший брат Саша заблудились в лесу. Грибы из заманили. Это бывает, - сорвешь один, а другой издали сам в корзину просится. Так от подберезовика к подосиновику, от боровика к опенку и забрели братья далеко в лес. Наполнили корзину, пора возвращаться , а куда идти, не знают. Аукались, никто не отозвался...
Саша не любит волноваться родителей понапрасну. Стал искать тропинку. Немало их было в лесу, да все не те попадались. Пойдут по одной, а это медведь протоптал: ишь, малину поломал. Пойдут по другой, а это лосиная: сохатый кору с деревьев содрал, рогами ветки посшибал. По звериному следу пойдешь - далеко зайдешь.
Встревожился Саша. А Володя вдруг кричит: - Саша, Саша, вот след человека!
И верно, смотрят братья - поперек заболоченного ручья перекинуты жерди. Таких следов никто, кроме людей, не оставляет. Перешли через ручей, не замочив ног, и пошли по едва заметной стежки. Давно здесь кто-то прошел. Следы травой поросли, хвоей засыпаны. Их почти не видно, если бы не приметы, что оставил человек. Вот ковшик берестяной висит на сучке, а под ним тоненькой струйкой родничок журчит, расчищенный старательными руками. Попей, усталый путник, свежей воды и шагай.
Вон старый дубовый стук лежит в стороне. Свисал он над тропинкой, надломленный бурей, а кто- то его обрубил и прочь оттащил. Убрал с дороги опасность.
Саша хмурился. Нехорошо, если папа и мам хватится их да встревожатся. И хотя ничего страшного нет, скоро выберутся, Володю жалко: ведь он еще маленький.
Оглянулся Саша, а Володя, раскрасневшийся, разомлевший от лесной духоты, идет и счастливо улыбается.
Чему ты радуешься? - удивился Саша. - Отчего тебе так весело?
- Мне приятно идти по следам человека, - ответил Володя, - ты посмотри,
сколько хорошего он оставил на своем пути. Каждый шаг радуется.
Саша оглянулся на тропинку, с лица его исчезло озабоченное выражение, и он
сказал:
- Вот так и жизнь надо пройти, Володя, оставил след своих добрых дел!...
Н.Богданов
Открываем пятую страницу журнала:
«Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».
Учитель. Укажите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме
страницы.
Ученики.
«Родина — мать, умей за нее постоять».
«На чужой сторонушке рад своей воронушке».
«Своя земля и в горсти мила».
«Только тому почем будет, кто Родину не словом,
а делом любит».
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает Старый дом,
в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка — скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно,
вспомнится Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная, но у всех она одна!
Незнайка проводит с детьми игры.
Викторина пословиц.
Кто много читает... (тот много знает). Поздно встаешь...(мало сделаешь). Мир освещается солнцем...(а человек знанием). Что одному не под силу... (легко коллективу). Не красна изба углами... (красна пирогами).
Слон - москвич, в столицу он
Был слонёнком привезён
Из соседней из страны,
Той, где водятся слоны!
(В. Берестов)
В библиотеке
В субботу мы были в библиотеке. Нам показали
Разные сборники сказок и басни Крылова.
Мы рассматривали картинки, а Вова рассказал басню
Крылова о вороне и лисе. Нам было интересно.
Мы запомнили из басни слова: ( Сыр выпал - с ним былаПлутовка такова).
Загадки
Без рук, без ног,
А ворота открывают.
Без рук рисует,
Без зубов кусает.
В гору бегом,
А с горы кувырком.
Скороговорки
У ёлки иголки колки.
Сеня вёз воз сена.
Баю, баю, баюшок.
Кладу Машу на пушок-
На пуховую кровать,
Будет Маша крепко спать.
ИГРА «ПО ДВУМ СЛОВАМ ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ».
Коса - камень «Нашла коса на камень»
Дело - мастер «Дело мастера боится»
Труд - лень «Труд человека кормит, а лень портит».
Язык – дело «Не спеши языком, торопись делом».
Лес - дрова «Чем дальше в лес, тем больше дров».
ИГРА «СЕМЬ И ОДИН».
Назовите пословицы, в которых употреблены числа 7 и 1.
«Семеро одного не ждут».
«Семь раз отмерь, один раз отрежь».
«Семь бед- один ответ».
«Семеро с ложкой, один с сошкой».
Дети показывают инсценировку«Кончил дело — гуляй смело».